МАОУ СШ №1 город Окуловка
Новгородской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______________
ПРОГРАММА
организации летней занятости
обучающихся в летнем лагере дневного пребывания «Патриот»
Пояснительная записка
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом дать полноценный, правильно организованный летний отдых своим детям.
Наиболее распространённой формой организации детей остаются летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием и профильные смены, создаваемые при образовательном учреждении. Это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. Ведь не у всех есть возможность отправить ребенка в загородные летние лагеря или в санаторий. Да к тому же многие дети не хотят расставаться со своими родителями надолго.
Посещая школьный лагерь дневного пребывания, ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни он находится в кругу семьи. Для родителей важен ещё и тот факт, что педагоги являются работниками школы, в которой учится их ребенок и им хорошо знакомы, поэтому мамы и папы спокойны за своих детей.
Разработка программы организации летней занятости обучающихся в школьном лагере дневного пребывания на 2020 год вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
работой по укреплению здоровья учащихся и формированию у них потребности здорового образа жизни;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.
Программа организации летней занятости обучающихся в школьном лагере дневного пребывания является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания. По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены, построена с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей от 7 до 15 лет. При комплектовании смены школьного лагеря дневного пребывания принимаются дети, родители которых вносят взносы в Фонд социального страхования.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Письмом Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России от 01.05.05. №АС – 502/06.
Концептуальная часть программы
На протяжении многих лет в ОУ сложилась и развивается традиция организации летнего отдыха и оздоровления детей. Педагогический коллектив уделяет большое внимание укреплению здоровья и развитию детского потенциала, потому как только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.
Необходимо учитывать и то, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как среда. Летний отдых – это пора активной социализации ребёнка. Именно поэтому обеспечение занятости обучающихся в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Программа организации летней занятости обучающихся в специализированной профильной смене «Патриот» призвана обеспечить организацию социально незащищённых категорий и увеличение количества детей, охваченных организованными формами отдыха и занятости:
Дети из непол- ных семей | Дети из малообес-печенных семей | Дети из многодет- ных семей | Дети – инва- лиды | Опекае-мые дети | Дети из приемных и патро-натных семей | Дети, находя-щиеся в СОП |
| | | | | | |
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Коллектив специализированной профильной смены «Патриот» ставит перед собой цели: создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у воспитанников, формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни.
Задачи программы: осуществлять патриотическое , психологическое оздоровление воспитанников; способствовать развитию творческой самореализации воспитанников через патриотическую деятельность; укреплению навыков к здоровому образу жизни; успешной социализации детей из малообеспеченных и приёмных семей.
Реализация программы включает:
Подготовительный этап:
подбор кадров;
комплектование отрядов;
разработка документации
Организационный этап:
выявление и постановка целей развития коллектива;
сплочение отрядов;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовка к деятельности по реализации программы
Основной этап, когда родители, дети, педагоги, общественные организации, организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе и окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют своё здоровье
Заключительный этап
Режим дня
8:30 -9:00 Сбор детей
9:00-9:10 Построение, линейка
9:10-9:20 Зарядка
9:30-9:50 Завтрак
9:50-12:30 Коллективные творческие дела, игры
12:30-13:30 Обед
13:30-14:00 Подведение итогов, планирование дел
на следующий день
14:30 Уход домой
Ресурсное обеспечение программы:
Педагогический коллектив
Компьютерный класс
Здание школы
Ресурсы
Стадион
Игровая площадка
Детская библиотека
Спортзал
Районный центр культуры творчества
Спортивный инвентарь
Школьная библиотека
Школьный автобус
Краеведческий музей
Комнаты для работы отрядов
Столовая школы
Кадровое обеспечение программы
Оздоровление, развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
Подбор кадров осуществляет директор лагеря.
Штатное расписание утверждается приказом по школе и включает в себя
директора лагеря
отрядные воспитатели (4человека)
медицинский работник
работники столовой (4 человека)
Методическое обеспечение
Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Школой С.А. Шмакова разработан комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.
В результате практической деятельности и осмысления складывающегося опыта определяет в качестве ведущих следующие принципы:
1. Принцип целесообразности. Вся деятельность в лагере выстраивается так, чтобы обеспечить достижение заявленных целей.
