Пояснительная записка Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем – оздоровительном лагере Ровесник, который функционирует на базе МБОУ «Лаишевская СШ». Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Направленность - социально-педагогическая: Программа направлена на решения построения воспитательного процесса, ориентированного на потенциальные возможности каждой личности и ее потребность стать субъектом социальной и культурной жизни общества, проявить свои творческие, спортивные, трудовые, организаторские, лидерские возможности. Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками игры со своими законами и правилами. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту (экскурсии, выставки, концерты, соревнования, трудовые десанты, социальные акции и т.п.), созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участие детей в управлении летним лагерем Отличительная особенность программы: Данная программа носит кратковременный характер, рассчитана на 22 дня одной смены • первый период – организационный (1 день), • второй – основной период (19 дней), • третий – итоговый (2 дня). Адресат программы: 40 учащихся МБОУ «Лаишевская СШ». Срок реализации программы с 1 июня -22 июня 2017г., 1 смена В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы. Организационно-педагогическая деятельность - комплектование штата лагеря кадрами; - участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей; - совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся; - проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей; - проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»; Оздоровительная работа: Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия: ежедневный осмотр детей медицинским работником; - утренняя зарядка; - принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток); - организация пешеходных экскурсий; - организация здорового питания детей; - организация спортивно-массовых мероприятий: - соревнования по лёгкой атлетике; - спортивные эстафеты; - подвижные спортивные игры; Работа по сплочению коллектива воспитанников Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся: - Знакомство «Расскажи о себе» - Коммуникативные игры на знакомство «Здравствуй, друг!», «Снежный ком», «Назовись». - Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас». - Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк-2».Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий: - между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей; - педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством. Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов: •Конвенцией ООН о правах ребенка; •Конституцией РФ; •Законом РФ «Об образовании»; •Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98г. № 124 –ФЗ; •Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 г № 197 – ФЗ; •Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ; •Приказом Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Устав МБОУ «Лаишевская СШ» г.Ульяновска  8.00.- 8. 30. Прием в лагерь. 8.30 - 9.00. Зарядка Музыка звучит: пора, пора! С добрым утром, детвора, И тотчас же по порядку Всем ребятам на зарядку! 9 .00 - 09.30 Завтрак Всем за стол! Узнать пора, Чем богаты повара! 0 9.35 – 10.00. Линейка 10.00. – 11.30. Прогулка, игры, экскурсии Кто куда: кто в поход, Кто в цветник, на огород! Загорай и закаляйся, В быстрой речке искупайся. Раз пришел веселый час, Здесь играют все у нас! 11. 30 – 12. 00. Кружковая работа, занятия по интересам Если хочешь много знать, Многому учиться, Книги должен ты читать, Только не лениться! 12.00. -13.00. Отрядные, лагерные дела Не грустят в семействе нашем, Мы поем, рисуем, пляшем, Мастерим, умеем шить, Все занятия хороши! 13.00. - 13.30. Обед Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид. За обедом виден сразу аппетит. 1 3. 30.- 14.30. Прогулка, экскурсии, походы  14.30. - Уход домой. А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!" Завтра снова мы придем! |
2.Содержание программы Организационно-педагогическая деятельность: - комплектование штата лагеря кадрами; - участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей; - совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся; - проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей; - проведение родительских собраний. План-график программы. (План сетка.) ДАТА | МЕРОПРИЯТИЯ | ВОСПИТАТЕЛИ | 1.06. Открытие лагеря. День знакомства | 8.00. – 9.00 – прием детей. Общий сбор-инструктаж по организации лагерной смены, линейка; 9.00. – 10.00. – завтрак; 10.00. – 10.30. – «Расскажи мне о себе!» 10.30.–11.30. – веселые игры на знакомство, конкурсы; 11.30.–13.00. – выбор названия отряда, девиза, эмблемы, оформление отрядных уголков, музыкальное занятие. 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 2.06. День сказок и чудес. | 8.30.– 9.00. – зарядка; 9.00.– 9.30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. –.линейка; 10.00.– 11.00. – Музей Энштейн (Экологическая викторина); 11.00.–12.00. – Прогулка…..Что за сказки… Чтение сказок в библиотеке. 12.00. – 13.00. – Оформление отрядных уголков! 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 3. 