СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по русскому языку составлена на основе  федерального государственного стандарта и примерной образовательной программы по русскому языку основного общего образования.

Цели обучения: курс русского языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 5 класс»



  1. Пояснительная записка

Программа по русскому языку составлена на основе  федерального государственного стандарта и примерной образовательной программы по русскому языку основного общего образования.

Цели обучения: курс русского языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся

  5. Учебно-тематический план

  6. Содержание учебного курса

  7. Формы и средства контроля

  8. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  9. Приложение (календарно-тематическое планирование)


2. Общая характеристика учебного предмета

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 6 учебных часов в неделю, что составляет 210 часов в год.


4.Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


5. Учебно-тематический план

№п/п

Раздел предмета

Кол-во часов

1

Речь. Речевая деятельность

3

2

Фонетика, орфоэпия и графика

19

3

Морфология. Орфография. Культура речи.

14

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

36

5

Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 18ч

18

6

Лексика. Культура речи.

20

7

Морфемика. Орфография. Культура речи

86

8

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

14


Итого

210



  1. Содержание программы учебного предмета

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной

литературы.

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

Морфологический анализ слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм глаголов).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (распространенные - нераспространенные). Однородные члены предложения, обращение.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, в диалоге. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

  1. Формы и средства контроля


Виды контроля

Формы контроля

1.Текущий контроль

1) Устный опрос

2) Работа с карточками

3) Письменная проверка

4) Тестовые задания

2.Итоговый контроль

1) ВПР

2)Контрольный диктант


Приложение. Контрольно-измерительные материалы 5 класс

Входная контрольная работа «Соблюдение основных орфографических норм».

1 вариант

Прочитай текст и выполни задания

1) (На)ступила осень. 2) Светит грустное солнце. 3) (На)стройных берёзках ещё дрожат жёлтые листочки. 4) Лучи осеннего солнца освещают их. 5) Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. 6) Земля (по)крыта разноцветным ковром.7) Я иду по лесной тропинке. 8) Тонкие паутинки блестят (на)солнце. 9) (В)вышине звучат птичьи голоса. 10) Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. 11) Хорошо брести (по)лесным дорожкам дышать свежим воздухом. 12) Интересно узнавать мир вокруг себя.

13) Но вот (по)дул холодный и резкий ветер. 14) (По)неслись по небу низкие облака. 15) В воздухе (за)кружились сухие листья. 16) Вот и мелкий дождь (по)шёл. 17) Уже скоро земля (по)кроется первым снежком. 18) (На)ступит чудесная зима.

ЗАДАНИЯ 1-10

  1. Из предложения 4 выпиши слово, в котором звуков больше чем букв.

  2. Сделай транскрипцию слова земля

  3. Выделенные слова распределите в таблицу. Орфограммы подчеркните, выделите корень.

  4. Выпиши слова со скобками, раскрой их.

  5. Выпиши предложение 11, разбери его по членам предложения, укажи все части речи, расставь знаки препинания.

  6. Выпиши предложение 4. Определи части речи. В существительных укажи род, склонение, падеж; в прилагательных – падеж, род; глагола– время, лицо, число.

  7. Подбери синоним (близкое по значению) к слову брести в предложении 11.

  8. Озаглавьте текст.

  9. Сколько частей можно в нем выделить? Составьте план.

  10. Выпиши подчеркнутые слова, разбери их по составу.

2 вариант

Прочитай текст и выполни задания

1)Мы идём (по)узкой дорожке берегом большого озера. 2) (Над)ближним лесом встаёт солнце. 3) Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. 4) (За)ним широкой полосой легло болото. 5) Тут шагать опасно. 6) Мы (в)ходим в зелёную чащу. 7) Ровными рядами стоят высокие сосны. 8) Редкий луч солнца льётся через густую зелень.9) (Под)деревьями прохладно. 10) Тишь и глушь в лесу. 11) В этих окрестностях живут пушистые белки. 12) Вот зверёкпрыгнул с ветки на ветку уронил сосновую шишку. 13) Мы (по)стояли у опушки и пошли (к)деревне. 14) Тропинка стала круто подниматься (в)гору. 15) Там конец нашего лесного путешествия.

ЗАДАНИЯ 1-10

  1. Из предложения 2 выпиши слово, в котором звуков больше чем букв.

  2. Сделай транскрипцию слова лесного

  3. Выделенные слова распределите в таблицу. Орфограммы подчеркните, выделите корень.

  1. Выпиши слова со скобками, раскрой их.

  2. Выпиши предложение 12, разбери его по членам предложения, укажи все части речи, расставь знаки препинания.

  3. Выпиши предложение 2. Определи части речи. В существительных укажи род, склонение, падеж; в прилагательных – падеж, род; в глаголах – время, лицо, число.

  4. Подбери синоним (близкое по значению) к слову сверкает в предложении 3.

  5. Озаглавьте текст.

  6. Сколько частей можно в нем выделить? Составьте план.

  7. Выпиши подчеркнутые слова, разбери их по составу.


Контрольный диктант по теме «Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи»


Вариант 1

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

Грамматическое задание.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),

Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)

Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова


Вариант 2

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.

Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

Грамматическое задание.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),

В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)

Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова


Контрольный диктант по теме «Применение знаний по синтаксису в практике правописания»

Фомка и Барин.

По дороге топал ёж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу. Вскоре гость нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. Из валенка выкатился колючий клубок, а кот со страху прыгнул на шкаф. Я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю ёж и кот уже частенько ужинали вместе.

По А. Баркову (103 слова.)

Грамматическое задание.

1) Выпишите 3 словосочетания из 1-го абзаца, выполните синтаксический анализ одного из них (на выбор).

2) Выполните синтаксический анализ предложения:

Вариант I – В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по столу.

Вариант II - Закатил я колючего зверька в кепку, принес домой и назвал Фомкой.

3) Составьте схему предложения с прямой речью.


Контрольный диктант по теме «Связь фонетики с графикой и орфографией»

Вариант 1

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.

Грамматическое задание:

  1. Озаглавить текст

  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. -       Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

2 вар - Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. 

3.  Произвести фонетический разбор слов

1 вар. - землю

2 вар. - стена


Вариант 2

      Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на свои последние лучи тень. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
      Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес, землю.
      Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, знакомая тропинка стала пропадать.
      Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

Грамматическое задание

  1. Озаглавить текст

  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. -       Вот над елочкой появилась первая звездочка.

2 вар - Ночь вступала в свои права.

3.  Произвести фонетический разбор слов

1 вар. - землю

2 вар. - след

    

Контрольный диктант по теме: «Применение знаний по морфемике в практике правописания»

Летняя гроза

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)          

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант  Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная,  порыв


Контрольный диктант по теме «Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи»


Солнечная капля

 С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они сияют на солнце, переливаются разноцветными огоньками. Кажется, что не вода холодная капает, а летят горячие солнечные брызги.

Воробьи искупались в этих брызгах и радостно заголосили. Белый петух напился из солнечной лужицы и весело тряхнул гребнем.

Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я смахнуть её рукавом и вдруг остановился. Я смотрел сквозь каплю, и весь мир вокруг меня сиял, сверкал и трепетал радужными огнями.

И небо, и землю, и снежные поля осветила и зажгла крохотная солнечная капля.                                                                                              

                                                                                            (90 слов) ( По Э. Шиму)

  Языковой анализ текста

1. Укажите морфемный состав существительных: (с) крыш, огоньками, рукавом.

2. Найдите во втором предложении второго абзаца существительные гребнем



Контрольный диктант по теме «Применение знаний по морфологии в практике правописания»

1.Было раннее туманное утро. 2.Над деревней раздавались петушиные крики.

3.Мы выехали, когда заря разгоралась. 4.В низине расстилался молочно-белый туман. 5.Дорога шла равнинной местностью. 6.По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей тростника пробирались к реке. 7.Покрытая росой трава касалась наших ног. 8.Мы расположились на отдых на песчаном берегу небольшой речонки. 9.Речка неширокая, но достаточно глубокая.

10.Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса.11. Её капельки переливались на траве, как бусинки. 12.Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади реки. 13.В прибрежных кустах проснулись утки.

14.Вскоре прибежали загорелые ребятишки и стали купаться. 15.Они позвали нас. 16.Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

17.Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. 18.Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

Грамматическое задание

1 вариант

1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание Н и НН подчиняется правилу: «В отыменных прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна буква Н».

2. Из предложений 4-6 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.

3. Из предложений 17-18 выпишите слово, приставку в котором можно заменить словом «очень».

4. Из предложений 6-7 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

5. Из предложений 3-4 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.

6. Из предложения 13 выпишите именное словосочетание.

7. Среди предложений 1-3 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложений 1-2 выпишите притяжательное прилагательное.


2 вариант

1. Из предложений 10-13 выпишите слово, в котором правописание Н и НН подчиняется правилу: «В отыменных прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна буква Н».

2. Из предложений 7-10 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

3. Из предложений 12-13 выпишите слово, правописание приставки в котором обозначает близость к чему-либо.

4. Из предложений 10-11 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

5. Из предложений 6-8 выпишите сложное прилагательное, обозначающее оттенок цвета.

6. Из предложения 6 выпишите глагольное словосочетание.

7. Среди предложений 15-17 найдите простое с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

8. Из предложений 8-9 выпишите относительное прилагательное


Ключи.

Вариант 1.

  1. Петушиные.

  2. Расстилался, зарослей, пробирались.

  3. Прекрасное.

  4. Тростника.

  5. Молочно-белый.

  6. В прибрежных кустах.

  7. 3.

  8. Петушиные.

Вариант 2.

  1. Серебряной.

  2. Касалась, расположились, растениях,(блестела).

  3. Прибрежный.

  4. Солнце.

  5. Темно-зеленых.

  6. Пробирались к реке.

  7. 16.

  8. Песчаном.


Контрольный диктант по теме «Обозначение на письме твердости и мягкости согласных»

      Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
      В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
      Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
      Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

(По Д. Зуеву)

Г р а м м а т и ч е с к о е  з а д а н и е:

Произвести синтаксический разбор предложения

В потемках ельника серебрятся осины – 1 в

В лесу встречаются зима и весна. – 2в

Произвести морфологический разбор глагола: отступает – 1 в

краснеют – 2 в

Произвести разбор глаголов по составу: обтаяли,  хмурится – 1 в

набирает,  серебрятся – 2 в


Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса


Дуб.


Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки. 
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. 
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь. 
Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)


Грамматическое задание: 
1 вариант 
1. Морфологический разбор слова: листочки 
2. Разобрать слова по составу: опадают, дубовой, листочки 
2 вариант 
1. Морфологический разбор слова: желудями 
2. Разобрать слова по составу: распустятся, чернеет, трубочки





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Требования к тексту диктанта


Класс

Количество в диктанте


Количество слов в словарном диктанте

Слов

Орфограмм

Пунктограмм

Слов с непроверяемыми орфограммами


5

90 – 100

12

2 – 3

5

15 – 20

6

100 – 110

16

3 – 4

7

20 – 25

7

110 - 120

20

4 – 5

10

25 – 30

8

120 – 150

24

10

10

30 – 35

9

150 - 170

24

15

10

35 – 40



Нормы оценивания диктантов


Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

- 2 орфографические + 2 пунктуационные;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные

- 4 орфографические + 4 пунктуационные;

- 3 орфографические + 5 пунктуационные;

- 0 орфографические + 7 пунктуационные;

- 6 орфографические + 6 пунктуационные (если есть однотипные и негрубые орф. и пунк. ошибки)

- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографические + 9 пунктуационные;

- 8 орфографические + 6 пунктуационные

Словарный

0

1 - 2

3 - 4

до 7


Оценка

Основные критерии оценки сочинений и изложений

Содержание и речь

Грамотность



«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. Содержание работы излагается последовательно.

  3. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

  4. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

  5. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка



«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

  2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  5. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Допускаются:

- 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические;

- 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические.



«3»

  1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

  2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3 – 4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

  3. Допущено нарушение последовательности изложения. Лексика бедна, встречается неправильное употребление слов. Речь недостаточно выразительна.

  4. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

- 0 орф. + 7 пунк.;

- 1 орф. + 4-7 пунк. + 4 грам.;

- 2 орф. + 3-6 пунк. + 4 грам.;

- 3 орф. + 5 пунк. + 4 грам.;

- 4 орф. + 4 пунк. + 4 грам.




«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.

  2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста; нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, нет связи между ними. Текст не соответствует плану.

  3. Лексика бедна. Работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного употребления слов.

  4. Нарушено стилевое единство текста.

  5. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

- 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических.

«1»

Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется по 7 и более разных ошибок


  1. Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.


2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию обучающимся данного класса.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.


При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.


При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.


8.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование

Программы

1.

Рабочая программа. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Учебники

2.

(ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012

Методические пособия

3.

(ФГОС) Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012 г.

4.

Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012г.

Рабочая тетрадь

5.

(ФГОС) Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2012г.

Словари

6.

Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012г.

Демонстрационные материалы

7.

Чендулаева Е. Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- М.: Материк Альфа, 2010г.

Тематические и контрольные тесты

8.

(ФГОС) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2012г.

9.

5 класс: Входная диагностика (печатная форма)

10.

5 класс: Итоговая контрольная работа по русскому языку за I полугодие (печатная форма)

11.

5 класс: Итоговая контрольная работа за курс русского языка в 5 классе (печатная форма)

12.

5 класс: Лексика: проверочный тест: 2 варианта (печатная форма)

13.

5 класс: Имя существительное: проверочный тест №1: 2 варианта (печатная форма)

14.

5 класс: Имя существительное: проверочный тест №2: 2 варианта (печатная форма)

15.

5 класс: Имя существительное: контрольный тест: 2 варианта (печатная форма)

16.

5 класс: Имя прилагательное: контрольный тест: 2 варианта (печатная форма)

Учебные презентации

17.

Стили речи (5 класс)

18.

Словосочетание (лингвистический эксперимент) (5 класс)

19.

Главные члены предложения (грамматическая работа) (5 класс)

20.

Словари русского языка (5 класс)

21.

Рождение метафоры (5 класс)

22.

Орфоэпия (5 класс)

23.

Звукопись (5 класс)

24.

Звуки не буквы! (5 класс)

25.

Имя существительное как часть речи (5 класс)

26.

Имя прилагательное как часть речи (5 класс)

27.

Глагол как часть речи (5 класс)

Интернет- ресурсы

28.

Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.slovary.ru

29.

Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

30.

Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

31.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

32.

Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.urokirusskogo.ru/videouroki





9.Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 5 классе


Тема урока

Дидактические единицы

Дата проведения

Речь. Речевая деятельность 3ч

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Роль языка в жизни человека и общества.

Основные разделы науки о языке. Роль языка в жизни человека и общества.

1/09

Речь. Речевая деятельность. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной

литературы.


Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Речевой этикет.

1/09

Основные разделы науки о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Культура речи Речевой этикет.




Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

3/09

Фонетика, орфоэпия и графика 19ч

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Звуки речи. Соотношение звука и буквы. Слог.

3/09

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Перенос слов.

Орфография. Понятие орфограммы. Перенос слов.

5/09

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Перенос слов.

Орфография. Понятие орфограммы. Перенос слов.

5/09

Соблюдение основных орфографических норм.

Основные орфографические нормы

8/09

Входная контрольная работа «Соблюдение основных орфографических норм».

Основные орфографические нормы

8/09

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Анализ слова и предложения.

10/09

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Анализ слова и предложения.

10/09

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

Гласные и согласные в составе морфем и на стыке морфем.

12\09

Соблюдение основных орфографических норм.

Основные орфографические нормы

12/09

Входная мониторинговая работа


14/09

Соблюдение основных орфографических норм.

Основные орфографические нормы

15\09

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

15.09

Применение знаний по фонетике в практике правописания.


17.09

Правописание Ъ и Ь.

Правописание Ъ и Ь.

17.09

Слитные, дефисные и раздельные написания

Слитные, дефисные и раздельные написания

19.09

Слитные, дефисные и раздельные написания

Слитные, дефисные и раздельные написания

19.09

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Понятие текста, основные признаки текста

Текст, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи

22.09

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Подробное, сжатое, выборочное

22.09

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста

Подробное, сжатое, выборочное

24.09

Морфология.Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.

Традиционная классификация частей речи. Служебные части речи.

24.09

Морфология. Орфография. Культура речи. 14ч

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

Морфология. Служебные части речи.

Традиционная классификация частей речи. Служебные части речи.

26.09

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфологические и синтаксические свойства частей речи.

26.09

Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Соблюдение основных орфографических норм.

Основные орфографические нормы

29.09

Тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

29.09

Тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

01.10

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи. Морфологический анализ слова.


Морфологические и синтаксические свойства частей речи.

01.10

Соблюдение основных орфографических норм

Основные орфографические нормы

03.10

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм глаголов).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфологические и синтаксические свойства частей речи.

03.10

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфологические и синтаксические свойства частей речи.

06.10

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста

Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

06.10

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

08.10

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

08.10

Контрольный диктант по теме: «Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи».


10.10.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения

Анализ слова и пунктуационный анализ предложения

10.10

Синтаксис. Пунктуация.Орфография. Культура речи. 36ч

Правописание: орфография и пунктуация. Синтаксис.Единицы синтаксиса русского языка.Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, в диалоге. Соблюдение основных пунктуационных норм.Прописная и строчная буквы.

Единицы синтаксиса русского языка. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

13.10

Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Единицы синтаксиса русского языка. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

13.10

15.10

Виды связи в словосочетании.

Виды связи в словосочетании.

15.10

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста

Подробное, сжатое, выборочное

17.10

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

Подробное, сжатое, выборочное

17.10

Грамматическая основа предложения.

Основа предложения.

20.10

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Типы предложений. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге.

20.10

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Типы предложений

22.10

Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Члены предложений

22.10

Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Члены предложений

24.10

Главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Члены предложений

24.10

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения

Члены предложений

27.10

Предложения простые и сложные. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (распространенные - нераспространенные). Однородные члены предложения, обращение.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.


Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).

27.10

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения

Члены предложений

07.11

Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения

Члены предложений

07.11

Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.

Обособленные члены предложения

10.11

Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.

Обособленные члены предложения

10.11

Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.

Обособленные члены предложения

12.11

Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.

Обособленные члены предложения

12.11

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Говорение, аудирование, письмо, чтение

14.11

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Анализ предложений

14.11

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Анализ предложений

17.11

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров

17.11

Знаки препинания и их функции.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

19.11

Предложения простые и сложные.

Предложения простые и сложные.

19.11

Предложения простые и сложные.

Предложения простые и сложные.

21.11

Предложения простые и сложные.

Предложения простые и сложные.

21.11

Типы сложных предложений.

Типы сложных предложений.

23.11

Типы сложных предложений.

Типы сложных предложений.

23.11

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

26.11

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

26.11

Способы передачи чужой речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге.

28.11

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге.

28.11

Применение знаний по синтаксису в практике правописания

Синтаксис, знаки препинания

01.12

Контрольный диктант по теме: «Применение знаний по синтаксису в практике правописания»


01.12

Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 18ч

Звуки речи. Система гласных звуков.

Звуки речи. Система гласных звуков.

03.12

Система согласных звуков.

Система согласных звуков.

03.12

Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция.

05.12

Орфоэпия как раздел лингвистики.

Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании.

Орфоэпия как раздел лингвистики.

Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.

05.12

Функционально-смысловые типы текста.

Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).

08.12

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

08.12

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

10.12

Фонетический анализ слова.

Фонетический анализ слова.

10.12

Фонетический анализ слова.

Фонетический анализ слова.

12.12

Состав русского алфавита, названия букв.

Алфавит

12.12

Контрольная работа за 1 полугодие.


14.12

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.

Твердые и мягкие согласные

15.12

Способы обозначения [j’] на письме.

Способы обозначения [j’] на письме.

17.12

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Основные элементы интонации.

17.12

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов и интонирования предложений.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.

19.12

Основные лингвистические словари.

Основные лингвистические словари.

19.12

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров

22.12

Связь фонетики с графикой и орфографией

Фонетика. Графика. Орфография

22.12

Контрольный диктант по теме «Связь фонетики с графикой и орфографией»


24.12

Лексика. Культура речи. 20ч

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

Лексическое и грамматическое значение слова.

24.12

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

26.12

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Фразеологизмы и их признаки.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

26.12

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Фразеологизмы и их признаки.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

29.12

Омонимы. Паронимы

Омонимы. Паронимы

29.12

Омонимы. Паронимы

Омонимы. Паронимы

11.01

Синонимы.

Синонимы.

11.01

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров

12/01

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров

12/01

Антонимы

Антонимы

16/01

Антонимы

Антонимы

16/01

Культура речи.

Культура речи. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

18/01

Анализ текста.

Текст

18/01

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

19/01

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

19/01

Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.


Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

23/01

Лексический анализ слова.

Анализ слова.

23/01

Лексический анализ слова.

Анализ слова.

25\01

Анализ текста

Текст

25\01

Анализ текста

Текст

26\01

Морфемика. Орфография. Культура речи 86ч

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания

Морфемика. Морфема. Виды морфем.Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.

