Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной и обеспечена учебно-методическим комплектом:
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 2 класса.- М.: Баласс, 2013.
2. Бунеева Е.В. Поверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс.- М.: Баласс; Школьный дом, 2013.
3. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2 класс. – М.: Баласс, 2013.
4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 2 класс.- М.: Баласс, 2013.
Учебники соответствуют ФГОС НОО, являются составной частью комплекта Образовательной системы «Школа 2100».
Общая характеристика предмета «Русский язык» в начальной школе
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
- Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.
- Формирование у детей чувства языка.
- Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
- Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:
1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.
4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.
5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
В авторскую программу внесены изменения. Добавлены часы развития речи. (Свободные диктанты, обучающие изложения, сочинения по картинке, работа с деформированным текстом и т.д.)
Содержание учебного предмета «Русский язык» 2 класс.
Слово (введение). (7 ч)
Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слово, предложение, текст.
Предложение. (12ч)
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12 ч)
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? (24 ч)
Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.
Слова, к которым нельзя задать вопрос. (10 ч)
Предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их, – без введения понятия «междометие». Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму.
Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
Части слова. Корень. (3 ч )
(определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах.
Умение подбирать однокоренные слова.
Суффикс (5 ч) (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-,
-ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Приставка (8ч ) (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.
Алфавит. (12 ч)
Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й’] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ.
Орфограмма. Знакомство с орфограммами:( 41 ч)
1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ
2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;
3) ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
4) ь и ъ разделительные;
5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) буквы звонких и глухих согласных в конце слова.
Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора.
Повторение. (17ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
В классе используется модель мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» - это ситуация обучения, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный компьютер в классе использоваться ультрамобильный ноутбук, связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и имеющий выход в Интернет.
Модель мобильного обучения предоставляет широкие возможности для организации системно-деятльностного подхода. Доступ к мобильному устройству позволяет ученикам осваивать ИКТ инструменты и использовать их для формирования УУД постоянно, увеличивая эффективность их использования в открытой образовательной среде.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
В мобильном обучении мы это можем наблюдать через :
Проектную работу, где ученики осуществляют поиск, наблюдение, сбор, обработка готовых информационных объектов и создают свои собственные с помощью инструментов и средств ИКТ.
Исследования процессов с использованием инструментов и средств ИКТ.
Практикумы в компьютерных лабораториях.
Индивидуальные или групповые выступления: презентации с помощью ИКТ.
Использование мобильных устройств и ИКТ инструментов в образовании вне стен классной комнаты: в музее, парке, библиотеке и пр.
Формируя УУД, обеспечить результативность обучения мы можем не только научив детей ориентироваться в широком спектре ИКТ инструментов и технологий, использовать их, но, самое главное, сформировать способность их грамотно применять.
Наличие мобильного устройства позволяет использовать его повсеместно и всегда, осваивая различные инструменты для различных видов деятельности.
Во 2 классе уроки русского языка проводятся 5 часов в неделю. Всего 170 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ста вить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раз- дельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по русскому языку 2 класс
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» |
– овладение функцио- нальной грамотностью; понимание и анализ текстов; – развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; – развитие умений и навыков понимания и анализа текстов | – приобретение и систе- матизация знаний о языке; – дальнейшее овладение родным языком; – развитие чувства языка | – овладение орфографией и пунктуацией |
Интеллектуально- речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
2-й класс |
• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное; • составлять предло- жения из слов; по дан- ным схемам; • определять границы предложений в тексте без знаков препинания; • составлять небольшой текст (4–5 предлож.) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев; • выбирать заглавие к тексту из ряда данных | • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове; • находить корень в группе однокоренных слов; • подбирать однокорен- ные слова; • находить суффиксы и приставки в доступных словах; • образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; • отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.); • ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?) • находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы; • находить предлоги в предложении (тексте) | • делить слова на части для переноса; • видеть в словах опасные места, изученные орфограммы; • писать предлоги раздельно со словами; • писать большую букву в словах (изученные слу- чаи); • писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; • писать изученные слова с непроверяемым безударным гласным в корне; • писать буквы проверяемых согласных на конце слова; • употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова; • не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.; • писать ъ и ь разделительные; • графически объяснить выбор написания; • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила |
Тематическое планирование.
сроки | № урока | Тема, раздел | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности обучающихся, возможные формы контроля | Возможные виды творческой исследовательской проектной деятельности учащихся | Использование ТСО, компьютерной техники, компьютерного программного обеспечения |
Освоение предметных знаний, базовые понятия. | Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты) |
1чет сен | 1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | Познакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.). Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы). Узнавать слово по его лексическому значению. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь. Производить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; грамматические признаки - на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П) Находить опасные места в словах. | Личностными результатами являются следующие умения: Осознавать роль языка и речи в жизни людей; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей. Сочувствовать. Сопереживать; Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижений этих результатов служат тексты учебника. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Проговаривать последовательность действий на уроке; Учить высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; Учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно- диалогическая технология. | | | |
Слово (7 часов) | | | |
| 2 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.) | Дид. игра | | |
| 3 | Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.) | | | |
| 4 | Как устроен наш язык? | | | |
| 5 | Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Словарный диктант. | СД | проект | |
| 6 | Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. | | | |
| 7 | Обобщение. Контрольное списывание. | КС | | |
| 8 | Развитие речи. Определение границ предложения в устной речи по интонации. | | РР | | ТСО ИКТ |
Предложение (12 часов) | | | |
| 9 | Признаки предложения | | | |
| 10 | Составление предложений по схемам | | | ТСО |
| 11 | Признаки предложения. Оформление предложений на письме | | | ТСО ИКТ |
| 12-13 | Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме и соотносить их со схемой | | | |
| 14 | Конструирование предложений | | | ТСО |
| 15-16 | Знаки препинания в конце предложения | | | ТСО |
| 17 | Что мы знаем о предложении? (Обобщение.) | | | |
| 18 | Проверочная работа №1по теме «Предложение» | П Р № 1. | | |
| 19 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | РНО СД (упр 3 из раздела «Это ты знаешь и умеешь») | | |
| 20 | Развитие речи. Членение сплошного текста на предложения. | Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев. (П) Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. | Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Делать выводы в результате работы класса и учителя; | РР | | ТСО ИКТ |
| Текст (12 часов) | |
| 21 | Признаки текста | | | |
| 22 | Роль заглавия в тексте. | | | |
окт | 23-24 | Связь заглавия и главной мысли. | | | |
| 25-26 | Озаглавливание текста. | | | |
| 27 | Конструирование текстов | | | ТСО |
| 28 | Проверочная работа № 2. по теме "Текст" | ПР № 2 . | | |
| 29 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | РНО СД (упр 47) | | |
| 30 | Конструирование текстов | | | |
| 31 | Развитие речи. Cоставление устного описания картины на тему «Осень». | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | РР | | |
| 32 | Контрольный диктант. | | КД | | ТСО |
| 33 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | | | РНО | | |
4. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (8 часов) | Вести диалог с автором при чтении текста. (П) Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. (П) Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. | Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме ( на уровне предложений и небольшого текста); Слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; Выразительно читать и пересказывать текст; Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; Учиться работать в парах, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средствами формирования коммуникативных УУД служат проблемно- диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. | |
| 34 | Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? | | | |
| 35 | Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы | | Творческая работа | ТСО |
| 36 | Прямое и переносное значение слова | | Творческая работа | ТСО |
| 37 | Объединение слов в тематические группы | | | ТСО |
| 38 | Конструирование сочетаний слов и предложений | | | ТСО |
| 39 | Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам. Развитие речи. Выделение границ связного текста. | | | |
| 40 | Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам | | | | |
| 41 | Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам. Контрольный словарный диктант | | КСД | | |
5. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (10 часов) | Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов. Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?., какой? кто?., что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Находить в предложении предлоги. Характеризовать роль предлогов в речи. Писать предлоги раздельно | |