2. Принцип природосообразности. Жизнь ребенка в лагере должна отвечать уровню его физического и психического развития, способствовать естественному укреплению здоровья. Организация лагерной жизни - это организация тесного общения с окружающей природной средой.
3.Принцип культуросообразности. Образование ребенка в лагере – это приобщение к существующим ценностям культуры, оценка явлений подростковой субкультуры, создание новых явлений культуры.
4.Принцип гуманизации. Главное в лагере – Человек. Демократические процедуры, гарантии прав и свобод обеспечивают последовательное освоение каждым членом сообщества гуманистического стиля взаимоотношений.
5.Принцип безопасности. Сохранение жизни и здоровья детей и взрослых в лагере — первая и основная забота каждого.
Педагогические методы:
• метод коллективного действия;
• метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;
• творческие методы подготовки воспитателей и вожатых из числа обучающихся 8 -10 классов;
• метод воздействия доброжелательной обстановкой;
• метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;
• метод поощрения;
• метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.
Материально – техническое обеспечение.
Помещения для работы отрядов
столовая
спортплощадка
спортзал
актовый зал
Результативность и эффективность программы
Ожидаемые результаты:
укрепление здоровья детей;
улучшение социально-психологического климата в школе;
снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей (толерантность);
формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных условиях;
приобретение опыта ЗОЖ
Литература
1. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Макеева, А.Г. Две недели в лагере здоровья.
[Текст]:/ М.М., Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.– М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2005.
2. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе. [Текст]:/Н.В.
Белобородов.– М.: Аркти, 2006.
3. Гончарова, Е.И., Савченко, Е.В., Жиренко, О.Е. Школьный летний лагерь. [Текст]:
1-5 классы/ Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко.– М.: ВАКО, 2004.
4. Пенькова, Л.А. Под парусом лето плывёт по земле.[Текст]:/ Л.А. Пенькова.– М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
5. Реэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру. [Текст]:/ Б.Э. Реэрдон.– М.: 2001
6. Шерер, И.О., Григорьева М.И. Культурологическое развитие детей. [Текст]:/ И.О.
Шерер, М.И. Григорьева.– Н.:2003.
7. Шмаков, С.А. Нетрадиционные праздники в школе. [Текст]:/ С.А. Шмаков.– М.:
Новая школа, 1997.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
ПОЛОЖЕНИЕ
о летнем лагере с дневным пребыванием «Патриот»
I. Общие положения
Летний лагерь дневного пребывания «Патриот» при МАОУ СШ №1 г. Окуловка Новгородской области организуется для детей от 7 до 14 лет.
Лагерь открывается приказом директора на основании акта приёмки лагеря.
Содержание, формы и методы работы лагеря определяются его педагогическим коллективом, исходя из принципов гуманности, демократизма, поощрения инициативы и самостоятельности воспитанников, учёта их индивидуальных и возрастных особенностей, принципа безопасности и целесообразности.
В своей деятельности лагерь руководствуется:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Письмом Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России от 01.05.05. №АС – 502/06;
Приказом Министерства образования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
СанПиН 2.3/2.4 3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения";
СанПиН 1.2.3685-21"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)"
II. Цели и задачи
создание необходимых условий для оздоровления, отдыха, рационального использования каникулярного времени у детей в летний период, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
обеспечение организованного отдыха и занятости детей из многодетных, социально незащищённых, неполных, неблагополучных, патронажных и приёмных семей, а также детей, оказавшихся в социально опасном положении
осуществление временной занятости и отдыха подростков, снятие их утомляемости через соблюдение режима дня, чередование мероприятий, разумное сочетание отдыха и занятий подростков по интересам
реализация оздоровительно-образовательной программы, направленной на развитие детей с учётом их возрастных особенностей
III. Организаторы
Администрация МАОУ СШ №1
IV. Организация деятельности летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
Летний лагерь дневного пребывания «Патриот» создаётся по решению директора МАОУ СШ №1 и оформляется приказом о создании лагеря.
Приказ о создании лагеря издаётся не позднее, чем за 45 дней до предполагаемой даты открытия лагеря.
Директором школы утверждается штатное расписание лагеря за 40 рабочих дней до даты открытия лагеря.
