СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности расчитана на учащихся 4 класса и направлена на формирование у них интереса к изучению окружающего мира. развитие практических умений на базе "Точки роста"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Знайка"»

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Знайка» рассчитана на учащихся 4 класса и направлена на формирование у них интереса к изучению окружающего мира, развитие практических умений на базе центра «Точка роста».

Материал в предлагаемой программе не изучается в школьном учебном плане, вместе с тем развивает интерес и любовь к окружающему миру и краеведению, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность обучающихся, нередко вносит элементы здорового отдыха, создаёт у них хорошее настроение. Способствует интересу знаний обучающихся, развитию их дарования, логического мышления, расширяет их кругозор. Обучающиеся проявляют творческую самостоятельность в составлении и решении различных задач, создании презентаций и проектов. Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.



Программа курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.



Цель и задачи программы



Цель - развитие интереса к изучению окружающего мира

Задачи:

Образовательные:

Расширение и углубление знаний учащихся по окружающему миру.

Активизация научно-познавательной деятельности учащихся

Выработка практических навыков по работе с различными источниками информации.

Формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.

Обучение методам и приемам проведения опытов, экспериментов, исследований.

Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

Формирование основ экологической грамотности.

Воспитательные:

Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей миру, способности и готовности к использованию естественнонаучных знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней. Воспитание умения свободно ориентироваться в сельском (городском) пространстве; воспитание потребности у учащихся к здоровому образу жизни.

Развивающие:

совершенствование полученных знаний и умений; развитие умений и навыков самостоятельной работы с научно-популярной литературой, умений практического применения естественнонаучных знаний в жизни, развитие творческих способностей. Повышение культуры общения и поведения. Развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативы. Развитие у учащихся умения работать в группе.











2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Предметными результатами освоения курса являются:

-расширение кругозора учащихся в области географии, биологии, краеведения, физики, химии, умение работать с различными источниками информации, с географическими картами;

-умение решать задачи, самостоятельно добывать знания, используя разные источники информации;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Личностными результатами освоения курса являются:

- формирование целостного мировоззрения соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению познанию выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.

Метапредметными результатами освоения курса являются:

-Целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

-умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

-умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы

-умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи ее объективную трудность и собственные возможности ее решения

-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные результаты освоения курса:

Обучающийся научится работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




3.Содержание курса внеурочной деятельности


Содержание учебного предмета, курса

Основные виды учебной деятельности

I. Вводное занятие (1 час)

Я – наблюдатель, экспериментатор, исследователь

Усвоение техники безопасности при работе в кабинете, и при выполнении лабораторных работ.


II. Чудеса живой природы (19 часов)

Чудеса света. Чудеса России.

Геологические чудеса и памятники природы, археологические чудеса, водные объекты, представляющие интерес для человечества


Знакомство с микроскопом. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп) и их устройство.

Путешествие в мир клеток. Клетка животная и растительная.


Удивительные растения.

В мире растений. Разнообразие растительного мира. Редкие и исчезающие растения Воронежской области. Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями.

Удивительные животные.

Малоизвестные животные. Строительные навыки животных. Зимний сон и спячка. Главная тайна животных (обучение, язык и мышление). Такая короткая и долгая жизнь (кто, сколько и где живет). Дома, домики и домищи. Рейтинг «Самые опасные животные планеты». Красная книга.

Уметь работать с информацией (посещение библиотеки), оформлять доклады и презентации по определенной теме.

Практическая работа с микроскопом. Познакомиться с устройством микроскопа и уметь с ним работать.

Сравнение клеток под микроскопом. Подготовка препаратов. Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Уметь составлять морфологическое описание растений, определять растения по гербарным образцам и в безлиственном состоянии.

Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории». Проект «Редкие растения Воронежской области».

Уметь определять животных, составлять пищевые цепочки, определять экологическую группу животных по внешнему виду. Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини – исследование «Птицы на кормушке».

Проект «Красная книга животных Воронежской области»


III. Воздушная одежда Земли (7 часов)

Свойства воздуха. Состав воздуха. Физические опыты, демонстрирующие свойства воздуха

Загадки воздушной оболочки Земли. Есть ли у Земли длинный газовый хвост, как у кометы? Почему бывают разные облака.

Электрические разряды в атмосфере. Откуда берутся гром и молния. Молнии шаровые, горизонтальные, бисерные, вулканические, спрайтовые, ленточные. Необычные атмосферные явления.

Метеорология. Прогнозы погоды по облакам, по небесным светилам. Живые барометры. Растения-синоптики. Анемология. Циркуляция атмосферы. Ветер. Фен, бора, култук, сарма, мистраль, хамсин и др. Сила ветра. Анемометр. Флюгер.

Проектно-исследовательская деятельность.

«Экологический практикум»

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

Определение запыленности воздуха в помещениях.

Сбор информации. Оформление докладов, презентаций.

Создание электрических разрядов в лабораторных условиях. Усвоение техники безопасности при выполнении лабораторных работ. Сбор информации, наблюдения, зарисовки. Ведения дневника фенологических наблюдений.


IV. Удивительная вода (7 часов)

Свойства воды.

Океанология. Загадки и тайны Мирового океана






Изучение свойств воды. Физические опыты с водой.

Сбор информации. Оформление письменного сообщения и презентации. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.





Формы проведения занятий:

  • практические и лабораторные работы

  • экскурсии

  • эксперименты

  • наблюдения

  • коллективные и индивидуальные исследования

  • самостоятельная работа

  • консультации

  • проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.



4. Тематический план

Название раздела

Количество часов


Введение

1

1

Чудеса живой природы

20

2

Воздушная одежда Земли

7

3

Удивительная вода

6

ИТОГО

34





5. Календарно-тематическое планирование



Дата

Название темы урока

Кол-во часов




план

факт




Введение

1




1



Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ

1




Чудеса живой природы

20




2



Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование

1




3



Знакомство с устройством микроскопа

1




4-5



Путешествие в мир клеток

2




6



Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов

1




7



Мини-исследование «Микромир»





8



Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

1




9



Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

1




10



Определяем и классифицируем

1




11



Морфологическое описание растений

1




12



Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

1




13



Редкие растения Воронежской области

1




14-15



Чудеса света


2




16-17



Чудеса России

2




18



Удивительные животные

1




19



Практическая орнитология

Мини- исследование «Птицы на кормушке»

1




20



Проект «Красная книга Воронежской области»

1




21



Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

1




Воздушная одежда Земли

7




22



Свойства и состав воздуха

1




23



Загадки воздушной оболочки Земли

1




24



Определение степени загрязнения и запыленности воздуха в помещении

1




25



Электрические заряды. Гром и молния

1




26



Необычные атмосферные явления

1




27



Метеорология. Сам себе синоптик. Фенология. Работают ли народные приметы

1




28



Фенологические наблюдения

1












Удивительная вода

6




29



Свойства воды. Физические опыты с водой.

1




30



Океанология. Загадки и тайны Мирового океана

1




31



Необычные реки и озера

1




32-33



Отчетная конференция


2




34



Итоговая диагностика. Олимпиада.


1








34