Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
ОДОБРЕНО Руководитель ШМО ___________/ Протокол от _________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________/ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ № 10» __________/ Приказ от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 6-9 классов
на уровень основного общего образования
Составитель: Багманова Виктория Александровна
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
6 класс
Предметные
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом
Метапредметные
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Личностные
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
7 класс
Предметные
- относительно целостное представление о человеке и об обществе;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения
Метапредметные
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Личностные
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
8 класс
Предметные
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Метапредметные
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Личностные результаты изучения обществознания учащимися основной школы включают:
- формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ
- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление
- развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
9 класс
Предметные
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов
- адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностные
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Содержание учебного предмета: Обществознание
6 класс
Введение. Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Россия – федеративное государство.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность.
Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
На пути к жизненному успеху.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Общение. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Социальные нормы.
Мораль, ее основные принципы. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Уважение социального многообразия. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Жизненные ценности и ориентиры. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Человечность. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Гуманизм. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Причины и опасность международного терроризма.
Практикум.
Итоговое повторение.
7 класс
Введение. Как работать с учебником.
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.
Что значит жить по правилам.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних
Почему важно соблюдать законы.
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества.
Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Для чего нужна дисциплина.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен — отвечай.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Ответственность за нарушение законов. Преступления и проступки. Особенности правового статуса несовершеннолетнего.
Кто стоит на страже закона.
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Практикум.
Глава 2. Человек в экономических отношениях.
Экономика и её основные участники.
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители.
Мастерство работника.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Пенсионные программы
Производство, затраты, выручка, прибыль.
Производство - основа экономики. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Разделение труда и специализация. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды и формы бизнеса.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.
Обмен, торговля, реклама.
Обмен. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги и их функции. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика семьи.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Глава 3. Человек и природа.
Воздействие человека на природу.
Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Закон на страже природы.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Практикум. Итоговое повторение.
8 класс
Часть 1. Человек. Природа. Общество
Введение.
Личность и общество.
Что делает человека человеком? Черты сходства и различий человека и животного. Биологическое и социальное в человеке. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя.
Взаимосвязь общества и природы. Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения. Современное российское общество, особенности его развития.
Как стать личностью?
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы.
Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор.
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.
Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Экономика
Роль экономики в жизни общества.
Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики.
Собственность. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Производство - основа экономики. Обмен. Факторы производства. Производительность труда.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Распределение. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Инфляция, ее последствия. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Безработица и ее последствия.
Мировое хозяйство и международная торговля.
Итоговое повторение
9 класс
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Государство, его существенные признаки. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.
Правовое государство. Разделение властей.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Гражданство Российской Федерации.
Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный
правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы.
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Основные международные документы о
правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Социальные права. Пенсионные программы.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Правовое регулирование в сфере образования.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
6 класс |
1 | Введение. | 1 |
2 | Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. | 1 |
| Человек. Деятельность человека | |
3 | Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. | 1 |
4 | Индивид, индивидуальность, личность. | 1 |
5 | Познание человеком мира и самого себя. Самопознание и самооценка. | 1 |
6 | Способности человека. | 1 |
7 | Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Особенности подросткового возраста. | 1 |
8 | Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. | 1 |
9 | Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. | 1 |
10 | Роль деятельности в жизни человека и общества. | 1 |
11 | Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. | 1 |
12 | На пути к жизненному успеху. | 1 |
13 | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. | 1 |
14 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении». Практикум | 1 |
15 | Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. | 1 |
16 | Человек в малой группе. | 1 |
17 | Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. | 1 |
18 | Общение. Цели общения. Средства общения. Стили общения. | 1 |
19 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. | 1 |
20 | Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. | 1 |
21 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Человек среди людей». Практикум | 1 |
| Социальные нормы. | |
22 | Мораль, ее основные принципы. Роль морали в жизни человека и общества. | 1 |
23 | Золотое правило нравственности.Уважение социального многообразия. | 1 |
24 | Добро и зло.Долг. Совесть. Моральная ответственность. | 1 |
25 | Жизненные ценности и ориентиры. | 1 |
26 | Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. | 1 |
27 | Как усваиваются социальные нормы. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. | 1 |
28 | Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. | 1 |
29 | Нравственность. Человечность.Моральные нормы и нравственный выбор. | 1 |
30 | Гуманизм. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | 1 |
