СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности _Знайка_

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности _Знайка_»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Октябрьская основная общеобразовательная школа"









Программа кружка

«Всезнайки»









Власова М.Л.

учитель начальных классов

МБОУ «Октябрьская ООШ»













2023

Пояснительная записка

Программа кружка «Всезнайки» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. Имеют научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляют собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Актуальность выбора программы определена следующими факторами: в последнее время учителя начальных классов сельских школ отмечают увеличение детей с трудностями в обучении, создаваемыми в первую очередь недостаточным уровнем интеллектуального развития. Несмотря на огромное количество информации, учащиеся не умеют пользоваться ей рационально, применять полученные знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях, находить теоретические знания в окружающем мире.

Дополнительные занятия во внеурочное время способствуют повышению интереса к предметам, углубляют и расширяют полученные на уроках знания, дают возможность учащимся проявить свои способности.

Цель программы «Всезнайки»: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.


Система занятий программы «Всезнайки» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.


Задачи:

  • Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  • Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  • Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

  • Развивать свойства личности, которые входят в понятие «творческие способности».

  • Познавательный аспект

  • формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения, а также логическое мышление;

  • формировать и развивать общеучебные умения и навыки.

  • Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия.

  • Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений;

  • Таким образом, целью обучения является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.


Содержание программы «Всезнайки» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Октябрьская ООШ». Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предметам – основная задача учебно-воспитательного процесса школы.

Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программ начального образования, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, задачу, форму работы, заменить одну тему на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

2. Особенности реализации программы

Структура курса

Обучающиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности.

Вызывает интерес учащихся к предметам и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению этих предметов.

В основе заданий, которые предлагаются выполнять детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала.

Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка.


На занятиях учащиеся получают дополнительную информацию о традициях, обычаях коми –пермяков. Большое внимание уделяется обсуждению особенностей национального характера, что способствует воспитанию в учениках терпимости и тактичности как при общении с представителями другой культуры, так и между собой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы проведения занятий.

Занятия проводятся в различных формах, отличных от классно - урочных: игры, конкурсы, викторины, олимпиады, выпуск листовок, стенгазет, и т.д.

Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.


3.Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

Курс программы «Всезнайки» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 9-10 лет

Курс включает 68 занятий: два занятия в неделю, реализуется за 1 год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • -по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, семинар, ролевая и деловая игра, конкурсы газет, выставки книжек-самоделок;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 40- 45 минут.


Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя,

  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

  • эстетичность всех проводимых мероприятий;

  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;

  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;

  • привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;


4.Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Знайка»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Знайка» в 4 классе.

Личностные результаты:

  • мотивация к учению;

  • вера в собственные силы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя;

  • умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение пользоваться дополнительной литературой;

  • поиск и выделение информации;

  • умение преобразовывать и представлять информацию.

Коммуникативные УУД:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

  • умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение работать в сотрудничестве с другими.

4.Содержание программы.

1. «Логические задания и задания на смекалку по математике»-26ч.

2. «Ребусы, загадки, олимпиадные задания по русскому языку»-19ч.

3. «Сказки, обычаи, игры народов Бурятии»-7ч.

4. «Знай свой край и свой мир»-16ч.






5.Тематический план.


Раздел

Название темы

Количество часов

1

Математика

26

1. Входной тест «Самый внимательный, прилежный, старательный


1

2. Задачи в стихах


2

3. Нестандартные задачи


2


4.Головоломки

2


5.Задачи повышенной сложности

1


6. Математические ребусы

1


7. Логические задачи

3


8.Закономерности в числах и фигурах

1


9. Магические квадраты

2


10.Математические игры

1


11.КВН «Занимательная математика»

1


12.Тестовые задания по математике.

2


13.Олимпиадные задания по математике

2


14. Олимпиада

1


15. Выпуск газеты «Мир математики»

2


16.Изготовление книжек — самоделок «Задачи в стихах»

2

2

Русский язык

1 9


1.Заколдованные слова

1


2.Знакомые - незнакомцы

1


3.Разговорная и деловая речь

1


4.Язык и логика

1


5. Придумывание по аналогии

1


6.Олимпиадные задания

2


7.КВН «Занимательный русский язык»

1


8.Задания из конкурса «Русский медвежонок»

2


9.Тестовые задания по русскому языку

2


10.Синонимы и антонимы

1


11.Сочини сказку

1


12.Игра «Кто хочет стать грамотным»

1


13.Олимпиада по русскому языку

1


14.Выпуск журнала «Наш русский язык»

3

3

Коми-пермяцкий язык

7


1.Коми — пермяцкие сказки

2


2. Выпуск листовок «Обычаи и традиции бурят»

2


3.Практикум «Традиционные блюда бурят»

2


4.Бурятские народные игры игры

1

4

Окружающий мир

16


1.Загадки Лесовичка

1


2.Это интересно

1


3.Что растёт в нашем лесу (изготовление книжек - малышок)

2


4. Игра «Угадай по описанию»

1


5.Примечательные чужеземцы

1


6. Олимпиадные задания по окружающему миру

3


7.Олимпиада по природоведению

1


8.Экскурсия на лесную опушку

1


9.Выпуск стенгазет по временам года

3


10.Итоговое занятие «Интеллектуальный марафон»

1


11.Викторина «Люби и знай свой край»

1

6. Список литературы

1.Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»),  Тригон, Санкт-Петербург, 1998

2.Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999

3.М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004

4.Э.Вартанян « Крылатые слова»,  М, Астрель, 2001

5.В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996

6.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000

7.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989

8.Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982

9.«Речевые секреты» под  редакцией Т.Ладыженской, М, 1993

10.Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике», М., 1995

11.С.Н.Кормишина, Геометрия вокруг нас, ИД Фёдоров, 2008

12.Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий.