Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Старое Славкино
Проект по профилактике информационной безопасности детей и подростков
«Вне зависимости»
Руководитель проекта : учитель Кудеркина В.А.
2019-2020 учебный год
Цель проекта: обеспечение информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
-формирование информационной культуры как фактора обеспечения
информационной безопасности;
-формирование знаний в области безопасности детей использующих
Интернет;
-организация просветительской работы с родителями и общественностью.
Содержание деятельности:
работа в рамках проекта реализуется путем организации и проведения мероприятий, направленных на формирование у личности
установки на самосознание и саморазвитие,
социально-значимых качеств личности,
креативных качеств и умений,
развитие способности к саморефлексии и навыков межличностного общения
Сроки реализации проекта: 2019-2020 учебный год
Ожидаемые результаты реализации проекта:
– снижение количества Интернет-зависимых учащихся;
– формирование у участников проекта адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости;
– формирование значимых социальных умений и качеств личности с целью приобретения нового социального опыта;
– наличие благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия с участниками проекта.
Краткая аннотация проекта
Проект «Вне зависимости» направлен на профилактику Интернет-зависимости, а именно на предупреждение появления зависимости у независимых (первичная профилактика) и коррекцию зависимости у зависимых (вторичная, третичная профилактика).
Как правило, Интернет-аддикция возникает вследствие неспособности личности в реальной жизни строить и поддерживать полноценные социально-психологические отношения с другими людьми, неумения ощущать границы между нормой и отклонением.
Одним из механизмов профилактики Интернет-зависимости является формирование навыков межличностного общения, что в целом способствует повышению уровня личностной и профессиональной подготовки школьников.
Работа в рамках проекта будет осуществляться путем организации и проведения мероприятий, направленных на приобретение навыков социального взаимодействия, создание условий для раскрытия и совершенствования внутренних ресурсов личности, развитие умений и навыков самоконтроля и саморефлексии.
Содержание проекта может быть вариативным, в зависимости от степени выявленной проблемы и индивидуально-типологических и психологических особенностей целевой аудитории.
Обоснование актуальности проблемы
Для большинства обучающихся Интернет является неотъемлемой частью всей жизни. Это обусловлено рядом причин, среди которых выделяют следующие:
1) использование Интернета в целях учебной деятельности;
2) доступность и разнообразие ресурсов Интернета — одна из главных причин обращения обучающихся к глобальной сети;
3) познавательная мотивация обучающихся;
4) потребность обучающихся в общении, развлечении, получении удовольствия; 5) наличие определенных психологических проблем у обучающихся, наиболее распространенной из которых является трудность в социально-психологической адаптации к реальному социуму в подростковой и молодежной среде.
Сегодня именно посредством Интернета человек решает множество, поставленных перед ним задач, в том числе вопросы трудоустройства, поиск новой информации, установление социальных связей на уровне бесконтактного общения, не включающего в себя эмоционально-чувственную сферу, воспитательную направленность, невербальную информацию, что ведет к отсутствию навыком межличностного взаимодействия в целом.
Не отрицая положительных моментов Интернета необходимо выделить и негативную сторону использования ресурсов глобальной сети. Речь идет, прежде всего, о риске формирования Интернет-зависимости. В широком смысле данный термин определяется как нехимическая зависимость от пользования Интернетом, характеризующаяся стремлением ухода от реальности путём достижения особого эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе, которого иным путем человек пережить, в силу различных причин не может.
Наибольшая предрасположенность к возникновению Интернет-зависимости наблюдается у людей, имеющих трудности в межличностном общении. В Интернете благодаря анонимности, доступности и ощущению безопасности человек может формировать доверительные отношения с малознакомыми людьми, не опасаясь негативных последствий, ведь в случае неудачи всегда есть возможность просто отключиться от Интернета или уйти на другой ресурс. В виртуальной реальности не имеют значения такие факторы определения социального статуса как внешний вид, возраст, пол, род деятельности и т. д. Интернет позволяет формировать новую идентичность, создавать новый образ и осуществить, тем самым, нереализованные потребности личности. Благодаря легкости освоения и использования Интернета он завоевывает все большую аудиторию.
Перед человеком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который «отключает» его от реальности, «переключая» на себя, что ведет к ограничению социальных контактов, ухудшению психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости, апатии, потере социального статуса, разрушению собственного «Я» и как следствие, приводит к деструкциям личности в целом.
Исходя из актуальности проблемы Интернет-зависимости становится необходимым разработка адекватных превентивных и коррекционных мероприятий, направленных на профилактику данного вида зависимости и на актуализацию ценности для человека реального мира.
Целевая аудитория проекта
Проект направлен на предупреждение и коррекцию Интернет-зависимости у обучающихся.
В связи с возрастными особенностям, именно данная категория предрасположена к возникновению различных видов зависимости, в том числе и Интернет-зависимости.
Как правило, такую предрасположенность имеют учащиеся, у которых наблюдаются интровертированные черты характера: сосредоточенность на собственном внутреннем мире, трудности в установлении социальных контактов с окружающими, ориентация на собственный внутренний мир: чувства, мысли, переживания и т.д.
Практическая значимость проекта
Данный проект позволит:
- Снизить уровень компьютерной зависимости;
-Развить коммуникативные навыки;
-Сформировать адекватное отношение к компьютеру.
План реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
| Проведение диагностики | Сентябрь | Классные руководители |
| Проведение теста на определение степени зависимости от Интернета (Кимберли С. Янг). | Сентябрь | Психолог, классные руководители |
| Проведение теста для определения степени компьютерной зависимости (Т. А. Шишковец) | Сентябрь | Психолог, классные руководители |
| Обработка полученных данных Выявление количественного и качественного показателя Интернет-зависимых и склонных к ней | Сентябрь | Психолог, классные руководители |
| Подготовка материалов информационного характера Разработка буклетов, рекомендаций, памяток для школьников и их родителей | Октябрь | Классные руководители |
| Родительское собрание Цель: информирование родителей о проблеме Интернет-зависимости, ее актуальности, ознакомление с планом дальнейшей деятельности школы, а также предоставление практических рекомендаций по взаимодействию с детьми | Октябрь | Директор школы |
| Лекторий на тему: «Интернет-зависимость: мифы и реальность!» | Октябрь | Классные руководители |
| Дискуссия: «Интернет: за и против» | Ноярь | Классные руководители |
| Мастер-класс: «Как противостоять деструктивному воздействию Интернета на личность» Цель: получение теоретических основ по данной проблеме, формирование умений противостоять негативному воздействию Интернета на личность посредствам рекомендаций, упражнений и заданий | Ноябрь | Психолог |
| Лекторий «Влияние чрезмерного использования Интернета на человека» (медицинский, социально-психологический аспекты) | Декабрь | Классные руководители, медицинская сестра |
| Организация работы стенда «школьный психолог» с целью приобщения к психологическим знаниям и формирования психологической культуры | В течение года | Психолог |
| Релаксационные занятия: «Слушай тишину», «Думай о дыхании», «Семь свечей» и т.д. Упражнения направлены на формирование навыков саморегуляции, самоконтроля, снятие эмоционального напряжения, профилактику синдрома «эмоционального выгорания» | Январь | Психолог |
| Конкурс на создание социальной рекламы: «Альтернатива Интернету! Мероприятие направлено на развитие креативных способностей школьников, формирование умения определять альтернативные виды деятельности | Январь | Классные руководители |
| Индивидуальные психолого-педагогические консультации Оказание помощи в самопознании, в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности и поддержки в решении личностных проблем, в формировании адекватной самооценки | Февраль | Психолог |
| Повторная диагностика степени Интернет-зависимости Проведение диагностического мероприятия с целью анализа результатов эффективности проекта (количественный и качественный анализ полученных данных) | Март | Психолог, классные руководители |
| Круглый стол Анализ достигнутых результатов | Апрель | Психолог, классные руководители |
| Родительское собрание Цель: предоставление результатов деятельности школы, обсуждение плана дальнейшего сотрудничества | Май | Директор школы |
| Составление отчета о реализации проекта Определение динамики развития проекта, обобщение результатов, подведение итогов | Май | Психолог, классные руководители |
Ожидаемые результаты
Положительные:
Активное участие в мероприятиях, лекциях
Высокая посещаемость занятий участниками проекта (обучающимися)
Наличие благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия участников проекта
Формирование у участников проекта адекватной позиции по проблеме Интернет-зависимости
Формирование значимых социально-профессиональных умений и качеств личности с целью приобретения нового социального опыта
Отрицательные
Негативная, агрессивная реакция со стороны участников проекта по данной проблеме
Проект будет способствовать:
Повышению объема знаний о последствиях зависимости.
Формированию положительных установок на бесконфликтное межличностное взаимодействие.
Рост числа подростков с.Старое Славкино, пропагандирующих ограничение использования интернета.
Механизмы оценки результатов
Наблюдение, беседа, опросы, качественный анализ продуктов деятельности обучающихся;
Наблюдение, количественный и качественный анализ;
Наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, проективные игровые методы, экспертная оценка;
Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности школьников, опросы, статистическая обработка;
Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, качественный анализ;
Беседа, сотрудничество, устные и письменные отзывы.
Вывод: социальное взаимодействие необходимо формировать на основе контактного общения, так как в процессе данного вида общения отслеживается специфика эмоционально-чувственных проявлений, особенности невербальных средств общения, креативный подход, что не наблюдается в процессе Интернет-общения.
Таким образом, у обучающихся необходимо формировать и развивать не только коммуникативные навыки, но и умения контактного социального взаимодействия, что является основным направлением проекта .