31 | Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Проект-презентация «Готовимся выбирать профессию» | 1 |
32 | Повторительно - обобщающий урок по теме: «Нравственные основы жизни». Практикум | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 |
34 | Причины и опасность международного терроризма. | 1 |
35 | Итоговое повторение | 1 |
7 класс |
1 | Введение. Как работать с учебником. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома | 1 |
| Регулирование поведения людей в обществе | 15 |
2 | Что значит жить по правилам. Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. | 1 |
3 | Права и обязанности граждан. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. | 1 |
4 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | 1 |
5 | Почему важно соблюдать законы. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. | 1 |
6 | Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. | 1 |
7 | Для чего нужна дисциплина. Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. | 1 |
8 | Урок развивающего контроля по теме «Почему важно соблюдать законы» Практикум. | 1 |
9 | Виновен — отвечай. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. | 1 |
10 | Право и мораль: общее и различия. Ответственность за нарушение законов. Преступления и проступки. | 1 |
11 | Особенности правового статуса несовершеннолетнего. | 1 |
12 | Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Российской Федерации. | 1 |
13 | Судебная система Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. | 1 |
14 | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 1 |
15 | Урок развивающего контроля по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 |
16 | Практикум: «Право, его роль в жизни общества и государства» | 1 |
Человек в экономических отношениях | 11 |
17 | Экономика и её основные участники. Понятие экономики. | 1 |
18 | Роль экономики в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. | 1 |
19 | Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. | 1 |
20 | Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. | 1 |
21 | Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство - основа экономики. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. | 1 |
22 | Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. | 1 |
23 | Обмен. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. | 1 |
24 | Деньги и их функции. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Карманные деньги: за и против. | 1 |
25 | Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи Обязательные и произвольные расходы. | 1 |
26 | Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. | 1 |
27 | Урок развивающего контроля по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 |
Человек и природа | 8 |
28 | Воздействие человека на природу. Человек — часть природы. | 1 |
29 | Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. | 1 |
30 | Проблема загрязнения окружающей среды. | 1 |
31 | Охранять природу — значит охранять жизнь. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. | 1 |
32 | Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. | 1 |
33 | Участие граждан в природоохранительной деятельности. Практикум | 1 |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 |
35 | Итоговое повторение | 1 |
8 класс |
Человек. Природа. Общество. | 8 |
1 | Введение Личность и общество. | 1 |
2 | Что делает человека человеком? Черты сходства и различий человека и животного. Биологическое и социальное в человеке. | 1 |
3 | Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. | 1 |
4 | Взаимосвязь общества и природы. Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 |
5 | Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. | 1 |
6 | Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения. | 1 |
7 | Современное российское общество, особенности его развития. Как стать личностью? | 1 |
8 | Урок развивающего контроля по теме «Личность и общество» | 1 |
Сфера духовной культуры | 8 |
9 | Культура, ее многообразие и основные формы. | 1 |
10 | Мораль. | 1 |
11 | Долг и совесть. | 1 |
12 | Моральный выбор. | 1 |
13 | Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. | 1 |
14 | Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. | 1 |
15 | Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. | 1 |
16 | Урок развивающего контроля по теме «Сфера духовной культуры» | 1 |
| Социальная сфера жизни общества | 5 |
17 | Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. | 1 |
18 | Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. | 1 |
19 | Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. | 1 |
20 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. | 1 |
21 | Урок практикум по теме «Социальная сфера жизни общества» | 1 |
| Экономика | 14 |
22 | Роль экономики в жизни общества. | 1 |
23 | Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. | 1 |
24 | Собственность. Карманные деньги: за и против. | 1 |
25 | Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. | 1 |
26 | Производство - основа экономики. Обмен. Факторы производства. Производительность труда. | 1 |
27 | Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. | 1 |
28 | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет РФ. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. | 1 |
29 | Распределение. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. | 1 |
30 | Потребление. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. | 1 |
31 | Инфляция, ее последствия. Банковская система России. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. | 1 |
32 | Безработица и ее последствия. | 1 |
33 | Урок развивающего контроля по теме: «Человек в экономических отношениях» | 1 |
34 | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 |
35 | Итоговое повторение | 1 |
9 класс |
Политическая сфера жизни общества | 9 |
1 | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. | 1 |
2 | Государство, его существенные признаки. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. | 1 |
3 | Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. | 1 |
4 | Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. | 1 |
5 | Правовое государство. Разделение властей. | 1 |
6 | Гражданское общество. Местное самоуправление. Гражданство Российской Федерации. | 1 |
7 | Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма. | |
8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | 1 |
9 | Практикум «Политическая сфера жизни общества» | 1 |
| Основы российского законодательства | |
10 | Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. | 1 |
11 | Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. | 1 |
12 | Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1 |
13 | Правоохранительные органы. | 1 |
14 | Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. | 1 |
15 | Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. | 1 |
16 | Повторительно-обобщающий урок «Конституция РФ» | 1 |
17 | Права и свободы человека и гражданина. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 1 |
18 | Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. | 1 |
19 | Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. | 1 |
20 | Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. | 1 |
21 | Право на труд и трудовые правоотношения. | 1 |
22 | Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. | 1 |
23 | Практикум «Учимся устраиваться на работу» | 1 |
24 | Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. | 1 |
25 | Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. | 1 |
26 | Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. | 1 |
27 | Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. | 1 |
28 | Социальные права. Пенсионные программы | 1 |
29 | Практикум « Учимся читать юридический документ и применять его положения» | 1 |
30 | Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 |
31 | Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. | 1 |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 |
33 | Правовое регулирование в сфере образования. | 1 |
34 | Итоговое повторение | 1 |