СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профессионального модуля "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   по профессии среднего  профессионального образования 23.01.03. Автомеханик

Просмотр содержимого документа
«Программа профессионального модуля "Транспортировка грузов и перевозка пассажиров"»



















ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 02. ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ И ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ



















-2013-


Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО)

____________1900631.01 Автомеханик ____________

код и наименование профессии НПО


Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Профессиональное училище № 9», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401


Разработчики:



Гордиенко А.Н., мастер производственного обучения ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище № 9»












Программа рассмотрена и рекомендована методической комиссией Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Профессиональное училище № 9»


Протокол № 26   от «_17_»_05_2013 г.




Председатель: ___________________С.Ю.Бойко

подпись


М.П.




СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ ПрОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


5

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


6

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


17

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


20


1. паспорт ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Транспортировка грузов и перевозка пассажиров


1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 190631.01 Автомеханик в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

транспортировка грузов и перевозка пассажиров; и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):


ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».

ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по профессии Водитель «В,С», со средним (полным) образованием, для предприятий специализирующихся на ремонте и техническом обслуживании автотранспорта.


1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

Цель: овладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: управления автомобилями категорий «В» и «С»;

уметь:

  • соблюдать Правила дорожного движения;

  • безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

  • уверенно действовать в нештатных ситуациях;

  • управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

  • выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;

  • заправлять транспортные средства горюче-­смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;

  • устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

  • соблюдать режим труда и отдыха;

  • обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;

  • получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

  • принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

  • соблюдать требования по транспортировке пострадавших;

  • использовать средства пожаротушения;

знать:

  • основы законодательства в сфере дорожного движения,

  • Правила дорожного движения;

  • правила эксплуатации транспортных средств;

  • правила перевозки грузов и пассажиров;

  • виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;

  • правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;

  • порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;

  • перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;

  • приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;

  • правила обращения с эксплуатационными материалами;

  • требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;

  • основы безопасного управления транспортными средствами;

  • порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;

  • порядок действий водителя в нештатных ситуациях;

  • комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;

  • приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

  • правила применения средств пожаротушения.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 597 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 381 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 254 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 127 часов;

учебной и производственной практики – 216 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: OK 1-7

ПК 2.1 - 2.6

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Управлять автомобилями категорий «В» и «С».

ПК 2.2.

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4.

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.5.

Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6.

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров


Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

OK 1-6

ПК 2.1-2.6

МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»

369

174

122

87

108


OK 1-6

ПК 2.1-2.6

МДК.02.02 Организация эксплуатации автотранспортных средств

156

80

56

40

36


OK 1-6

ПК 2.1-2.6

Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

72


72


Всего:

597

254

178

127

144

72
















3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»

369 (174 +87СРО+108УП)


Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения.

168(112+ 56СРО)


Тема 1.1. Общие положения. Основные понятия и термины.

Содержание учебного материала

5


1.

Понятие безопасности дорожного движения. Обзор законодательных актов. Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСА- ГО).

1

2

2.

Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах. Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции. Порядок представления транспортных средств должностным лицам.

1

2

3.

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

1

2

4.

Дорожные условия. Правила пользования дорогами.

1

2

5.

Контрольный осмотр автомобиля, надежность крепления груза, обеспечение безопасности пассажиров.

1

2

Лабораторные работы

6

1.

Изучение принципа действия основных механизмов и приборов транспортных средств.

2

2.

Выполнение контрольного осмотра транспортных средств перед выездом.

2

3.

Тренинг по решению межличностных конфликтов.

2

Практические занятия

4

1.

Обоснование необходимости соблюдения режима труда и отдыха. Составить график.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.

Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.

Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

3


Тема 1.2. Дорожные

знаки.

Содержание учебного материала

7


1.

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки.

1

2

2.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака.

1

2

3.

Знаки приоритета. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков

приоритета.

1

2

4.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действие водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.

1

2

5.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков.

1

2

6.

Информационные знаки. Назначение. Общие признаки

знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определённый режим движения.

1

2

7.

Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки. Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.

1

2

Лабораторные работы

6

1.

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

4

2.

Ознакомление с действиями водителей транспортных средств в конкретных условиях дорожного движения

2

Практические занятия

6

1.

Формирование умений руководствоваться дорожными знаками

2

2.

Решение задач (билетов ПДД)

4

Самостоятельная работа обучающихся

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Опасные последствия несоблюдения правил установки опознавательных знаков и предупредительных устройств.

Дорожные знаки. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков.

Решение задач (билетов ПДД)

9


Тема 1.3. Дорожная

разметка и её характеристика.

