СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Блоки" для детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе расписаны игры-упражнения с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера по месяцам с последовательным усложнением.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Блоки" для детей младшего дошкольного возраста»


Учитель Татьяна Журавлева

ПРОГРАММА «БЛОКИ И ПАЛОЧКИ»

для детей 3 - 4лет

С помощью логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера:

  • Дети знакомы с геометрическими фигурами, формой предметов, цветом, размером;

  • Дети умеют сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать фигуры по цвету, форме и величине;

  • У детей развиваются познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;

  • У детей развиваются творческие способности.


План - программа

Период

Задачи


Игры - задания

Сентябрь

1.Ребенок группирует блоки по цвету, форме, величине.





2. Ребенок понимает и показывает один и два блока



3.Ребенок различает и называет цвета палочек



4. Ребенок выкладывает цепочку, картинку по образцу.


«Найди такой же»

«Найди другой»

«Помоги блоку найти свой домик по цвету, по форме, по величине»



«Возьми 2 одинаковых, два разных блока»

«Возьми 1 круглый, один треугольный»

«Возьми один маленький, один большой»



«Найди такую же»

«Пирамидка»



«Построй такую же»

Октябрь


1.Ребенок понимает схему, накладывает палочки и блоки на схему





2.Ребенок пересчитывает, отсчитывает заданное количество блоков и палочек в пределах 3.



«Цветок»

«Яблоко»

«Домик с забором»





«Покажи 1, 2, 3 (блока, палочки)»

«Найди соседей»

Ноябрь


1.Ребенок подбирает блоки по карточкам с готовыми алгоритмами




2.Ребенок выкладывает палочки по заданной схеме

«Волшебные дорожки»

«Бусы»

«Коврики»




«Домик в деревне»

«Улитка на солнышке»


Декабрь


1.Ребенок подбирает блоки и палочки для построения комбинированных картинок



«Вместе весело играть»

«Маленькие логики»

«Волшебные дорожки»

Январь


Ребенок соотносит палочки и блоки по цвету и величине, использует чередование.



«Составь коврик:

  • Из одинаковых блоков, палочек

  • Из разных блоков, палочек

  • Заданного размера и цвета

Февраль


Ребенок осваивает последовательную зависимость палочек по длине в пределах 5 (по образцу)

«Построй лестницу или пирамидку»

  • Белая, розовая, голубая, красная, желтая;

  • На желтой – красная, голубая, розовая, белая.




Март


Ребенок выкладывает блоки и палочки по контуру предмета


«Сказочный город»

Апрель


Ребенок видит закономерность и выкладывает палочки и блоки в соответствии с ней


«Продолжи узор»

Май


Ребенок находит блоки и палочки определенного цвета, размера, формы, называет блок.


«Найди и назови»

«Найди соседей»


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» 1 выпуск. 2007

  2. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. 2001

  3. «Волшебные дорожки» палочки Кюизинера для самых маленьких

  4. «Маленькие логики» блоки Дьенеша для малышей

  5. «Вместе весело играть» палочки Кюизинера и блоки Дьенеша

  6. «Страна блоков и палочек» комплект сюжетно-дидактических игр с логическими блоками Дьенеша и палочек Кьюизинера.

  7. «Счетные палочки Х.Кюизинера» описание комплекта

  8. «Математика до школы» пособие для воспитателей детских садов и родителей. 1998

  9. М.Фидлер «Математика уже в детском саду»пособие для воспитателя детского сада. 1981

  10. Интернет. Конспекты занятий с логическими блоками и палочками.

































Учитель Татьяна Журавлева

ПРОГРАММА «БЛОКИ И ПАЛОЧКИ»

для детей 6 – 7 лет

С помощью логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера:

  • Дети знакомы с геометрическими фигурами, формой предметов, цветом, размером;

  • Дети знакомятся с алгоритмической культурой мышления;

  • Дети умеют сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать фигуры по цвету, форме и величине;

  • Дети осваивают прямой и обратный счет;

  • Знакомятся с составом числа из единиц и двух меньших чисел;

  • Усваивают отношения между числами: больше – меньше, больше – меньше на.., пользуются знаками сравнения;

  • Овладевают арифметическими действиями сложения и вычитания.

  • Делят целое на части и измеряют объекты;

  • У детей развиваются познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения;

  • У детей развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию;

  • Дети проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

План – программа


Месяц


Название игры-упражнения

Ход игры

Сентябрь


«Цветные коврики»














«Играем с цветом»









«Палочки можно складывать»






«Кто в домике живет?»


«Как узнать номера домов на новой улице?»

Дети берут одну палочку (желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек(бахрома).

Описание:

Цветом: «Желтый – это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый.»

Числами: «пять – это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один.»

Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): «5 – это 1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1.»

Итог: для числа 3 имеется только 2 варианта складывания коврика, а для числа 5 – 4 варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй.

………………………………………………………….

  1. «Паровоз» горизонтальное чередование цвета по заданному порядку действий

К – С – К – С…

Ж – С – К …



  1. «Забор» вертикальное чередование цвета по заданному порядку действий

Ж – С -2К – С - Ж – 2К …

  1. Выкладывание по алгоритму:

Г ===== Р


Ж++++++++К

……………………………………………………………….

У ребенка, который стоит лицом к детям, в левой руке – желтая палочка, а в правой – красная.

Какие числа в руках у ребенка?

Что получится, если эти числа сложить?

Найдите палочку равную сумме красной и желтой.

Запишите свое действие с помощью цифр и знаков:

4+5=9


………………………………………………………………..

Стр 44

Л.Комарова


Стр 45


Октябрь

«Измеряем меркой»




«Дополни»






«Палочки можно вычитать»

Измерить длину карандашей с помощью голубых палочек: длина одного карандаша – 3 палочки, другого – 4.

Итог: число 4 больше числа 3, а 3 меньше числа 4.

Можно использовать и белые палочки.

……………………………………………………………..

Положить перед собой по одной палочке каждого цвета друг под другом – от самой короткой к самой длинной. Узор не ровный, нужно подравнять палочки с одной стороны.

Дополнить одной палочкой меньшую палочку до большей.

Дополнить одной палочкой белую до желтой (красную до синей, желтую до оранжевой).


…………………………………………………………………

У ребенка в правой руке палочка голубая, а в левой – желтая.

Какие числа в руках у ребенка?

Какое число больше? Меньше?

Что получится ,если из большего числа вычесть меньшее?

Записать действие:

5 – 3 = 2

Ноябрь

«Запомни»







«Подбери цифру»






«Узнай длину ленты»

Дети смотрят несколько секунд на карточку со схемой, запоминают схему расположения палочек. Карточка убирается, дети выкладывают схему расположения по памяти.

………………………………………………………………..





Дети выкладывают любое количество белых палочек в ряд, затем это количество заменяют одной палочкой и подбирают соответствующую цифру. Использовать взаимопроверку.

Усложнение: исключить выкладывание числа из единиц.


…………………………………………………………………..

В процессе измерения дети устанавливают, сколько раз мерка (розовая палочка) уложилась в длине каждой ленты, и определяют длину лент: в длинной лене мерка уложилась 7 раз, а в короткой – 5.

Итог:

  1. Лента, в которой мерка уложилась 7 раз, длиннее, потому что 7 больше 5

  2. Лента, в которой мерка уложилась 5 раз, короче, потому что 5 меньше 7

  3. Ленты разные по длине

Декабрь


«Цветные числа»




«По порядку становись»



«Измеряем разными мерками»

Карточки с изображением некоторого количества предметов перевернуты вниз. Задание: сосчитать количество предметов на карточке, найти соответствующую палочку. Объяснить выбор.

………………………………………………………………….

У детей палочки значением от1 до 10. По завершению музыки дети выстраиваются по порядку или в обратном порядке. Можно создать умышленно неверную комбинацию с целью поиска ошибки.

………………………………………………………………….

У детей ленты разной длины и разные мерки – красная и розовая (числа 4 и 2). Дети измеряют длину ленты разными мерками и отвечают на вопрос: «Сколько раз поместилась мерка на ленте?» Называют числа: 4 и 2, 8 и 4.

Числа получились разные потому, что мерки разной длины. Чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.»

Январь

«Магазин игрушек»



«Кто где живет»

Цена товара – карточки с цифрами. Покупатели расплачиваются палочками.


……………………………………………………………………

В доме на верхнем этаже поселились палочки фиолетового цвета (число 6). Они пускают в дом только те палочки, которые равны с ними по длине.

Можно использовать игровой кубик.

Провести анализ: какая палочка живет на верхнем этаже? Какое число обозначает? Какой цифрой ее можно обозначить?

Итог: фиолетовая палочка обозначает число 6. Число 6 можно составить из 1 и 5 (белая и желтая), из 2 и 4 (розовая и красная), из 3 и 3 (две голубые) и т.п.





Февраль

«Составь число»






«Весы»

Из каких палочек можно составить число …? (до 10). Дети называют числа, выкладывают их комбинации.

Составьте число из одинаковых (разных) палочек.

Составь число из палочек определенного цвета.

Под составленным из палочек числом составить это же число с помощью карточек с цифрами.


…………………………………………………………………..

