Примерная ПРОГРАММа
профессионального модуля
ПМ 04. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии/специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
(программа подготовки специалистов среднего звена)
2
016
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики (далее ГОС СПО ЛНР) по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Авторы примерной программы:
Тришкин Э.И. – преподаватель спецдисциплин Алчевского строительного колледжа Донбасского Государственного технического университета
Шишкина Л.Н. – мастер производственного обучения 1 категории, преподаватель-методист Алчевского строительного колледжа Донбасского Государственного технического университета
Кривоконь Н.П. - мастер производственного обучения 1 категории, старший преподаватель Алчевского строительного колледжа Донбасского Государственного технического университета
Воротнев Ю.В.- исполняющий обязанности начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Алчевска
Псюк В. В.- заведующий кафедрой «Строительные конструкции» Донбасского Государственного технического университета
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
-
| ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
| результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
-
| примерная СТРУКТУРА и примерное содержание профессионального модуля | 8 |
-
| условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 20 |
| Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 23 |

1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация видов работ и реконструкции строительных объектов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий.
ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений.
ПК 4.3. Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.
ПК 4.4. Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и реконструкции здания.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании по специальности СПО 08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями учащийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- участия в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий и сооружений;
- организации работ по технической эксплуатации зданий и сооружений в соответствии с нормативно-техническими документами ;
- выполнения мероприятий по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений;
- осуществления мероприятий по оценке технического состояния конструкций и элементов зданий;
- осуществления мероприятий по оценке реконструкции зданий и сооружений;
уметь:
- выявлять дефекты, возникающие в конструктивных элементах здания;
- устанавливать маяки и проводить наблюдения за деформациями;
- вести журналы наблюдений;
- работать с геодезическими приборами и механическим инструментом;
- определять сроки службы элементов здания;
- применять инструментальные методы контроля эксплуатационных качеств конструкций;
- заполнять журналы и составлять акты по результатам осмотра;
- заполнять паспорта готовности объектов к эксплуатации в зимних условиях;
- устанавливать и устранять причины, вызывающие неисправности технического состояния конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий;
- составлять графики провидения ремонтных работ;
- проводить гидравлические испытания систем инженерного оборудования;
- проводить работы текущего и капитального ремонта;
- выполнять обмерные работы;
- оценивать техническое состояние конструкций зданий и конструктивных элементов;
- оценивать техническое состояние инженерных и электрических сетей, инженерного и электросилового оборудования зданий;
- выполнять чертежи усиления различных элементов зданий;
- читать схемы инженерных сетей и оборудования зданий;
знать:
- аппаратуру и приборы, применяемые при обследовании зданий и сооружений;
- конструктивные элементы зданий;
- группы капитальности зданий, сроки службы элементов здания;
- инструментальные методы контроля состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий и сооружений;
- методики оценки технического состояния элементов зданий и фасадных конструкций;
- требования нормативной документации;
- систему технического осмотра жилых зданий;
- техническое обслуживание жилых домов;
- организацию и планирование текущего ремонта;
- организацию технического обслуживания зданий, планируемых на капитальный ремонт;
- методику подготовки к сезонной эксплуатации зданий;
- порядок приемки здания в эксплуатацию;
- комплекс мероприятий по защите и увеличению эксплуатационных возможностей конструкций;
- виды инженерных сетей и оборудования зданий;
- электрические и слаботочные сети, электросиловое оборудование и грозозащиту зданий;
- методику оценки состояния инженерного оборудования зданий;
- средства автоматического регулирования и диспетчеризации инженерных систем;
- параметры испытаний различных систем;
- методы и виды обследования зданий и сооружений, приборы;
- основные методы оценки технического состояния зданий;
- основные способы усиления конструкций зданий;
- объемно-планировачные и конструктивные решения реконструируемых зданий;
- проектную, нормативную документацию по реконструкции зданий;
- методики восстановления и реконструкции инженерных и электрических сетей, инженерного и электросилового оборудования зданий.
