Введение. Актуальность Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России, Ямало-Ненецкого округа в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи. В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду. Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль - это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки школьников в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Данный проект разработан в целях реализации системы мер по профессиональной ориентации школьников, социальной адаптации и психологической поддержке учащихся 5-9 классов. Профессиональная ориентация школьников на уровне основного общего образования является одной из основных образовательных задач школы и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающим сформированность у школьника: - представлений о себе, как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей; - универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями; - общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике, города, региона и страны; - способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на уровне среднего общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки. Проект представляет стратегию построения профориентационной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации и является составной частью программы развития школы на среднесрочный период 2019-2024 гг. Мероприятия проекта будут способствовать оказанию содействия школьникам в профессиональном самоопределении. Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании неких универсальных качеств у учащихся, которые позволяют осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. Порядка 70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ЕГЭ», «вуз ближе к дому». 45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии. Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы. И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе. Сегодня в России наблюдается востребованность в квалифицированных рабочих кадрах, для рынка труда характерен всё возрастающий дисбаланс между спросом и предложением вакансий рабочих профессий. Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой - соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии. Это накладывает особую ответственность на основную школу. Анализ работы школы выходит на следующую проблему: отсутствие системы учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник ОО находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. Цель. Задачи проекта. Цель проекта: усовершенствование системы учебно-воспитательной работы, направленной на обеспечение профессиональной ориентации школьников на уровне основного общего образования. Задачи: рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности; привести в систему диагностические мероприятия по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей; научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности); определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков; информировать учащихся школы и их родителей (законных представителей) об актуальности в потребности профессий на рынке труда; знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с природными задатками человека и условиями для развития их способностей; способствовать личностному развитию учащихся; совместно с учащимися выявлять последствия ошибки в выборе профессии; способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности; выработать систему взаимодействия с учреждениями дополнительного и профессионального образования, с предприятиями. Профориентационная работа в школе ориентирована не только на конкретный и хороший результат (личностные универсальные учебные действия), но и направлена на формирование общечеловеческих ценностей и развития коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому в рамках разрабатываемого проекта были определены следующие принципы: доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился; научность и достоверность информации; доступность предлагаемой информации; адресность; индивидуальный подход; современность и актуальность материалов; сотрудничество с другими специалистами (педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) Группа принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества. На основе данных принципов и разрабатывается проект по профориентационной работе подростков. Принцип сознательности в выборе профессии, который выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п. На основе этих принципов и должна строиться программа профориентации подростков. 3. Основные направления работы Основанием профориентационной работы в школе является учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также - знание требований профессии к человеку, вторая сторона - учет требований рынка профессий. В соответствии с выше представленной структурой профориентации, выделены основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда); профессиональная диагностика; профессиональная консультация; профессиональная адаптация. Направление | Формы работы | | | Профессиональное просвещение | Информационные листки, буклеты, классные часы, виртуальные экскурсии в мир профессий, работа со справочниками с описанием профессий (специальностей), их особенностей, ознакомление с профессиональными стандартами, справочниками для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости, информирующие о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуальнопсихологическим особенностям личности. Проведение в ОО системной профпропаганды (конкурсы, защита проектов, фестивали, классные часы, круглые столы и др.), способствующей формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость | | | Профессиональная диагностика | Наблюдения, учебные дисциплины, анкеты, опросники, традиционные и модифицированные методики по самоопределению учащихся и выявлению у них потребностей, интересов, склонностей | | | Профессиональная консультация | Консультации, пробы пера, эссе, репортажи, слайдовые презентации и др., оказывающие непосредственную помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора | | | Профессиональная адаптация | Проекты, конкурсы, фестивали профессий, выставки, профессиональные пробы, трудовая деятельность и др., способствующие развитию процесса приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу | | | Этапы реализации проекта Сроки реализации проекта - 5 лет (2019-2024 гг.) Подготовительный этап. Май - Ноябрь 2019 года (определение концептуальных ориентиров и стратегии развития профориентационной работы, разработка и утверждение проекта по организации профориентационной работы). Выработка концепции. Стадия целеполагания (август 2019 года). Содержание: Представление проекта по профориентационной работе. Обсуждение целевого блока и механизма реализации проекта в методических объединениях. Подведение итогов обсуждения на школьном совещании. Результаты стадии целеполагания: Информированность участников о планах школы по профориентационной работе. Конкретизация задач на уровне школьного МО и отдельных педагогов. Согласованность в действиях, уточнение и коррекция содержания проекта Стадия инвентаризации и прогнозирования (сентябрь 2019 г.). Проведение ревизии имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов (в том числе цифровых) с точки зрения поставленных цели и задач, определение направлений необходимых преобразований, форм и методов осуществления. Содержание: Учет и предварительная оценка имеющихся доступных педагогам ресурсов в отношении их применения в образовательной деятельности. Консультации с участниками по вопросам использования ресурсов в процессе реализации проекта. Результаты стадии инвентаризации и прогнозирования: Определение набора образовательных ресурсов для работы по данному направлению. Информированность участников проекта. Организационная стадия (ноябрь 2019г.). Разработка и принятие необходимого нормативно-регламентирующего обеспечения образовательного процесса по профориентационной работе. Диагностический этап. Декабрь - Май 2019-2020гг. (определение критериев и показателей профориентационной работы, проведение диагностик, построение и апробация концептуальной модели проекта, моделирование и реализация инновационных форм по данному направлению, обеспечение необходимых условий для реализации проекта). Формирующий этап. Сентябрь 2019 года (реализация проекта, применение соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества профориентационной работы и коррекция плана мероприятий по реализации проекта). Итогово-обобщающий этап. Сентябрь - Май 2023-2024 гг. (проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта; обобщение опыта деятельности школы). Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации проекта (Стадия рефлексии и коррекции - подведение итогов выполнения проекта, составление отчета о результатах работы исполнителями, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований информационной среды и педагогической системы). Определение дальнейших перспектив работы школы по данному направлению. Условия реализации проекта Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования профпригодности личности школьника; создание в образовательной организации системы психологопедагогического образования родителей по данному направлению; создание в образовательной организации организационно-педагогических возможностей (кадровых, материальных, учебно-методических, организационных, информационных); вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи. Условия – кадровые, программно-методические, материально-технические, информационные Кадровые условия: наличие следующих специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители. Программно-методические условия: план работы профориентационных социокультурных пространств; план методической работы с учителями-предметниками по реализации программы профориентации на уроках; план профориентационной работы психолого-педагогической службы школы; план курсовой подготовки по программам повышения квалификации учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, реализующих программу профориентации школьников на ступени основного общего образования. Материально-технические условия: кабинеты, оснащенные необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.); наличие оборудованных кабинетов технического и обслуживающего труда. Информационные условия: оснащение школьной библиотеки литературой из области специальных и профессионально-ориентированных знаний; свободный доступ к ресурсам сети Интернет, обеспечение доступа в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время. Механизмы реализации проекта Деятельность педагогического коллектива направлена на решение каждой из поставленных задач проекта. При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели ОО руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач. Содержанием проекта профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования является развитие деятельности учащихся, обеспечивающее формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии. Развитие деятельности учащихся предполагается осуществлять на учебном материале в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках кружковой работы, в процессе проектно-исследовательской деятельности. В рамках преподавания учебных дисциплин учителем должны создаваться условия для обеспечения работы учащихся с содержанием образования программы профессиональной ориентации. Во внеурочных пространствах школы основным реализуемым содержанием образования программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего становятся компетентности (универсальные и специальные), позволяющие учащимся научиться проектировать индивидуальные образовательные программы, делать осознанный выбор будущей программы профессиональной подготовки и образовательного пространства для ее реализации: коммуникативная компетентность; способность к адекватному самооцениванию; оперативное и перспективное планирование отслеживание собственных успехов и неудач, корректировка в связи с этим собственных индивидуальных образовательных программ; создание текстов для самопрезентации; анализ и отбор информации на открытых информационных ресурсах (в том числе в сети Интернет) в соответствии с задачами индивидуальной образовательной программы. Основные формы и методы работы с содержанием образования: работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников); работа с учебными материалами вне учебных занятий - исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, экскурсии и др.; работа в метапредметной или надпредметной области - исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах; работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы; работа в пространстве расширенного социального действия - познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы; индивидуальная работа с классными руководителями по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах. профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе; профориентационная беседа - наиболее распространенный метод (беседа должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно); выставки (профориентационные конференции, собрания, встречи со специалистами и др.); экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами. Управление проектом Непосредственное управление осуществляют заместители директора по ВР. Методическое сопровождение осуществляется руководителями МО классных руководителей. Диагностирование и сбор информации с целью получения обратной связи по реализации проекта проводится педагогом- психологом и социальным педагогом. Определение и вовлечение структур гражданского общества в совместную деятельность с педагогами по повышению воспитательного потенциала семьи определяет директор и заместитель директора по ВР. В обязанности группы входит: Отслеживание процесса реализации проекта. Мониторинг результатов. Корректировка плана реализации проекта. Анализ и подведение итогов. Заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят: выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности; поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся; планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательной организации; осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению; проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения учащихся; осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного педагога- психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся; курирование преподавания курсов по выбору; планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения; осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей- предметников, классных руководителей по организации системы учебно - воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика; организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного педагога-психолога по проблеме самоопределения учащихся. Руководитель МО классных руководителей: осуществляет методическое сопровождение профориентационной работы; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; организует посещение учащимися дней открытых дверей в лицее и ММК; организует экскурсии учащихся на предприятия; организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Классный руководитель: составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; проводит индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся; помогает обучающемуся осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио; сопровождает обучающихся дней открытых дверей; оказывает помощь школьному педагогу-психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению. Учителя-предметники: способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, индивидуальногрупповые занятия, элективные занятия, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся. Библиотекарь: регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (нефтяная, газовая, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д) Социальный педагог: способствует формированию у школьников группы «риска» адекватной самооценки; оказывает педагогическую поддержку детям группы «риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. Педагог-психолог: изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся, беседы, психологическое просвещение для родителей и учителей-предметников на тему выбора; осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создает базу данных по профдиагностике. Критерии и показатели Критерии | Показатели | Когнитивный | 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. | 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. | 3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. | 4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. | Мотивационно ценностный | Заинтересованность в получении знаний. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. | Деятельностно практический | 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. | | 2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. | |