СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Рассказ о слове»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Рассказ о слове»»

Урок 38
Проект «Рассказ о слове»

Задача деятельности учителя: создать условия для организации и проведения проектной деятельности.

Тип урока: контроль и коррекция знаний.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; использовать знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск ее достижения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса.

Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности).

Образовательные ресурсы:

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Словари: толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов, однокоренных слов.

3. Тексты художественных произведений (по выбору учащихся).

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке проведем презентацию проектной деятельности о слове. Откройте в учебнике с. 72, прочитайте название проекта. («Рассказ о слове».)

II. Презентация проекта.

– Какое слово вы выбрали для работы? (Ответы учащихся.)

– Чем (какими источниками) пользовались при составлении рассказа о слове? (Справочной литературой: толковым словарем для определения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов для определения синонимического и антонимического ряда, словарями фразеологизмов, однокоренных слов; художественными книгами, учебником.)

– Что вы рассказали о слове? (Произношение и запись слова, орфограммы в слове, лексическое значение слова, ряд однокоренных слов, синонимический и антонимический ряды, сочетаемость слова, употребление данного слова во фразеологическом обороте, пословице, загадке, предложении.)

– Использовали ли вы в проекте иллюстративный материал? (Ответы учащихся.)

– Посмотрим, какую страничку о слове вы составили.

Учащиеся представляют презентации о слове.

Вариант

Что я могу рассказать о слове «изгородь»

Рис. 1. Забор глухой,
деревянный
(источник иллюстрации: www.nikakaya.wordpress.com)

Рис. 2. Дощатый забор
(источник иллюстрации:
www.zabory.org)

Рис. 3. Забор из дере-
вянных панелей
(источник иллюстрации: www.wood29.ru)


Рис. 4. Штакетник,
прикрепленный веером
(источник иллюстрации: www.delalsam.ru)

Рис. 5. Легкая изгородь – плетень
(источник иллюстрации:
www.ideidetsploshad.info)

Рис. 6. Изгородь
из жердей (источник иллюстрации: www.kon-ogon2009.narod.ru)


Рис. 7. Забор из заострен-ных кольев – частокол
(источник иллюстрации: www.gen-zgerskij.ya.ru)

Рис. 8.
Забор из сетки-рабицы
(источник иллюстрации: www.lider-ing.ru)

Рис. 9. Кованый забор
(источник иллюстрации: www.kmg-group.ru)


Рис. 10. Забор
из профнастила
(источник иллюстрации: www.zaborbudet.ru)

Рис. 11.
Железобетонный забор
(источник иллюстрации: www.novbeton.ru)

Рис. 12.
Кирпичный забор
(источник иллюстрации: www.poremontu.ru)



Рис. 13. Забор из камня
(источник иллюстрации: www.stroy.ru)

Рис. 14. Живая изгородь
(источник иллюстрации: www.landshaft-stroyproekt.ru)



••Слово «и́згородь» (демонстрирует иллюстрации с изображением разных видов изгородей) появилось в XV веке («изгород») от собственно русского «изгородить» – «перегораживать» (безаффиксный способ), сохранившегося в диалектах и являющегося префиксальным производным от «городити» «огораживать».

••Произнесем слово «изгородь» – [и́згарат’]. Написание слова отличается от произношения – «изгородь». В слове есть орфограммы «Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова»: . Проверяю первую безударную гласную в корне слова: . Проверяю вторую гласную в корне слова: . Проверяю парную согласную в корне слова: .

••Лексическое значение слова: ограда из жердей, прутьев и т. п.

••Однокоренные слова: городит, загородить, загородка.

••Сочетаемость слова: ветхая, высокая, живая (изгородь).

••Синонимы: забор, ограда, ограждение, плетень, околица.

Антонимы слова отсутствуют.

••Употребление слова во фразеологическом обороте: «плести (городить) плетень» – неодобр. – пустословить, говорить вздор. Первоначально сочетание «плести (городить) плетень» употреблялось в прямом значении – «соединяя, перевивая прутья, делать изгородь». Переносное значение сформулировалось на основе сходства однообразного процесса изготовления плетня из прутьев и монотонной, вялой речи.

••Употребление слова в пословице: «Худо полю без изгороди, а вдвое без обороны».

••Употребление слова в загадке:

Сто один брат,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

(Изгородь, забор.)

••Предложения с этим словом:

Дачный участок был огорожен живой изгородью.

Недалеко был виден берег реки, обнесенный низенькой изгородью, чьи-то следы.

••При подготовке презентации и составлении рассказа о слове мной были использованы следующие источники:

Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 7-е изд., стереотип. – М. : Советская энциклопедия, 1968. – С. 235.

Федорова, Т. Л. Этимологический словарь русского языка / Т. Л. Федорова, О. А. Щеглова. – М. : Ладком, 2008. – С. 132.

Шаповалова, О. А. Этимологический словарь русского языка /
О. А. Шаповалова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – С. 84.

Справочно-информационный портал «Gramota.ru» (справочник по фразеологии).

Выражаю благодарность за помощь в создании работы своим родителям.

После проведения презентации учащиеся осуществляют оценку выполненной работы.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Над какой темой работали на уроке? (Проект «Рассказ о слове».)

– Что выполняли? (Проводили презентацию о слове.)

– Что вызвало у вас затруднения при выполнении работы?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?