  1. Сравнение чисел. На одной чаше весов – палочка большего значения (5), на другой – меньшего (4). Весы перевешивают в сторону большего. Больше – тяжелее, меньше – легче. Значит, 5 больше числа 4. На сколько 5 больше 4? На сколько 4 меньше 5?

Добавить к палочке 4 кубик 1. Чаши уравновесились. Значит, 5 больше 4 на 1.

  1. Состав числа. На одной чаше – палочка 6. На левую надо положить такие 2 палочки, чтобы весы уравновесились: белую и желтую, розовую и красную, две голубых, шесть белых. Значит, число 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1.

  2. Решение примеров. На одной чаше весов – красная палочка 4 и голубая палочка 3 (пример 4+3). На другой чаше весов – ответ: фиолетовая палочка 7.

  3. Магазин. Вместо гирь используются палочки «единички» - белые кубики. Остальные палочки – товар (сыр, колбаса…). Об определении цены можно договориться: использовать цифры, монеты, блоки, палочки…

Март


«Больше – меньше»



«Найди дом для палочки»



«Чет – нечет»

На столах по 2 палочки на каждого ребенка. Нужно между палочками поставить знак «больше –меньше». Можно под палочками расставить соответствующие цифры.


………………………………………………………………….

На полу : обручи –домики, в которых лежат карточки с цифрами. Разложить рассыпанные палочки в обручи соответственно значению числа. Проверить.

…………………………………………………………………

На одних столах – четные палочки, на других – нечетные. Детям предлагается построить из палочек лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой. Появляются 2 разные лесенки:

  1. 10, 8, 6, 4, 2

  2. 9, 7, 5, 3, 1

С помощью розовой палочки дети определяют разницу между смежными ступеньками (всегда 2). Обе лесенки читаются в числах. Прыгая по ступенькам, дети называют четный и нечетный ряды.






Апрель

«Разведчики»











«Конструирование цифр»

Парашютисты-разведчики получили задание приземлиться в секретной местности. Каждый из них должен оказаться в заданном пункте и разгадать, что представляют собой «секретные объекты». Дети выбирают себе парашютиста. На его обратной стороне написан пример (1+2, 3-2,5+1, 3+3, 4-2…). С помощью палочек дети решают примеры и находят номер своей схемы. Например, 5+1 (решение: желтая палочка + белая = фиолетовая), значит, схема № 6.

Затем дети переворачивают карточку-схему и по ней выкладывают из палочек «секретные объекты»: дом, машину, животных, человечков…

…………………………………………………………………

На столах – палочки, вокруг –цифры. В.Степанов:

ОДНА луна на небесах,

ДВЕ стрелки ходят на часах,

ТРИ огонька у светофора,

ЧЕТЫРЕ лапы у Трезора,

ПЯТЬ пальцев на одной руке,

ПЯТЬ братьев-пальцев в кулачке.

ШЕСТЬ быстрых лапок у жука,

СЕМЬ дней у нас в неделе.

Есть ВОСЕМЬ ног у паука,

И ДЕВЯТЬ дырочек в свирели.

А ДЕСЯТЬ пальцев – на руках,

На двух руках, в двух кулачках.

Дети берут по одной цифре, выкладывают их из палочек. Можно приготовить для этого карточки – схемы.

Май

«Число – головоломка»












«Что пропустили»

Подготовить карточки – комбинации цветных чисел:


РГБ БКР ГРБ БРКРБ РРБ БРБГ

Б Б

Б

1.Определить, какое число закодировано.

2.Выложить на столе такую же комбинацию из палочек. Выполнить действие «сложение» и показать ответ одной цифрой.

3.Выстроить эти палочки в один ряд. Выполнить действие «сложение» и показать ответ одной палочкой.

4.Расчленить комбинацию на части, заменить палочки на соответствующие цифры, расставить арифметические знаки и выполнить действие «сложение».

……………………………………………………………………

Дети выстраивают лесенку из палочек (прямой и обратный счет). Для рассматривания предлагается лесенка с заранее сделанной ошибкой:

Что заметили? Какая палочка пропущена? Какого цвета? Какое число обозначает?

Можно предложить игру в парах.





Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной

Знаем вы лесенке цветной!

Первая – это белый листок,

Вторая – розовый лепесток,

Третья – как голубой океан,

Четвертая – словно красный тюльпан,

Пятая – желтый солнечный свет,

Шестая – сиреневый яркий букет,

Седьмая – черный пушистый кот,

Восьмая – вкусный вишневый компот,

Девятая – синий мой мячик,

А десять – оранжевый зайчик.



Литература:

  1. Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст) 2007г.

  2. Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет 2007г.

9