СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Час общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура занятия

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания. В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения. 

Просмотр содержимого документа
«Программа " Час общения"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

г.Гая Оренбургской области


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/Николаева Т.Ю./

Протокол №_____

От «___»__________2016 г


«Согласовано»

Зам. директора по ВР _______________ /Чернега И.Г./


От «___» __________2016 г

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 8»

____________/Филиппов С.Н./

Приказ № ____

От «___»___________2016 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Час общения»


3 « Б» класс


Учитель: Суентаева А.С.





























2016 – 2017 учебный год

Г.Гай

Программа курса общения для учащихся начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Гая Оренбургской области


  1. Пояснительная записка

Программа курса общения учащихся начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Гая Оренбургской области разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава школы, таких базовых нормативных документах, посвященных переходу на новые ФГОС как:

  • Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации;

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Послание Президента Федеральному Собранию;

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения; Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор;

  • Примерные программы внеурочной деятельности;

  • Программа социализации и воспитания обучающихся;

  • Программа развития воспитательной компоненты.

Согласно программе на изучение программного материала отводится 1час в неделю. Исходя из учебного плана, на изучение курса «Общение» отведено 34 часа.

Цель – создание условий для повышения уровня адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся; формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:

  • формировать основы морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:

  • укреплять доверие к другим людям;

  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

В области формирования семейной культуры:

  • формировать отношение к семье как к основе российского общества;

  • формировать у младшего школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;

  • знакомить обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • формировать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

  • формировать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Структура занятия

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания. В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика.

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми.

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные; занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, которое осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микрогрупповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

  • методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:

Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.

  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

  • Выделение нравственного содержания своих поступков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения.

  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.

  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество.

  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

  • Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

  • Умение адекватно оценивать свою деятельность.

  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны.

  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.

  • Формирование основ оптимистического восприятия мира.

  • Формирование готовности к преодолению трудностей.


Формы учета оценки планируемых результатов

  • Опрос.

  • Наблюдение.

  • Диагностика: нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям; нравственной мотивации.

Содержание учебного материала

3 класс

  • Школа этикета (2 ч)

  • Чистый ручеек нашей речи (5 ч)

  • Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4 ч)

  • Спеши делать добро (3 ч)

  • Азбука вежливости (3 ч)

  • Красота внешняя и внутренняя (2 ч)

  • Этикетные выражения при знакомстве (2 ч)

  • Умей понять другого (2 ч)

  • Ты идешь в гости (3 ч)

  • Пишите письма (2 ч)

  • Слушаем – вдумываемся (3 ч)

  • Раздели печаль и радость другого (2 ч)

  • Итоговое занятие (2 ч)


Тематическое планирование 3 класс



Тема урока.

Количество часов

выход

дата

коррекция

теория

практика




Жили – были третьеклашки. Культура общения в школе.

1


Праздник

5.09


Построение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик - ученик». Ролевая игра «Давайте жить дружно!»


1

Ролевая игра

12.09


Речь – как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика.

1


Практическая беседа

19.09


Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой. Волшебница речь

0,5

0,5

Беседа

26.09


Учимся строить предложения. Язык мой – друг мой.

1


Игра

3.10


Час общения. Учимся строить предложения. Тест.

0,5

0,5

Тест

10.10


Правила поведения в гостях. Ролевая игра «В гостях у дедушки этикета»


1

Ролевая игра

17.10


Чудесные превращения слов.

0,5

0,5

Познавательная игра

24.10


Слова приветствия.

0,5

0,5

Инсценировка

7.11


Слова выражения просьбы, благодарности.

0,5

0,5

Инсценировка

14.11


Слова прощения. Диагностика на выявление и развитие умений детей применять в своей речи волшебные слова.

0,5

0,5

Инсценировка

21.11


Чтобы радость детям дарить, надо добрым и вежливым быть.

0,5

0,5

Праздник

28.11


Правило общения. Красота внешняя и внутренняя.

1


Познавательная беседа

5.12


Улыбнись улыбкою своей. Занятие «Скажи улыбкой»

0,5

0,5

Проект

12.12


Как учиться вежеству.

1


Беседа

19.12


Слово – это тоже поступок. Слова извинения.

0,5

0,5

Познавательная беседа

26.12


Вежливые слова. Тренинг «Сосчитай вежливые слова»

0,5

0,5

Тренинг

16.01


Правила хорошего тона, дурной тон

1


Сценка

23.01


Помощники устного слова

1


Беседа

30.01


Знакомство через посредника и без посредника. Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

0,5

0,5

Презентация

6.02


Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатия, вставания, поклон, улыбка)

0,5

0,5

Инсценировка

13.02


Умей слушать собеседника. Тест – игра «Умеете ли вы слушать»

0,5

0,5

Тест

20.02


Дидактическая игра «слушали, услышали, прослушали…»



Дидактическая игра

27.02


У тебя в гостях. Правила гостеприимства.

1


Инсценировка

6.03


Как вести себя в гостях

0,5

0,5

Сценка

13.03


У тебя в гостях. Игровая программа «быть хорошим хозяином совсем не просто»

0,5

0,5

Игра

20.03


Понятия «адресат - адресат». Обучение эпистолярному жанру.

0,5

0,5

Познавательная игра

3.04


Как писать письма, поздравления. Напиши мне письмо.


1

Проект

10.04


Обучение слушанию. То же слово, да не так бы молвить.

1


Проект

17.04


Настроение, чувства, тон говорящего

1


Сценка

24.04


Говорящий взгляд

0,5

0,5


8.05


Общение с младшими

1


Беседа

15.05


Общение с одноклассниками и ровесниками.

0,5

0,5

Беседа

22.05


Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях»


1

Инсценировка

29.05


Всего

20ч

14ч




Итого: 34 часа





Литература и источники для учителя

  1. «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.

  2. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

  3. «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.

  4. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.

  5. «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

  6. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр. / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11

  7. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах.  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.

  8. Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет. /методическое пособие / Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997

  9. Герасимова, В.А.   Классный час играючи.  /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.  

  10. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.

  11. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125

  12. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142

  13. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№5.-С.79 -131

  14. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2004.-№6.-С.47- 125

  15. Парусникова, И.В. Речь и культура общения. /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.  

  16. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

  17. ФГОС Программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

  18. Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ, июль 2009.


Литература для учащихся


  1. «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

  2. «Вредные советы» Г. Остер

  3. «Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.

  4. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.

  5. Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.


Электронный ресурс


  1. festival.1september.ru

  2. pedsovet.org

  3. Prezentacik.com

  4. www.edu.ru

  5. www.ict.edu.ru

  6. www.it-n.ru

  7. www.kinder.gorod.ru

  8. www.openet.edu.ru

  9. www.razvivashki.ru

  10. www.schooi.edu.ru