СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Вне зависимости"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Вне зависимости"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Старое Славкино

















Проект по профилактике информационной безопасности детей и подростков

«Вне зависимости»













Руководитель проекта : учитель Кудеркина В.А.













2019-2020 учебный год



Цель проекта: обеспечение информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)

Задачи:

-формирование информационной культуры как фактора обеспечения

информационной безопасности;

-формирование знаний в области безопасности детей использующих

Интернет;

-организация просветительской работы с родителями и общественностью.

Содержание деятельности:

работа в рамках проекта реализуется путем организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у личности

  • установки на самосознание и саморазвитие,

  • социально-значимых качеств личности,

  • креативных качеств и умений,

  • развитие способности к саморефлексии и навыков межличностного общения



Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год



Ожидаемые результаты реализации проекта:

– снижение количества Интернет-зависимых учащихся;

– формирование у участников проекта адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости;

– формирование значимых социальных умений и качеств личности с целью приобретения нового социального опыта;

– наличие благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия с участниками проекта.



Краткая аннотация проекта

Проект «Вне зависимости» направлен на профилактику Интернет-зависимости, а именно на предупреждение появления зависимости у независимых (первичная профилактика) и коррекцию зависимости у зависимых (вторичная, третичная профилактика).

Как правило, Интернет-аддикция возникает вследствие неспособности личности в реальной жизни строить и поддерживать полноценные социально-психологические отношения с другими людьми, неумения ощущать границы между нормой и отклонением.

Одним из механизмов профилактики Интернет-зависимости является формирование навыков межличностного общения, что в целом способствует повышению уровня личностной и профессиональной подготовки школьников.

Работа в рамках проекта будет осуществляться путем организации и проведения мероприятий, направленных на приобретение навыков социального взаимодействия, создание условий для раскрытия и совершенствования внутренних ресурсов личности, развитие умений и навыков самоконтроля и саморефлексии.

Содержание проекта может быть вариативным, в зависимости от степени выявленной проблемы и индивидуально-типологических и психологических особенностей целевой аудитории.



Обоснование актуальности проблемы

Для большинства обучающихся Интернет является неотъемлемой частью всей жизни. Это обусловлено рядом причин, среди которых выделяют следующие:

1) использование Интернета в целях учебной деятельности;

2) доступность и разнообразие ресурсов Интернета — одна из главных причин обращения обучающихся к глобальной сети;

3) познавательная мотивация обучающихся;

4) потребность обучающихся в общении, развлечении, получении удовольствия; 5) наличие определенных психологических проблем у обучающихся, наиболее распространенной из которых является трудность в социально-психологической адаптации к реальному социуму в подростковой и молодежной среде.

Сегодня именно посредством Интернета человек решает множество, поставленных перед ним задач, в том числе вопросы трудоустройства, поиск новой информации, установление социальных связей на уровне бесконтактного общения, не включающего в себя эмоционально-чувственную сферу, воспитательную направленность, невербальную информацию, что ведет к отсутствию навыком межличностного взаимодействия в целом.

Не отрицая положительных моментов Интернета необходимо выделить и негативную сторону использования ресурсов глобальной сети. Речь идет, прежде всего, о риске формирования Интернет-зависимости. В широком смысле данный термин определяется как нехимическая зависимость от пользования Интернетом, характеризующаяся стремлением ухода от реальности путём достижения особого эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе, которого иным путем человек пережить, в силу различных причин не может.

Наибольшая предрасположенность к возникновению Интернет-зависимости наблюдается у людей, имеющих трудности в межличностном общении. В Интернете благодаря анонимности, доступности и ощущению безопасности человек может формировать доверительные отношения с малознакомыми людьми, не опасаясь негативных последствий, ведь в случае неудачи всегда есть возможность просто отключиться от Интернета или уйти на другой ресурс. В виртуальной реальности не имеют значения такие факторы определения социального статуса как внешний вид, возраст, пол, род деятельности и т. д. Интернет позволяет формировать новую идентичность, создавать новый образ и осуществить, тем самым, нереализованные потребности личности. Благодаря легкости освоения и использования Интернета он завоевывает все большую аудиторию.

Перед человеком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который «отключает» его от реальности, «переключая» на себя, что ведет к ограничению социальных контактов, ухудшению психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости, апатии, потере социального статуса, разрушению собственного «Я» и как следствие, приводит к деструкциям личности в целом.

Исходя из актуальности проблемы Интернет-зависимости становится необходимым разработка адекватных превентивных и коррекционных мероприятий, направленных на профилактику данного вида зависимости и на актуализацию ценности для человека реального мира.



Целевая аудитория проекта

Проект направлен на предупреждение и коррекцию Интернет-зависимости у обучающихся.

В связи с возрастными особенностям, именно данная категория предрасположена к возникновению различных видов зависимости, в том числе и Интернет-зависимости.

Как правило, такую предрасположенность имеют учащиеся, у которых наблюдаются интровертированные черты характера: сосредоточенность на собственном внутреннем мире, трудности в установлении социальных контактов с окружающими, ориентация на собственный внутренний мир: чувства, мысли, переживания и т.д.



Практическая значимость проекта

Данный проект позволит:

- Снизить уровень компьютерной зависимости;

-Развить коммуникативные навыки;

-Сформировать адекватное отношение к компьютеру.





План реализации проекта

п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Проведение диагностики

Сентябрь

Классные руководители

Проведение теста на определение степени зависимости от Интернета (Кимберли С. Янг).


Сентябрь

Психолог, классные руководители

Проведение теста для определения степени компьютерной зависимости

(Т. А. Шишковец)


Сентябрь

Психолог, классные руководители

Обработка полученных данных

Выявление количественного и качественного показателя Интернет-зависимых и склонных к ней

Сентябрь

Психолог, классные руководители

Подготовка материалов информационного характера

Разработка буклетов, рекомендаций, памяток для школьников и их родителей

Октябрь

Классные руководители

Родительское собрание

Цель: информирование родителей о проблеме Интернет-зависимости, ее актуальности, ознакомление с планом дальнейшей деятельности школы, а также предоставление практических рекомендаций по взаимодействию с детьми

Октябрь

Директор школы

Лекторий на тему: «Интернет-зависимость: мифы и реальность!»

Октябрь

Классные руководители

Дискуссия: «Интернет: за и против»


Ноярь

Классные руководители

Мастер-класс: «Как противостоять деструктивному воздействию Интернета на личность»

Цель: получение теоретических основ по данной проблеме, формирование умений противостоять негативному воздействию Интернета на личность посредствам рекомендаций, упражнений и заданий

Ноябрь

Психолог

Лекторий «Влияние чрезмерного использования Интернета на человека» (медицинский, социально-психологический аспекты)

Декабрь

Классные руководители, медицинская сестра

Организация работы стенда «школьный психолог» с целью приобщения к психологическим знаниям и формирования психологической культуры

В течение года

Психолог

Релаксационные занятия: «Слушай тишину», «Думай о дыхании», «Семь свечей» и т.д.

Упражнения направлены на формирование навыков саморегуляции, самоконтроля, снятие эмоционального напряжения, профилактику синдрома «эмоционального выгорания»

Январь

Психолог

Конкурс на создание социальной рекламы: «Альтернатива Интернету!

Мероприятие направлено на развитие креативных способностей школьников, формирование умения определять альтернативные виды деятельности

Январь

Классные руководители

Индивидуальные психолого-педагогические консультации

Оказание помощи в самопознании,
в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности и поддержки в решении личностных проблем, в формировании адекватной самооценки

Февраль

Психолог

Повторная диагностика степени Интернет-зависимости

Проведение диагностического мероприятия с целью анализа результатов эффективности проекта (количественный и качественный анализ полученных данных)

Март

Психолог, классные руководители

Круглый стол

Анализ достигнутых результатов

Апрель

Психолог, классные руководители

Родительское собрание

Цель: предоставление результатов деятельности школы, обсуждение плана дальнейшего сотрудничества

Май

Директор школы

Составление отчета о реализации проекта

Определение динамики развития проекта, обобщение результатов, подведение итогов

Май

Психолог, классные руководители



Ожидаемые результаты



Положительные:

  • Активное участие в мероприятиях, лекциях

  • Высокая посещаемость занятий участниками проекта (обучающимися)

  • Наличие благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия участников проекта

  • Формирование у участников проекта адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости

  • Формирование значимых социально-профессиональных умений и качеств личности с целью приобретения нового социального опыта

Отрицательные

  • Негативная, агрессивная реакция со стороны участников проекта по данной проблеме

Проект будет способствовать:

  • Повышению объема знаний о последствиях зависимости.

  • Формированию положительных установок на бесконфликтное межличностное взаимодействие.

  • Рост числа подростков с.Старое Славкино, пропагандирующих ограничение использования интернета.





Механизмы оценки результатов



  • Наблюдение, беседа, опросы, качественный анализ продуктов деятельности обучающихся;

  • Наблюдение, количественный и качественный анализ;

  • Наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, проективные игровые методы, экспертная оценка;

  • Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности школьников, опросы, статистическая обработка;

  • Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, качественный анализ;

  • Беседа, сотрудничество, устные и письменные отзывы.





Вывод: социальное взаимодействие необходимо формировать на основе контактного общения, так как в процессе данного вида общения отслеживается специфика эмоционально-чувственных проявлений, особенности невербальных средств общения, креативный подход, что не наблюдается в процессе Интернет-общения.

Таким образом, у обучающихся необходимо формировать и развивать не только коммуникативные навыки, но и умения контактного социального взаимодействия, что является основным направлением проекта .