Тема: «Применение игровых технологий во внеурочной деятельности на подвижных играх в начальной школе (3 класс)».
Название проекта: «Игры наших бабушек и дедушек»
Составила: учитель физической культуры
МБУ СОШ № 64
Корпушова Светлана Николаевна
Проект называется « ИГРЫ НАШИХ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК»
Цель и задачи проекта:
Цель исследования: Изучение и возрождение забытых игр.
Задачи исследования:
1. Изучить игры бабушек и дедушек.
2. Исследовать наиболее интересные игры.
3. Проследить как изменялись игры на протяжении десятилетий.
4. Возродить непопулярные сейчас игры.
Предмет исследования: русские народные игры.
Методы исследования:
Подбор и изучение материала по теме.
Опрос в форме анкетирования бабушек и дедушек.
Устный опрос учащихся 2-4 классов.
Опрос в форме анкетирования учащихся 2-4 классов.
Основополагающий вопрос: Смогли бы дети прожить без игр?
Проблемные вопросы: Почему в разное время у детей разные игры?
Учебные вопросы:
В какие игры играли наши бабушки?
В какие игры играли наши дедушки?
В какие игры играют дети?
Какие знают считалки, которые проводят перед началом игры?
Предполагаемый результат (гипотеза): Игры наших бабушек и дедушек отличаются от современных.
Провела исследование о играх наших бабушек и дедушек.
В ходе проекта были привлечены учащиеся.
Исследование: искала информацию в разных источниках. Читала книги, беседовала со взрослыми, заглядывала в интернет. Знакомилась с правилами игр. В ходе выполнения проекта познакомилась с различными видами подвижных игр и узнала, как изменились подвижные игры с течением времени.
В ходе работы над проектом выяснила, что практически все игры сопровождались считалками, зазывалками, кричалками. Например:
Опрос бабушек и дедушек: провела анкетирование бабушек и дедушек, чтобы выяснить, во что они играли. В анкетировании участвовало 26 человек (бабушки и дедушки). Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта.
Игры в которые играли бабушки и дедушки
Название игр | Бабушки (кол-во чел.) | Любимая игра (кол-во чел.) |
Лапта | 14 | 8 |
Городки | 6 | 2 |
Казаки-разбойники | 2 | 2 |
Прятки | 8 | 4 |
Жмурки | 3 | - |
Войнушки | 4 | 1 |
Куклы | 2 | 2 |
Дочки-матери | 2 | 2 |
Классики | 3 | 2 |
Чижик | 7 | 4 |
Ножички | 2 | - |
Выжигало | 6 | 2 |
Резиночка | 3 | 1 |
12 палочек | 5 | 3 |
Чехарда | 1 | 1 |
Устный опрос ребят 2-4 класса.
В устном опросе участвовало 24 человека в возрасте 9-11 лет.
«Играете ли вы в какие-нибудь игры кроме компьютерных?»
Да – 97%; нет – 3%.
«В какой компании вы любите играть больше всего?»
Только со взрослыми – 9%;
Только с детьми – 32%;
В смешанной компании (взрослые и дети) – 45%;
Один – 2%.
Таким образом, в настоящее время большинство детей любят совмещать компьютерные и народные игры. Очень жаль, что есть ребята, которые живут только в виртуальном мире, потому что радость живой игры никогда не сможет заменить компьютер. И как хорошо, что разные поколения могут тесно взаимодействовать в одной игре, делиться опытом и навыками, помогать друг другу и радоваться успехам.
Провела анкетирование ребят 2-4 класса, чтобы выяснить, во что играют дети сейчас.
Игры в которые играют школьники
Название игр | Количество человек | Любимая игра (кол-во чел.) |
Прятки | 22 | 7 |
Куклы | 4 | 1 |
Дочки-матери | 2 | 1 |
Классики | 3 | - |
Казаки-разбойники | 14 | 5 |
Резиночка | 2 | 2 |
Вышибалы | 20 | 15 |
Догонялки(салки) | 32 | 10 |
Компьютерные игры | 24 | 20 |
Тетрис | 5 | 1 |
Футбол | 18 | 6 |
Пионербол | 10 | 4 |
Ручной мяч | 20 | 14 |
Стрелялки | 4 | 1 |
Итоги анкетирования: наши бабушки и дедушки, как и учащиеся начальной школы, любили играть в игры. Отличие в том, что во времена детства наших бабушек и дедушек не было компьютеров, наверное, поэтому наши бабушки и дедушки знают намного больше подвижных игр, чем школьники нашего времени.
Игры ребят совпадают с играми наших бабушек и дедушек. Ребята играют в догонялки (или по-другому в салки)-32 человека, вышибалы (выбивной)-53 чел.,, стрелялки (войнушка)-36 чел., в прятки -22 человека, Также дети играют в классики, дочки-матери, куклы. Игры, которые предпочитают современные дети – это салки, прятки, вышибалы. А любимые игры – компьютерные. Почти половина детей сидят за компьютерными играми, и они для ребят находятся на первом месте. Дети играют и в спортивные игры. Из таблицы видно, что никто из ребят не играют в такие игры как, чижик, чехарда, лапта, ножички, в которые играли наши бабушки.
«Прятки», « Жмурки»- это знаем,
Сами часто так играем!
А «Лапта» и «Чехарда»,
Как играть в них?
Ах, беда....?
Ученикам понравились неизвестные для них игры: лапта, чехарда, 12 палочек . Мы изучили правила этих игр, и на подвижных играх провели праздник «День игр наших бабушек и дедушек».
И стало нам теперь понятно,
Что Интернет не так занятно,
Что так с друзьями играть лучше,
Хотите мы и вас научим?
И теперь будем во дворе мы друг друга ждать, в разные игры играть.
школьники захотели сделать книжки- малышки. Разместили в них считалки, завывалки, кричалки, а также правила «игр наших бабушек и дедушек»
Заключение.
Гипотеза подтвердилась не полностью.
В ходе исследования выяснилось, что есть интересные игры, которые школьники не знают, но в которые играли их бабушки и дедушки, например: лапта, чехарда, чижик.
Если наши бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают спортивные игры и компьютерные игры
Многие игры остаются любимыми у детей всех поколений: стрелялки (войнушки), догонялки (салки), вышибалы (выбивалы), сохраняя условия, но меняя названия.
Некоторые неизвестные игры с учащимися мы уже разучили, а некоторые остались неизученными.
Школьники узнали правила игр, разучили считалки, научились в них играть. Игры, в которые играли наши бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер.
Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила.
С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры). Безусловно, это все хорошо. Кроме того, дети, которые обращаются «на ты» с компьютером, чаще чувствуют себя более уверенными в современной жизни. Они легче адаптируются к разным ситуациям, быстрее обучаются пользоваться бытовыми приборами, им легче дается в будущем.
Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка.
В игре закладывается стремление преодолевать неудачи, радоваться успеху, умение постоять за себя и чувство справедливости.
Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Детские игры воспитывают, развивают в ребенке милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка.
Отвечая на вопросы проекта, искала информацию в различных источниках, сравнивала, анализировала, обобщала результат.
Чтобы возродить народные игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научиться в них играть. Будут школьники в них играть и разучивать новые.
О играх много знаем мы,
И в тоже время мало,
Им нужно дать вторую жизнь,
Чтоб веселей всем стало!
Спасибо за внимание!