Содержание учебного материала

2


1

Дорожная разметка и её характеристики. Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. Горизонтальная разметка. Назначение. Цвета и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителя в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.

1

2

2

Вертикальная разметка. Назначение. Цвета и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

1

2

Практические работы

6

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т. д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.

6

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

4


Тема 1.4. Порядок

движения. Остановка и стоянка транспортных средств.

Содержание учебного материала

7


1

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов.

Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов.

1

2

2

Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрёстке. Поворот налево и разворот вне перекрёстка. Действие водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещён разворот. Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.

1

2

3

Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос движения, видов транспортных средств, скорости движения. Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям.

1

2

4

Повороты на дорогу с реверсивным движением. Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части.

1

2

5

Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничение скорости в населённых пунктах. Ограничение скорости вне населённых пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скорости движения. Выбор дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств. Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции.

1

2

6

Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещён. Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъёмах и спусках. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда.

1

2

7

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населённых пунктов. Меры предосторожности при постановке транспортных средств на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены. Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

1

2

Практические работы

16

1

Решение проблемных задач по теме (ПДД)

16

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

12


Тема 1.5. Регулирование дорожного движения.

Содержание учебного материала

2


1

Сигналы светофора. Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе.

1

2

2

Сигналы регулировщика. Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

1

2

Практические работы

8

1

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать её развитие.

8

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

6


Тема 1.6. Проезд перекрёстков.

Содержание учебного материала

5


1

Регулируемые перекрёстки. Общие правила проезда перекрёстков.

1

2

2

Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета.

1

2

3

Регулируемые перекрёстки. Порядок и очерёдность движения на регулируемом перекрёстке. Нерегулируемые перекрёстки.

1

2

4

Порядок движения на перекрёстках равнозначных и неравнозначных дорог.

1

2

5

Очерёдность проезда перекрёстка, когда главная дорога меняет направление. Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. д.) и при отсутствии знаков приоритета.

1

2

Практические работы

12

1

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать её развитие.

12

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

10


Тема 1.7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных т\с и железнодорожных переездов.

Содержание учебного материала

2


1

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».

1

2

2

Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств. Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде. Запрещения, действующие на железнодорожном переезде. Случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги. Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

1

2

Практические работы

6

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

4


Тема 1.8. Особые

условия движения.

Содержание учебного материала

2


1

Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных т\с.

1

2

2

Правила пользования внешними световыми приборами. Буксировка механических т\с. Учебная езда.

1

2

Практические работы

6

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

4


Тема1.9. Перевозка

людей и грузов.

Содержание учебного материала

2


1

Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле.

Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей.

1

2

2

Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства. Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Госавтоинспекцией. Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов.

1

2

Практические работы

6

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

6

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

4


Раздел 2. Основы эксплуатации транспортного средства

93 (62+31СРО)


Тема 2.1. Техническое состояние и оборудование т\с.

Содержание учебного материала

2


1

Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно, следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

1

2

2

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение. Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

1

2

Практические работы

7

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

7

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

5


Тема 2.2. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения.

Содержание учебного материала

1


1

Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения. Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями.

1

2

Практические работы

5

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

5

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

3


Тема 2.3. Административное право.

Содержание учебного материала

1


1

Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация оружия.

Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН (изъятие водительского удостоверения, задержание транс- портного средства и т д.).

1

2

Практические работы

5

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

5

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

3


Тема 2.4. Уголовное

право.

Содержание учебного материала

1


1

Понятие об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности). Условия наступления уголовной ответственности.

1

2

Практические работы

5

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

5

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

3


Тема 2.5. Гражданское право.

Содержание учебного материала

1


1

Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятие: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причинённый в ДТП. Возмещение материального ущерба. Понятие о материальной ответственности за причинённый ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность. Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владение транспортным средством. Налог с владельца транспортного средства.

1

2

Практические работы

4

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

2


Тема 2.6. Закон об

ОСАГО.

Содержание учебного материала

1


1

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

1

2

Практические работы

5

1

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов.

5

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач (билетов ПДД)

3


Тема 2.7. Оказание первой медицинской помощи при ДТП

Содержание учебного материала

11


1.

Дорожно-транспортные происшествия. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики. Основы анатомии и физиологии человека.

1

2

2.

Оценка состояния пострадавшего в ДТП

1

2

3.

Аптечка первой помощи. Средства первой помощи.

1

2

4.

Правила извлечения пострадавших из машины. Способы транспортировки пострадавших.

1

2

5.

Асфиксия. Искусственная вентиляция легких. Непрямой массаж сердца. Сердечно-легочная реанимация.