Открытие лагеря допускается только при наличии действующего санитарно-эпидемиологического заключения и внесении в реестр организаций отдыха дете и их оздоровления Новгородской области.
Работа лагеря дневного пребывания организуется в одну смену количестве 14 календарных дней в течение июля месяца 2002года.
Приём детей в оздоровительный лагерь дневного пребывания осуществляется на основании заявления родителей на имя директора школы не позднее 5 рабочих дней до начала смены, на основании допуска медицинского работника, на основании договора об организации отдыха и оздоровления ребенка.
Администрация школы в подготовительный период знакомит родителей с Положением о лагере, летней образовательно-оздоровительной программой образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.
На период функционирования лагеря назначаются: директор лагеря, отрядные воспитатели, учитель физкультуры, медицинский работник, работники столовой, деятельность которых определяется должностными инструкциями.
Каждый работник оздоровительного лагеря с дневным пребыванием допускается к работе после прохождения медицинского осмотра с отметкой в санитарной книжке и прохождением санминимума.
В лагере устанавливается определённый режим работы, утверждённый директором школы в соответствии с требованиями СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Программное обеспечение
работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Воспитательная работа в лагере проводится по программе, утверждённой экспертно-методическим советом, предусматривающей:
организацию работы кружков;
проведение экскурсий, конкурсов, викторин, выставок;
организации общественно полезного и педагогически целесообразного труда;
организацию работы по патриотическому, нравственному, эстетическому, экологическому, физическому развитию с реализацией принципов здорового образа жизни
Распределение обязанностей
1. Директор школы:
комплектование контингента воспитанников;
решение организационных вопросов по предоставлению помещения, организация питания;
контроль за функционированием лагеря, проведение инструктажа по ТБ с воспитателями
2. Директор лагеря:
выполнение плана работы;
обеспечение безопасности детей;
обеспечение финансовой отчётности, контроль над ведением табеля посещаемости учащихся
3. Заведующего столовой:
организация двух разового питания;
ведение финансовой документации по питанию
VII. Финансирование
Финансирование лагеря осуществляется из бюджетных и привлечённых средств согласно смете.
Перед открытием лагеря составляется калькуляция стоимости путёвки.
Организация питания детей
в летнем лагере дневного пребывания «Патриот»
1. Питание детей организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в столовой школы.
2. При организации пребывания детей в лагере (до 14:30) предоставляется двухразовое питание.
3. Питание детей организуется в соответствии с согласованным территориальными органами Роспотребнадзора десятидневным меню.
4. Ежедневный контроль за качеством продуктов, сроком их реализации, условиями хранения, отбором и хранением суточных проб осуществляет при отсутствии медработника, директора лагеря, прошедший курс гигиенического обучения.
IX. Права и обязанности учащихся,
посещающих летний лагерь дневного пребывания «Патриот»
1. Воспитанники специализированной смены дневного пребывания имеют право:
на временное прекращение посещения лагеря по болезни;
на свободное участие в запланированных досуговых мероприятиях;
на участие в самоуправлении лагеря
2. Воспитанники специализированной смены дневного пребывания обязаны:
выполнять требования данного Положения, других локальных актов и документов, регламентирующих деятельность лагеря;
бережно относиться к используемому имуществу;
выполнять законные требования администрации и работников лагеря
3. Исключение ребёнка из лагеря осуществляется в следующих случаях:
по заявлению родителей (законных представителей);
по медицинским показаниям;
за грубое или неоднократное нарушение правил поведения. Директор лагеря выносит на заседание комиссии по организации летнего отдыха вопрос об исключении ребёнка из лагеря, с обязательным уведомлением родителей (законных представителей)
X. Охрана жизни и здоровья детей
в летнем лагере дневного пребывания «Патриот»
Директор лагеря и персонал в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за
создание безопасных условий жизни и здоровья детей, находящихся в лагере;
качество реализуемой программы;
неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей
Руководитель лагеря обязан немедленно информировать территориальные органы Роспотребнадзора о случаях возникновения групповых инфекционных заболеваний, об аварийных ситуациях в работе систем водоснабжения, канализации, технологического и холодильного оборудования.
Работники лагеря и учащиеся обязаны строго соблюдать дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка, режим дня, план работы. Не допускается уход учащегося с территории лагеря без разрешения руководителя.
