II. Проверка домашнего задания | Проверить знания по прошлой теме урока | С: Беседа | -Какую тему вы изучали на прошлом уроке? -Проверим знания по прошлой теме. -Что такое гранит? -Из чего он состоит? -Где можно встретить горные породы? -Как человек использует богатства земных кладовых? -Чем горные породы отличаются от минералов? -Приведите примеры горных пород. -Назовите минералы. -Молодцы, ребята! -Вы хорошо усвоили прошлую тему урока. | -Горные породы и минералы -Гранит – это горная порода. -Состоит из полевого шпата, кварца и слюды. -На горах, обрывистых склонах оврагов, по берегам рек. -В строительстве и в изготовлении украшений. -Горные породы обычно состоят из нескольких минералов, а минералы – это однородное по составу природное тело. -Горные породы – гранит, песок, глина, известняк. -Минералы – полевой шпат, слюда, кварц. | Ф И | Слово учителя | Наблюдение | К: - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Л: - формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению. ПЗ: - овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам. |
III. Актуализация знаний и подведение к теме | Сформировать умение формулировать тему и цель урока | С: Беседа Н: презентация Н: работа по учебнику | -Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. -Что это такое? -Правильно, ребята, это воздух. -Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. -Тема нашего урока «Про воздух…» -Какие учебные задачи мы поставим перед собой? -О чем вы хотите узнать? -Проверьте свои предположения. -Откройте учебник на с.56. -Прочитайте тему и учебные задачи урока. | -Воздух. -О воздухе. Отвечают. Читают тему урока и его учебные задачи. | Ф | Интерактивная доска, презентация (2 слайд) Учебник | Наблюдение | Р: - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. Л: - формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению. К: - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
V. Изучение нового материала | Познакомить с одним из главных богатств природы – воздухом | Н: работа по учебнику П: проведение опыта Н: работа по учебнику Н: презентация С: рассказ Н: работа по учебнику, презентация С: беседа С: рассказ П: работа в ТПО | 1. Работа по учебнику -Прочитайте вопросы после учебных задач, они находятся под красной чертой. -Что такое ветер? -Кто может объяснить, отчего воздух загрязняется? -Прочитайте текст после вопросов. Он начинается со слов «Воздух окружает нас повсюду…» -Порассуждаем. -Как же мы можем почувствовать воздух? -Проверьте себя. -Прочитайте ответ на этот вопрос на с.140. -Обратите внимание, что иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух – ничто, пустое место. Это неверный ответ. -В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты. -Проведем первый опыт. -Что я держу в руках? -Что я делаю? -Поймали воздух. -Что вы видите в пакете? -Вывод: воздух прозрачен. -Проведем второй опыт. -Какой стал пакет? -Потрогаем пакет. -Легко ли он сжимается? -Вывод: воздух не имеет определенной формы, сжимаем и упруг. -Проведем третий опыт. -Чтобы убедиться о наличии воздуха в пакете, выпустим его. (Вызываю ребенка, прошу его подержать лист бумаги и выпущу воздух из пакета) -Что произошло с листом бумаги? -Что произошло с пакетом? -Вывод: воздух занимает все свободное пространство. -Проведем четвертый опыт. -Что я держу в руках? -Покажу карандаш через пакет. -Вы видите его? -Вывод: воздух бесцветен, и поэтому невидим. -Проведу пятый опыт. -Открою окно в классе. -Какой вы чувствуете запах? -Когда вы приходите в столовую, какой вы чувствуете запах там? -Почему там такой запах? -запах -Когда вы проходите мимо человека, который воспользовался духами, какой запах вы чувствуете? -Вывод: воздух не имеет запаха. -Все эти опыты убеждают в реальности существования воздуха и характеризуют все его свойства: -Воздух прозрачен. -Он бесцветен, и поэтому невидим. - Он не имеет определенной формы. - Он занимает все свободное пространство. -Воздух не имеет запаха. -Воздух сжимаем и упруг. -Рассмотрите рисунок на с.56. -Пользуясь рисунком, расскажите, какое значение имеет воздух для жизни растений, животных и человека. -Говоря об использовании воздуха человеком, можно вспомнить, что воздух необходим для движения парусных яхт, мельниц, воздушных шаров, а также дирижаблей. - Рассмотрите фотографию и схему на с.57. -Что изображено на фотографии? -Как влияет наличие заводов и фабрик на чистоту воздуха: положительно или отрицательно? -Почему? -Почему воздух в лесу считается самым чистым? -Когда вы прогуливаетесь по хвойному лесу, можно заметить, что спустя некоторое время у вас немного начинает кружиться и болеть голова. -Объясняется это тем, что в хвойном лесу очень много деревьев, они очищают воздух и происходит перенасыщение кислородом, его становится слишком много. -Какую роль играют растения для всего живого? -Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. -И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. -Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. -Какой вывод можно сделать? 2. Работа в тетради на печатной основе -Откройте тетрадь на печатной основе на с.35. -Выполним задание №1. -Прочитайте загадку. -Отгадайте её. -Что это такое? -Правильно, ребята, это воздух. -Запишите отгадку. -Молодцы, ребята! -Выполним задание №2. -Вам нужно будет поработать в парах. -В задании вам нужно будет отметить красным карандашом то, что загрязняет воздух, -Зелёным – то, что не загрязняет. -Назовите то, что вы отметили красным карандашом. - Объясните своё решение. -Что не загрязняет воздух? -Назовите и объясните своё решение. -Проверим. -Кто выполнил правильно, просигнализируйте. -Кто выполнил неправильно, исправьте на правильный вариант. -Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием! | -Движение воздуха. -Из-за выхлопных газов автомобилей, выбросов в атмосферу вредных веществ. Читают текст после вопросов. Отвечают. Читают ответ на вопрос. -Пакет. -Ловите воздух. -Воздух. -Круглый. -Нет. -Он зашевелился. -Он сдулся. -Карандаш. -Да. -Никакой. -Запах еды. -Потому что там готовят еду. -Запах духов. -Для растений: азот и углекислый газ – для питания; Для животных и человека: для дыхания и питания. -Завод (фабрика). -Отрицательно. -Потому что выбросы загрязняют воздух. -Потому что деревья очищают воздух. -Образуют кислород для дыхания человека, служат источником питания для животных, человек употребляет в пищу растения, делает из них лекарства и строительные материалы. -На оживленной улице надо высаживать больше деревьев. -Воздух. Пишут отгадку. Выполняют задание. -Заводы, фабрики, автобус, грузовик, машина, мотоцикл -Выбросы загрязняют воздух. -Троллейбус, трамвай, лошадь, ролики, самокат, велосипед. -Нет выбросов. Сигнализируют. | Ф И П | Учебник Целлофановый пакет, лист бумаги, карандаш Интерактивная доска, презентация, (4 слайд) (6-9 слайд) (11 слайд) Тетрадь на печатной основе (13 слайд) | Наблюдение Парная работа | ПР: - определять основные свойства воздуха, общие условия, необходимые для жизни человека, животных и растений; - анализировать схемы, показывающие загрязнение воздуха, узнают о составе воздуха. ПЗ: - овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам. К: - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Л: - формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению. |
VII. Закрепление пройденного материала | Закрепить и систематизировать пройденный материал. | Н: работа по учебнику П: работа в ТПО | 1. Работа по учебнику -Откройте учебник на с.58. -Прочитаем рассказ «Красота неба». -Сначала читаю я, а кто-то другой продолжит. Следим внимательно. -По дороге в школу, вы заметили, какое сегодня у нас небо? -Опишите его. -Прочитайте вывод на с.59. 2. Работа в тетради на печатной основе -Откройте тетрадь на печатной основе на с.36. -Выполним задание №3. -В этом задании вам нужно нарисовать небо, которое вы сегодня увидели по пути в школу. | Читают. Описывают сегодняшнее небо. Читают вывод. Рисуют небо. | Ф И | Учебник Тетрадь на печатной основе | Наблюдение | ПЗ: - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; Л: - формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению. К: - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
VIII. Подведение итогов урока | Подвести итоги деятельности учащихся на уроке. | С: Беседа | -О чем мы говорили сегодня на уроке? -Какая была тема урока? -Что нового мы узнали на уроке? -Какими способами можно обнаружить воздух вокруг нас? -Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? -Как охраняют воздух от загрязнения? -Вспомните, какие учебные задачи мы ставили перед собой. -Все ли мы задачи выполнили? (Выставить оценки 5 (4).) -Остальным я желаю работать на уроке активнее, поднимать руку и отвечать на вопросы учителя. | -О воздухе. -«Про воздух…» Отвечают. -Резко взмахнуть рукой или наклониться, побежать, или когда дует ветер. -Для растений: питание, животных и человека – дыхание и питание. Человек делает из них лекарства и строительные материалы. -Очищают его. -Да. | Ф | Слово учителя | Наблюдение | Л: - умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; - развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. К: - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. ПЗ: - овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам. |