Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 48».
Проектная работа «Горизонты открытий»
Тема: « Легендарный танк Т-34»
Выполнил: ученик 3 В класса,
Шулыгин Артем
Руководитель: Золотухина И.С.
Чита
2024 г
Содержание
Введение...........................................................................................................3
1. Теоретическая часть....................................................................................4
1.1.История создания танка Т-34 ………………………………………………..4
1.2.Технические характеристики танка.........................................................5
1.3.Танк Т- 34 в бою......................................................................................6
1.4.Герои-танкисты........................................................................................8
1.5 Танк Т-34-85 "Комсомолец Забайкалья"…………………………...………..8
Заключение....................................................................................................9
Список литературы .........................................................................................11
Приложение....................................................................................................12
Введение
Тема работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники.
Победа в Великой Отечественной войне показала всему миру мощь нашего оружия и мощь русского духа. Танк Т-34 оказал большое влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения.
В наши дни танки Т-34 стоят во многих городских парках страны, участвуют в парадах Победы. Т-34 - одна из самых популярных боевых машин в мировой игре «WorldOfTanks».
Мне захотелось узнать, как и когда появился этот танк, какие у него характеристики и какова его роль в сражениях Красной армии. Мне подарили энциклопедию "Танки". Меня поразило огромное количество военной техники, но больше всего - танки. Самые разные: от первых, примитивных танков, выпущенных еще в 1916 году, до современных машин. Но на самом главном месте этой экспозиции - танк Т-34. Меня это очень удивило и заинтересовало.
Все современные школьники слышали о танке Т-34, но мало кто знает историю этого танка и его победный путь в Великой Отечественной войне, в которой принимали участие наши деды и прадеды. Поэтому мне стало интересно узнать о том, как были созданы танки, как они были применены в боях и кто их изобрёл.
Актуальность нашей работы обусловливается тем, что каждый человек, гражданин, защитник Родины (а каждый из нас в условиях нестабильности ситуации на внешней мировой арене может им стать), должен осознавать и понимать, что оборона и защита нашей страны напрямую зависит от готовности, уникальности боевой техники.
Объект исследования: танк Т–34
Предмет исследования: роль и значение танка Т-34 в ВОВ и судьбах людей.
Методы исследования: сбор, анализ и систематизация информации о танке Т-34 и танкистах ВОВ
Цель исследования: Узнать, был ли советский танк Т-34 одним из легендарных танков ВОВ.
Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:
1. Изучить и обобщить сведения об истории возникновения танка Т-34.
2. Изучить технические особенности Т-34.
3.Рассмотреть крупные танковые сражения в ВОВ и определить роль танка Т-34 в них.
4. Найти информацию о героях-танкистах, конструкторах танка Т-34.
5. Узнать, о происхождении танка, которой стоит в городе Чита на пересечении улиц Бабушкина и Горького.
Название «танк», взято из английского языка, в переводе означает «бак, цистерна». Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 году в первой Мировой войне.
1. Теоретическая часть
1.1. История создания танка Т-34
Первые танки в Советском союзе появились с 1925 -1927 годах. А перед Великой Отечественной войной советский танковый парк уже насчитывал больше 20 тысяч машин. Правда, основную массу этих танков составляли лёгкие боевые машины Т-28, вооруженные 45-мм орудиями, которые уже с трудом могли сражаться с основными средними танками Германии. Бронирование танка было слабым, и пробивалось основными немецкими танками с больших дистанций. Если усилить броню, танк становился тяжёлым, медленным и неповоротливым. Необходим был новый танк.
В феврале 1939 г. на заседание Комитета Обороны были показаны чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны Михаилом Кошкиным. Он был в 1936 г. главным конструктором Харьковского паровозостроительного завода. 19 декабря 1939 года догруженный танк А-32 и был принят на вооружение Красной армии под индексом Т-34.
В феврале 1940 года Кошкин устроил пробег двух опытных экземпляров из Харькова в Москву (600км.!). При этом он сам сел за рычаги. В марте 1940 года эти танки были показаны Сталину. К сожалению, в ходе танкового пробега Кошкин простудился и тяжело заболел, так конструктора не стало. Дальнейшие работы по танку были передали Морозову Александру Александровичу, советскому инженеру-конструктору.
В создание среднего танка Т-34 вложили свой труд, знания и опыт многие сотни людей. Однако первым среди них является главный конструктор этого танка — Михаил Ильич Кошкин.
