МБОУ Павловская СШ
Рассмотрено на педсовете Утверждаю директор школы
Протокол №___ от __. 09. 2016г. Л.И. Емельянцева
Приказ №___ от __. 09. 2016г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Знайка»
в 4 классе
Составил рабочую программу учитель:
учитель первой категории
Прус Елена Викторовна
2016 – 2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ Павловской СШ;
Учебного плана МБОУ Павловской СШ ;
Авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия
О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности предполагает задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. В содержание входят
Сравнение
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика
Решение задач с помощью таблиц и графов..
Элементы логики
Логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира, большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку
Практический материал
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Формы занятий: индивидуальная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | В том числе |
Теоретические | Практические |
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - |
II. Сравнение | 3 | - | 3 |
III. Комбинаторика | 3 | - | 3 |
IV. Элементы логики | 11 | - | 11 |
V. Развитие творческого воображения | 11 | - | 11 |
VI. Практический материал | 4 | - | 4 |
VII Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 | - | 1 |
Итого | 34 | 1 | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
-
| Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 |
-
| Повторение основных мыслительных операций. | 1 |
-
| Причинно-следственные цепочки. | 1 |
-
| Логика в окружающем мире. | 1 |
-
| Логика в русском языке. | 1 |
-
| Виды отношений между понятиями. | 1 |
-
| Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | 1 |
-
| Понятие о графах. | 1 |
-
| Рефлексивность отношений. | 1 |
-
| Симметричность отношений. | 1 |
-
| Тест «Отношения между понятиями». | 1 |
-
| Классификация. | 1 |
-
| Язык и логика. Фразеологизмы. | 1 |
-
| Язык и логика. Образность и меткость речи. | 1 |
-
| Язык и логика. Речевые ошибки. | 1 |
-
| Язык и логика. Пословицы. | 1 |
-
| Тест «Язык и логика». | 1 |
-
| Работа над ошибками. | 1 |
-
| Логические связки «или», «и». | 1 |
-
| Логическая связка «если …, то». | 1 |
-
| Логические возможности. | 1 |
-
| Ситуативная связь между понятиями. | 1 |
-
| Оценка ситуации с разных сторон. | 1 |
-
| Образное сравнение. | 1 |
-
| Синонимы. Многозначность. | 1 |
-
| Антонимы. | 1 |
-
| Тест «Языковая логика». | 1 |
-
| Работа над ошибками. | 1 |
-
| Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | 1 |
-
| Рассуждения. | 1 |
-
| Выводы в рассуждениях. | 1 |
-
| Юмор и логика. | 1 |
-
| Юмор и логика. | 1 |
-
| Конкурс эрудитов. | 1 |