СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа баскетбол

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по внеурочной деятельности " Баскетбол"

Просмотр содержимого документа
«Программа баскетбол»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

-Направленность дополнительной образовательной программы:

Программа дополнительного образования детей «Баскетбол» физкультурно-спортивной направленности составлена в соответствии с ФГОС на основе пособия «Организация работы спортивных секций в школе. Программы и рекомендации». Автор-составитель А.Н. Каинов, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ. Рецензент И.В .Орлан, кандидат педагогических наук. Издательство «Учитель» ,Волгоград 2014 г.

Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. Программа рекомендована к применению в общеобразовательных учреждениях , где используется программа В.И.Ляха и А.А.Зданевича.


Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность:

Элементы новизны в программу вносятся индивидуально каждым преподавателем и зависят от арсенала владения двигательными действиями, творческого подхода к процессу обучения , применения и чередования различных средств , форм и методов в процессе тренировки.

Актуальность и педагогическая целесообразность применения данной программы выражается в том , что в процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.





Цель и задачи дополнительной образовательной программы:


Цель программы — углублённое изучение спортивной игры теоретических знаний;

2)овладение основным приемам техники и тактики игры;

Основными задачами программы являются:

Обучающие:

1) приобретение необходимых

3)подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу;

Развивающие:

1) укрепление здоровья

2) содействие правильному физическому развитию;

3) повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу;

Воспитательные:

1)воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

2)привитие ученикам организаторских навыков.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от других уже существующих программ является то, что большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строятся так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Возраст детей :


Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования 8-11 лет.


Срок реализации дополнительной образовательной программы:

Срок реализации -1 год. Продолжительность всего процесса обучения и тренировок может длиться до 7 лет (до 11 класса)








Формы и режим занятий:


Формы занятий.

Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий , также выделяют и отдельные занятия семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Используются методы: словесные, наглядные, практические ( метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки)

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.


Режим занятий- 1 раз в неделю по 2 часа.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:


Ожидаемые результаты в конце реализации программы :

  1. учащиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования;

  2. освоят правила игры и навыки простейшего судейства;

  3. научатся играть в баскетбол;

  4. будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.

Способы определения результативности:

1.Участие в школьных и межшкольных соревнованиях.

2.Организация и проведение судейства школьных соревнований.

3.Тестирование физических и технических качеств.

Формы подведения итогов реализации программы:


участие в школьных и межшкольных турнирах по баскетболу.












3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


1.Щиты с кольцами-6 шт.

2. Стойки для обводки-10 шт.

3.Цветные цилиндры для обводки-20 шт.

4.Гимнастическая стенка-10 пролётов.

5.Гимнастическая скамейка-6 шт.

6.Гимнастический трамплин-1 шт.

7.Гимнастические маты-3 шт.

8.Скакалки-15 шт.

9.Мячи набивные -9 шт.

10. Мячи баскетбольные -15 шт.

11.Насос ручной со штуцером-2 шт.




























4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


Группа первого года обучения (68 часов).


Разделы

Кол-во часов

1

Основы знаний

3

2

Специальная техническая подготовка

39

3

Специальная тактическая подготовка

14

4

Общефизическая подготовка

9

5

Соревнования

3

 

ИТОГО:

68 ч



Тематика занятий:



  1. Основы знаний (3 часа).


1

История возникновения баскетбола

2

Правила баскетбола

1 ч

3

Жесты судей

 

ИТОГО

3 ч

















  1. Специальная техническая подготовка (39 часов).


1

Ведение мяча правой и левой рукой на месте

2

Ловля и передача мяча в парах на месте

4

Бросок мяча одной рукой от плеча на месте

5

Перемещение в стойке боком, спиной вперёд

6

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении

7

Ловля и передача мяча в парах в движении

8

Остановка двумя шагами и прыжком

9

Ведение мяча с разной высотой отскока

10

Ловля и передача мяча в парах и тройках

11

Ведение мяча с изменением направления

12

Передача мяча от груди с отскоком от пола в тройках

13

Бросок мяча после ведения два шага

14

Штрафной бросок

15

Вырывание и выбивание мяча

16

Защитные действия

17

Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника

18

Сочетание приёмов ведение-бросок

19

Сочетание приёмов ведение-передача бросок в движении

20

Обманные движения

 

ИТОГО:

39 ч



3.Специальная тактическая подготовка (14 часов).




1

Тактика свободного нападения

3 ч

2

Позиционное нападение 5:0

3 ч

3

Позиционное нападение 5:0 со сменой мест

3 ч

4

Нападение быстрым прорывом

5

Взаимодействие двух игроков " Отдай мяч и выйди"

 

ИТОГО :



4.Общефизическая подготовка (9 часов).