При производстве Т-34 впервые в мире была применена конвейерная сварка брони. Первым ее освоил УТЗ в Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован Институт электросварки под руководством Евгения Патона. Благодаря новой технологии скорость сварки, а значит, и выпуска новых Т-34 увеличилась в несколько раз. Сварка под флюсом повышала и прочность машины – сварочный шов оказывался даже крепче самой брони. Кроме того, справиться с новым видом сварки могли даже ученики, что в условиях кадрового голода было бесценным. Постепенно технология автосварки распространилась и на другие танковые заводы. Немцы освоили сварочные автоматы только в 1944 году.
В истории Т-34 много впечатляющих подвигов. Одним из них стал рекордный запуск производства на Челябинском тракторном заводе (сегодня входит в корпорацию УВЗ), который с началом войны превратился в самый большой в мире танковый конвейер, или, как его называли в народе, Танкоград. В разгар войны завод подвергся реконструкции и молниеносно освоил выпуск Т-34: чертежи рабочие получили 22 июля 1942 года, а всего спустя месяц была готова первая челябинская «тридцатьчетверка». К концу 1943 года завод собирал по 25 танков ежедневно.
Часть «тридцать четвертых» выпускалась с уникальной литьевой башней без швов. Технология цельной отливки стенок позволяла сделать башню танка более крепкой. Литьевая башня выдерживала до 10-12 попаданий снарядов – в два-три раза больше, чем сварная. Кроме того, сборщики получали выигрыш в скорости – готовая башня практически сразу после отливки ставилась на танк. Подобную технологию немцы так и не освоили до конца войны.
Производство Т-34 на Сталинградском тракторном заводе не останавливалось даже в ходе знаменитой битвы за Сталинград. Завод был одной из важнейших целей противника, и на него были брошены все силы. Под бомбежками и обстрелами, среди обломков и огня заводчане продолжали собирать и ремонтировать танки до момента, когда линия фронта подошла вплотную к цехам. Танки прямо с конвейера шли в бой, а управляли ими часто сами рабочие завода.
Невероятный факт: давным-давно «музеефицированные» Т-34 можно завести и заставить передвигаться своим ходом. Такие случаи были зафиксированы в Венгрии, Израиле и даже в Австралии. И, конечно, «тридцатьчетверка» занимает почетное место в парадах Победы, обычно открывая шествие тяжелой техники.
1.2. Технические характеристики
К 22 июня 1941г. было выпущено 1066 танков Т-34.
За годы войны танк Т-34 изменялся, совершенствовался и к 1945 г. был совсем не таким, как в 1941-ом. На участках массового применения танков Т-34 немецкие войска были охвачены паникой. Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию.
До сих пор его технические решения служат примером для подражания. Экипаж танка состоит из четырёх человек - механика-водителя, стрелка-радиста, заряжающего и командира-наводчика, которые находились в двухместной башне. Одной из главных особенностей советского танка Т-34 было то, что броня его была расположена под углом в 50 градусов, что увеличивало её толщину в несколько раз: из 45мм она превращалась в 90 мм
Бронепробиваемость орудия- 110 мм
Калибр орудия – 76 мм
Масса танка – 30 тонн
Скорость по пересеченной местности - 25 км/ч, по шоссе – 55 км /ч
Броня - 90 мм
Дизель мощностью 500 л.с.
Широкие гусеницы и отличная проходимость
Экипаж - 4 человека
Изучая особенности конструкции танка Т-34, можно сделать вывод, что это был отличный танк, пушка 76 мм могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км, а стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред тридцатьчетверке лишь с дистанции 100 метров. В то время как наши танкисты могли поражать цели на большем расстоянии. Дизельный двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км. Немецкие же танки работали на бензине, поэтому использовать Т-34 как трофей им было сложно.
Ни у одной армии мира тогда не было на вооружении столь совершенных боевых машин.
Советский танк был маневреннее, и у него намного быстрей поворачивалась башня, и он мог без труда объехать немецкий танк и уничтожить его со спины, там, где броня была меньше всего, чтобы наверняка пробить её. И конечно то, что броня танка Т-34 находилась под углом, делало танк защищенным от вражеских снарядов. Еще одним важным преимуществом была простая конструкция, которая позволяла выпускать их в большом количестве (более 52 тысяч танков) и быстро обучать экипаж.