1.3. Использование часов вариативной части в программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих/ программе подготовки специалистов среднего звена
*- пункт оформляется, если часы вариативной части использовались при разработке программы;
№ п/п | Дополнительные профессиональные компетенции | Дополнительные знания, умения | №, наименования темы | Количество часов | Обоснование включения в программу |
1 | ПК. …. | ………………… ………………… | Тема ………………… | | Требования работодателей |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –765 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки учащихся – 585 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащихся – 390 часа;
самостоятельной работы учащихся – 195 часа;
производственной практики – 180 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение учащимися видом профессиональной деятельности по организации видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1. | Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий |
ПК 4.2. | Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений |
ПК 4.3. | Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий |
ПК 4.4. | Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и реконструкции зданий |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условии частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Быть готовым к смене технологий профессиональной деятельности |
3. Примерная СТРУКТУРА и примерное содержание профессионального модуля
3.1. Примерный тематический план профессионального модуля ПМ 04. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных видов объектов
Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка учащихся | Самостоятельная работа учащихся | Учебная, часов | Производственная, часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 4.1.-4.4. | Раздел 1. Организация технической эксплуатации и обслуживания гражданских зданий и сооружений | 105 | 70 | 30 | - | 35 | - | - | - |
ПК 4.1.-4.4 | Раздел 2. Инженерные сети и инженерное оборудование зданий и сооружений | 105 | 70 | 35 | - | 35 | - | - | - |
ПК 4.1.-4.4 | Раздел 3. Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик элементов здания | 90 | 60 | 35 | - | 30 | - | - | - |
ПК 4.1.-4.4 | Раздел 4. Модернизация и реконструкция зданий | 120 | 80 | 29 | - | 40 | - | - | - |
ПК 4.1-4.4. | Раздел 5. Усиление и восстановление конструктивных элементов зданий и сооружений при реконструкции | 120 | 80 | 66 | - | 40 | - | - | - |
ПК 4.1.-4.4 | Раздел 6. Восстановление и реконструкция инженерных сетей и оборудования зданий | 45 | 30 | - | - | 15 | | | |
| Производственная практика | 180 | | | | | | | 180 |
| Всего: | 765 | 390 | 195 | - | 195 | - | | |
Обязательно заполняются колонки 3, 4, 7, 9, 10. Колонка 3 – это сумма колонок 4, 7, 9,10.
* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
3.2. Примерное содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 04. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных видов объектов
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа учащихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
МДК 04.01. Эксплуатация зданий | | 300 | |
Раздел 1. Организация технической эксплуатации и обслуживания гражданских зданий и сооружений | | 105 |
| Содержание | |
Предмет, цели, задачи курса. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Решения правительственных органов в части строительства и эксплуатации жилых и общественных зданий. Взаимосвязь архитектурного облика здания, его конструктивного решения, стоимости, условий и сроков эксплуатации. Жилищный фонд. Понятие, классификация недвижимости. Жилищный фонд как элемент недвижимости. Оценка недвижимости. Основные цели оценки недвижимости. Решение правительственных органов в части строительства и эксплуатации жилых и общественных зданий, документы по новому жилищному строительству, эксплуатации и приватизации жилищного фонда. Решения правительственных органов в части строительства и эксплуатации жилых и общественных зданий. Жилищная политика новых форм собственности. Документы по новому жилищному строительству, эксплуатации и приватизации жилого фонда. Документы системы планово-предупредительных ремонтов. Документы, регламентирующие прием к эксплуатации новых, капитально отремонтированных и модернизированных зданий. Организационная структура эксплуатационных и ремонтных служб. Централизованное и децентрализованное управление коллективами. Непосредственная, линейная, функциональная структура управления. Права и обязанности инженерно-технических работников и другого эксплуатационного персонала. Зависимость количества отзывов инженерных систем и оборудования зданий от их сложности. Расчёт числа рабочих в диспетчерских и аварийных службах. Методика расчёта аварийно-диспетчерских служб графическим и аналитическим способом. Задачи технической эксплуатации зданий. Правила и нормы технической эксплуатации зданий (техническая эксплуатация зданий и техническое обслуживание элементов зданий). Службы элементов здания. Группы капитальности зданий. Срок службы здания и его элементов в зависимости от группы капитальности. Общие представления об оптимальном, нормативном и действительным сроках службы зданий, конструктивных элементов и инженерного оборудования. Отклонение конкретного значения срока службы от среднего своего значения. Пределы отклонения. Наиболее целесообразные требования к новым отремонтированным и модернизированным зданиям. Методика расчёта среднего срока службы элементов здания. Общие сведения об износе зданий. Критерии оценки износа зданий и его элементов. Физический и моральный износ элементов зданий. Влияние параметров состояния строительного материала на его износ. Факты, вызывающие износ здания. Методы определения физического и морального износа. Нормативный и преждевременный износ элементов зданий. Зависимость межремонтных сроков от уровня организаций технической эксплуатации. Мероприятия по увеличению межремонтных сроков. Положение о проведении планово-предупредительных ремонтов. Оценка технического состояния конструктивных элементов здания в целом. Совокупность мероприятий системы планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания элементов зданий. Порядок назначения зданий на капитальный ремонт. Подготовка и анализ технической документации для капитального ремонта. Текущий ремонт. Обслуживание зданий. Виды, состав и периодичность осмотров конструктивных элементов и инженерных работ. Санитарно-технические, пожарные требования и нормы по содержанию зданий. Комплекс работ по контролю и учёту технического состояния конструкций, инженерных систем и оборудования зданий, создание нормативных условий их функционирования. Инструментальные методы контроля эксплуатационных качеств материалов и конструкций (механические, электрические, геодезические, оптические, ультразвуковые). Аппаратура, применяемая для обследования конструкций зданий. Определение параметров надёжности строительных конструкций, инженерных систем, устройств; параметров микроклимата, освещённости и звукоизоляции помещений; параметров, характеризующих свойства материала и конструкций. Порядок и правила определения физического износа основных конструктивных элементов и здания в целом. Методы защиты конструкций от преждевременного износа. Особенности работы элементов зданий в зимний и весенне-летний периоды. Составление планов подготовки зданий к сезонной эксплуатации. Подготовка отопительных систем и источников теплоснабжения. Утепление зданий. Обеспечение температурно-влажностного режима чердачных помещений. Подготовка к сезонной эксплуатации конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий. Порядок оформления готовности зданий к сезонной эксплуатации. Осенний и весенний осмотр. Составление графиков и актов подготовки зданий к эксплуатации в зимний и весенне-осенний периоды. Основы формирования системы благоустройства. Основные структурно-планировочные образования жилых территорий. Размещение элементов инженерного благоустройства жилых территорий. Социально-бытовое благоустройство жилых территорий. Внешнее благоустройство и озеленение. Санитарное содержание жилых домов и придомовой территории. Мероприятия эксплуатации общественных зданий: административных, культурно-просветительных, научных, учебно-питательных, лечебно-оздоровительных, коммунальных и торговых. | | |
Практические занятия | | |
1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Подготовка технической документации для приемки зданий в эксплуатацию. Расчёт основных характеристик диспетчерских служб. Решение задач на определение физического износа. Решение задач на определение морального износа. Определение сроков службы здания. Определение износа конструктивного элемента здания. Подготовка технической документации для капитального ремонта. Определение микроклимата, освещённости и звукоизоляции помещений. Составление графиков и актов подготовки зданий к эксплуатации в зимний и весенне-осенний периоды. Оформление актов по результатам общих осмотров. Разработка схемы инженерного благоустройства жилых территорий. | |
