СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья была написана для сборника  "Современная школа: проблемы, методика, технологии".

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

По свидетельству социологов, в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы требуют развития новых качеств личности: мобильности, креативности, самоконтроля и саморегуляции. Развитие личности, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача: научить работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Никогда прежде система образования не готовила учащихся к жизни в таких динамично изменяющихся условиях. Центральной задачей для учащихся является научиться находить знания, критически мыслить. Они должны уметь воспринимать новую информацию, тщательно и критично её исследовать, а также уметь уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, уметь подвергать идею легкому скепсису, проверять отдельные идеи на возможность их использования. Перестройка школы, совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от учителя особого внимания к развитию критического мышления учащихся. Технология РКМЧП относится к инновациям  – трансформациям, которые направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию учебно-познавательной поисковой деятельности. Этот  подход к обучению  предполагает формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, применения их в новых  условиях, формирование  опыта творческой деятельности  в сочетании с выработкой ценностной ориентации.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Три основные фазы в новой педагогической технологии: вызов; реализация (осмысление); рефлексия.

Итак, как применить технологию критического мышления на уроках русского языка и литературы?

Как лучше организовать урок.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащегося к учебной деятельности; побудить его к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Основные методические приёмы работы: метод Инсерт (insert),

разбивка на кластеры, интерактивная стратегия, творческая форма рефлексии – синквейн, «корзина» идей, понятий, имен, учебный мозговой штурм, написание эссе, лекция со стопами, стратегия «толстые» и «тонкие» вопросы.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках проявляется не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем; создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок – семинар, урок – лекция, урок – беседа, урок – практикум, урок – экскурсия, урок – исследование, урок – игра, урок – КВН, урок - защита проекта, урок – диспут, урок – конференция, урок - театрализованное представление, урок – маскарад, урок – путешествие, урок – зачет. Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно использовать нестандартные, творческие элементы в рамках традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и задание по типу «найди лишнее», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания: творческая работа, лингвистическое исследование текста, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, рисование обложек к литературным произведениям, художественное чтение, инсценировка художественного произведения, создание самостоятельных литературных произведений различных жанров, продолжение неоконченных произведений, наблюдение за природой, подготовка словарных диктантов, составление конспекта, опорных таблиц. Такие домашние задания помогают избежать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться. А ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Литература

1. Муштавинская И.В. Рефлексивные модели обучения. Технология развития критического мышления. – Режим доступа: http//volchki.ru/print:page,1,74-mushtavinskaja-i.v.refleksivnye-modeli.html (7 февраля 2009) (стр.308-313)

2. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. Москва, Народное образование, 1998 г.

3. Суворова Н.Г. Методическое пособие по праву для 7-го класса. – М., издание РФПР, 2002г.

4. Чернавская А.П. РКМПЧП как педагогическая технология

Н. Новгород, 2001 г.