1

2

6.

Кровотечение и методы его остановки

1

2

7.

Раны. Десмургия.

1

2

8.

Механические и термические поражения.

1

2

9.

Транспортная иммобилизация.

1

2

10.

Угрожающие жизни состояния. Понятие о шоке. Острые психозы.

1

2

11.

Первая помощь при травме головы, груди, живота. Первая помощь при острых отравлениях. Первая помощь при политравме

1

2

Практические занятия

12

1.

Оценка состояния пострадавшего в ДТП.

2

2.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт.

2

3.

Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

2

4.

Остановка наружного кровотечения. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке

2

5.

Первая помощь при ранениях. Обработка ран. Десмургия.

2

6.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Способы шинирования. Иммобилизация.

2

Контрольная работа

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Особенности травм при ДТП;

Значение быстрого и грамотного реагирования в чрезвычайных ситуациях.

12


Учебная практика

Виды работ:

Вождение автомобиля категории «В», «С».

Устранение мелких неисправностей, возникающих во время эксплуатации транспортных средств.

Ознакомление с учетной документацией.

72


МДК.02.02 Организация эксплуатации автотранспортных средств

156(80+ 40СРО+36УП)


Тема 2.1. Организация работы транспортных предприятий


Содержание учебного материала

10


1.

Структура автотранспортных предприятий.

2

2

2.

Основные показатели работы автотранспортных средств.

2

2

3.

Основы планирования и учета работы автотранспортных предприятий.

2

2

4..

Организация грузо- и пассажироперевозок. Документация.

2

2

5.

Диспетчерское руководство работой подвижного состава.

2

2

Практические занятия

16

1

Определение рентабельности автотранспортного предприятия. Показатели работы автотранспортных средств. Эффективность и рентабельности автомобильного транспорта. Коэффициент технической готовности автотранспортных средств.

4

2

Коэффициент выпуска подвижного состава. Основные технико-экономические показатели работы подвижного состава. Показатели использования парка подвижного состава.

4

3

Коэффициент использования пробега. Коэффициент использования рабочего времени. Коэффициент использования статической и динамической грузоподъёмности автотранспортных средств.

4

4

Выработка, производительность инвентарного парка автомобилей. Комфортабельность, удобство и безопасность перевозок.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий.

13


Тема 2.2 Организация эксплуатации транспортных средств

Содержание учебного материала

10


1.

Подготовка автотранспортных средств к работе на линии.

2

2

2.

Правила хранения подвижного состава.

2

2

3.

Правила хранения автомобильных шин и аккумуляторных батарей.

2

2

4.

Эксплуатационные материалы и нормы их расходования.

2

2

5

Эксплуатация автомобилей в особых условиях.


Лабораторные работы

12

1.

Диагностика и выявление неисправностей автомобиля после консервации и длительного хранения.

4

2.

Ежедневный осмотр и профилактика автомобиля перед выездом на линию.

4

3.

Подготовка автомобиля к работе в особых условиях (автозимник).

4

Практические занятия

12

1.

Порядок проведения контрольного осмотра.

4

2.

Правила обращения с эксплуатационными материалами.

4

3.

Оформление отчетной документации водителя.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка и проверка состояния рабочего места водителя. Противопожарное оборудование и правила пользования им. Основные причины возникновения пожара на автотранспортных предприятиях и автомобилях. Правила тушения пожаров на стоянке и в пути и меры по их предупреждению.

17


Тема 2.3 Режим труда и отдыха водителей

Содержание учебного материала

4


1

Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Нормальная продолжительность рабочего времени. График сменности работ водителей. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. Работа в ночное время. Сверхурочные работы. Дежурство. Работа в выходные и праздничные дни. Суммарный учет рабочего времени. Порядок оплаты за сверхурочные работы.

2

2

2

Охрана труда водителей

2

2

Лабораторные работы

16

1

Составление графика сменности работ водителей.

4

2

Суммарный учет рабочего времени. Порядок оплаты за сверхурочные работы.

4

3

Подготовка и проверка состояния рабочего места водителя.

4

4

Правила тушения пожаров на стоянке и в пути и меры по их предупреждению.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Требования безопасности труда на рабочих местах.

Основные требования безопасности труда к рабочему инструменту и спецодежде.

Требования безопасности труда при обслуживании автомобилей на осмотровых канавах, эстакадах и подъемниках. Применение упоров, козелков и других предохранительных устройств.