Лабораторные работы | | |
1 2 3 4 | Исследоваие износа строительных конструкций Определение группы капитальности для различных зданий. Планирование текущего ремонта. Осмотр конструктивных элементов | | |
Самостоятельная работа | | |
- Подготовка документации для оформления разрешений на переустройство зданий - Аварийные и диспетчерские службы в системе технической эксплуатации зданий - Мероприятия, обеспечивающие нормативный срок технической эксплуатации зданий - Критерии оценки износа здания - Эксплуатационные требования к зданиям - Порядок назначения зданий на капитальный ремонт - Комплекс работ по содержанию и техническому обслуживанию зданий и сооружений. - Аппаратура и приборы, применяемые для обследования конструкции зданий - Оценка эксплуатационных характеристик элементов зданий - Виды коррозии - Подготовка зданий к зимнему и весенне-летнему периодам эксплуатации - Отличительные мероприятия по эксплуатации общественных зданий - Разработка схем внешнего и внутреннего санитарного благоустройства зданий. |
Раздел 2. Инженерные сети и инженерное оборудование зданий и сооружений | | 105 |
Тема 2.1 Водоснабжение зданий | Содержание | |
Системы и схемы водоснабжения зданий. Устройство, оборудование и арматура водопроводной сети. Принципы составления аксонометрической схемы водопровода. Устройство вводов в здание, водомерные узлы. Системы и схемы горячего водоснабжения зданий, их устройство. Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик систем водоснабжения. Классификация сточных вод. Система хозяйственно-фекальной канализации, основные элементы, оборудование, арматура. Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик систем водоотведения. Сплавная система удаления мусора, мусоропроводы в жилых и общественных зданиях, пылеудаление в зданиях. Основы теплотехники. Системы и схемы отопления зданий, оборудование и арматура. Техническая эксплуатация тепло- и газоснабжение зданий. Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик систем отопления. Системы газоснабжения зданий, оборудование и арматура. Основы технической эксплуатации систем газоснабжения. Схемы вентиляции и кондиционирования, основные элементы. Устройство вентиляторов и кондиционеров. Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик систем вентиляции. Системы электрооборудования зданий. Методика оценки технического электрооборудования зданий. Методы проверки технического состояния электрооборудования зданий. Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик систем электрооборудования зданий. | |
Практические занятия | |
1. 2 3 4 5 6 7 | Составление аксонометрической схемы размещения и расстановки элементов, арматуры и оборудования водопроводной сети здания. Составление аксонометрической схемы хозяйственно-фекальной канализации здания, размещение санитарно-технического оборудования. Разработка схемы системы мусороудаления здания. Выбор системы отопления, отопительных приборов, разводка и расстановка элементов отопительной системы на схеме. Разработка схемы газоснабжения здания. Расчёт площади вентиляционных устройств чердачных помещений. Разработка технологической карты восстановления и реконструкции электрических сетей и электросилового оборудования зданий. | |
Лабораторные работы | |
1. 2 3 | Изучение схем водоснабжения здания Изучение схем вентиляции зданий Изучение схем теплоснабжения здания | |
Самостоятельная работа | |
- Разработка схемы горячего водоснабжения здания. - Разработка схемы внутреннего организованного водостока. - Системы санитарной очистки зданий - Виды топлива - Газораспределительные станции - Современные сплит-системы кондиционирования | |
Раздел 3. Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик элементов здания | | 90 |
| Содержание | |
Методика оценки состояния конструктивных элементов здания. Виды износа, повреждения и разрушения, причины их вызывающие и методы предупреждения. Основные неисправности перекрытий, признаки их появления. Причины, вызывающие преждевременный износ здания, перегородок, полов, крыш, лестниц, окон, дверей и световых фонарей. Методы их определения и предупреждения. Сроки проведения текущего и капитального ремонтов. | |
