СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение исследовательского метода на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение исследовательского метода на уроках математики»

Маласова Елизавета Дамбаевна, учитель математики МАОУ СОШ № 48, г. Улан-Удэ

Применение исследовательского метода на уроках математики

(из опыта работы)


Человеку от природы свойственна склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому, надо так организовать учебную деятельность, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки.

Именно поэтому я считаю полезным прививать учащимся интерес к исследованию.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. 

В своей работе я часто использую уроки-исследования для усвоения учениками новых знаний. Важно закрепить и развить умения определять проблему, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку с помощью анализа, сравнения или классификации.

Исследовательский метод помогает ученикам самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Учебно-исследовательскую деятельность можно организовать на многих уроках математики. В 5 и 6 классах это такие темы: «Обыкновенная дробь», «Десятичная дробь», «Треугольник и его виды», «Пропорция», «Проценты», «Круговые и столбчатые диаграммы», «Решение уравнений», «Осевая и центральная симметрии», «Длина окружности», «Координатная плоскость» и т.д. . Предлагаю фрагменты некоторых уроков, которые я проводила с ребятами.

1. Практическая работа по теме: «Вычисление длины окружности, нахождение числа π». Взять любой круг, банку, кружку, обвести по контуру на бумагу, измерить диаметр получившейся окружности, вычислить радиус. Выложить по окружности нить и измерить длину получившейся нити. Найти отношение длины окружности к ее диаметру.
Провести несколько таких экспериментов с разными кругами, сопоставить результаты, сделать вывод.

2. Урок-практикум по теме: «Круговые и столбчатые диаграммы». Детям предлагается несколько задач, к которым они должны составить модель задачи. Обязательно найдутся в классе ученики, которые предложат модель в виде диаграмм линейных, столбчатых, круговых. Делается обобщение, что человек лучше понимает и запоминает информацию, которая может быть представлена наглядно. Её легко обрабатывать и анализировать. Учащимся предлагается самим составить задачи на построение диаграмм. Эта работа выполняется в группах или парах.

3. В 5 классе, при изучении темы «Треугольник и его виды», рассматривается задача о нахождении суммы углов треугольника. Детям предлагается построить треугольник по трём углам:

1) 70˚, 90˚, 40˚; 2) 80˚, 20˚, 50˚; 3) 60˚, 50˚, 70˚

В случае 1) и 2) учащиеся не могут выполнить построение, только в третьем случае строят треугольник по трём заданным углам. На основе выполненной работы и анализа данных делается предположение о сумме углов треугольника. Для проверки предположения ученикам предлагается построить в тетрадях треугольник, измерить углы и найти их сумму.

На уроках дети исследуют известные факты, они только для них самих новые. Но уже на этом уровне школьники учатся использовать методы науки. Исследовательский метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, приводит к хорошему усвоению материала, к развитию мышления и способностей учащихся.