Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Печениченская основная школа»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______
от « 31» 08. 2016 г.
Рабочая программа подготовки учащихся
к Олимпиаде по предмету «Физическая культура»
с одаренными детьми
«Путь к успеху»
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Лях,А.А.Зданевич - М.: Просвещение, 2014
Составила: Базенкова Наталья Валентиновна.
учитель физической культуры
Квалификационная категория: первая
2016год.
Пояснительная записка
Рабочая программа с одаренными детьми « Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, на основе программы развития спортивно-оздоровительных способностей учащихся Г. А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова. Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол».
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях,А.А.Зданевич - М.: Просвещение, 2014
В 2000 учебном году Министерство образования Российской Федерации впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников. Приказом Министра образования был утвержден состав оргкомитета олимпиады и состав соответствующих предметных комиссий. Всероссийская олимпиада школьников представляет собой конкурсное испытание учащихся основной и средней школы — юношей и девушек (раздельно). Конкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера. Практическое задание заключается в выполнении упражнений базовой части Примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол. Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней школы по образовательной области предмета «Физическая культура». Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, выделяются следующие этапы олимпиады:
Школьный — организуется общеобразовательными учреждениями в октябре. Участие в нём могут принимать желающие учащиеся 5—11 классов школ.
Муниципальный — организуется органами местного самоуправления или местными органами управления образования в ноябре-декабре.
Региональный — организуется совместно государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и советами ректоров высших учебных заведений в январе-феврале.
Заключительный– организуется Федеральным агентством по образованию и проводится в апреле. Участники на заключительный этап выбираются исключительно из победителей и призеров регионального этапа.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа данного курса представляет систему спортивно-оздоровительных занятий для учащихся 8класса и реализуется в рамках «Одаренные дети». В процессе изучения курса у учащихся развиваются следующие личностные качества:дисциплинированность, коллективизм, силу воли, выносливость, целеустремленность, решительность, организованность, самоконтроль за психофизиологическим состоянием организма, проявляется интерес к физической культуре и спорту. В программу олимпиады включены две группы заданий, выбранных из содержания практического и теоретико-методического разделов учебной программы по физической культуре.Практические задания заключаются в выполнении упражнений из разделов: гимнастика, спортивные игры и легкая атлетика. Проверка подготовленности участников олимпиады по каждому разделу осуществляется в соответствии с разработанными правилами и регламентом конкурсных испытаний. Постепенно олимпиада по физической культуре должна приобрести массовый характер, пробудить в школьниках желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями и стремиться к здоровому образу жизни.Олимпиада - это наиболее эффективное средство развития, выявления способностей и интересов учащихся.
Цель: подготовка учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; создание условий и предоставление возможностей учащимся для достижения успеха и раскрытия их потенциальных возможностей.
Основные задачи:
популяризация в школе целостного представления о физической культуре как важном факторе формирования всесторонней личности;
формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в постоянном физическом самосовершенствовании;
расширение теоретических знаний и двигательного опыта физкультурно-спортивной деятельности, привитие практических умений организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;
выявление и поощрение наиболее подготовленных школьников, добившихся высоких результатов в развитии физической культуры.
3. Место учебного курса в учебном плане
программа рассчитана на учащихся 8 класса, проявивших активность в учебном процессе, достигших высокого уровня физической подготовленности по всем разделам школьной программы и глубоких знаний в области физической культуры и спорта.
Срок реализации программы: 1 год, программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.
Содержание учебной программы «Путь к успеху» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных учащихся, способных к активной самореализации в олимпиаде на школьном и муниципальном уровне, а также умело использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
5.Содержание учебного курса, предмета
Программа «Путь к успеху» состоит из теоретической и практической частей.