Практические занятия | |
1. 2. 3. 4. 5. | Определение тепло- и звукоизоляционных способностей ограждающих конструкций. Определение деформации стен. Наблюдение за деформациями, установка маяков, ведение журналов наблюдения. Определение прочности материала перекрытий неразрушающим методом. Методы определения прогибов перекрытий Определение физического износа окон и дверей. Определение износа и оценка состояния деревянных конструкций окон и дверей. Расчёт физического износа здания в целом. | |
Лабораторные работы | |
1 2 | Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик оснований фундаментов, подвальных помещений. Оценка технического состояния и эксплуатационных характеристик состояния фасада здания | |
Самостоятельная работа | |
- Приборы для определения звукоизоляционных способностей ограждающей конструкции - Оформление журналов наблюдения. - Неразрушающие методы определения прочности материалов. - Методы защиты деревянных конструкций от коррозий. | |
МДК 04.02. Реконструкция зданий | | 285 |
Раздел 4. Модернизация и реконструкция зданий | | 120 |
| Содержание | |
Основные требования к приѐмке в эксплуатацию новых зданий и сооружений после капитального ремонта. Приѐмочные комиссии, их состав и работа. Основные требования, допускающие изменения планировки помещений, надстройку и перестройку зданий, а также производство работ по повышению степени благоустройства помещений. Порядок оформления и выдачи разрешений на переустройство зданий. Контроль, права и обязанности инженерно-технических работников эксплуатационных организаций за выполнением технологических правил и проекта производства работ. Градостроительная документация. Градостроительный кодекс. Определение видов пользования земельных участков. Реконструкция объектов недвижимости с учѐтом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений. Архитектурно-планировочные особенности зданий, стратегии модернизации. Модернизация квартир и различных планировочных элементов зданий. Стратегии трансформации в зависимости от архитектурно-планировочных особенностей зданий, их исторической ценности и места расположения в жилой застройке. Методы изменения объѐма зданий. Стратегии изменения объѐма зданий в зависимости от вида здания и целей, которые преследует организация. Мансарды, надстройки и пристройки к зданиям. Цели и методы проведения комплексной реконструкции жилой застройки в различных условиях. |
Практические занятия | |
1. 2 3 4 5 6 | Оформление разрешительной документации на переустройство зданий. Оформление документации, необходимой при реконструкции и реставрации зданий. Разработка измененного объемно-планировочного решения жилого здания. Разработка планировочных решений общественных зданий при изменении их функционального назначения. Разработка перестройки промышленного здания с изменением конструкции, планировки и объема. Разработка плана комплексной реконструкции жилой застройки. |
Лабораторные работы | |
1. | Построение разреза гражданского здания, надстраиваемого дополнительными этажами. | |
Самостоятельная работа | |
- Приѐмка в эксплуатацию отремонтированных и модернизированных зданий - Градостроительная документация - Модернизация квартир - Мансарды |
Раздел 5. Усиление и восстановление конструктивных элементов зданий и сооружений при реконструкции | | | | 120 |
| Содержание | |
Способы усиления оснований, фундаментов. Основные способы усиления фундаментов: рубашкой, железобетоном, обоймами, вдавливанием элементов уширения под подошву фундамента, усиление сваями, переустройство столбчатых фундаментов в ленточные, из ленточных в плитные. Расчет усиления фундамента. Основные способы усиления стен из мелких камней. Усиление стен стальными тягами, усиление углов, перемычек, пробиваемых проемов стальными блоками, обоймами, Усиление поврежденных простенков стойками и разгрузка их от веса перекрытий, Расчет усиления перемычек, простенков (столба). Усиление железобетонных колон обоймами, усиление консолей колонн. Усиление пустотных плит, ребристых плит, плит опертых по контуру. Усиление железобетонных балок и прогонов. Усилением элементов железобетонных ферм. Восстановление креплений подкрановых балок к колонам. Основные способы усиления деревянных конструкций. Усиление и ремонт деревянных стен и перегородок. Усиление деревянных балок накладками, стальными