Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Учитель английского МАОУ СОШ №25
Молчанова Елена Александровна
Проектно-исследовательская деятельность
— деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников:
- навыки самостоятельного добывания новых знаний,
- сбора необходимой информации,
- умения делать выводы,
- строить умозаключения
- Организация исследовательской и проектной деятельности по английскому языку проводится на разных уровнях и в разных формах. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий учащимся предлагается:
- подготовка сообщений,
- поиск ответов на вопросы,
- написание мини сочинений,
- составление кроссвордов и вопросов для одноклассников,
- составление постеров,
- написание писем, открыток,
Проектная деятельность учащихся в основной школе
- Основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося .
Проект осуществляется по определенной схеме:
- 1 этап. Погружение в проект
- 2 этап. Организационный
- 3 этап. Осуществление деятельности
- 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта.
- 5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
МЕТОД ПРОЕКТА– это комплексный обучающий метод, который позволяет сделать процесс обучения и развития индивидуальным, для каждого ученика.
Возможности метода проекта:
1. ученики могут проявить свои знания,
умения и навыки
в самостоятельном процессе
планирования своей деятельности ;
2.ученики сами могут
организовать и контролировать
свою деятельность.
На чём основывается проектная методика?
Основной базой для создания проекта служит :
познавательные умения умения
навыки конструировать ориентироваться
учащихся свои знания в информационном
пространстве
умения добывать критическое и
нужные сведенья творческое мышление
Это и есть фундамент всей проектной методики
Выбор темы проекта на уроке И.Я.
Какой должна быть тема будущего проекта?
1. Интересной для самих
учащихся.
2. Соответствовать возрастной
категории.
3. Подходить по изучаемой тематике.
4. Тема должна быть ориентирована на конечный, творческий результат.
Проект – это «пять П»
- Проблема
- Планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Продукты проектной деятельности
- атлас, карта;
- видеофильм;
- выставка;
- газета, журнал;
- законопроект;
- игра;
- коллекция;
- костюм;
- модель;
- музыкальное произведение;
- мультимедийный продукт;
- оформление кабинета;
- постановка;
- праздник;
- прогноз;
- система школьного самоуправления;
- справочник;
- коллаж;
- учебное пособие;
- экскурсия
- видеоролик
- буклет
Проекты в начальной школе
- Со 2 класса дети начинают работать над своими первыми проектами :
- « Знакомьтесь, это - я!», «Мое любимое животное», «Мои игрушки», «Мое портфолио», «Мои летние каникулы», «Школа чудес», «Рождество в России и в Англии», «Школы в Англии» и другие.
Проектная деятельность
Помогает развивать творческие способности учащихся и повышать мотивацию к изучению предмета
Инсценировка
Оживляет урок и способствует развитию творческих способностей учащихся.
Christmas in Great Britain
Конечный продукт в работе над проектом:
- Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
- Информативно-исследовательские проекты , например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка»
- Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
- Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.
- Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Проекты в средней школе
Процесс обучения английскому языку в средней школе построен так, что изучение темы модуля заканчивается выполнением проекта с элементами исследовательской деятельности, продуктом которого является создание презентации, газеты, коллажа, альбома, путеводителей, рекламы, постера, статьи в газету, буклета, видеоролика.
Со своими учениками мы выполнили уже несколько проектных работ по самым различным темам: «Спортивные игры», «Достопримечательности мира», «Британские сувениры»,
« Необычные дома», «Дом моей мечты», «Англо-говорящие страны», « Россия - многонациональная страна», «Город будущего», «Школа моей мечты», «Мое путешествие», «Туризм»
Проект «Кавказские горы-Мекка России»
природные особенности и ландшафт Кавказских гор:
Продукт: Буклет Русско-английский словарь
- Пейзаж – a landscape
- Перевал – a pass, a passage
- Пещера – a cave
- Прибрежный склон – a coastal slope
- Приморская зона с умеренным климатом – mild seaside zone
- Равнина – a plain
- Скала – a cliff
- Склон – a slope
- Степь – a steppe
- Субтропики – subtropics
- Ущелье – a gorge
- Хребет – a ridge
- Морской климат – maritime climate
- Необычный, специфический – peculiar
- Водопад – a waterfall
- Воодушевляющая горная вершина – a sparking peaks
- Высокогорный – high-altitude
- Горная вершина – a peak
- Горный луг – a mountain meadow
- Горный склон – a mountain slope
- Долина – a valley
- Живописный – scenic
- Камень, скала – a rock
- Климатическая зона – climatic zone
- Ледник – a glacier
- Минеральный источник – mineral spring
Некоторую сложность представляет перевод географических названий на английский язык, а именно гор, нагорий, рек, озер, водопадов, пещер, ущелий.
