Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Знайка» рассчитана на учащихся 4 класса и направлена на формирование у них интереса к изучению окружающего мира, развитие практических умений на базе центра «Точка роста».
Материал в предлагаемой программе не изучается в школьном учебном плане, вместе с тем развивает интерес и любовь к окружающему миру и краеведению, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность обучающихся, нередко вносит элементы здорового отдыха, создаёт у них хорошее настроение. Способствует интересу знаний обучающихся, развитию их дарования, логического мышления, расширяет их кругозор. Обучающиеся проявляют творческую самостоятельность в составлении и решении различных задач, создании презентаций и проектов. Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Цель и задачи программы
Цель - развитие интереса к изучению окружающего мира
Задачи:
Образовательные:
Расширение и углубление знаний учащихся по окружающему миру.
Активизация научно-познавательной деятельности учащихся
Выработка практических навыков по работе с различными источниками информации.
Формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.
Обучение методам и приемам проведения опытов, экспериментов, исследований.
Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
Формирование основ экологической грамотности.
Воспитательные:
Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей миру, способности и готовности к использованию естественнонаучных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней. Воспитание умения свободно ориентироваться в сельском (городском) пространстве; воспитание потребности у учащихся к здоровому образу жизни.
Развивающие:
совершенствование полученных знаний и умений; развитие умений и навыков самостоятельной работы с научно-популярной литературой, умений практического применения естественнонаучных знаний в жизни, развитие творческих способностей. Повышение культуры общения и поведения. Развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативы. Развитие у учащихся умения работать в группе.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметными результатами освоения курса являются:
-расширение кругозора учащихся в области географии, биологии, краеведения, физики, химии, умение работать с различными источниками информации, с географическими картами;
-умение решать задачи, самостоятельно добывать знания, используя разные источники информации;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Личностными результатами освоения курса являются:
- формирование целостного мировоззрения соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению познанию выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
-Целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов
-умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
-умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы
-умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи ее объективную трудность и собственные возможности ее решения
-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные результаты освоения курса:
Обучающийся научится работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание учебного предмета, курса | Основные виды учебной деятельности |
I. Вводное занятие (1 час) Я – наблюдатель, экспериментатор, исследователь | Усвоение техники безопасности при работе в кабинете, и при выполнении лабораторных работ. |
II. Чудеса живой природы (19 часов) Чудеса света. Чудеса России. Геологические чудеса и памятники природы, археологические чудеса, водные объекты, представляющие интерес для человечества Знакомство с микроскопом. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп) и их устройство. Путешествие в мир клеток. Клетка животная и растительная. Удивительные растения. В мире растений. Разнообразие растительного мира. Редкие и исчезающие растения Воронежской области. Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями. Удивительные животные. Малоизвестные животные. Строительные навыки животных. Зимний сон и спячка. Главная тайна животных (обучение, язык и мышление). Такая короткая и долгая жизнь (кто, сколько и где живет). Дома, домики и домищи. Рейтинг «Самые опасные животные планеты». Красная книга. | Уметь работать с информацией (посещение библиотеки), оформлять доклады и презентации по определенной теме. Практическая работа с микроскопом. Познакомиться с устройством микроскопа и уметь с ним работать. Сравнение клеток под микроскопом. Подготовка препаратов. Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией). Уметь составлять морфологическое описание растений, определять растения по гербарным образцам и в безлиственном состоянии. Монтировка гербария Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». Проект «Редкие растения Воронежской области». Уметь определять животных, составлять пищевые цепочки, определять экологическую группу животных по внешнему виду. Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных». Проектно-исследовательская деятельность: Мини – исследование «Птицы на кормушке». Проект «Красная книга животных Воронежской области» |
III. Воздушная одежда Земли (7 часов) Свойства воздуха. Состав воздуха. Физические опыты, демонстрирующие свойства воздуха Загадки воздушной оболочки Земли. Есть ли у Земли длинный газовый хвост, как у кометы? Почему бывают разные облака. Электрические разряды в атмосфере. Откуда берутся гром и молния. Молнии шаровые, горизонтальные, бисерные, вулканические, спрайтовые, ленточные. Необычные атмосферные явления. Метеорология. Прогнозы погоды по облакам, по небесным светилам. Живые барометры. Растения-синоптики. Анемология. Циркуляция атмосферы. Ветер. Фен, бора, култук, сарма, мистраль, хамсин и др. Сила ветра. Анемометр. Флюгер. | Проектно-исследовательская деятельность. «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. Определение запыленности воздуха в помещениях. Сбор информации. Оформление докладов, презентаций. Создание электрических разрядов в лабораторных условиях. Усвоение техники безопасности при выполнении лабораторных работ. Сбор информации, наблюдения, зарисовки. Ведения дневника фенологических наблюдений. |
IV. Удивительная вода (7 часов) Свойства воды. Океанология. Загадки и тайны Мирового океана | Изучение свойств воды. Физические опыты с водой. Сбор информации. Оформление письменного сообщения и презентации. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. |
Формы проведения занятий:
практические и лабораторные работы
экскурсии
эксперименты
наблюдения
коллективные и индивидуальные исследования
самостоятельная работа
консультации
проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
4. Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Чудеса живой природы | 20 |
2 | Воздушная одежда Земли | 7 |
3 | Удивительная вода | 6 |
ИТОГО | 34 |
5. Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Название темы урока | Кол-во часов | | | |
план | факт | | | |
Введение | 1 | | | |
1 | | | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ | 1 | | | |
Чудеса живой природы | 20 | | | |
2 | | | Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование | 1 | | | |
3 | | | Знакомство с устройством микроскопа | 1 | | | |
4-5 | | | Путешествие в мир клеток | 2 | | | |
6 | | | Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов | 1 | | | |
7 | | | Мини-исследование «Микромир» | | | | |
8 | | | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» | 1 | | | |
9 | | | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария | 1 | | | |
10 | | | Определяем и классифицируем | 1 | | | |
11 | | | Морфологическое описание растений | 1 | | | |
12 | | | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | 1 | | | |
13 | | | Редкие растения Воронежской области | 1 | | | |
14-15 | | | Чудеса света | 2 | | | |
16-17 | | | Чудеса России | 2 | | | |
18 | | | Удивительные животные | 1 | | | |
19 | | | Практическая орнитология Мини- исследование «Птицы на кормушке» | 1 | | | |
20 | | | Проект «Красная книга Воронежской области» | 1 | | | |
21 | | | Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» | 1 | | | |
Воздушная одежда Земли | 7 | | | |
22 | | | Свойства и состав воздуха | 1 | | | |
23 | | | Загадки воздушной оболочки Земли | 1 | | | |
24 | | | Определение степени загрязнения и запыленности воздуха в помещении | 1 | | | |
25 | | | Электрические заряды. Гром и молния | 1 | | | |
26 | | | Необычные атмосферные явления | 1 | | | |
27 | | | Метеорология. Сам себе синоптик. Фенология. Работают ли народные приметы | 1 | | | |
28 | | | Фенологические наблюдения | 1 | | | |
| | | | | | | |
Удивительная вода | 6 | | | |
29 | | | Свойства воды. Физические опыты с водой. | 1 | | | |
30 | | | Океанология. Загадки и тайны Мирового океана | 1 | | | |
31 | | | Необычные реки и озера | 1 | | | |
32-33 | | | Отчетная конференция | 2 | | | |
34 | | | Итоговая диагностика. Олимпиада. | 1 | | | |
| | | | 34 | | | |