протезами. Переустройство и усиление деревянных конструкций крыши. Усиление стальных колонн. Усиление стальных ферм. Усиление узлов стальных конструкций. Усиление сварных швов, заклепочных соединений. Усиление и замена лестниц. Основные методы усиления балконов. Изменение конструктивной схемы здания. Способы восстановления гидроизоляции зданий. Зависимость эксплуатационных характеристик зданий от температурно-влажностного режима. Способы утепления стен. Способы замены утеплителей. Замена крыш, перегородок и других элементов. Замена несущих конструкций перекрытий, покрытий. Облегченные конструкции перекрытий, покрытий. Заменяющие конструкции лестниц, балконов и других элементов здания. |
Практические занятия | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9 | Разработка схемы усиления фундаментов. Разработка схемы усиления наружной кирпичной стены. Разработка схемы железобетонной колонны. Разработка схемы усиления пустотной плиты. Разработка схемы усиления деревянной конструкции крыши. Разработка схемы усиления стальной балки. Разработка схемы усиления балкона. Разработка схемы утепления стен существующего здания. Разработка схемы замены перекрытия. | |
Лабораторные работы | |
1. | Изучение принципов усиления конструкций | |
Самостоятельная работа | |
- Усиление железобетонных подкрановых балок. - Причины разрушения древесины. - Усиление стальных балок. - Разработка схемы восстановления гидроизоляции стены. - Замена перегородок |
Раздел 6. Восстановление и реконструкция инженерных сетей и оборудования зданий | | 45 |
| Содержание | |
Устройство защитных сооружений против коррозии трубопроводов, замена трубопроводов полная и частичная. Способы устранения зарастания трубопроводов. Причины появления засоров в канализационной сети. Восстановление и реконструкция канализационных сетей зданий. Замена внутренних и наружных водостоков зданий. Причины их выхода из строя. Замена неисправных элементов, приборов и арматуры отопительной системы. Полная замена отопительной системы здания. | |
Практические занятия | |
1 | Разработка схемы устройства защитных сооружений против коррозии трубопроводов | |
Лабораторные работы | |
1 | Исследование возможности замены внутренних коммуникаций | |
Самостоятельная работа | |
- Разработка схемы замены водопроводных сетей зданий. - Реконструкция канализационных сетей - Реконструкция водостоков зданий - Реконструкция тепловых сетей | |
Производственная практика (подтверждение или повышение тарифного разряда по одной из рабочих специальностей) Примерные виды работ: Малярные работы: окраска водными составами ручным и механизированным способом; окраска неводными составами; окраска фасада; обойные работы; настилка линолеума; окрашивание поверхности под трафарет; фактурная отделка поверхности. Штукатурные работы: оштукатуривание дверных и оконных откосов; оштукатуривание колонн, ниш, пилястр; оштукатуривание поверхностей механизированным способом; облицовка стен гипсокартонными листами; выполнение штукатурных работ при различных температурных условиях; вытягивание падуг и тяг; оштукатуривание фасадов; выполнение декоративной штукатурки, выполнение ремонтных работ. Монтаж каркасно-обшивочных конструкций: Устройство перегородок; облицовка стен ГКЛ; выполнение подвесных потолков; внутренняя облицовка наружных стен. Облицовочно-плиточные работы: подготовка поверхностей под облицовку; облицовка вертикальных поверхностей; облицовка горизонтальных поверхностей; облицовка фасадов; облицовка поверхности синтетическими материалами; мозаичные работы. Каменные работы: Кладка внешней стены по многорядной системе швов; кладка внешней стены по однорядной системе швов; кладка угла на цементном растворе; кладка стен фундамента из бутового камня; кладка перегородок из стеклопрофилита; кладка стен средней сложности из кирпича и мелких блоков под штукатурку или с расшивкой шва по ходу кладки; кладка конструкций из стеклоблоков. | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Примерные требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие
учебных кабинетов: «Основы экономики», «Проектирование производства работ», «Организация технологических процессов», «Охрана труда»
лаборатории: «Основы экономики», «Проектирование производства работ», «Организация технологических процессов», «Охрана труда»
полигона: геодезического.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (макеты, плакаты).
