Просмотр содержимого документа
«Программа психолога по работе с педагогами "сохранение профессиональной компетентности"»
Программа психолога по работе с педагогами
«сохранение профессиональной копетентности»
Пояснительная записка
В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. Противоречивость этого взаимодействия обусловлена различиями актуального эмоционального состояния, культурой, воспитанностью, выполнением определенных социальных ролей.
Для того чтобы возник конфликт, недостаточно наличие несовпадающих позиций партнеров, необходима и ситуация, обостряющая взаимодействие. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтное взаимодействие. Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является формой педагогического творчества и зависит от комплекса обстоятельств.
По данным большинства исследований об особенностях педагогического труда, большая часть рабочего дня учителей протекает в напряженной обстановке, причем наиболее эмоциогенными являются ситуации общения. Практически все учителя считают, что их работа связана с психологическими перегрузками, а 32% педагогов отмечают их постоянный характер. После пребывания в напряженной ситуации общения значительная часть педагогов чувствует разбитость и подавленность. Анализ многочисленных фактов дезадаптации педагогов позволил выделить в качестве особого феномена синдром "эмоционального выгорания", рассматриваемый как форма защитного реагирования на профессиональный стресс, возникающий вследствие превышения индивидуального порога частоты общения. Являясь механизмом приспособления человека к длительным психотравмирующим воздействиям в сфере профессионального общения, данный феномен проявляется в виде полного либо частичного исключения эмоций в ответ на стресс-факторы, решая тем самым определенную адаптационную задачу: "блокирование" одной из основных функций эмоций - функции побуждения к действию.
Содействию стрессоустойчивости педагогов способствуют регулярно проводимые просветительские семинары. Были разработаны несколько семинаров по освоению эффективными способами профилактики напряженности, освоению способов саморегуляции, здоровьесберегающих техник.
Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования личностных психологических и профессиональных возможностей учителя, уровень его авторитетности.
Задача:
- разработать модель профессиональной компетентности педагога.
-формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися.
Тематическое планирование занятий
№ | название | цель | содержание |
1 | Психодиагностический практикум | Выявить уровень качества педагогического общения | Тест Томаса «Стили разрешения конфликтов»; Тест «Психологический портрет учителя» получение характеристики стиля преподавания и обращение внимания на некоторые особенности нервной системы. |
2 | Тренинг “Знакомство” | обозначить начало занятий, создать особую атмосферу взаимодействия участников; включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия. | Упражнение «рада познакомиться»; Игра «снежный ком»; игра «необитаемый образ»; игра на сплочение |
3 | Лекция №1 «умение слушать и слышать» | Развитие навыков слушания собеседника | Пункт 1 вербальное и невербальное общение Пункт 2 слушаю я- слышат меня |
4 | Тренинг «Искусство общения» | управление педагогическим общением | Предлагается испытать себя в следующих ситуациях: 1. В старшей группе мальчик обидел девочку с младшей группы. По- говорите с мальчиком. (3 участника) 2. Вася порвал книгу. Поговорите с ним. (2 участника) 3. Представьте, что вам после обеда необходимо собрать группу на экскурсию.(Все участвуют+1 руководящий) 4. Катя вам нагрубила - ваши действия. (2 участника) |
5 | Промежуточная психодиагностика | Выявление уровня навыков общения | Тест Томаса «Стили разрешения конфликтов»; Тест «Психологический портрет учителя»; тест «КОС» |
6 | Лекция №2 «снятие напряжения в конфликтных ситуациях» | Научить преодолевать напряжение возникшее в конфликтных ситуациях. | Пункт 1 конфликтная ситуация и её предпосылки; пункт 2 роль педагога в конфликтной ситуации |
7 | Коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения» | формирование коммуникативных навыков | Выявление самооценки коммуникативных навыков и умений каждого участника; информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации |
8 | диспут«Спор при свидетеле» | Проживание участниками активной позиции в споре; формирование коммуникативных навыков | «Дискуссия» формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне |
9 | Тренинг «Последняя встреча» | дальнейшее совершенствование коммуникативной культуры. | Участники группы обсуждают, что помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время работы в группе. |
10 | Итоговое занятие | Подведение итогов | Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального возбуждения; рефлексия |