№ урока | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности ученика |
1 | Мир, в котором мы живем. | Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. | Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций. |
2 | Науки о природе. | Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением. |
3 | География — наука о Земле | Физическая и социально - экономическая география — два основных раздела географии. | Работа с учебником и электронным приложением. Знакомство с презентацией. |
4 | Методы географических исследований | Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно - географический. Аэрокосмический метод. Статистический метод. | Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы. |
5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география». | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом. |
| | Как люди открывали Землю. ( 5 ч.) | |
6 | Географические открытия древности и Средневековья. | Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия средневековья. | Формирование умений правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте. |
7 | Важнейшие географические открытия. | Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Практическая работа № 1 | Работа с текстом учебник, контурной картой. Анализ презентации. |
8-9 | Открытия русских путешественников. | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практическая работа № 2 | Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников». |
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю». | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом. |
| | Земля во Вселенной. ( 9 ч.) | |
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. | Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя. |
12. | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной. | Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир». |
13 | Соседи Солнца. | Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. | Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя. |
14 | Планеты гиганты и маленький Плутон. | Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. | Составление характеристики планет - гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска. |
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника. |
16 | Мир звезд. | Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. | Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел. |
17 | Уникальная планета – Земля. | Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. | Сравнение особенностей планет земной группы. |
18 | Современные исследования Космоса. | Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин. | Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос. (А.А. Леонов) |
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | Обобщение практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом. |
| | Виды изображения поверхности Земли (4 часа) | |
20 | Стороны горизонта. | Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. | Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта. |
21 | Ориентирование. | Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. Практическая работа № 3 | Ориентирование по Солнцу и местным признакам. |
22 | План местности и географическая карта. | Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практическая работа № 4 | Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте. |
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображения поверхности Земли» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображения поверхности Земли» | Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности. |
| | Природа Земли. (10ч) | |
24 | Как возникла Земля. | Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя. |
25 | Внутреннее строение Земли. | Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. | Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя. |
26 | Землетрясения и вулканы. | Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. | Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов. |
27 | Путешествие по материкам. | Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Острова. | Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли.Работа с учебником и атласом. |
28 | Вода на Земле. | Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. | Работа с контурной картой : обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. |
29 | Воздушная одежда Земли. | Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. | Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока. |
30 | Живая оболочка Земли. | Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. | Работа с учебником и электронным приложением. |
31 | Почва – особое природное тело. | Почва, ее состав и свойства. Значение почвы. | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением. |
32 | Человек и природа. | Воздействие человека на природу. Как сберечь природу. | Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов. ( географический диктант) . |
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» | Выполнение заданий учителя. Работа с учебником и атласом. |