26\01

Морфемика и словообразование

.

Морфемика. Морфема. Виды морфем. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание

30\01

Нулевая морфема.

Морфема.

30\01

Основа слова и окончание.

Основа слова и окончание.

01/02

Основа слова и окончание.

Основа слова и окончание.

01/02

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.

Виды морфем

02/02

Функционально-смысловые типы текста

Типы текста(повествование, описание, рассуждение).

02/02

Анализ текста.

Анализ текста.

06\02

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.

Виды морфем

06\02

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.

Виды морфем

08\02

Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.

Виды морфем

08\02

Чередование звуков в морфемах.

Чередование звуков в морфемах.

09\02

Чередование звуков в морфемах.

Чередование звуков в морфемах.

09\02

Морфемный анализ слова.

Морфемный анализ слова.

13\02

Морфемный анализ слова.

Морфемный анализ слова.

13\02

Морфемный анализ слова

Морфемный анализ слова.

15\02

Морфемный анализ слова

Морфемный анализ слова.

15\02

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Морфемика. Словообразование

16\02

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Морфемика. Словообразование

16\02

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Морфемика. Словообразование

20\02

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Морфемика. Словообразование

20\02

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Морфемика. Словообразование

22\02

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Морфемика. Словообразование

22\02

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Морфемика. Словообразование

27\02

Контрольный диктант по теме: «Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания».


27\02


Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения

1\03

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

1\03

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

2\03

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

2\03

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

6\03

Прописная и строчные буквы.

Прописная и строчные буквы.

6\03

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

9/03

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

9\03

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Орфография. Пунктуация

13

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Орфография. Пунктуация

13

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

15

Применение знаний по морфологии в практике правописания



Морфология.

15

Применение знаний по морфологии в практике правописания

Морфология.

16

Применение знаний по морфологии в практике правописания

Морфология.

16

Применение знаний по морфологии в практике правописания

Морфология.




20

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

20

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

22

Морфологический анализ слова

Анализ слова

22

Морфологический анализ слова

Анализ слова

3\04

Морфологический анализ слова



Анализ слова

3

Контрольный диктант по теме: «Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи»


5

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксич

еские свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

5

Применение знаний по морфологии в практике правописания

Морфология.

6

Применение знаний по морфологии в практике правописания

Морфология.

6

Применение знаний по морфологии в практике правописания

Морфология.

10

Применение знаний по морфологии в практике правописания

Морфология.

10

Анализ текста.

Анализ текста

12

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

12

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

13

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

13

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

17

Морфологический анализ слова

Морфологический анализ слова

17

Морфологический анализ слова

Морфологический анализ слова

19

Морфологический анализ слова

Морфологический анализ слова

19

Контрольный диктант по теме: «Применение знаний по морфологии в практике правописания»

Морфология. Синтаксис

20

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

20

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

24

Основные жанры разговорной речи

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

24

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи. ВПР!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! (25.04.19)

Морфология. Синтаксис

26

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

26

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

27

Чередование звуков в морфемах.

Чередование звуков в морфемах.

27

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

30

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

30

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

3\05

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

3\05

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

4

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

4

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства самостоятельных частей речи.

Морфология. Синтаксис

8

Морфологический анализ слова

Анализ слова

8

Морфологический анализ слова

Анализ слова

10

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста

Подробное, сжатое, выборочное изложение

10

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.

Согласные твердые и мягкие

11

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных

Согласные твердые и мягкие

11

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных

Согласные твердые и мягкие

15

Контрольный диктант по теме: «Обозначение на письме твердости и мягкости согласных»


15

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения

Анализ слова и пунктуационный анализ предложения

17

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения

Анализ слова и пунктуационный анализ предложения

17

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

18

Устные высказывания

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

18

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Тексты иных жанров.

22

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе 13ч

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Анализ слова и предложения.

22

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Анализ слова и предложения.

24

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Анализ слова и предложения.

24

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Анализ слова и предложения.

25

Соблюдение основных пунктуационных норм.

Пунктуационные нормы

25

Соблюдение основных пунктуационных норм.

Пунктуационные нормы

28

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка

Синтаксические нормы (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

28

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка

Синтаксические нормы(нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

29

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания.

29

Анализ текста

Анализ текста

30

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса. ВПР.


30

Анализ текста

Анализ текста

31

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения

Анализ слова и предложения

31