| 42 | Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы | | | ТСО |
| 43-44 | Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков | | | |
| 45 | Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая?.. | | | ТСО |
2 чет нояб | 46-47 | Развитие умения подбирать слова- названия признаков. | | | ТСО ИКТ |
| 48 | Проверочная работа №3. по теме "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? " | ПР № 3. | | |
| 49 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | РНО СД | | |
| 50 | Развитие речи. Составление предложений из слов. | РР | | ТСО |
6. Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? (6 часов) | |
| 51-52 | Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы | | | |
| 53 | Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает? | | | |
| 54 | Грамматическая основа предложения | | | ИКТ |
| 55 | Развитие умения находить грамматическую основу предложения. | | | |
| 56 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста. | РР | | ТСО ИКТ |
7. Связь слов в предложении (8 часов) | |
| 57-59 | Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет | | | |
дек | 60-61 | Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. | | | |
| 62 | Проверочная работа №4. "Связь слов в предложении". | П Р № 3. | | |
| 63 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | РНО СД | | |
| 64 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста. | РР | | ТСО ИКТ |
8.Слова, к которым нельзя задать вопрос (10 часов) | |
| 65 | Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи | | | |
| 66 | Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства | Находить в предложении (тексте) слова, выражающие различные чувства, характеризовать их роль в речи. Сравнивать слова, называющие предметы, признаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их. Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). Выделять суффикс и приставку в доступных словах. Характеризовать роль суффикса и приставки в слове. Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по заданному признаку. Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово. Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П) Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок. Писать сочинение по картинке, проверочный диктант. Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознавательным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена). Выполнять работу над ошибками под руководством учителя. | | | ТСО |
| 67-70 | Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами | | | ИКТ |
| 71 | Развитие речи. Составление устного описания картины на тему «Зима». | РР | | ТСО |
| 72 | Контрольный диктант (АКР). | КД | | |
| 73 | Проверочные работы №5. "Слова, к которым нельзя задать вопрос" нт. | П Р № 3. | | |
| 74 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Контрольный словарный диктант | РНО КСД. | | |
9. Части слова. Корень (3 часа) | |
| 75 | Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова | | Творческая работа | ТСО |
| 76 | Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов | | | ТСО |
| 77 | Распознавание однокоренных слов | | | ТСО |
10. Суффикс (5 часа) | |
| 78 | Роль суффиксов в слове. Определение суффикса | | Творческая работа | ТСО |
| 79-80 | Развитие умения находить в словах суффиксы | | | |
11. Приставка (8 часов) | |
| 81 | Роль приставки в слове. Определение приставки | | | ТСО |
3 чет янв | 82 | Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок | | | | |
| 83 | Значение приставок. Слитное написание приставок. | | | |
| 84 | Разбор слова по составу. Контрольное списывание | КС. | | |
| 85 | Развитие речи. Редактирование текста. | РР | | ТСО |
| 86-87 | Развитие умения различать приставки и предлоги. | | | ТСО |
| 88 | Развитие речи. Составление предложений- ответов на вопросы. | РР | | ТСО |
| 89 | Проверочные работы № 6. Части слова. | П Р № 6. | | |
| 90 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | РНО СД | | |
12. Алфавит. Написание большой буквы в словах (12 часов) | |
| 91 | Закрепление знания порядка букв русского алфавита | | | ИКТ |
| 92-96 | Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, именах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке | | | ТСО ИКТ |
февр | 97 | Написание слов типа орёл и Орёл | | | ТСО |
| 98-99 | Упражнения в правописании имен собственных | | | |
| 100 | Контрольный диктант №3. Животные Юрия Куклачева. | К Д . | | |
| 101 | «Пишу правильно». Работа над ошибками Словарный диктант. | РНО СД | | |
| 102 | Развитие речи. Сочинение по картинке. | РР | | ТСО |
13. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (12 часов) | |
| 103 | Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание букв и, у, а после шипящих | | | ТСО ИКТ |
| 104-105 | Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы | | | | | ТСО ИКТ |
| 106-107 | Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений | Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя. Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П) Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ]. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки. Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.) Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). | | | | ТСО ИКТ |