1.3. Танк Т- 34 в бою
В битве с немецко-фашистскими захватчиками у стен Москвы приняли участие все рода войск, и только их тесное взаимодействие привело к победе. Важнейший вклад в разгром врага внесли бронетанковые войска. Танки поддерживали в боях нашу героическую пехоту, на которую легли основные тяготы и лишения тяжелейшей битвы. Для прорыва фронта и развития наступления создавались подвижные ударные группы, в состав которых также входили танковые части. На направлении главных ударов максимально сосредоточивались имевшиеся танковые силы. И хотя они были тогда невелики - в частях, оборонявших Москву, насчитывалось 670 танков (из них 205 тяжелых и средних) против 1000 танков противника - однако преимущество наших мощных КВ и Т-34 позволило танковым соединениям внести важный вклад в общую победу над врагом.
Новый советский танк стал для немцев крайне неприятным сюрпризом. Он превосходил все немецкие танки по мощи вооружения и бронированию. Стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред тридцатьчетверке лишь с дистанции 100 метров, в то время как наши танкисты могли поражать цели на большем расстоянии. На участках массового применения танков Т-34 немецкие войска были охвачены паникой.
Советские танкисты осваивали новый танк и тактику его применения. 6 октября 1941 года части 4-й танковой бригады полковника Михаила Катукова нанесли тяжелое поражение танкистам генерала Гудериана на Тульском шоссе. За считанные минуты были уничтожены 30 немецких танков. А в период с 4-11 октября бригада М. Катукова уничтожила 113 немецких танков и 49 орудий.
Но танков не хватало, их надо было изготавливать больше. И тут проявилось еще одно качество Т-34. Он был прост в изготовлении.
В начале 1942 года изменили конструкцию башни, она стала просторнее и напоминала форму гайки (шестигранника).
До 1943 года танк Т-34 превосходил любой танк противника. Появление его на поле боя, как правило, решало исход его в пользу войск Красной армии. Немцы даже выпустили инструкцию для истребителей танков. Но немецкое командование выпускало не только инструкции по уничтожению наших танков. Они внимательно изучали захваченные наши танки.
Т-34 был настолько хорош, что немцы хотели просто скопировать его. Все же при создании новой бронетехники они пошли своим путём.
В конце 1942 года полях сражения стали появляться новые танки вермахта. В январе 1943 года под Ленинградом был захвачен немецкий тяжелый танк Т-6, известный нам как «тигр». Исследовав его, конструкторы Т-34 пришли к выводу, что для уничтожения «тигра» 76 мм пушки уже не достаточно.
Эти выводы подтвердились в битве на Курской дуге летом 1943 года.
В ходе этой битвы немцы применили новые танки «Тигр» и «Пантера». Они были хорошо вооружены и защищены толстой броней. Крупнейшее танковое сражение Великой отечественной войны произошло под Прохоровкой. В нем приняли участие около 1200 танков. Обе стороны понесли большие потери. Во время сражения состоялась дуэль экипажа старшины Милюкова и немецкого экипажа. Наша тридцатьчетверка против «пантеры». На начальном этапе боя преимущество было у немца, поэтому Милюков стремился как можно быстрее сократить дистанцию. Старшина сам сидел за рычагами и бросал машину из стороны в сторону. Немецкие танкисты не могли поразить тридцатьчетверку. «Пантера» стала пятиться назад. Нашему экипажу удалось поймать момент, когда немецкий танк, сползая в овраг, подставил днище под выстрел.
В этой битве танковые силы вермахта были сильно потрепаны и уже не могли восстановить былую мощь. Начался период отступления немецких войск.
В битве на Курской дуге Красная армия одержала победу. Вместе с тем это заставило быстрее работать конструкторам по изменению танка Т-34.
Уже в декабре 1943 года на вооружение был принят Т-34 с новой башней и 85 мм пушкой. Экипаж увеличился до 5 человек - появился наводчик, а командир танка мог управлять боем.
Конечно, новый танк не мог тягаться с «тигром», но при умелом руководстве он мог быть достаточно грозной силой. Т-34/85 выигрывал за счет маневренности и хорошей проходимости. Там, где тяжёлые вражеские танки застревали, Т-34/85 проходили с легкостью и могли атаковать противника.
«Тридцатьчетвёрку» успешно использовали в наступлении и в обороне; в борьбе с танками противника, пехотой и артиллерией.
Танкисты очень любили танк за его надёжность. А пехота рядом с ним ничего не боялась! В нём сочеталась огневая мощь, защищённость, подвижность.
Немецкие танкисты прозвали Т-34 «русской балериной» за его манёвренность и скорость. Сам Гитлер признался своим генералам: «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну».
Этот танк является одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. В наши дни танки Т-34 стоят на постаментах в городах и селениях многих стран. Они украшают коллекции самых престижных военно-исторических музеев.