Тема 1. 1/0 | Теоретическая часть: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения практической части олимпиады. Инструктаж по заполнению бланков теоретической части олимпиады. Домашнее задание. Практическая часть: Нет. |
Тема 2. 2/4 | Теоретическая часть: Физические качества спортсмена, физическая подготовка и подготовленность, средства и методы повышения уровня физической подготовленности, методы измерения уровня двигательных способностей. Формы организации занятий. Практическая часть: Развитие быстроты и координации: различные виды челночного бега, ускорения из разных стартовых положений, бег «ёлочкой». |
Тема 3. 2/2 | Теоретическая часть: Самоконтроль, виды самоконтроля, дневник самоконтроля, самоконтроль своих физических качеств. Осанка человека, определение, её формирование и профилактика нарушений: сколиозы, кифозы, лордозы, плоская спина, плоскостопие. Способы оценки осанки. Практическая часть: Развитие скоростной выносливости – бег 400 м |
Тема 4. 2/2 | Теоретическая часть: Режим дня – определение, учёт возрастных особенностей при составлении распорядка дня, последствия нарушений режима. Здоровое питание – сбалансированное питание, здоровая пища, калорийность. Лёгкая атлетика – техника безопасности во время проведения занятий по лёгкой атлетике и соревнований, виды, классификация, правила соревнований, лучшие спортсмены, достижения, сензитивные периоды развития физических качеств, средства тренировки в лёгкой атлетике и способы оценки развития двигательных способностей. Практическая часть: Развитие скоростной выносливости – бег 400 м |
Тема 5. 1/4 | Теоретическая часть: Вредные привычки – определение, влияние на организм, способы борьбы. Волейбол – техника безопасности во время проведения занятий по волейболу и соревнований, правила игры, история развития волейбола в мире и России, известные советские и российские спортсмены и тренеры, техника и тактика волейбола. Практическая часть: Технические приёмы волейбола – прямая подача мяча в зоны. |
Тема 6. 1/4 | Теоретическая часть: Баскетбол – техника безопасности во время проведения занятий по баскетболу и соревнований, правила игры, история развития баскетбола в мире и России, известные советские и российские баскетболисты и тренеры, техника и тактика игры. Практическая часть: Технические приёмы баскетбола – двойное обведение стоек с забиванием на два шага, двойное обведение центрального круга и забивание на два шага. |
Тема 7. 1/4 | Теоретическая часть: Футбол – техника безопасности во время проведения занятий по футболу и соревнований, правила игры, история развития футбола в мире и России, известные футбольные клубы и команды, знаменитые футболисты и тренеры. Практическая часть: Технические приёмы футбола – обведение стоек и забивание в ворота, бег «ёлочкой» и забивание в ворота. |
Тема 8. 1/4 | Теоретическая часть: Гимнастика – техника безопасности во время проведения занятий по гимнастике и соревнований, разминка, сензитивные периоды развития гибкости, способы развития подвижности в суставах, стретчинг, техника выполнения гимнастических упражнений. Практическая часть: Техника выполнения акробатических упражнений – требования к технике выполнения отдельных упражнений, разминка, выполнение упражнений со страховкой, совершенствование техники выполнения акробатических упражнений. |
Тема 9. 1/4 | Теоретическая часть: Закаливание организма – определение, принципы закаливания, средства закаливания, моржевание, баня. Лыжная подготовка – техника безопасности во время проведения занятий по лыжной подготовке, лыжные ходы, подъёмы и спуски, повороты и торможения, способы подбора лыж и палок. Практическая часть: Техника выполнения акробатических упражнений – разминка, интенсивная растяжка, выполнение упражнений со страховкой, совершенствование техники выполнения акробатических упражнений, разучивание акробатической комбинации и её совершенствование. |
Тема 10. 4/4 | Теоретическая часть: Олимпийские игры – история зарождения Олимпийских игр, даты, соревнования первых Олимпийских игр древности, имена героев, правила соревнований, причины запрета проведения Олимпийских игр. Возрождение Олимпийского движения современности, родоначальник современных Олимпийских игр, ритуал и символика Олимпийских игр, виды соревнований в программе Олимпиад, первые спортсмены – олимпийские чемпионы. Значение современного Олимпийского движения. Советские и российские спортсмены-олимпийцы. Даты и место проведения Олимпиад (летней и зимней). Практическая часть: Техника выполнения акробатических упражнений –интенсивная растяжка, совершенствование техники выполнения акробатических упражнений, совершенствование акробатической комбинации. |