Требования безопасности труда при работе с аккумуляторными батареями, Требования безопасности труда при использовании для мойки деталей различных жидкостей. Правила и инструкции по предупреждению и тушению пожаров. Противопожарные мероприятия и правила пользования противопожарным инвентарем.

10


Учебная практика

Виды работ Обслуживание автомобиля, оформление отчетной документации по техническому обслуживанию, подготовка автомобиля к работе.

36


Производственная практика по профессиональному модулю

Производственная практика

Виды работ: прием, размещение, крепление и перевозка грузов, а также безопасная посадка, перевозка и высадка пассажиров; получение, оформление и сдача путевой и транспортной документации.

Виды работ: Комплексные работы по техническому обслуживанию автотранспорта, перевозке грузов и пассажиров.

72


ВСЕГО:

597(254+127СРО+144УП+ 72ч. ПП)


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие

кабинетов:

  • Устройство, техническое обслуживание автомобилей и организация перевозок;

  • Основы законодательства в сфере дорожного движения и основ безопасного управления транспортными средствами

  • Первая помощь;

лабораторий:

  • Техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

  • Автодром (со всеми предусмотренными элементами);

Тренажеры, тренажерные комплексы:

  • по вождению автомобиля;

  • учебные автомобили (соответствующих марок).

4.1.1. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Устройство автомобилей»:

  • комплекты деталей по всем механизмам и системам изучаемых марок автомобилей;

  • приборы, инструменты и приспособления для технического обслуживания и ремонта автомобилей;

  • агрегаты и узлы автомобилей, изучаемых марок, в разрезе;

  • наглядные пособия по устройству и техническому обслуживанию автомобилей;

  • комплект учебно-методической документации;

  • комплект бланков технологической и дорожно-транспортной документации;

Технические средства обучения кабинета:

  • мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер);

  • лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.

4.1.2.Оборудование учебного кабинета «Основы законодательства в сфере дорожного движения и основ безопасного управления транспортными средствами»:

  • учебно-наглядное пособие «Светофор с дополнительными секциями»;

  • учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»;

  • учебно-наглядное пособие «Дорожная разметка»;

  • учебно-наглядное пособие «Сигналы регулировщика»;

  • учебно-наглядное пособие «Схема перекрёстка»;

  • учебно-наглядное пособие «Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населённом пункте»;

  • учебно-наглядное пособие «Маневрирование транспортных средств на проезжей части».

Технические средства обучения кабинета:

  • мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер);

  • ПК для обучающихся;

  • лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.

  • Компьютерная программа для самостоятельной подготовки к сдаче теоретического экзамена в ГИБДД категории «В», «С».

  • Интерактивная Автошкола.

  • компьютерная программа для самостоятельной подготовки к сдаче зачётов по пройденным темам категории «В», «С».

  • компьютерная программа для самостоятельной подготовки к сдаче зачётов по пройденным темам категории «В», «С».

4.1.3. Оборудование учебного кабинета «Первая помощь»:

  • учебно-наглядное пособие «Оказание первой помощи»;

  • тренажёр-манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контроллером для отработки приёмов сердечно- лёгочной реанимации;

  • тренажёр-манекен взрослого пострадавшего для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;

  • расходный материал для тренажёров (запасные лицевые маски, запасные

  • «дыхательные пути», плёнки с клапаном для проведения искусственной вентиляции лёгких);

Табельные средства для оказания первой помощи:

  • аптечка первой помощи (автомобильная);

  • средства для временной остановки кровотечения – жгуты;

  • средства для иммобилизации для верхних, нижних конечностей, шейного отдела позвоночника (шины);

  • перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь).

  • Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирующие средства.

Технические средства обучения кабинета:

  • Мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер);

  • лицензионное программное обеспечение;

  • учебные фильмы по первой помощи пострадавшим.

4.1.4.Оборудование лаборатории «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»:

  • автомобили горячей регулировки – 4 шт.

  • двигатели горячей регулировки - 4 шт.

  • комплекты водительского и специального инструмента – не менее 8 шт.

  • инструкционные карты или планы-задания по всем темам, стенды;

  • ванны для слива масла из картера;

  • нагнетатели, шприцы;

  • домкраты, съёмники;

  • приспособления и диагностическое оборудование;

  • ёмкости для охлаждающей жидкости;

  • планшеты с образцами топлива, масла и других технических жидкостей и смазок;

  • пускозарядное устройство.



