М
униципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Берёзка»
Проект
«Речевичок»
в первой младшей группе
Руководители проекта:
Володина А.В.
Макашова Е.В.
Майкоп,
2022 г.
Срок реализации проекта: 1 неделя
Участники проекта: дети, педагог и родители.
Возраст участников проекта: дети младшего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-творческий
Цели:
Формирование системы элементарных речевых и рече-моторных знаний детей.
Создание условий для обогащения словарного запаса, развития связной речи детей различными средствами, в том числе мнемотехники.
Активизация познавательной деятельности участников проекта, пополнение словарного запаса и совершенствование звуковой и интонационной культуры речи.
Научить детей создавать речевые образы, составлять простые речевые схемы и конструкции и воспроизводить их.
Научить детей использовать полученные знания на практике во время игровой деятельности и общения.
Воспитание эмоционального отклика на словарные образы,
навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности.
Задачи:
Привить детям интерес к литературе разных народов и родного края на примере различных сказок, песенок и попевок.
Развивать познавательный интерес и речевую деятельность детей в процессе совместной деятельности, умение работать по образцу, по правилам, по инструкции и самостоятельно, проявляя креативное мышление$ развитие монологической и диалогической речи.
Расширять представление детей о различных словарных конструкциях и обогащение им речи детей.
Приобщать детей к общественным ценностям на примере поведения литературных (сказочных) героев.
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной театральной деятельности наравне со всеми, личностные качества при выступлении на публику – раскрепощённость, эмоциональность, выразительность.
Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Формировать у детей эстетическое отношение к миру, морально-нравственные устои и творческие театральные способности.
Интеграция областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта:
Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Широкое распространение литературы, не соответствующей культурным и моральным нормам и ценностям, безграмотность популярных и медийных личностей, вещающих через экраны телевизоров и интернет, агрессивно-примитивная речь взрослых, окружающих наших детей, и снижающийся с каждым годом уровень культуры в целом – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая, как нам кажется, является не менее опасной, чем катастрофа экологическая, о которой говорят уже не первый год.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала грамматически и стилистически правильной речевой культуры, что является первым и важнейшим условием полноценного развития ребёнка.
Связная речь, которой необходимо обучить ребёнка, представляет собой развёрнутое, законченной, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи – это долговременный и непрерывный процесс, который затрагивает все области воспитания и развития детей.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте происходит по двум основным направлениям – развитие диалогической и монологической устной речи. Особенность развития связной монологической и диалогической речи состоит в большом значении положительного примера речевой культуры взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями.
Идеи проекта:
Вся деятельность направлена на:
подведение детей к пониманию правильной речевой культуры;
соблюдение основных речевых норм и конструкций языка, на котором говорят дети;
формирование умения находить в литературных произведениях грамматически и стилистически правильных конструкций и умения вводить их в собственную речь.
Непосредственно образовательная деятельность:
Совместная деятельность взрослого и ребенка.
Самостоятельная деятельность детей.
Групповая творческая деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
Изобразительная деятельность.
Основные формы реализации проекта:
НОД, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
Обеспечение: учебно-методическое, информационное, материально-техническое.
Методы исследования:
Теоретический анализ.
Наблюдение.
Чтение и беседа.
Творческие опыты.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей детей младшего дошкольного возраста в усвоении различных речевых конструкций в процессе ознакомления с многообразием литературных произведений, определение методов и средств, способствующих эффективному формированию диалогической и монологической речи детей.
Практическая значимость исследования заключается в создании благоприятных педагогических условий для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с многообразием литературных произведений, разучиванию простейших речевых конструкций, формированию обширного словарного запаса в процессе практической речевой деятельности детей в ДОУ и дома.
Методика формирования речевой культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические и физические особенности детей этого возраста, которые характеризуются качественно новыми чертами:
начало формирования личности ребенка;
самостоятельная деятельность: для получения результатов в группе необходимо создать условия для окружающей их речевой среды;
творческое направление: дети самостоятельно познают окружающий мир, выделяют речевые обороты и конструкции, существующие в речи, знакомясь с различными литературными произведениями и активно взаимодействуя с взрослыми.
Формирование элементарных грамматических конструкций у детей осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов деятельности.
Предполагаемый результат:
обогащение знаний детей, расширение словарного запаса, овладение навыками речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком и формирование начал устной речевой культуры младших дошкольников;
заинтересованность родителей и детей, привитие чувства коллективизма;
использование полученных знаний на практике, формирование диалогической и монологической устной речи.
Работа педагога с родителями и законными представителями детей включает:
консультации для родителей и законных представителей детей «Читаем дома», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Почему дети не читают?», «Как воспитать человека» по воспитанию у дошкольников интереса к чтению художественной литературы;
вовлечение родителей (законных представителей) в единое речевое пространство «семья – ребёнок – детский сад»;
подбор различных материалов для выставки книг со сказками.
Продукты от реализации проекта:
выставка книг с детскими сказками «Сказка в нашей жизни» в предметно-развивающей среде группы;
коллективная творческая работа детей – инсценировка сказки «Репка» (под руководством педагога-воспитателя);
дидактические игры «Составь сказку», «Подбери правильно», «Из какой сказки?»;
пальчиковая гимнастика «По дорогам сказок»;
акция добра «Подари книгу со сказками в группу» (совместно с родителями и законными представителями детей).
иллюстративное сообщение (презентация результатов проекта);
Конечный результат:
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Разработка проекта «Речевичок»:
Изучить методическую литературу по теме.
Изучение условий реализации проекта.
Подобрать материал для развития творчества детей.
Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.
Планирование деятельности в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
Определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.).
Этап реализации проекта.
Реализация проекта представляет собой следующие виды непосредственно образовательной деятельности:
Разработка проекта.
Составление подборки литературных произведений и заданий к ним.
Разработка НОД.
Составление консультаций для родителей.
Изготовление дидактических игр, костюмов для театральной инсценировки.
Непосредственная реализация проекта.
Слушание и чтение сказок «Теремок», «Репка», «Колобок».
Просмотр иллюстраций к прослушанным и прочитанным сказкам.
Беседы с детьми о прочитанных сказках.
Разучивание с детьми инсценировки «Репка».
Совместные мероприятия с родителями – подготовка выставки книг «Сказка в нашей жизни», акция добра «Подари книгу со сказками в группу».
Театрализованная деятельность детей – инсценировка сказки «Репка» вместе с воспитателем, изучение народного фольклора.
Выставка книг «Сказка в нашей жизни».
Дидактические игры: «Составь сказку», «Подбери правильно», «Из какой сказки?».
Пальчиковая гимнастика «По дорогам сказок» (разработка и проведение).
Мультимедийная презентация (для демонстрации проекта педагогам-воспитателям).
Составление консультаций для педагогов-воспитателей «Каждому возрасту – своя сказка», «Читайте сказки перед сном», «Скрытые возможности художественных сказок».
Взаимодействие с родителями и законными представителями воспитанников
Важной задачей в развитии речи детей является работа с родителями и законными представителями детей. Она ведется непрерывно.
В группе проводятся родительские собрания, где родители узнают, какую роль в развитии личности и нравственном воспитании ребенка играет его речь, а также узнают различные способы по её обогащению и развитию. В процессе работы с родителями мы рассказываем им, как познакомить детей с миром литературы. Главная задача – развивать умственные способности ребенка, его речевые диалогические и монологические навыки. Правильная культура речи родителей – очень важное и сложное направление работы дошкольных учреждений, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует целенаправленной систематической работы.
Результаты работы с родителями и законными представителями воспитанников:
Организация выставки книг «Сказка в нашей жизни».
Проведение дискуссий (консультаций) «Читаем дома», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Почему дети не читают?», «Как воспитать человека».
Участие родителей и законных представителей в акции добра «Подари книгу со сказками в группу».
Аналитический (итоговый) этап.
Подведение итогов реализации проекта.
Анализ результатов деятельности участников проекта, выводы, составление отчёта по результатам проектной деятельности, представление результатов проекта в мультимедийной форме (презентация для педагогического совета в рамках ДОУ).
