СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная структура коррекционного занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не зависимо от организационной формы коррекционного занятия (групповая или индивидуальная) его организация должна:

  • отвечать офтальмо-гигиеническим требованиям, предъявляемым к работе детьми с нарушениями зрения;
  • иметь определенную структуру, которая, в свою очередь, определяется соотношением и последовательностью этапов занятия, способствующих решению поставленных перед коррекционным занятием задач.

Просмотр содержимого документа
«Примерная структура коррекционного занятия»

Примерная структура коррекционного занятия


Не зависимо от организационной формы коррекционного занятия (групповая или индивидуальная) его организация должна:

  • отвечать офтальмо-гигиеническим требованиям, предъявляемым к работе детьми с нарушениями зрения;

  • иметь определенную структуру, которая, в свою очередь, определяется соотношением и последовательностью этапов занятия, способствующих решению поставленных перед коррекционным занятием задач.

В начальной школе чаще всего коррекционное занятие имеет традиционную структуру, включающую ряд этапов.

В качестве первого структурного этапа коррекционного занятия выступает организационная часть (организационный момент). На организационный момент занятий, проводимых со слепыми и слабовидящими, следует обратить особое внимание, так как от его продуманности и организации во многом будет зависеть эффективность реализации последующих этапов. Именно на этом этапе необходимо, с одной стороны, организовать школьников, подготовить их к работе на занятии, вызвать интерес к изучаемому материалу, открыть личностный смысл той работы, которой школьники будут заниматься на занятии, с другой — четко обозначить не только тему занятия, но и то, что школьники должны делать на занятии и к какому результату должны прийти в конце занятия.

Второй этап занятия должен быть связан с актуализацией тех знаний, умений, навыков, компенсаторных способов деятельности, на которые можно опереться при объяснении нового материала. Эффективность данного этапа в значительной степени определяет успешность овладения слепыми и слабовидящими специальными знаниями, умениями, навыками и компенсаторными способами деятельности. Влияние данного этапа на успешность овладения новым учебным материалом детерминируется тем, что он будучи включенным в систему уже имеющихся у обучающихся знаний, умений, навыков, способов деятельности позитивно будет влиять на его понимание и запоминание. Кроме того, актуализация имеющихся у слепых и слабовидящих школьников знаний, умений, навыков, способов деятельности не только препятствует их забыванию, но и способствует их обогащению и развитию.

В ходе третьего этапа занятия, как правило, осуществляется знакомство слепых и слабовидящих с новыми специальными знаниями, умениями, навыками и компенсаторными способами деятельности. В ходе объяснения и показа нового учебного материала в качестве приоритетной целевой установки выступает необходимость организации процесса знакомства с ним таким образом, чтобы обеспечить обучающимся, имеющим разную глубину и характер зрительных нарушений, различную клиническую картину, наиболее оптимальные условия для его непосредственного восприятия и предоставить им необходимую помощь в его осознании. Причем в ходе усвоения учебного материала, необходимо особое внимание уделить формированию компенсаторных способов деятельности, что достигается путем организации работы обучающихся по образцу (эталону), с определенной последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой, с использованием специальных приемов, реабилитационно-образовательного оборудования, тифлоприборов, адаптированных под познавательные возможности обучающихся, средств наглядности и др.

В ходе четвертого этапа коррекционного занятия, направленного на закрепление полученных специальных знаний, умений, навыков, компенсаторных способов деятельности, целесообразно использовать практические методы, обеспечивать связь нового материала с практической деятельностью, повседневной жизнедеятельностью слепых и слабовидящих детей.

Пятый этап коррекционного занятия должен быть направлен на обогащение усвоенных знаний, умений, навыков, способов деятельности (в том числе и компенсаторных) и их применение на практике. Основное внимание должно уделяться развитию самостоятельности обучающихся в процессе выполнения заданий, готовности к их творческому применению в новых условиях.

Шестой этап коррекционного занятия должен быть связан с подведением итогов работы, проверкой и оценкой деятельности школьников. Что касается подведения итогов, то оно должно быть кратким, четким с указанием того, что удалось и что не удалось обучающимся, что требует дальнейшей доработки.