4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  • Шестопалов С.К. Безопасное и экономичное управление автомобилем ОИЦ «Академия» 2009

  • Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» ОИЦ «Академия», "За рулем"2010

  • Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения: водителя автотранспортных средств категорий «С», «D», «Е» ОИЦ «Академия», "За рулем"2009

  • Николенко В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М. Первая доврачебная медицинская помощь: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» ОИЦ «Академия», "За рулем"2010

  • Смагин А.В. Правовые основы деятельности водителя: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» ОИЦ «Академия», "За рулем"2010

  • Чумаченко Ю.Т. Автослесарь, «Академия» -- 2006г.

  • Родичев В.А. «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» ; Академия 2011г.

  • Слон Ю.М. «Автомеханик» - «Феникс» 2011г.

  • «Правила дорожного движения Российской федерации с комментариями и иллюстрациями, действующий с 20.11.2010 г. ». М ООО Атберг.

  • «Правила дорожного движения Российской Федерации в редакции, действующей с 20.11.2010 г.» М. ООО «Дом славянской книги» 2011г.

  • Поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

  • Ответственность за нарушение правил дорожного движения «КОАП РФ в редакции от 27.07. 2010 г.

  • Н.Я. Жульнев «Правила дорожного движения». Учебник водителя М ООО «Книжное издательство». М. 2010 г.

Дополнительные источники:

  • Шеламова Г.М. Этикет делового общения ОИЦ «Академия» 2010

  • Гуреева М.А. Основы экономики транспорта ОИЦ «Академия»2010.

  • Кланица В.С Охрана труда на автомобильном транспорте ОИЦ «Академия»2010.

  • Кузнецов А.С Устройство, ремонт и техническое обслуживание двигателей.

Плакаты:

  • Иллюстрированное учебное пособие ОИЦ «Академия». 2008

  • «Автомобильный практикум» - Чумаченко Ю.Т.; Феникс. 2002г.

  • «Автомобильный электрик. Электрооборудование и электронные системы автомобилей»: Учебное пособие «Феникс» 2006г.

Интернет- ресурсы

  • http: \\www.viamodile. ru \index. php- библиотека автомобилиста.

Отечественные журналы:

  • «Автомир».

  • «За рулём».

  • «Автошкола».


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана и регламентируется расписанием занятий. Учебный процесс организован следующим образом:

  • шестидневная учебная неделя;

  • занятия группированы парами (2 × 45 мин); начало занятий 8-30.

Проведение учебной практики (производственное обучение) предусмотрено в учебных мастерских ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище №9» или на предприятиях, соответствующих требованиям. Продолжительность учебного занятия 6 часов. Предусмотрены 10 минутные перерывы каждый час.

Согласно положению о практике ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище № 9» производственная практика проходит на предприятиях по профилю профессии согласно заключенным договорам, под руководством наставника, закрепленного за учащимся.

По итогам практики предусмотрено проведение дифференцированного зачета и выполнения квалификационной пробной работы.

К изучению профессионального модуля рекомендовано приступать после освоения предметов общепрофессионального цикла: Материаловедение, охрана труда, электротехника


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

  • педагогические кадры, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

  • инженерно-педагогические кадры, имеющие профессиональную квалификацию 4-5 разряда.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.





5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».

Иметь практический опыт управления автомобилями категорий «В» и «С» в различных условиях.

Учебная и производственная практика, дефференцированный зачет

ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

Успешное выполнение работ по перевозке грузов и пассажиров.

Производственная практика, дефференцированный зачет

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

Умение технического обслуживания автомобиля в пути следования.

Практические занятия, учебная и производственная практика, зачет

ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

Умение диагностировать и устранять мелкие неисправности во время эксплуатации.

Практические занятия, учебная и производственная практика, зачет

ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.

Умение заполнять учетно-отчетную документацию.

Практические занятия, зачет

ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

Умение грамотно действовать при ДТП, оказывать первую доврачебную помощь

Практические занятия, зачет

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Обоснование выбора своей будущей профессии, ее преимущества и значимости на региональном рынке труда; планирование повышения личной профессиональной квалификации; стремление к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений

экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

- участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

осуществление планирования и контроля профессиональной деятельности исходя из целей и задач, определенных руководителем;

- оптимальный выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Умение анализировать рабочую ситуацию, выбирать средства для реализации целей и задач; оценивать достижение результатов и внесение корректив в деятельность на их основе

Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик. Квалификационный экзамен

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик

- участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.


Разработчики:



Методист ГБОУ РС(Я)

«Профессиональное училище № 9» ______________ Е.В.Копылова

Зам по УПР ГБОУ РС(Я)

«Профессиональное училище №9» _______________О.В.Пустозерова

Мастер п/о ГБОУ РС(Я)

«Профессиональное училище №9» ________________ А.Н.Гордиенко