Тема 11. 16/4 | Теоретическая часть: Теория и методика физической культуры и спорта – решение тестов с прошлых олимпиад, включающих вопросы теории и методики физической культуры и спорта, всех изученных видов спорта, режима дня, самоконтроля, правильного питания, сохранения и укрепления здоровья, формирования осанки, форм занятий и средств по самосовершенствованию и методов оценки своих физических кондиций. Практическая часть: Техника выполнения акробатических упражнений – совершенствование акробатической комбинации. |
6. Учебно-тематическое планирование конкретного учебного предмета, курса
№ | Название темы: | Кол-во часов | |
Теория (час) | Практика (час) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж. | 1 | 1 | - |
2 | Физические качества спортсмена, физическая подготовка и подготовленность. Развитие быстроты и координации. | 6 | 2 | 4 |
3 | Самоконтроль. Осанка человека. Развитие скоростной выносливости. | 4 | 2 | 2 |
4 | Режим дня. Здоровое питание. Лёгкая атлетика. Развитие скоростной выносливости. | 4 | 2 | 2 |
5 | Вредные привычки. Волейбол. Технические приёмы волейбола. | 5 | 1 | 4 |
6 | Баскетбол. Технические приёмы баскетбола. | 6 | 1 | 5 |
7 | Футбол. Технические приёмы футбола. | 5 | 1 | 4 |
8 | Гимнастика. Техника выполнения акробатических упражнений. | 5 | 1 | 4 |
9 | Закаливание. Лыжная подготовка. Техника выполнения акробатических упражнений. | 5 | 1 | 4 |
10 | Олимпийские игры. Техника выполнения акробатических упражнений. | 9 | 5 | 4 |
11 | Теория и методика физической культуры и спорта. Техника выполнения акробатических упражнений. | 18 | 14 | 4 |
| | | | |
| ИТОГО: | 68 | 31 | 37 |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение программы
подготовка к олимпиаде предполагает:
индивидуальную работу с учащимися по совершенствованию физических качеств и технической подготовки по лёгкой атлетике, баскетболу, волейболу, футболу, гимнастике;
индивидуальную работу с учащимися по теоретической части олимпиады – тестирование знаний в области теории физической культуры и спорта в открытой и закрытой формах;
самостоятельную работу учащихся по решению тестов в области теории физической культуры и спорта (домашние задания).
Материально-техническое обеспечение
При подготовке учащихся к олимпиаде по физической культуре необходим спортивный зал, спортивный инвентарь, учебный кабинет, учебная, научная и методическая литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер , возможность выхода в интернет, сборники тестов.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате реализации программы «Путь к успеху» учащиеся получат возможность развивать знания,умения и навыки в области физической культуры и спорта, на основе демонстрации которых:
будут выявлены наиболее талантливые школьники для участия в школьном, муниципальном, районном этапе олимпиады по предмету «Физическая культура»;
повысится уровень образованности учащихся в области физической культуры и спорта;
повысится престиж и качество преподавания предмета «физическая культура» в нашей школе.
9. Поурочное календарно-тематическое планирование
№ занятий | Темы занятий | Даты занятий |
1 | Вводное занятие. Инструктаж. | |
2-7 | Физические качества спортсмена, физическая подготовка и подготовленность. Развитие быстроты и координации. | |
|
|
|
|
|
8-11 | Самоконтроль. Осанка человека. Развитие скоростной выносливости. | |
|
|
|
12-15 | Режим дня. Здоровое питание. Лёгкая атлетика. Развитие скоростной выносливости. | |
|
|
|
16-20 | Вредные привычки. Волейбол. Технические приёмы волейбола. | |
|
|
|
|
21-25 | Баскетбол. Технические приёмы баскетбола. | |
|
|
|
|
26-30 | Футбол. Технические приёмы футбола. | |
|
|
|
|
31-35 | Гимнастика. Техника выполнения акробатических упражнений. | |
|
|
|
|
36-40 | Закаливание. Лыжная подготовка. Техника выполнения акробатических упражнений. | |
|
|
|
|
41-48 | Олимпийские игры. Техника выполнения акробатических упражнений. | |
|
|
|
49-66 | Теория и методика физической культуры и спорта. Техника выполнения акробатических упражнений. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
67 -68 | Участие в 1(муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников. | |
| | |
10. Список учащихся
№ | Фамилия, имя учащихся | Класс |
1 | Воробьёв Александр | 8 |
2 | Мартынова Людмила | 8 |
3 | Морозов Александр | 8 |
4 | | |
5 | | |