- Азишская пещера – Azish Cave
- Архыз – Arkhyz
- Ахун – Ahun
- Белалакая – Belalakaya
- Гуамское ущелье – Guam Gorge
- Домбай – Dombay
- Кавказские горы – The Caucasus
- Лагонакское нагорье – The Lagonak Highlands
- Ушба – Ushba
- Фишт – Fisht
- Эльбрус – Elbrus
- Реки:
- Большой Зеленчук – the Greater Zelenchuk
- Кардывач – the Kardyvach
- Мзымта – the Mzymta
- Хоста – the Hosta
-
- Водопады:
- Гузерипль – Guzeripl Village
- Красная Поляна – Krasnaya Polyana
- Софийские водопады – the Sofia waterfalls
- Чегемские водопады – the Chegem waterfalls
Изучение лексики по теме привело к необходимости создания англо- русского словаря, так как оказалось, что запаса слов по программе не достаточно. Слова были распределены по темам. Данным материал помог в создании рекламы туризма на Кавказе на английском и русском языке и создании буклета. Работа позволяет сделать вывод что информация о возможностях туризма на Кавказе должна вызвать интерес и желание путешествовать. Перевод на английский язык дает возможность довести эту информацию до иностранных путешественников, что дает также более цельное и достоверное представление о нашей стране, горном Кавказе, туризме. Представленный русско- английский словарь может быть использован на уроках английского языка при изучении темы «Моя страна. Мой край». Он расширит словарный запас учащихся, даст им возможность рассказывать о своем родном крае на английском языке.
Продукт-англорусский словарь
Armavir - Maykop - dolmen (near Hajokh) - Lagonaki - Guzeripl - Azish cave – the Rufabgo waterfall – the Black Sea.
- Данная работа позволила выявить 100 слов и географических названий, необходимых для описания туризма на Кавказе. Владение этой лексикой позволяет более детально описать достопримечательности, природу, занятие спортом и отдыха в горах Кавказа, создать рекламу на английском языке и предложить один из популярных маршрутов: Армавир – Майкоп – дольмен (у Хаджох) – Лаго-Наки – Гузерипль – Азишская пещера - водопад Руфабго – Черное море.
Продукт- создание рекламы на английском языке
- "MOUNTAINS OF THE CAUCASUS AS A TOURIST MEKKA OF RUSSIA"
- If you want to visit one of the best places to relax in Russia, breathe the mountain and sea air, get incredible emotions from contemplating majestic peaks and enjoy unique vegetation, see and admire sights and ancient monuments, take your favorite winter or summer sport or dive into the mineral springs waters , the Caucasus Mountains are for you.
- Arriving in this amazing majestic high-altitude region, you can make fascinating hikes and trips to the magnificent reserved places: Elbrusie, Krasnaya Polyana, Teberda, Dombai in Karachaevo-Cherkessia. You will get an unforgettable impression after visiting the Guam or Chegem gorge, seeing the waterfalls of Gufagbo or the Chegem waterfalls, enjoy the beauty of the famous Blue Lakes. You will be surprised by the mysterious dolmens and ancient caves. Special tourist routes will be organized for you.
- Dombai, Arkhyz, Krasnaya Polyana, Lagonaki, Elbrus are in great demand among lovers of winter recreation in the Caucasus Mountains. According to the skiers, the Caucasian routes are not inferior to the European ones in terms of safety and service. Here, children and beginners alpine skiers will feel great.
- The wonderful health resorts in the Caucasian Mineral Waters, Goriachy Klyuch, Sochi are also at your service.
Выводы
- Метод проектов очень эффективен на уроках английского языка при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при организации его практического применения.
- Проектная деятельность вызывает у учащихся большой интерес и здоровый азарт, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.
- Кроме того, у школьников формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются умения работать с различными источниками, анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.
- Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого, что очень актуально в современной школе.