справочно-нормативная документация
учебная литература.
Технические средства обучения:
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
посадочные места по количеству учащихся;
рабочее место преподавателя;
стенды с натуральными образцами;
комплект технологической документации;
огнетушитель;
аптечка:
инструкции по Технике безопасности.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
рабочие места по количеству учащихся;
рабочее место преподавателя
технические средства обучения (средства ИКТ),
информационно-коммуникативные средства (программные средства),
экранно-звуковые пособия,
устройства для записи визуальной и звуковой информации;
лабораторные стенды
Подготовка самостоятельной работы учащихся осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
4.2. Информационное обеспечение обучения Примерный перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
Комков, В.А. Техническая эксплуатация зданий и сооружений. Учебник для СПО./ В.А.Комков, С.И Рощина., Н.С.Тимахова /- М. : ИНФРА - М,2005.- 288с.
. Юдина А.Ф. Реконструкция и техническая реставрация зданий и сооружений «Академия» 2013 .-320 с.
3. Калинин В.М., Оценка технического состояния зданий. Учебник для СПО./ В.М., Калинин С. Д Сокова– М.: Инфра-М, 2005.- 268 стр. 4. Федоров, В.В. - Реконструкция и реставрация зданий. Учебник для СПО./ В.В Федоров.- М.: Инфра - М, 208с.
Дополнительные источники:
- Девятаева, Технология реконструкции и модернизации зданий. Учебник для СПО./ Г.В. Девятаева,.М.: -Инфра-М,2011 г.-250с.
2. Пачорин И.П.. Организация проектирования. -Л.: Стройиздат. 2009 г. 3. Правила техники безопасности при текущем капитальном ремонте жилых и общественных зданий. - М.: Стройиздат, 2009 г. 4. Строительные нормы и правила. - М.: Госстройиздат, 1978 г. 5. Черников Б.А. Охрана труда при капитальном ремонте жилых зданий. - М.: Стройиздат, 2011 г.
Информационные источники:
Интернет-ресурсы:
1. Реконструкция и реставрация зданий http://www.labirint.ru/books/289
2. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Строительство. Архитектура. http://www.window.edu.ru›
3. Каталог образовательных интернет ресурсов http://www.edu.ru/modules.php
4. Электронные библиотеки :http://www.pravoteka.ru/ , http://www.zodchii.ws/ , http://www.tehlit.ru/
5 . Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании http://www.ict.edu.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды, как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Преподавание МДК модуля должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий учащиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение профессионального модуля предусматривает прохождение учащимися производственной практик в стенах образовательного учреждения и на строительных предприятиях (участках) города.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Инженерная графика», «Техническая механика», « Основы электротехники», «Основы геодезии»должно предшествовать освоению данного модуля или изучается параллельно.
Теоретические занятия должны проводиться в учебных кабинетах (перечисленных ранее); производственная практика проводится на строительных предприятиях города Алчевска, согласно заключенным договорам по трудоустройству.
Текущий и промежуточный контроль обучения по производственной практике должен складываться из следующих компонентов:
- текущий контроль: опрос учащихся на уроках, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим работам, решение производственных задач учащимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.