| 108-109 | Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу | | | ТСО |
| 110 | Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих | | | ТСО |
| 111 | Проверочный диктант . Рыбаки | ПД . | | |
| 112 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант | РНО СД | | |
| 113 | Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих | | | |
| 114 | Развитие речи. Членение сплошного текста на предложения. | РР | | ТСО ИКТ |
14. Правописание букв ъ и ь (15 часов) | |
| 115 | Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме | | | |
март | 116 | Буква ь в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ь в середине | | | ИКТ |
| 117 | Слова, в которых пишется и не пишется буква ь | | | |
| 118-119 | Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь | | | ИКТ |
| 120 | Звук [й'] и его обозначение на письме | | | |
| 121-122 | Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь | | | ТСО |
| 123-124 | Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме | | | |
| 125-126 | Правописание слов с разделительным ь | | | |
| 127 | Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок «Кормушка». | | | РР | | ТСО |
| 128 | Контрольный диктант. Маленький модельер. | Писать графический диктант. (П) Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки. | | К Д . | | |
| 129 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Контрольный словарный диктант. | РНО КСД | | |
15. Буквы безударных гласных в корне слова (12 часов) | |
| 130 | Развитие умений делить слово на слоги, определять количество слогов и ставить ударение. | | | |
| 131-132 | Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. | | | |
4 четв апр | 133-134 | Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | | | ТСО |
| 135 | Обучение применению правила. | | | |
| 136 | Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне. | | | |
| 137 | Свободный диктант. | СВ.Д. | | ТСО |
| 138 | Проверочная работа № 7.Буквы безударных гласных в корнях. | П.р. | | |
| 139 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | | | |
| 140 | Проверочный диктант. Весна | П.Д. | | |
| 141 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Словарный диктант. Развитие речи. Изложение текста по вопросам, подсказывающим слова для ответа. | РНО СД РР Игра «Счастливый случай» | | ТСО |
16. Буквы звонких и глухих согласных в конце слова (12 часов) | |
| 142 | Оглушение звонких согласных в конце слова Словарный диктант | СД | | |
| 143 | Знакомство с новой орфограммой | | | |
| 144-147 | Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова | | | | | ТСО ИКТ |
| 148 | Развитие речи. Свободный диктант. | Систематизировать изученный материал, представлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П) | | Свободный диктант. | | |
| 149 | Развитие речи. Обучающее изложение. | ОИ | | |
| 150 | Повторение «Пишу правильно». | РНО | | |
| 151 | Комплексная контрольная работа | ККР | | |
| 152 | Текст | | | |
май | 153 | Проверочный диктант Дюймовочка. | П Д . | | |
| 154 | «Пишу правильно» | РНО | | |
17. Повторение (17 часов) | |
| 155 | Повторение. Свободный диктант. | Своб. Дикт. | | |
| 156 | Предложение. | | проект | ТСО |
| 157 | Обучающее изложение. | ОИ | | |
| 158 | Пишу правильно. | РНО | | |
| 159 | Слово. Состав слова. Однокоренные слова. | | | ТСО |
| 160 | Итоговый контрольный диктант | ИКД | | |
| 161 | Пишу правильно. | РНО | | |
| 162-163 | Повторение и классификация изученных орфограмм. | | | ТСО |
| 164 | Контрольное списывание. | | | КС | | |
| 165 | Повторение и классификация изученных орфограмм. | | | | | |
| 166 | Повторение. Итоговый тест. | | | Тест | | |
| 167 | Пишу правильно. Контрольный словарный диктант. | | | РНО КСД | | |
| 168-169 | Повторение и классификация изученных орфограмм | | | | | ТСО |
| 170 | Заключительный урок | | | | Игра «Звёздный час» | ТСО |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература, рекомендованная для учителя.
Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык .Учебник для 2 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс 2013. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2013.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баласс 2010 г. Слова с непроверяемыми написаниями Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс . Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») Пособие для учителя
Бунеева Е.В.,Исаева Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2011.
Матвеева А. Н. сборник диктантов для начальных классов: Пособие для учителя.- М. : Просвещение, 1984.
Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе: Методическое пособие.- Самара: Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя.- М.: дрофа, 1999.
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/
Литература, рекомендованная для учащихся:
Список литературы для учителя.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С.Савинов].- М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 частях / [М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]- М.: Просвещение, 2011.
Бунеева Е.В.,Исаева Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2011.
Матвеева А. Н. сборник диктантов для начальных классов: Пособие для учителя.- М. : Просвещение, 1984.
Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе: Методическое пособие.- Самара: Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя.- М.: дрофа, 1999.
Список литературы для учащихся.
Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык .Учебник для 2 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс 2013.
( Образовательная система «Школа 2100»)
Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева . Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2013. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Леонович Е. Н. Толковый словарь: Учебное пособие для 1-5 классов,- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Ожегов С.И., Швецов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1997.
Опорные таблицы по русскому языку для начальной школы
1. Повествовательное. Вопросительное. Восклицательное.
2. Жи- ши .Ча –ща. Чу-щу
3. Переноси правильно
4. Безударные гласные в корне слов.
5. Парные звонкие и глухие coгласныe к корне слова.
6. Фонетический разбор слов.
7. Признак. Имя прилагательное.
8. Предмет. Имя существительное.
9. Действие. Глагол
10. Члены предложения.
11. Алфавит.
12. Разбор предложения по членам предложения..
13. Порядок разбора состава слова.
14. Однокоренные слова. Форма слова.
15. Состав слова.
16. Непроизносимые согласные в корне слов .
17. Запомни: СН без Т
18. Приставки пиши слитно.
19. Предлоги пиши отдельно.
20. Суффиксы.
21. ЧК -ЧН НЧ –НЩ РЩ без ь.
22. Разделительный ъ после приставок перед гласными.
23. Род имен существительных.
24. Число имен существительных.
25. Мягкий знак ь у существительных после шипящих.
26. Род имен прилагательных.
27. Число имен прилагательных.
28. Безударные окончания имен прилагательных проверяй по вопросу.
29. Неопределенная форма глагола.
30. Время глагола.
31. НЕ с глаголом ПИШИ отдельно
32. Правила корня.
33. Части речи.
34. Разбор предложения.
35. Однородные члены предложения.
36. Падежи.
37. Три склонения имен существительных.
38. Первое склонение имени существительного.
39. Второе склонение имени существительного.
40. Третье склонение имени существительного.
41. Падежи и падежные окончания имен существительных.
42. Окончание имен существительных.
43. Склонение имени существительного.
44. Склонение имени – существительного - продолжение.
45. Склонение имени прилагательного во множественном числе.
46. Местоимение.
47. Спряжение глаголов.
48. Изменение глагола по лицам и числам.
49. Спряжение глаголов настоящего времени.
50. Ь. пишется. Ь не пишется.
51. Морфологический разбор имен существительных.
52. Пример морфологического разбора имен существительных
53. Морфологический разбор имен прилагательных.
54. Пример морфологического разбора имен прилагательных.
55. Морфологический разбор глагола.
56. Пример морфологического разбора глаголов.
Картинный словарь
Карточки – слова и карточки – картинки (в скобках – номера карточек – картинок)
1)автобус (1) 2)адрес(2) 3)аптека(3) 4)берёза(4) 5)быстро 6)весело 7)ветер 8)воробей(5) 9)ворона(6) 10)город(7) 11)девочка(8) 12)дежурный 13)деревня(9) 14)завод(10) 15)заяц(11) 16)здравствуй 17)капуста(12) | 18)карандаш(13) 19)класс(14) 20)коньки(15) 21)корова(16) 22)лисица(17) 23)лопата(18) 24)машина(19) 25)медведица(20) 26)медведь(21) 27)молоко(22) 28)мороз 29)Москва(23) 30)народ 31)одежда(24) 32)пальто(25) 33)пенал(26) 34)петух(27) 35)платок(28) | 36)посуда(29) 37)работа 38)ребята(30) 39)Родина 40)русский(31)язык 41)сапоги(32) 42)скоро 43)собака(33) 44)сорока(34) 45)спасибо 46)суббота 47)тетрадь(35) 48)товарищ 49)фамилия 50)хорошо 51)ягоды(36) 52)язык(31) русский |
Пиши правильно (алфавит)
Наборное полотно с магнитными буквами
Лента букв с буквами на магнитной основе
Технические средства обучения: ИД Сlassik Salusion. Проектор VIVITEK, Магнитофон SONI