Приложение 2
Документация
летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
Основные документы:
1. Положение о лагере.
2. Акт приёмки лагеря СЭС.
3. Заявления от родителей.
4. Списки детей, утверждённые директором.
5. Программа лагеря.
6. План мероприятий.
7. График работы педагогов в лагере, утверждённый директором.
8. Табель посещаемости детей.
Должностные инструкции:
1. Должностная инструкция директора летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
2. Должностная инструкция воспитателя летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
3. Должностная инструкция учителя физкультуры летнего лагеря дневного пребывания «Патриот» 4. Должностная инструкция заведующего столовой летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
4. Должностная инструкция повара летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
5. Должностная инструкция медицинского работника летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
Инструкции по технике безопасности:
1. По пожарной безопасности в учреждении
2. По охране труда при уборке помещений
3. По охране труда при спортивных занятиях
4. По охране труда при проведении прогулок, туристических походов,
экскурсий, экспедиций
5. По охране труда при перевозке воспитанников автомобильным транспортом
6. По охране труда для воспитателей
7. По охране труда в столовой (на рабочем месте)
Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_________________
Должностные обязанности
директора в летнем лагере с дневным пребыванием «Патриот»
Директор специализированной профильной смены «Патриот» дневного пребывания
определяет состав воспитателей и учащихся – участников, летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
определяет и утверждает место проведения лагеря, а также оборудования, медикаментов и расходных материалов;
утверждает должностные обязанности, осуществляет общее руководство деятельностью лагеря, а также контролирует выполнение должностных обязанностей воспитателями, решает спорные вопросы, возникающие в период деятельности лагеря;
имеет перспективный и ежедневный планы работы контроля и руководства;
осуществляет связь с общественностью, решает вопросы об отчислении (в случае крайней необходимости) участников лагеря, организует периодические инструктажи с воспитателями, утверждает меню, распорядок дня и очередность дежурства по кухне;
контролирует выполнение распорядка дня, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время проведения лагеря, а также в пути следования на экскурсию, музей, театр, цирк и т.п.;
несёт ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников и работников лагеря специализированной профильной смены «Патриот» дневного пребывания;
обеспечивает подготовку и предоставление необходимой отчётности
С должностными обязанностями
ознакомлена ______________________
Ф.И.О.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______________
Должностные обязанности
учителя физкультуры в летнем лагере с дневным пребыванием «Патриот»
Учитель физкультуры летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
содействуют созданию благоприятных условий для проведения воспитательно-оздоровительного процесса детей в летний период;
осуществляют непосредственно оздоровительную работу с детьми;
отвечают за жизнь и здоровье своих «подопечных», ведёт активную пропаганду здорового образа жизни;
обеспечивают соблюдение техники безопасности во время проведения занятий;
несут ответственность за сохранность имущества и средства, предоставленные учебным заведением для проведения воспитательно-оздоровительного процесса;
предоставляют директору лагеря необходимую информацию и отчётность по оздоровительной и воспитательной работе
С должностными обязанностями
ознакомлен ________________________
Ф.И.О.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______________
Должностные обязанности
воспитателя в летнем лагере с дневным пребыванием «Патриот»
Воспитатели летнего лагеря дневного пребывания «Патриот»
содействуют созданию благоприятных условий для проведения воспитательно-оздоровительного процесса детей в летний период;
осуществляют непосредственно воспитательную работу с детьми;
способствуют индивидуальному развитию, нравственному формированию личности каждого ребёнка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
отвечают за жизнь и здоровье своих «подопечных», ведёт активную пропаганду здорового образа жизни;
осуществляют, в соответствии с графиком дежурства, руководство деятельностью дежурных по кухне;
обеспечивают соблюдение норм и правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда;
осуществляют контроль за соблюдением распорядка дня;
несут ответственность за сохранность имущества и средства, предоставленные учебным заведением для проведения воспитательно-оздоровительного процесса;
предоставляют директору лагеря необходимую информацию и отчётность по воспитательной работе специализированной профильной смены «Патриот»
С должностными обязанностями
ознакомлены
_____________________ ________________________
Ф.И.О. Ф.И.О.
_____________________ _______________________
Ф.И.О. Ф.И.О.
_____________________
Ф.И.О.
_____________________
Ф.И.О.