1.4. Герои-танкисты
Большой вклад в Великую Победу вложили люди (конструкторы, командиры, ведущие солдат в бой, солдаты). Герои, которые сражались до последней капли крови за каждый клочок, нашей родной земли. Подвиги героев-танкистов во времена Великой Отечественной войны и сегодня поражают и даже шокируют. Их храбрость позволяла выстоять в тяжелейших боях, а смекалка выручала, даже когда численность врага превосходила в несколько раз.
Лучшим танкистом СССР во время Второй мировой войны является Дмитрий Фёдорович Лавриненко.
За два с половиной месяца боёв он принял участие в 28 схватках. Три танка Т-34, на которых он воевал, сгорели. В день своей гибели, 17 декабря 1941 года, под Волоколамском Лавриненко подбил 52-й по счету танк противника и стал самым результативным советским танкистом Второй мировой войны. 22 декабря 1941 года он был награжден орденом Ленина посмертно.
В честь боевых заслуг советских танкистов в Великой Отечественной войне в России установлен праздник - День танкиста, который ежегодно отмечается во второе воскресенье сентября.
Танк Т-34 вызывает гордость и уважение, как к конструкторам, так и ко всем танкистам, что сгорали вместе с машинами, но стреляли до последнего. Я уверен, что Т-34 лучший танк Второй мировой войны еще и потому, в него верили люди, которые садились за его рычаги, профессионалы и герои, такие как Лавриненко.
1.5 Танк Т-34-85 "Комсомолец Забайкалья"
Хотел бы более подробно рассказать про Танк Т-34-85 "Комсомолец Забайкалья" установлен в Чите на пересечении улиц Бабушкина и Горького.
Каждый житель Читы знает этот памятник – знаменитый танк Т-34 на бетонном пьедестале, возвышающийся на пересечении улиц Бабушкина и Горького.
На передней грани – мраморная доска с надписью: "Самоотверженному труду забайкальской молодежи и памяти тех, кто сражался на боевых машинах танковой колонны "Комсомолец Забайкалья".
Памятник установлен 29 октября 1967 года.
В начале марта 1943 г. на Челябинском тракторном заводе делегация комсомольской организации Читинской области в ходе торжественного митинга предала фронту 11 новеньких танков Т-34.
"КОМСОМОЛЕЦ ЗАБАЙКАЛЬЯ", танковая колонна, состоявшая из 11 машин Т-34, средства на постройку которой собраны в марте 1943 комсомольцами и молодежью Читинской области.
Танки имели собственные названия: "Агинский колхозник", "Металлург Забайкалья", "Черновский шахтер".
Колонна отличилась в Курской битве; в танковом сражении под Прохоровкой (12 июля) экипаж лейтенанта Година уничтожил 4 немецких танка, экипаж младшего лейтенанта Швыряева – 2, командира роты ст. лейтенанта Тутберидзе – 3.
Колонна принимала участие в освобождении правобережья Украины, Румынии, Венгрии.
Заключение
С танком Т-34 Советская Армия завершила разгром фашистских захватчиков. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Они по праву приняли участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
Советские танкостроители создали одну из самых замечательных боевых машин в мире. Т-34 стал классическим образцом среднего танка.
Превосходя своих современников по силе огня, броне и подвижности, он оставался в строю на протяжении еще многих лет и был снят с вооружения только в 1993 году, а в некоторых странах танк Т-34/85 состоит на вооружении и по сей день.
Теперь я могу сказать точно, что танк Т-34 - легендарный танк Второй мировой войны.
Задачи, поставленные мной, считаю выполненными и цель достигнутой. Информацию, полученную в ходе моих исследований можно применять на уроках окружающего мира, истории и краеведения.
Список литературы
1. Бакурский В. А../Танки (Детская энциклопедия) – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.
2. Проказов Б.Б. Танки. (Большая детская военная энциклопедия) - Москва, Издательство АСТ, 2020
3. Свирин М., Коломиец М./ Забытые "Тридцатьчетверки" - Танкомастер. 1999. № 1
4. Танки. – Смоленск: Русич, 2000
Приложение 1
| Михаил Ильич Кошкин (1898—1940) — советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34 |
| Морозов Александр Александрович (1904- 1979) - прославленный советский инженер - конструктор советских танков |
Приложение 2
Технические характеристики Т-34
Приложение 3
Дмитрий Фёдорович Лавриненко - герой- танкист, уничтоживший 52 немецких танка. Погиб в ноябре 1941 года. Присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно)
Памятник танкисту Дмитрию Лавриненко
установлен в городе Протвино Московской области в 2017 году.