- промежуточный контроль: зачет, дифференцированный зачет, экзамен.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» и специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;
- опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. Опыт работы в профессиональной сфере является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий. | -выявление дефектов, возникающих в конструктивных элементах зданий; -умение работать с геодезическими приборами и механическим инструментом; -определение сроков службы элементов зданий в соответствии с нормативной документацией. | - анализ и оценка результатов индивидуального собеседования при защите практических работ; - анализ и оценка результатов тестового контроля, фронтального опроса, контрольных и самостоятельной внеаудиторной работ, экзамена. |
ПК 4.2. Организовывать ра-боту по технической эксплуатации зданий и сооружений. | -заполнение журналов наблюдений и составление актов по результатам осмотра; -составление графиков проведения ремонтных работ; -заполнение паспорта готовности объекта к эксплуатации | - анализ и оценка результатов индивидуального собеседования при защите практических работ; - анализ и оценка результатов тестового контроля, фронтального опроса, контрольных и самостоятельной внеаудиторной работ, экзамена. |
ПК 4.3. Выполнять меро-приятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудова-ния зданий. | -выявление и устранение причин, вызывающих неисправности технического состояния конструктивных элементов и инженерных систем; -проведение работ текущего и капитального ремонта; -проведение гидравлических испытаний инженерных систем. | - анализ и оценка результатов индивидуального собеседования при защите практических работ; - анализ и оценка результатов тестового контроля, фронтального опроса, контрольных и самостоятельной внеаудиторной работ, экзамена. |
ПК 4.4. Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и реконструкции зданий. | -проведение мероприятий по оценке технического состояния зданий; -применение инструментальных методов контроля эксплуатационных качеств конструкций; -выполнение чертежей усиления конструктивных элементов здания. | - анализ и оценка результатов индивидуального собеседования при защите практических работ; - анализ и оценка результатов тестового контроля, фронтального опроса, контрольных и самостоятельной внеаудиторной работ, экзамена. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | проявление активности и инициативности в процессе учебной деятельности; регулярное и качественное выполнение самостоятельных, домашних, творческих работ; положительные отзывы о прохождении учебной и производственной практики. | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время проведения лабораторных, практических работ, прохождения учебной, производственной практики; - умение обосновать выбор методов и способов для достижения поставленной цели. | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - умение проводить объективную оценку своих действий, корректировать действия в зависимости от сложившейся ситуации - умение выявлять причины возникающих проблем и находить способы их решения | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике. Оценка решения ситуационных задач и производственных ситуаций. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - умение пользоваться средствами СМИ и интернет-ресурсами, дополнительными учебными пособиями по профессии, справочной литературой; -умение выделять основную и второстепенную информацию для решения поставленных задач и личностного роста. | Наблюдение за деятельностью на теоретических занятиях, лабораторных и практических работах; анализ и оценка выполненных работ, использования информации для решения профессиональных задач |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования ПК в учебной деятельности; - разработка и демонстрация навыков составления компьютерных презентаций, оформление рефератов; - умение применять Интернет для поиска необходимой информации по профессиональной деятельности. | Наблюдение за деятельностью на теоретических занятиях, лабораторных и практических работах; анализ и оценка выполненных творческих работ и практических занятий производственной практики. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - владение способами бесконфликтного общения в коллективе; - соблюдение принципов профессиональной этики; - выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности; - демонстрация способностей решать поставленные задачи при взаимодействии с коллегами; -проявление взаимовыручки и взаимопонимания в сложных ситуациях. | Наблюдение за деятельностью во время теоретических, практических занятий при прохождения производственной практики |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - умение заинтересовать и реализовать поставленные цели; - владеть умением эффективно организовывать работу; - уметь контролировать работу подчиненных; - отвечать за результаты работы. | Наблюдение за работой и поведением студента в качестве руководителя Оценка его умения нести ответственность за выполнение задания. Анализ и оценка его действия как руководителя |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - организация самостоятельной работы при изучении профессионального модуля; - стремление к расширению, углублению и закреплению профессиональных умений и знаний; - умение самостоятельно определять и планировать задачи профессионального и личностного развития. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Оценка степени профессионального роста по результатам социологического опроса и анкетирования. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - умение оценить свои способности к работе по новым технологиям; - умение успешно адаптироваться в соответствии требованиями времени. | Оценка результатов выполнения практических заданий на практических занятиях и во время производственной практики |
ОК 10. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | - умение пользоваться, разработанными новыми технологиями и дополнительными источниками информации. | Наблюдение и сравнение результатов применения новых технологий в процессе производственной практики. |
7