СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Моя школа – доступная для всех»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное в нашем проекте – создать условия для самореализации нашего ученика с ОВЗ, донести до всех остальных учеников, что каждый человек, вне зависимости от своих особенностей, имеет право на обучение, общение, полноценную жизнь в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Моя школа – доступная для всех»»

Проект  «Моя школа – доступная для всех» Составила команда МБОУ СОШ № 3 г. Химки

Проект «Моя школа – доступная для всех»

Составила команда МБОУ СОШ № 3 г. Химки

Актуальность

В настоящее время все чаще в педагогической практике стало появляться понятие «инклюзивное образование». В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе.

Это нововведение вызывает много вопросов у родителей и тех и других детей. Треть россиян полагает, что реформа отрицательно скажется на качестве образования. По данным социальных исследований, около 50% респондентов полагают, что дети с ограниченными возможностями будут испытывать дискомфорт в обычных школах, а почти 40% думают, что обычным детям будет сложно сойтись с необычными одноклассниками.

В нашем классе уже третий обучается ученик с ОВЗ (передвигается на коляске). В самом начале, когда происходило только знакомство с первоклассниками и родителями, опережая разногласия и отрицания, до сведения родителей была доведена наша точка зрения: совместный процесс обучения обычных детей и ребенка с ОВЗ благоприятен и желателен для двух сторон: первые, общаясь с ребенком, который передвигается на коляске, будут учиться состраданию, взаимовыручке, ценить свое здоровье, помогать адаптироваться своему однокласснику; ребенок с ОВЗ получает самое важное – полноценное общение, сопричастность к школьному процессу наравне с обычными детьми. Как потом выяснилось в ходе беседы с родителями нашего ученика с ОВЗ, самое худшее наказание для него – угроза непосещения школы.

Цель: привлечение внимания учителей школ, учащихся и родителей к проблемам инклюзивного образования Задачи: 1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья; 2. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования.

Цель: привлечение внимания учителей школ, учащихся и родителей к проблемам инклюзивного образования

Задачи:

1. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья;

2. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования.

Участники: учителя и учащиеся школы. Ожидаемый результат: Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 5. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Участники: учителя и учащиеся школы.

Ожидаемый результат:

Осознание и принятие основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

5. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Освоение основной образовательной программы должно обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе.

Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ.

В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов – академического и жизненной компетенции - отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.

«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.

Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.

Если «академический» компонент предполагает соответствие программам начального образования в соответствии с ФГОС НОО, то жизненный компонент включает в себя внеурочные мероприятия, посещение музеев, участие в праздниках, мероприятиях, концертах, викторинах и т.п. Нашей командой был осуществлен ряд таких мероприятий: 1) праздники 2) инсценировка сказок 3) участие в городских мероприятиях 4) посещение музеев 5) квесты 6) встречи с интересными людьми и др.

Если «академический» компонент предполагает соответствие программам начального образования в соответствии с ФГОС НОО, то жизненный компонент включает в себя внеурочные мероприятия, посещение музеев, участие в праздниках, мероприятиях, концертах, викторинах и т.п.

Нашей командой был осуществлен ряд таких мероприятий:

1) праздники

2) инсценировка сказок

3) участие в городских мероприятиях

4) посещение музеев

5) квесты

6) встречи с интересными людьми и др.

Команда проекта Конечно, для активного участия нашего ученика с ОВЗ в жизни коллектива необходима была помощь более старших учеников. Для этой цели были привлечены два ученика 6-го класса. Распределение обязанностей в нашей команде было таким: Корниенко Артём, ученик 6 «А» класса, участвовал в разработке заданий для квеста, помогал нашему ученику передвигаться, ориентироваться в заданиях или в исполнении роли; Шувалова Мария, ученица 6 «А» класса, была ответственна за фотосъёмку, также подбирала задания для конкурсов и викторин на праздники; Координатором и основным организатором мероприятий, разработчиком праздников был учитель начальных классов Сотникова Светлана Владимировна.

Команда проекта

Конечно, для активного участия нашего ученика с ОВЗ в жизни коллектива необходима была помощь более старших учеников. Для этой цели были привлечены два ученика 6-го класса. Распределение обязанностей в нашей команде было таким:

Корниенко Артём, ученик 6 «А» класса, участвовал в разработке заданий для квеста, помогал нашему ученику передвигаться, ориентироваться в заданиях или в исполнении роли;

Шувалова Мария, ученица 6 «А» класса, была ответственна за фотосъёмку, также подбирала задания для конкурсов и викторин на праздники;

Координатором и основным организатором мероприятий, разработчиком праздников был учитель начальных классов Сотникова Светлана Владимировна.

Праздники

Праздники

Инсценировки сказок

Инсценировки сказок

Участие в городских мероприятиях

Участие в городских мероприятиях

Посещение музеев

Посещение музеев

Квесты

Квесты

Встречи с интересными людьми

Встречи с интересными людьми

Награды

Награды

Участие в жизни класса

Участие в жизни класса

День здоровья

День здоровья

Совместные поделки

Совместные поделки

Заключение   Инклюзивное образование способно улучшить положение лиц с ограниченными возможностями. Не только дети ОВЗ, но и обычные дети получают многое от совместного общения, выполнения каких-то заданий (радость созидания, переживание ситуации успеха, положительные эмоции). Объединенные общим коллективом, родители обычных учеников, проявляют участие в судьбе нашего ученика с ОВЗ, отзываясь на его нужды, заботясь о нём, принимая его наравне с обычными детьми. Устраняются барьеры в общении детей с ОВЗ и обычных детей. Думается, что если дети учились в классе с ребенком с ОВЗ, переживали вместе все события, радовались и грустили, то, став взрослыми, такие люди не будут равнодушны к людям с ОВЗ, не станут их игнорировать, считать какими-то особенными, избегать общения с ними, а наоборот, отношение к этим людям будет как к самым обычным.

Заключение

  • Инклюзивное образование способно улучшить положение лиц с ограниченными возможностями.
  • Не только дети ОВЗ, но и обычные дети получают многое от совместного общения, выполнения каких-то заданий (радость созидания, переживание ситуации успеха, положительные эмоции).
  • Объединенные общим коллективом, родители обычных учеников, проявляют участие в судьбе нашего ученика с ОВЗ, отзываясь на его нужды, заботясь о нём, принимая его наравне с обычными детьми.
  • Устраняются барьеры в общении детей с ОВЗ и обычных детей. Думается, что если дети учились в классе с ребенком с ОВЗ, переживали вместе все события, радовались и грустили, то, став взрослыми, такие люди не будут равнодушны к людям с ОВЗ, не станут их игнорировать, считать какими-то особенными, избегать общения с ними, а наоборот, отношение к этим людям будет как к самым обычным.