СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока.  Приставка – значимая часть слова. Правописание приставок.

Цель урока: формировать представление о приставках, их роли в речи, о правописании приставок с гласными О, А;

 развивать умение  работать в паре, вести исследовательскую работу, анализировать свою деятельность;

воспитывать интерес к родному языку, культуру общения в спорных ситуациях.

 

Структура урока

 

1.     Создание  учебно-проблемной ситуации.

2.     Обобщение знаний о частях слова.

3.     Актуализация знаний.

4.     Цель урока.

5.     Наблюдения:

        - приставка – часть слова;

        - для чего служит приставка;

        - приставки и предлоги. Сравнение.

6.     Обобщение наблюдений учащихся.

7.     Работа по схеме.

8.     Итоговый тест.

9.     Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сам проверь скорей, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Всё ль на месте,

   Всё ль в порядке,

   Ручка, книжка и тетрадка?

   Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

   Каждый хочет получать

   Только лишь оценку «5»?

2. Чистописание.

- Какие части слов вы знаете?

- О какой части слова мы говорили на последних уроках?

- Что вы запомнили про суффиксы -ИК, - ЕК?

- Напишите полстроки эти суффиксы, а во второй половине придумайте и    запишите любые два слова с этими суффиксами.

Проверка:

- Какие слова смогли записать?

3. Актуализация знаний.

- Что общего в словах гора, горой?                                              

  На доске: ГОРА                             ГОРОЙ

- Можно сказать, что они родственные?

- Почему, нет?

- Что отличает эти слова?

- Образуйте однокоренные слова.

(Пригорок, гористый, взгорье и т. д.)

- Как образовались новые слова?

- Какие приставки вы знаете?  (Пишу на доске.)

4. Цель урока.  

 - Вы любите путешествовать, исследовать что-то новое?

- Тогда я предлагаю вам узнать, как называется этот прекрасный остров, какие тайны он скрывает.

- Разгадка названия совсем рядом. Достаточно понять, о чём здесь говорится.  (слайд)

- Верно, остров называется «Приставка». А теперь отправляемся его исследовать.

- Что бы вы хотели узнать о приставке?   (Дети высказывают свои желания.)

5.Исследовательская работа. (слайд)

- Работаем по плану на экране.   (Читаю план.)

- Делимся на 3 группы. Каждая группа работает по своему заданию, затем совещается и выбирает одного человека для выступления с результатами ваших наблюдений.

- На следующем слайде ваши задания. (слайд)

6.Самостоятельная работа учащихся.

7.Анализ результатов исследования.

Выступление каждой группы.

- Делаем выводы: (слайд)

    Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем.

    Приставка – значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.

    Приставка – часть слова. Пишется со словом вместе.

Предлог – часть речи. Пишется со словом раздельно. Их нужно отличать.

- Отличать мы будем учиться на следующих уроках. А сейчас немного отдохнём.

8.Физминутка.

9.Работа по схеме.   (На доске)

                    до                          под                        

                     над                                                от

             с                                 писать                          про

                               за                                   на

- Соберите слова с приставками. (Устно.)

- Запишите слова в два столбика: с приставкой с гласной О в один столбик, с приставкой  с гласной А – в другой.

Проверка.                                                                                           1 ученик на оценку

- Приставки чаще всего употребляются с глаголами и придают им разные значения.

10.Обобщение.                                                                                      На доске

- Итак, что мы узнали сегодня о приставке.

                               Приставка

                               Часть слова

                               Образует новые слова

                               Пишется слитно

                               Чаще употребляется с глаголами

 

       О                                  А                               

       по                                 над

       про                              за

       до                                на

       от                            

11.Тест – итог.  (Слайды)

- Запишите ответы на вопросы одной буквой.

12.Рефлексия.

- Что узнали нового?

- Какие задания вызывали затруднение?

- Как не ошибиться в написании изученных приставок на О и А?

  Домашнее задание.