06. «Путешествие по планетам» | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9. 30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. –линейка; 10.00. – 10.30. – закаливающие процедуры; 10.30. – 12.00. – Мы рисуем на асфальте МИР! У нас в гостях….. 12.00. – 13.00. - «Ежели вы вежливы»; Час творчества. 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 4 . 06. День волшебных сказок. Праздник, посвященный А.С. Пушкину. | 8.30–9.00 – зарядка; 9.00–9. 30. – завтрак; 9. 30. –10.00. –линейка; 10.00- 11.00. - У нас в гостях библиотекарь школы Баскакова И.М. 11.00.-12.00. - Спортивный час. 12.00.-13.00.- Просмотр фильмов по сказкам А.С. Пушкина. 13.00.–13.30. – обед; 13.30. – 14. 30. - Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 6.06. День мультфильмов. | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9. 30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. –линейка; 10.00. – 10.30. –закаливающие процедуры; 10.30.–11.00. – Добровольное пожарное общество. Игровая программа на территории школы. 11.00.-12.00. - литературный час; 12.00.– 13.00 - музыкальный час, 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 7.06. День талантов. | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9. 30. – завтрак; 9.30. –10.00. –линейка; 10.30. – 12.00. Мероприятие в сельской библиотеке. 12.00. – 13.00. - Первенство лагеря по футболу. 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 8. 06. День мультиков. | 8.30 – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9. 30. – завтрак; 9.30. – 10.00. –линейка; 10.00. – 11.30. – Автоклуб Радуга «Мы знаем свой родной край» 11.30. - 13.00. прогулка, закаливающие процедуры; 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 9. 06. День радости! И правил дорожного движения. | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. –9.30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. –линейка; 10.00. – 10.30. – закаливающие процедуры, игры на свежем воздухе; 10.30. – 12.00. – Центр клуб Радуга «Игровая программа» 12.00. – 13.00. - «Мы за безопасность на дорогах». Правила дорожные, правила надежные. Конкурс рисунков по ПДД, музыкальный час. 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 10.06. «День театра» | 8.30. – 9.00. – зарядка; 9.00. – 9.30. – завтрак; 9.30. –10.00. – линейка; 10.00. – 10.30. – закаливающие процедуры, 10.30.– 13.00. Парк Победы. Катание на каруселях, прогулка по парку. 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 11.06. «Азбука здоровья». | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. –9.30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. –линейка; 10.00. – 11.30. –Просмотр фильмов о ЗОЖ. Посещение школьной библиотеки. 11.30. – 12.00. –Игра «Я за ЗОЖ»; 12.00. – 13.00. – «Стоп!» – скажу я пороку опасному! 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 13. 06. День фантазий и юмора | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9.30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. –линейка; 10.00. – 11.30. – Поход на природу, – закаливающие процедуры. 11.30. – 12.00. – Игра «Мы любим свой родной город Ульяновск» 12.00. – 13.00. - «Правильное питание» 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход.и | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 14. 06. «День творческих дел» | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9. 30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. – линейка; 10.00. – 10.30. – Музыкальный час. 10.30-13.00 – «Театр в гостях у сказки» 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 15. 06. День солнца! | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9. 30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. –линейка; 10.00. – 10.30. – прогулка, игры на свежем воздухе; 10.30. – 12.00. Концертная программа от Центр Клуб Радуга «2017 год, год Экологии» 12.00. – 13.00. – Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!» 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 16. 06. День спорта и здоровья. | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9.30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. – линейка; 10.00. – 11.30. – прогулка, игры на свежем воздухе; 11.30. – 12.00. – Поход в лес.. 12.00. – 13.00. – интеллект. игра «Звездный час» 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 17. 06. День веселых песен. | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9.30. – завтрак. 9. 30. – 10.00. – линейка; 10.00. – 12.30. Выезд в кинотеатр Люмьер «Мы любим мультики» 12.30. – 12.30. – Музыкальный час.; 12.30. – 13.00. - Конкурс рисунков «Дети Лаишевки против пожара!» 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 19. 06. День радостей и Добра | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9.30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. – линейка; 10.00- 10.30. - занятия по интересам, – закаливающие процедуры, 10.30. - 13.00. Музей Энштейна «Подвижные игры на улице» 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 20. 06. «День именинника» | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9. 30. – завтрак; 9.30. – 10.00. – линейка; 10.00. – 11.30. – прогулка, игры на свежем воздухе; 11.30. – 12.00. – «День именинника»; 12.00. – 13.00. - «Моя семья в истории моей страны». 