Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6г.Югорска
«Рассмотрено»: на заседании ШМО учителей Протокол №____ «____» _________ 2020г | «Согласовано» Зам директора по УВР _____________________Пролеев А.А. «____» _________ 2020г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №6» __________Е.Б.Комисаренко «____» _________ 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература» для 9-го класса
Составитель: учитель высшей квалификационной категории
Петренко Л.А.
2020г.
Содержание программы:
Стр.
Аннотация ………………………………………………………………………………………………………………....3
Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………………………..………………4
Содержание учебного предмета………………….……………………………………………………..………………..7
Тематическое планирование………………………………………………………………………..……………………8
Аннотация
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 9 класса в соответствии с:
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (2015);· Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
· требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»,
с учетом:· «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов РоссийскойФедерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должнообеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;приобщение к литературному наследию своего народа;формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно,
последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Программа учебного предмета «Родная литература» рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего бразования предметными результатами изучения предмета«Родная (русская) литература» являются:
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД.
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
• Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Учащийся научится:
- выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально- исторической и эстетической проблематики произведений;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своем уровне); вести учебные
дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
2. Содержание учебного предмета. Своеобразие родной литературы.
Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении.Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Русский фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Из литературы XVIII века
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды,
рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века
Традиции литературы XIX века
Басни.
Басни В. Майкова, И. Хемницера.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические
традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.
Творчество поэтов и писателей XIX века.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Из литературы XX века
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А.М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
«Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус».
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном – с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала.
Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя).
Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический
характер военной поэзии и прозы.
Васильев Б.П. «Завтра была война».
Быков В. «Обелиск».
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
3. Тематическое планирование
№ | Название раздела, тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 | Своеобразие родной литературы (1час) | Объяснение значимости чтения и изучения родной литературы, привлечение для аргументации собственного мнения. |
2 | Своеобразие русского фольклора (1 час) | Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения спомощью словарей и справочной литературы.Характеристика героев фольклорныхпроизведений. |
3 | Древнерусская литература (1час) | Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения спомощью словарей и справочной литературы.Характеристика героев древнерусскойлитературы. |
4 | Из литературы XVIII века (2 часа) | Выразительное чтение произведения. Устныеответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. |
5 | Из литературы XIX века (3 часа) | Поиск сведений о писателе с использованиемсправочной литературы и ресурсов Интернета.Выразительное чтение басен.Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочнойлитературы.Участие в коллективном диалоге.Работа со словарём литературоведческихтерминов.Устные или письменные ответы на вопросы (втом числе с использованием цитирования). Создание собственных иллюстраций и ихзащита. . |
6 | Из литературы XX века (9 часов) | Поиск материалов о биографии и творчествеписателя, истории создания произведения,прототипах с использованием справочнойлитературы. Устный рассказ о писателе.Различные виды пересказов. Устные ответы навопросы (с использованием цитирования).Участие в коллективном диалоге.Характеристика идейно-эмоциональногосодержания произведения, нравственная оценка героев. |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения | Дата проведения |
1 | Своеобразие родной литературы. | | |
2 | Своеобразие русского фольклора | | |
3 | Древнерусская литература, ее жанровое богатство древнерусской литературы. | | |
4 | Из литературы XVIII века Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». | | |
5 | Вн.м. Сказания, легенды,рассказы из «Истории государства Российского». | | |
6 | Из литературы XIX века. Басни. Басни В. Майкова, И. Хемницера | | |
7 | Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтическиетрадиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. | | |
8 | Вн.м. Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». | | |
9 | Из литературы XX века Горький А.М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма. | | |
10 | «Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус». | | |
11 | Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы.Рассказ «Специалист» | | |
12 | Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». | | |
13 | Нагибин Ю.М. «Маленькие рассказы о большой судьбе». | | |
14 | Казаков Ю.П. «Двое в декабре». | | |
15 | Васильев Б.П. «Завтра была война», Быков В. «Обелиск». | | |
16 | Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» | | |
17 | Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. | | |
10