Использованная литература:
Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре – М.: Изд-во «Скрипторий 2», 2010.
Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. – СПб: Детство-пресс, 2005.
Левшина Н.И. и др. Организация работы по формированию коммуникативно-речевой активности дошкольников. // Справочник старшего воспитателя ДОУ №7. – 2006. – С. 7-19..
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: КАРО, 2007.
Пикулева Н.В. Слово на ладошке: занятия, обогащающие внутренний мир ребёнка. – Челябинск: Изд-во М. Волковой, 2006.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
Швайко Н. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М: Айрис-Пресс, 2006.
Шипицына П.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – М., 1998.
Практическая значимость проекта:
Развитие речевого и коммуникативного аппарата детей: дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая по отношению друг к другу помощниками и учителями; происходит обогащение, уточнение и активизация лексического словарного запаса в процессе выполнения речевых и практических заданий; педагог выступает в роли наставника и организатора совместной партнёрской деятельности, сопровождает и помогает ребёнку развить активные коммуникативные качества, при этом не афишируя своё коммуникативное превосходство.
Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников и их творческих способностей.
Практический материал может быть полезен педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности.
Заключение
В результате проведённой работы мы предполагаем положительные тенденции в приобщении младших дошкольников к литературному наследию нашего языка и воспитанию культуры речи.
Благодаря проектной работе, дети станут внимательнее относиться к своей и чужой речи, замечать даже небольшие изменения в построении грамматических и стилистических конструкций, научатся анализировать, контролировать, оценивать свою речь в контексте общества и морали.
Чтение и прослушивание книг помогли нам решить в комплексе ряд следующих задач: формирование у детей знаний о красоте родной речи, умений наблюдать и размышлять, воспитание эмоционального и эстетического отношения к речевому наследию предков.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, игр на развитие речи дали детям возможность подробно изучить грамматическую структуру речи, используемую в сказках, и сосредоточить на ней внимание. Овладение правильными способами построения речевых конструкций обеспечило становление речевого и артикуляционного аппарата ребёнка, его личностный рост, активизировало у него познавательную активность.
Работа с родителями и законными представителями детей группы показало, что родители довольны работой ДОУ, проводимой по развитию речи младших дошкольников. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы.
С большой долей уверенности можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители правильной и красивой речи.
Приложение
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации проекта
Дата | Тема и содержание мероприятия | Участники |
Понедельник | Изучение методической литературы по теме проекта, презентация проекта. Изучение условий реализации проекта. Подбор материала для развития творчества детей. Планирование непосредственно-образовательной и творческой деятельности в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды группы. Определение необходимого материала по теме проекта (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.). | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |
Вторник | Составление картотек для дидактических игр, подборка книг со сказками и заданий по теме проекта. Прослушивание аудиозаписей со сказками. НОД «Сказки для малышей». Дидактическая игра «Из какой сказки?». Консультация для родителей «Читаем дома». | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |
Среда | Чтение сказок. Беседа о прочитанных сказках. Разучивание сказки «Репка». НОД (конструирование, обрывная аппликация) «Репка». Дидактическая игра «Составь сказку». Выставка книг со сказками «Сказка в нашей жизни». Подвижная игра «В гостях у сказки». | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |
Четверг | Чтение сказок (продолжение). НОД (лепка) «Колобок». Дидактическая игра «Подбери правильно». Пальчиковая гимнастика «По дорогам сказок». Консультация для педагогов-воспитателей «Скрытые возможности художественных сказок». | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |
Пятница | НОД (рисование) «Герои наших любимых сказок». НОД (коллективная творческая работа детей) – инсценировка «Репка» (под руководством педагога-воспитателя). Проведение акции добра «Подари книгу со сказками в группу» Консультация для родителей «Почему дети не читают?». Консультация для педагогов-воспитателей «Каждому возрасту – своя сказка». Подведение итогов проекта, отчёт о проделанной работе с детьми и их родителями (законными представителями), составление презентации с итогами проекта. | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |