СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Про воздух..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Про воздух..."»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)









Конспект урока окружающего мира






Составитель:

Митина Анастасия Сергеевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

курс 3, группа 322


Методист:_____________ Смолькова В.Н.


Учитель:______________ Голова Л.Н.


Оценка:____________









г. Лукоянов 2023

Дата проведения: 20.10.2023

Предмет: Окружающий мир

УМК: Школа России

Класс: 2 «в»

Тема урока: «Про воздух…»

Тип урока: практический

Цель: формирование представления о воздухе и его необходимости для жизни людей и растений

Задачи:

Образовательная:

- познакомить с одним из главных богатств природы – воздухом

Развивающая:

- показать значение воздуха для растений, животных и человека

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к воздуху

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- определять основные свойства воздуха, общие условия, необходимые для жизни человека, животных и растений;

- анализировать схемы, показывающие загрязнение воздуха, узнают о составе воздуха.

Регулятивные УУД:

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. 

Познавательные УУД:

- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные УУД:

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению;

- умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Оборудование для учителя: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков УМК «Школа России», целлофановый пакет, лист бумаги, карандаш.

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, пенал, дневник, цветные карандаши.




План урока:

I. Организационный момент и мотивация к учебной деятельности (1 мин)

II. Проверка домашнего задания (3 мин)

III. Актуализация знаний и подведение к теме (3 мин)

IV. Изучение нового материала (20 мин)

Физкультминутка (1 мин)

V. Закрепление пройденного материала (12 мин)

VI. Подведение итогов урока (3 мин)

VII. Рефлексия (1 мин)

VIII. Домашнее задание (30 сек)

IX. Организационный момент (30 сек)

Ход урока

Этапы урока




Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

I.

Организационный момент и мотивация к учебной деятельность

Подготовить и мотивировать учащихся к учебной деятельности

С: Беседа

-Здравствуйте ребята.


-Садитесь.


-Меня зовут Анастасия Сергеевна.


-Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

 И работать захотели.


-Посмотрите внимательно на свое рабочее место. На парте у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, пенал, дневник и цветные карандаши. Сядьте ровно и красиво.

Приветствуют учителя, тихо садятся, эмоционально настраиваются на урок.








Проверяют готовность к уроку.

Ф

Слово учителя

Наблюдение

Л:

- умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.


II.

Проверка домашнего задания

Проверить знания по прошлой теме урока

С: Беседа

-Какую тему вы изучали на прошлом уроке?


-Проверим знания по прошлой теме.


-Что такое гранит?



-Из чего он состоит?




-Где можно встретить горные породы?




-Как человек использует богатства земных кладовых?




-Чем горные породы отличаются от минералов?








-Приведите примеры горных пород.



-Назовите минералы.



-Молодцы, ребята!


-Вы хорошо усвоили прошлую тему урока.


-Горные породы и минералы





-Гранит – это горная порода.


-Состоит из полевого шпата, кварца и слюды.


-На горах, обрывистых склонах оврагов, по берегам рек.


-В строительстве и в изготовлении украшений.



-Горные породы обычно состоят из нескольких минералов, а минералы – это однородное по составу природное тело.


-Горные породы – гранит, песок, глина, известняк.


-Минералы – полевой шпат, слюда, кварц.






Ф

И

Слово учителя

Наблюдение

К:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Л:

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению.

ПЗ:

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.


III.

Актуализация знаний и подведение к теме



Сформировать умение формулировать тему и цель урока

С: Беседа












Н: презентация








Н: работа по учебнику

-Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.


-Что это такое?


-Правильно, ребята, это воздух.


-Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.


-Тема нашего урока «Про воздух…»


-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?


-О чем вы хотите узнать?


-Проверьте свои предположения.


-Откройте учебник на с.56.

-Прочитайте тему и учебные задачи урока.






-Воздух.




-О воздухе.









Отвечают.







Читают тему урока и его учебные задачи.

Ф














Интерактивная доска, презентация

(2 слайд)






Учебник

Наблюдение

Р:

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. 

Л:

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению.

К:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


V.

Изучение нового материала


Познакомить с одним из главных богатств природы – воздухом


Н: работа по учебнику


























П: проведение опыта

































































































Н: работа по учебнику



Н: презентация

С: рассказ












Н: работа по учебнику, презентация






С: беседа









С: рассказ













































П: работа в ТПО





















1. Работа по учебнику


-Прочитайте вопросы после учебных задач, они находятся под красной чертой.


-Что такое ветер?


-Кто может объяснить, отчего воздух загрязняется?





-Прочитайте текст после вопросов. Он начинается со слов «Воздух окружает нас повсюду…»


-Порассуждаем.


-Как же мы можем почувствовать воздух?


-Проверьте себя.


-Прочитайте ответ на этот вопрос на с.140.



-Обратите внимание, что иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух – ничто, пустое место. Это неверный ответ.


-В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты.


-Проведем первый опыт.


-Что я держу в руках?


-Что я делаю?


-Поймали воздух.


-Что вы видите в пакете?


-Вывод: воздух прозрачен.


-Проведем второй опыт.


-Какой стал пакет?


-Потрогаем пакет.


-Легко ли он сжимается?


-Вывод: воздух не имеет определенной формы, сжимаем и упруг.


-Проведем третий опыт.


-Чтобы убедиться о наличии воздуха в пакете, выпустим его.

(Вызываю ребенка, прошу его подержать лист бумаги и выпущу воздух из пакета)


-Что произошло с листом бумаги?


-Что произошло с пакетом?


-Вывод: воздух занимает все свободное пространство.


-Проведем четвертый опыт.


-Что я держу в руках?


-Покажу карандаш через пакет.


-Вы видите его?


-Вывод: воздух бесцветен, и поэтому невидим.


-Проведу пятый опыт.


-Открою окно в классе.


-Какой вы чувствуете запах?


-Когда вы приходите в столовую, какой вы чувствуете запах там?


-Почему там такой запах?

-запах


-Когда вы проходите мимо человека, который воспользовался духами, какой запах вы чувствуете?


-Вывод: воздух не имеет запаха.


-Все эти опыты убеждают в реальности существования воздуха и характеризуют все его свойства:


-Воздух прозрачен.


-Он бесцветен, и поэтому невидим.


- Он не имеет определенной формы.


- Он занимает все свободное пространство.


-Воздух не имеет запаха.


-Воздух сжимаем и упруг.


-Рассмотрите рисунок на с.56.


-Пользуясь рисунком, расскажите, какое значение имеет воздух для жизни растений, животных и человека.



-Говоря об использовании воздуха человеком, можно вспомнить, что воздух необходим для движения парусных яхт, мельниц, воздушных шаров, а также дирижаблей.


- Рассмотрите фотографию и схему на с.57.

-Что изображено на фотографии?


-Как влияет наличие заводов и фабрик на чистоту воздуха: положительно или отрицательно?

-Почему?




-Почему воздух в лесу считается самым чистым?


-Когда вы прогуливаетесь по хвойному лесу, можно заметить, что спустя некоторое время у вас немного начинает кружиться и болеть голова.


-Объясняется это тем, что в хвойном лесу очень много деревьев, они очищают воздух и происходит перенасыщение кислородом, его становится слишком много.


-Какую роль играют растения для всего живого?










-Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения.


-И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород.


-Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.


-Какой вывод можно сделать?




2. Работа в тетради на печатной основе


-Откройте тетрадь на печатной основе на с.35.


-Выполним задание №1.


-Прочитайте загадку.


-Отгадайте её.


-Что это такое?


-Правильно, ребята, это воздух.


-Запишите отгадку.


-Молодцы, ребята!


-Выполним задание №2.


-Вам нужно будет поработать в парах.

-В задании вам нужно будет отметить красным карандашом то, что загрязняет воздух,


-Зелёным – то, что не загрязняет.


-Назовите то, что вы отметили красным карандашом.



- Объясните своё решение.



-Что не загрязняет воздух?






-Назовите и объясните своё решение.


-Проверим.


-Кто выполнил правильно, просигнализируйте.


-Кто выполнил неправильно, исправьте на правильный вариант.


-Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием!







-Движение воздуха.


-Из-за выхлопных газов автомобилей, выбросов в атмосферу вредных веществ.


Читают текст после вопросов.






Отвечают.





Читают ответ на вопрос.
















-Пакет.


-Ловите воздух.




-Воздух.






-Круглый.




-Нет.














-Он зашевелился.


-Он сдулся.







-Карандаш.




-Да.









-Никакой.


-Запах еды.



-Потому что там готовят еду.


-Запах духов.





























-Для растений: азот и углекислый газ – для питания;

Для животных и человека: для дыхания и питания.




























