Примерная структура коррекционного занятия
Не зависимо от организационной формы коррекционного занятия (групповая или индивидуальная) его организация должна:
отвечать офтальмо-гигиеническим требованиям, предъявляемым к работе детьми с нарушениями зрения;
иметь определенную структуру, которая, в свою очередь, определяется соотношением и последовательностью этапов занятия, способствующих решению поставленных перед коррекционным занятием задач.
В начальной школе чаще всего коррекционное занятие имеет традиционную структуру, включающую ряд этапов.
В качестве первого структурного этапа коррекционного занятия выступает организационная часть (организационный момент). На организационный момент занятий, проводимых со слепыми и слабовидящими, следует обратить особое внимание, так как от его продуманности и организации во многом будет зависеть эффективность реализации последующих этапов. Именно на этом этапе необходимо, с одной стороны, организовать школьников, подготовить их к работе на занятии, вызвать интерес к изучаемому материалу, открыть личностный смысл той работы, которой школьники будут заниматься на занятии, с другой — четко обозначить не только тему занятия, но и то, что школьники должны делать на занятии и к какому результату должны прийти в конце занятия.
Второй этап занятия должен быть связан с актуализацией тех знаний, умений, навыков, компенсаторных способов деятельности, на которые можно опереться при объяснении нового материала. Эффективность данного этапа в значительной степени определяет успешность овладения слепыми и слабовидящими специальными знаниями, умениями, навыками и компенсаторными способами деятельности. Влияние данного этапа на успешность овладения новым учебным материалом детерминируется тем, что он будучи включенным в систему уже имеющихся у обучающихся знаний, умений, навыков, способов деятельности позитивно будет влиять на его понимание и запоминание. Кроме того, актуализация имеющихся у слепых и слабовидящих школьников знаний, умений, навыков, способов деятельности не только препятствует их забыванию, но и способствует их обогащению и развитию.
В ходе третьего этапа занятия, как правило, осуществляется знакомство слепых и слабовидящих с новыми специальными знаниями, умениями, навыками и компенсаторными способами деятельности. В ходе объяснения и показа нового учебного материала в качестве приоритетной целевой установки выступает необходимость организации процесса знакомства с ним таким образом, чтобы обеспечить обучающимся, имеющим разную глубину и характер зрительных нарушений, различную клиническую картину, наиболее оптимальные условия для его непосредственного восприятия и предоставить им необходимую помощь в его осознании. Причем в ходе усвоения учебного материала, необходимо особое внимание уделить формированию компенсаторных способов деятельности, что достигается путем организации работы обучающихся по образцу (эталону), с определенной последовательностью, этапностью и темповой нагрузкой, с использованием специальных приемов, реабилитационно-образовательного оборудования, тифлоприборов, адаптированных под познавательные возможности обучающихся, средств наглядности и др.
В ходе четвертого этапа коррекционного занятия, направленного на закрепление полученных специальных знаний, умений, навыков, компенсаторных способов деятельности, целесообразно использовать практические методы, обеспечивать связь нового материала с практической деятельностью, повседневной жизнедеятельностью слепых и слабовидящих детей.
Пятый этап коррекционного занятия должен быть направлен на обогащение усвоенных знаний, умений, навыков, способов деятельности (в том числе и компенсаторных) и их применение на практике. Основное внимание должно уделяться развитию самостоятельности обучающихся в процессе выполнения заданий, готовности к их творческому применению в новых условиях.
Шестой этап коррекционного занятия должен быть связан с подведением итогов работы, проверкой и оценкой деятельности школьников. Что касается подведения итогов, то оно должно быть кратким, четким с указанием того, что удалось и что не удалось обучающимся, что требует дальнейшей доработки.