1

ОФП. Парные и групповые упражнения

2

ОФП. Парные и групповые упражнения с сопротивлением

3

ОФП. Упражнения на снарядах: висы , подтягивания

4

ОФП. Акробатические упражнения, стойки , кувырки

5

ОФП. Беговые упражнения .Стартовые рывки

6

ОФП. Бег со сменой направления по сигналу

7

ОФП. Кроссовая подготовка

8

ОФП. Прыжки опорные и простые с мостика или трамплина

9

ОФП. Подвижные игры.

 

ИТОГО :

9 ч



  1. Соревнования (3 часа).





5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


1.Основы знаний (3 часа).


История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила мини-баскетбола. Жесты судей. Знаменитые баскетболисты.


2.Специальная техническая подготовка (39 часов).


Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:  с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.


3.Специальная тактическая подготовка (14 часов).


  Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Позиционное нападение. Свободное нападение.


4Общая физическая подготовка (9 часов).


 Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.





5.Соревнования (3 часа).

Соревнования по упрощённым правилам мини-баскетбола.



Календарно-тематическое планирование секции по баскетболу

 

Раздел

№ занятия

Тема занятия

Час

1

1

Правила техники безопасности на занятиях по баскетболу. История возникновения баскетбола

1

2

Правила игры. Вводное тестирование .Перемещение в стойке боком, лицом вперёд.

2

3

Ведение мяча правой и левой рукой на месте

2

4

Ловля и передача мяча в парах на месте

2

5

Бросок мяча одной рукой от плеча на месте

2

6

Перемещение в стойке боком, спиной вперёд

2

7

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении

2

8

Ловля и передача мяча в парах в движении

2

9

Остановка двумя шагами и прыжком

2

10

Ведение мяча с разной высотой отскока

2

11

Ловля и передача мяча в парах и тройках

2

12

Ведение мяча с изменением направления

2

13

Передача мяча от груди с отскоком от пола в тройках

2

14

Бросок мяча после ведения два шага

2

15

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении

2

16

Ловля и передача мяча в парах в движении

2

17

Остановка двумя шагами и прыжком

2

18

Ведение мяча с разной высотой отскока

2

19

Ловля и передача мяча в парах и тройках

2

20

Ведение мяча с изменением направления

2

21

Передача мяча от груди с отскоком от пола в тройках

2

22

Бросок мяча после ведения два шага

2

23

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении

2

24

Ловля и передача мяча в парах в движении

2

25

Остановка двумя шагами и прыжком

2

26

Ведение мяча с разной высотой отскока

2

27

Ловля и передача мяча в парах и тройках

2

28

Ведение мяча с изменением направления

2

29

Передача мяча от груди с отскоком от пола в тройках

2

30

Бросок мяча после ведения два шага

2

31

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении

2

32

Ловля и передача мяча в парах в движении

2

33

Остановка двумя шагами и прыжком

2

34

Ведение мяча с разной высотой отскока

5

35

Соревнования

3

36

Тактика свободного нападения

3

37

Позиционное нападение 5:0

3

38

Позиционное нападение 5:0 со сменой мест

3

39

Нападение быстрым прорывом

3

40

Взаимодействие двух игроков " Отдай мяч и выйди"

1

41

Жесты судей

2

42

Тактика свободного нападения

2

43

Позиционное нападение 5:0

2

44

Позиционное нападение 5:0 со сменой мест

3

45

Нападение быстрым прорывом

3

46

Взаимодействие двух игроков " Отдай мяч и выйди"

3

47

Тактика свободного нападения

3

48

Позиционное нападение 5:0

5

49

Соревнования

3

50

Позиционное нападение 5:0 со сменой мест

3

51

Нападение быстрым прорывом

2

52

Штрафной бросок

2

53

Вырывание и выбивание мяча

2

54

Защитные действия

2

55

Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника

2

56

Сочетание приёмов ведение-бросок

2

57

Сочетание приёмов ведение-передача бросок в движении

2

58

Обманные движения

4

59

ОФП.Парные и групповые упражнения

4

60

ОФП.Парные и групповые упражнения с сопротивлением

4

61

ОФП.Упражнения на снарядах: висы , подтягивания, соскоки

4

62

ОФП.Акробатические упражнения, стойки , кувырки

4

63

ОФП. Беговые упражнения.Стартовые рывки

4

64

ОФП. Бег со сменой направления по сигналу

4

65

ОФП. Кроссовая подготовка

4

66

ОФП.Прыжки опорные и простые с мостика или трамплина

4

67

ОФП. Подвижные игры.

5

68

Соревнования



6.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.



Диски: «Спортивные игры», «Баскетбол».

Презентации: «Баскетбол», «История баскетбола».



Методическое обеспечение программы

Подготовка юного баскетболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.

Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся. В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.

Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные - на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технические приемы изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключении снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений. 
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования. 

















7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе. М.: Советский спорт,2002г.

2.Коузи Б. Баскетбол. Концепции и анализ. М.:ФиС 1975г.

3.Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом. М.: Из. НЦ ЭНАС, 2002г.

4.Мейксон Г.Б. Физическая культура. М.: Просвещение, 1998г.