СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психолога по работе с педагогами "сохранение профессиональной компетентности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: создание в образовательном учреждении условийдля сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Программа психолога по работе с педагогами "сохранение профессиональной компетентности"»

Программа психолога по работе с педагогами

«сохранение профессиональной копетентности»

Пояснительная записка

В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. Противоречивость этого взаимодействия обусловлена различиями актуального эмоционального состояния, культурой, воспитанностью, выполнением определенных социальных ролей.

Для того чтобы возник конфликт, недостаточно наличие несовпадающих позиций партнеров, необходима и ситуация, обостряющая взаимодействие. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтное взаимодействие. Выбор технологии управления конфликтом в каждом конкретном случае является формой педагогического творчества и зависит от комплекса обстоятельств.

По данным большинства исследований об особенностях педагогического труда, большая часть рабочего дня учителей протекает в напряженной обстановке, причем наиболее эмоциогенными являются ситуации общения. Практически все учителя считают, что их работа связана с психологическими перегрузками, а 32% педагогов отмечают их постоянный характер. После пребывания в напряженной ситуации общения значительная часть педагогов чувствует разбитость и подавленность. Анализ многочисленных фактов дезадаптации педагогов позволил выделить в качестве особого феномена синдром "эмоционального выгорания", рассматриваемый как форма защитного реагирования на профессиональный стресс, возникающий вследствие превышения индивидуального порога частоты общения. Являясь механизмом приспособления человека к длительным психотравмирующим воздействиям в сфере профессионального общения, данный феномен проявляется в виде полного либо частичного исключения эмоций в ответ на стресс-факторы, решая тем самым определенную адаптационную задачу: "блокирование" одной из основных функций эмоций - функции побуждения к действию.

Содействию стрессоустойчивости педагогов способствуют регулярно проводимые просветительские семинары. Были разработаны несколько семинаров по освоению эффективными способами профилактики напряженности, освоению способов саморегуляции, здоровьесберегающих техник.

Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования личностных психологических и профессиональных возможностей учителя, уровень его авторитетности.

Задача:

- разработать модель профессиональной компетентности педагога.

-формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися.





Тематическое планирование занятий

название

цель

содержание

1

Психодиагностический практикум

Выявить уровень качества педагогического общения

Тест Томаса «Стили разрешения конфликтов»;

Тест «Психологический портрет учителя» получение характеристики стиля преподавания и обращение внимания на некоторые особенности нервной системы.


2

Тренинг “Знакомство”


  • обозначить начало занятий, создать особую атмосферу взаимодействия участников;

  • включение в работу, снятие накопившегося напряжения;

  • сплочение, создание группового доверия и принятия.


Упражнение «рада познакомиться»; Игра «снежный ком»; игра «необитаемый образ»; игра на сплочение

3

Лекция №1 «умение слушать и слышать»

Развитие навыков слушания собеседника

Пункт 1 вербальное и невербальное общение

Пункт 2

слушаю я- слышат меня

4

Тренинг «Искусство общения»

управление педагогическим общением

Предлагается испытать себя в следующих ситуациях:

1. В старшей группе мальчик обидел девочку с младшей группы. По-

говорите с мальчиком. (3 участника)

2. Вася порвал книгу. Поговорите с ним. (2 участника)

3. Представьте, что вам после обеда необходимо собрать группу на

экскурсию.(Все участвуют+1 руководящий)

4. Катя вам нагрубила - ваши действия. (2 участника)


5

Промежуточная психодиагностика

Выявление уровня навыков общения

Тест Томаса «Стили разрешения конфликтов»;

Тест «Психологический портрет учителя»; тест «КОС»

6

Лекция №2 «снятие напряжения в конфликтных ситуациях»

Научить преодолевать напряжение возникшее в конфликтных ситуациях.


Пункт 1 конфликтная ситуация и её предпосылки; пункт 2 роль педагога в конфликтной ситуации

7

Коммуникативный тренинг

«Формирование у педагогов навыков

конструктивного общения»




формирование коммуникативных навыков

Выявление самооценки коммуникативных навыков и умений каждого участника; информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации

8

диспут«Спор при свидетеле»




Проживание участниками активной позиции в споре; формирование коммуникативных навыков

«Дискуссия» формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне

9

Тренинг «Последняя встреча»


дальнейшее совершенствование коммуникативной культуры.

Участники группы обсуждают, что помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время работы в группе.

10

Итоговое занятие

Подведение итогов

Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального возбуждения; рефлексия