СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уровень основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан






ОДОБРЕНО


Руководитель ШМО

___________/

Протокол от _________ № ____




СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УР

____________/


УТВЕРЖДЕНО


Директор МБОУ «СОШ № 10»

__________/

Приказ от





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 6-9 классов

на уровень основного общего образования

Составитель: Багманова Виктория Александровна








Планируемые результаты освоения учебного предмета:

6 класс

Предметные

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Метапредметные

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Личностные

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

7 класс

Предметные

- относительно целостное представление о человеке и об обществе;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения

Метапредметные 

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Личностные

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

8 класс

Предметные

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Метапредметные

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Личностные результаты изучения обществознания учащимися основной школы включают:

- формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ

- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития

- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп

- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление

- развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам

- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

9 класс

Предметные 

- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов

- адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Метапредметные

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные 

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Содержание учебного предмета: Обществознание


6 класс

Введение. Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Россия – федеративное государство.

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.

Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

На пути к жизненному успеху.

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.

Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.

Общение. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Социальные нормы.

Мораль, ее основные принципы. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Уважение социального многообразия. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Жизненные ценности и ориентиры. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Человечность. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Гуманизм. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Причины и опасность международного терроризма.

Практикум.

Итоговое повторение.


7 класс

Введение. Как работать с учебником.

Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.

Что значит жить по правилам.

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан.

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних

Почему важно соблюдать законы.

Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества.

Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.

Для чего нужна дисциплина.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Виновен — отвечай.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Ответственность за нарушение законов. Преступления и проступки. Особенности правового статуса несовершеннолетнего.

Кто стоит на страже закона.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Практикум.

Глава 2. Человек в экономических отношениях.

Экономика и её основные участники.

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители.

Мастерство работника.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Пенсионные программы

Производство, затраты, выручка, прибыль.

Производство - основа экономики. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Разделение труда и специализация. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды и формы бизнеса.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

Обмен, торговля, реклама.

Обмен. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги и их функции. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.

Экономика семьи.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

Глава 3. Человек и природа.

Воздействие человека на природу.

Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь.

Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Закон на страже природы.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Практикум. Итоговое повторение.


8 класс

Часть 1. Человек. Природа. Общество

Введение.

Личность и общество.

Что делает человека человеком? Черты сходства и различий человека и животного. Биологическое и социальное в человеке. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя.

Взаимосвязь общества и природы. Общество как форма жизнедеятельности людей.

Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения. Современное российское общество, особенности его развития.

Как стать личностью?

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы.

Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор.

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.

Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.

Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.

Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Экономика
Роль экономики в жизни общества.

Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики.
Собственность. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.

Производство - основа экономики. Обмен. Факторы производства. Производительность труда.

Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Распределение. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.

Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.

Инфляция, ее последствия. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Безработица и ее последствия.

Мировое хозяйство и международная торговля.

 Итоговое повторение


9 класс

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Государство, его существенные признаки. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.

Правовое государство. Разделение властей.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Гражданство Российской Федерации.

Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.


Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный

правовой акт.

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической

ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы.

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Основные международные документы о

правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Социальные права. Пенсионные программы.

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Правовое регулирование в сфере образования.

Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

6 класс

1

Введение.

1

2

Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Россия – федеративное государство.

1


Человек. Деятельность человека


3

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.

1

4

Индивид, индивидуальность, личность.

1

5

Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка.

1

6

Способности человека.

1

7

Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста.

1

8

Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.

1

9

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

1

10

Роль деятельности в жизни человека и общества.

1

11

Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

1

12

На пути к жизненному успеху.

1

13

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

1

14

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении». Практикум

1

15

Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.

1

16

Человек в малой группе.

1

17

Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.

1

18

Общение. Цели общения. Средства общения. Стили общения.

1

19

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

1

20

Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

1

21

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Человек среди людей». Практикум

1


Социальные нормы.


22

Мораль, ее основные принципы. Роль морали в жизни человека и общества.

1

23

Золотое правило нравственности.Уважение социального многообразия.

1

24

Добро и зло.Долг. Совесть. Моральная ответственность.

1

25

Жизненные ценности и ориентиры.

1

26

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи.

1

27

Как усваиваются социальные нормы. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

1

28

Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.

1

29

Нравственность. Человечность.Моральные нормы и нравственный выбор.

1

30

Гуманизм. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

1

31

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Проект-презентация «Готовимся выбирать профессию»

1

32

Повторительно - обобщающий урок по теме: «Нравственные основы жизни». Практикум

1

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Причины и опасность международного терроризма.