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 21. 06. «Мы любим Планетарий» | 8.3. – 9.00 – зарядка; 9.00. –9.30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. –линейка; 10.00. – 11.30. – игра «12 июня, День России» 11.00. – 12.00. – У нас в гостях «Планетарий» 12.00. – 13.00. – Прогулка, игры. 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 22.06 Закрытие лагеря | 8.30. – 9.00 – зарядка; 9.00. – 9.30. – завтрак; 9. 30. – 10.00. – линейка у памятника. Сегодня День Памяти; 10.00. – 11.00. – прогулка, игры на свежем воздухе; 11.00-12.00 – Конкурс рисунков «Наш лагерь лучше всех» 12.00. - 13.00. «Праздничный концерт», посвященный закрытию лагерной смены. Линейка, награждения. 13.00.–13.30. – обед; 13.30.–14.30. – Экскурсия, прогулка, поход. | Маханова А.В. Демиденко Т.С. Камальтдинова Е.В. | 4. Планируемые результаты: - укрепление здоровья детей через соблюдение режима питания, витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе; - развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом; - расширение социального опыта и пополнение жизни детей интересными социо - культурными событиями; - формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; - формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира; - укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов; - развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка; - привитие навыков самообслуживания; - чувство патриотизма; - уважение к родной природе. 5.Календарный учебный график работы кружков и секций в летний период на пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания № | Название кружка, секций | Руководитель | Время проведения | Кабинет | 1 | «Футбол» | Абакумова Е.И. | 13.30-14.30 | Спортивный зал | 2 | «Мир вокального искусства» | Насырова А.Р. | 12.00-13.00 | Начальные классы | 3 | «Занимательный английский» | Демиденко Т.С. | 10.30-11.00 | Начальные классы | 4 | «Подвижные игры» | Абакумова Е.И. | 11.00-12.00 | Спортивный зал | 5 | «Рукоделие» | Камальтдинова Е.В. | 11.00-12.00 | Начальные классы | 6. Условия реализации программы: Летний оздоровительный лагерь «Ровесник» с дневным пребыванием детей и подростков - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период - Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; - Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»; - Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» ; - Профилактическая беседа о вреде наркотиков; - Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»; Работа по развитию творческих способностей детей - Оформление отрядных уголков, стенных газет; - Ярмарка идей и предложений; - Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»; - Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!» - Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»; Итоговая выставка поделок, рисунков. Работа по патриотическому развитию детей - Экскурсия по городу Ульяновск - Беседа «Символика Российской Федерации»; - Дискуссия «Природа моего края»; - Беседа «Поговорим о матушке-природе»; - Конкурс рисунков – «Мое село!» Работа по привитию навыков самоуправления - Выявление лидеров, генераторов идей; - Распределение обязанностей в отряде; - Закрепление ответственных по различным видам поручений; - Дежурство по столовой, игровым комнатам; 7.Формы подведения итогов реализации программы. 1.Праздники 2.Выставки. 3.Соревнования 4.Конкурсы 5.Диагностика здоровья 8.Аналитико диагностическая часть Наличие опыта реализации. Учитывая опыт прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что программа закрепит результаты прошлого года и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Планирование работы. При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов. Интересы детей. Педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: сельская библиотека, музей, медицинский пункт, детский сад, также планируется поездки в город Ульяновск. 9.Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение. - Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана – сетки. - Должностные инструкции всех участников процесса. - Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены. - Подбор методических разработок в соответствии с планом работы. - Проведение ежедневных планерок. - Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов. Материально – техническое обеспечение. - Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий. - Материалы для оформления и творчества детей. - Наличие канцелярских принадлежностей. -Аудиотехника и видеотехника. - Призы и награды для стимулирования. 10.Кадровое обеспечение программы В структуры кадрового обеспечения программы входит следующий кадровый состав из числа персонала МБОУ «Лаишевская СШ»: •начальник лагеря •медицинский работник •физ. руководитель •музыкальный работник •воспитатели (из числа педагогов школы и учащихся); Методические условия предусматривают: •наличие необходимой документации, программы, планы; •проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены; •диагностика; •индивидуальная работа; •Массовые воспитательные мероприятия: тренинги; деловые и ролевые игры, коллективные творческие дела; творческие мастерские. |