-Завод (фабрика).


-Отрицательно.




-Потому что выбросы загрязняют воздух.


-Потому что деревья очищают воздух.















-Образуют кислород для дыхания человека, служат источником питания для животных, человек употребляет в пищу растения, делает из них лекарства и строительные материалы.

















-На оживленной улице надо высаживать больше деревьев.













-Воздух.




Пишут отгадку.












Выполняют задание.


-Заводы, фабрики, автобус, грузовик, машина, мотоцикл


-Выбросы загрязняют воздух.


-Троллейбус, трамвай, лошадь, ролики, самокат, велосипед.


-Нет выбросов.








Сигнализируют.


Ф

И

П


Учебник































Целлофановый пакет, лист бумаги, карандаш































































































Интерактивная доска, презентация,



(4 слайд)










(6-9 слайд)






(11 слайд)





































































Тетрадь на печатной основе










































(13 слайд)



Наблюдение































































































































































































































Парная работа

ПР:

- определять основные свойства воздуха, общие условия, необходимые для жизни человека, животных и растений;

- анализировать схемы, показывающие загрязнение воздуха, узнают о составе воздуха.

ПЗ:

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

К:

- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


Л:

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению.





Физкультминутка

Предупредить утомления, восстановить умственную работоспособность.

П: Упражнение

-Сейчас мы с вами немного отдохнем.


-Все встаём и повторяем за мной движения.


-Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.

Все встают и повторяют движения за учителем.

Ф

И

Слово учителя

Наблюдение


VII. Закрепление пройденного материала

Закрепить и систематизировать пройденный материал.

Н: работа по учебнику


















П: работа в ТПО

1. Работа по учебнику

-Откройте учебник на с.58.


-Прочитаем рассказ «Красота неба».

-Сначала читаю я, а кто-то другой продолжит. Следим внимательно.


-По дороге в школу, вы заметили, какое сегодня у нас небо?


-Опишите его.



-Прочитайте вывод на с.59.


2. Работа в тетради на печатной основе


-Откройте тетрадь на печатной основе на с.36.


-Выполним задание №3.


-В этом задании вам нужно нарисовать небо, которое вы сегодня увидели по пути в школу.




Читают.






Описывают сегодняшнее небо.


Читают вывод.









Рисуют небо.

Ф

И

Учебник






















Тетрадь на печатной основе

Наблюдение

ПЗ:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

Л:

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению.

К:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


VIII. Подведение итогов урока

Подвести итоги деятельности учащихся на уроке.

С: Беседа


-О чем мы говорили сегодня на уроке?


-Какая была тема урока?



-Что нового мы узнали на уроке?


-Какими способами можно обнаружить воздух вокруг нас?





-Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?









-Как охраняют воздух от загрязнения?


-Вспомните, какие учебные задачи мы ставили перед собой.



-Все ли мы задачи выполнили?


(Выставить оценки 5 (4).)


-Остальным я желаю работать на уроке активнее, поднимать руку и отвечать на вопросы учителя.

-О воздухе.



-«Про воздух…»


Отвечают.


-Резко взмахнуть рукой или наклониться, побежать, или когда дует ветер.


-Для растений: питание, животных и человека – дыхание и питание.

Человек делает из них лекарства и строительные материалы.


-Очищают его.






-Да.

Ф


Слово учителя

Наблюдение

Л:

- умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

К:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

ПЗ:

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.


IX.

Рефлексия

Определить эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

С: беседа




Н: презентация

-На слайде написаны предложения, которые нужно закончить:


Сегодня на уроке я узнал/узнала…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…










Отвечают.

Ф

И

Интерактивная доска, презентация


(15 слайд)

Самоконтроль

Р:

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Л:

- умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

К:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

X.

Домашнее задание

Провести инструктаж по домашнему заданию.

С: Беседа

-Открываем дневники и записываем домашнее задание.


-У: С.56-59, читать.

ТПО: с 35., №1, придумать и написать свою загадку о воздухе.

с.36, №3, написать свой рассказ о красоте неба.

Записывают домашнее задание.

Ф

Слово учителя

Самоконтроль


XI.

Организационный момент

Организовать детей к окончанию урока.

С: Беседа

-Ребята, встаем. Сегодня вы все хорошо поработали, всем спасибо, урок окончен.

Встают и убирают за собой своё рабочее место.

Ф

Слово учителя

Наблюдение