1

35

Итоговое повторение

1


7 класс


1

Введение. Как работать с учебником. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома

1


Регулирование поведения людей в обществе

15

2

Что значит жить по правилам. Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

1

3

Права и обязанности граждан. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.

1

4

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

1

5

Почему важно соблюдать законы. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

1

6

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.

1

7

Для чего нужна дисциплина. Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

1

8

Урок развивающего контроля по теме «Почему важно соблюдать законы» Практикум.

1

9

Виновен — отвечай. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.

1

10

Право и мораль: общее и различия. Ответственность за нарушение законов. Преступления и проступки.

1

11

Особенности правового статуса несовершеннолетнего.

1

12

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Российской Федерации.

1

13

Судебная система Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат.

1

14

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

15

Урок развивающего контроля по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

1

16

Практикум: «Право, его роль в жизни общества и государства»

1

Человек в экономических отношениях

11

17

Экономика и её основные участники. Понятие экономики.

1

18

Роль экономики в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители.

1

19

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.

1

20

Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

1

21

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство - основа экономики. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

1

22

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

1

23

Обмен. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.

1

24

Деньги и их функции. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Карманные деньги: за и против.

1

25

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи Обязательные и произвольные расходы.

1

26

Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

1

27

Урок развивающего контроля по теме «Человек в экономических отношениях»

1

Человек и природа

8

28

Воздействие человека на природу. Человек — часть природы.

1

29

Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

1

30

Проблема загрязнения окружающей среды.

1

31

Охранять природу — значит охранять жизнь.

Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

1

32

Закон на страже природы.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.

1

33

Участие граждан в природоохранительной деятельности. Практикум

1

34

Итоговая контрольная работа

1

35

Итоговое повторение

1


8 класс

Человек. Природа. Общество.

8

1

Введение Личность и общество.

1

2

Что делает человека человеком? Черты сходства и различий человека и животного. Биологическое и социальное в человеке.

1

3

Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя.

1

4

Взаимосвязь общества и природы. Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

5

Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.

1

6

Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения.

1

7

Современное российское общество, особенности его развития. Как стать личностью?

1

8

Урок развивающего контроля по теме «Личность и общество»

1

Сфера духовной культуры

8

9

Культура, ее многообразие и основные формы.

1

10

Мораль.

1

11

Долг и совесть.

1

12

Моральный выбор.

1

13

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.

1

14

Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.

1

15

Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

1

16

Урок развивающего контроля по теме «Сфера духовной культуры»

1


Социальная сфера жизни общества

5

17

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения.

1

18

Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.

1

19

Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

1

20

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

1

21

Урок практикум по теме «Социальная сфера жизни общества»

1


Экономика

14

22

Роль экономики в жизни общества.

1

23

Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики.

1

24

Собственность. Карманные деньги: за и против.

1

25

Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.

1

26

Производство - основа экономики. Обмен. Факторы производства. Производительность труда.

1

27

Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.

1

28

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет РФ. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

1

29

Распределение. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.

1

30

Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.

1

31

Инфляция, ее последствия. Банковская система России. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.

1

32

Безработица и ее последствия.

1

33

Урок развивающего контроля по теме: «Человек в экономических отношениях»

1

34

Мировое хозяйство и международная торговля.

1

35

Итоговое повторение

1


9 класс


Политическая сфера жизни общества

9

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

1

2

Государство, его существенные признаки. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.

1

3

Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства.

1

4

Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.

1

5

Правовое государство. Разделение властей.

1

6

Гражданское общество. Местное самоуправление. Гражданство Российской Федерации.

1

7

Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма.


8

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

1

9

Практикум «Политическая сфера жизни общества»

1


Основы российского законодательства


10

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.

1

11

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.

1

12

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

13

Правоохранительные органы.

1

14

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

1

15

Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.

1

16

Повторительно-обобщающий урок «Конституция РФ»

1

17

Права и свободы человека и гражданина. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

18

Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

1

19

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров.

1

20

Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.

1

21

Право на труд и трудовые правоотношения.

1

22

Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

1

23

Практикум «Учимся устраиваться на работу»

1

24

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.

1

25

Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.

1

26

Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.

1

27

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

1

28

Социальные права. Пенсионные программы

1

29

Практикум « Учимся читать юридический документ и применять его положения»

1

30

Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

31

Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

1

32

Итоговая контрольная работа

1

33

Правовое регулирование в сфере образования.

1

34

Итоговое повторение

1