Проект «Моя школа – доступная для всех»
Составила команда МБОУ СОШ № 3 г. Химки
Актуальность
В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе.
Это нововведение вызывает много вопросов у родителей и тех и других детей. Треть россиян полагает, что реформа отрицательно скажется на качестве образования. По данным социальных исследований, около 50% респондентов полагают, что дети с ограниченными возможностями будут испытывать дискомфорт в обычных школах, а почти 40% думают, что обычным детям будет сложно сойтись с необычными одноклассниками.
В нашем классе уже третий обучается ученик с ОВЗ (передвигается на коляске). В самом начале, когда происходило только знакомство с первоклассниками и родителями, опережая разногласия и отрицания, до сведения родителей была доведена наша точка зрения: совместный процесс обучения обычных детей и ребенка с ОВЗ благоприятен и желателен для двух сторон: первые, общаясь с ребенком, который передвигается на коляске, будут учиться состраданию, взаимовыручке, ценить свое здоровье, помогать адаптироваться своему однокласснику; ребенок с ОВЗ получает самое важное – полноценное общение, сопричастность к школьному процессу наравне с обычными детьми. Как потом выяснилось в ходе беседы с родителями нашего ученика с ОВЗ, самое худшее наказание для него – угроза непосещения школы.
Цель: привлечение внимания учителей школ, учащихся и родителей к проблемам инклюзивного образования
Задачи:
1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;
2. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования.
Участники: учителя и учащиеся школы.
Ожидаемый результат:
Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
5. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Освоение основной образовательной программы должно обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.
Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ.
В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов – академического и жизненной компетенции - отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Если «академический» компонент предполагает соответствие программам начального образования в соответствии с ФГОС НОО, то жизненный компонент включает в себя внеурочные мероприятия, посещение музеев, участие в праздниках, мероприятиях, концертах, викторинах и т.п.
Нашей командой был осуществлен ряд таких мероприятий:
1) праздники
2) инсценировка сказок
3) участие в городских мероприятиях
4) посещение музеев
5) квесты
6) встречи с интересными людьми и др.
Команда проекта
Конечно, для активного участия нашего ученика с ОВЗ в жизни коллектива необходима была помощь более старших учеников. Для этой цели были привлечены два ученика 6-го класса. Распределение обязанностей в нашей команде было таким:
Корниенко Артём, ученик 6 «А» класса, участвовал в разработке заданий для квеста, помогал нашему ученику передвигаться, ориентироваться в заданиях или в исполнении роли;
Шувалова Мария, ученица 6 «А» класса, была ответственна за фотосъёмку, также подбирала задания для конкурсов и викторин на праздники;
Координатором и основным организатором мероприятий, разработчиком праздников был учитель начальных классов Сотникова Светлана Владимировна.
Праздники
Инсценировки сказок
Участие в городских мероприятиях
Посещение музеев
Квесты
Встречи с интересными людьми
Награды
Участие в жизни класса
День здоровья
Совместные поделки
Заключение
- Инклюзивное образование способно улучшить положение лиц с ограниченными возможностями.
- Не только дети ОВЗ, но и обычные дети получают многое от совместного общения, выполнения каких-то заданий (радость созидания, переживание ситуации успеха, положительные эмоции).
- Объединенные общим коллективом, родители обычных учеников, проявляют участие в судьбе нашего ученика с ОВЗ, отзываясь на его нужды, заботясь о нём, принимая его наравне с обычными детьми.
- Устраняются барьеры в общении детей с ОВЗ и обычных детей. Думается, что если дети учились в классе с ребенком с ОВЗ, переживали вместе все события, радовались и грустили, то, став взрослыми, такие люди не будут равнодушны к людям с ОВЗ, не станут их игнорировать, считать какими-то особенными, избегать общения с ними, а наоборот, отношение к этим людям будет как к самым обычным.