Принято на заседании педагогического совета Протокол №1 от 25.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО Управляющим советом Пр. № 1 от 28.08. 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ № 11 с. Белые Копани _______С.В. Кишикова Пр. № от 01.2023 г. |
ПРОГРАММА
профилактики\преодоления школьной неуспешности на 2023-2024 учебный год
«Успех ученика – успех школы»
Авторы программы:
Жидкомлинова А.Н. – заместитель директора по УВР;
Петлюхова И.Е. – заместитель директора по ВР
с. Белые Копани
2023 г.
Паспорт программы
Наименование | Программа профилактики и преодоления школьной неуспешности на 2023-2024 учебный год «Успех ученика – успех школы» |
Основание разработки – актуальность для школы | В 2023 году на основании анализа результатов процедур внешней оценки образовательных достижений обучающихся за 2022, 2023 годы МКОУ СОШ № 11 с. Белые Копани отнесена к кластеру «Школа с низкими образовательными результатами» и вошла в число участников проекта школ Ставропольского края, показывающих низкие образовательные результаты для организации дальнейшей работы по улучшению качества образования: - результат государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ за курс среднего общего образования составляет по математике 27 баллов, что ниже среднего балла по району – 56,97 баллов - результат государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ за курс среднего общего образования составляет по обществознанию 55 баллов, что ниже среднего балла по району- 60,40 баллов |
Основные разработчики | заместители директора |
Цель Программы | Разработать и внедрить систему профилактики учебной неуспешности обучающихся за счет повышения уровня профессионального мастерства педагогов, обеспечения индивидуализации образовательной деятельности, вовлечения родителей в обучение и воспитание детей, способствующую ежегодному снижению доли учеников с рисками школьной неуспешности на 1- 2 % к концу 2024 года. |
Основные задачи Программы | 1.Выявить причины затруднений обучающихся по результатам мониторинга предметных и метапредметных результатов в рамках внутренней системы оценки качества образования; 2.Обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности; 3.Включить в систему наставничества не менее 20 % обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности; 4.Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с рисками учебной неуспешности и их родителей (законных представителей); 5.Обеспечить охват обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями. |
Ожидаемые конечные результаты реализации | 1.Доля обучающихся, демонстрирующих индивидуальный прогресс подостижению учебных результатов снижается на 1- 2 % (от количества обучающихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности); 2.Доля обучающихся, которым оказана психолого- педагогическая помощь - 100% (от количества обучающихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности); 3.Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, охваченных программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями - 100% (от количества обучающихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности); 4.Доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, принявших участие в конкурсах увеличивается на 5% (от количества обучающихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности); 5. Доля педагогических работников, вовлеченных в мероприятия по внедрению и распространению успешного педагогического опыта по профилактике учебной неуспешности – 80%. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2023-2024 учебный год |
Ответственные лица, контакты | Директор школы – С.В. Кишикова, (886555)61734 Заместитель директора – А.Н. Жидкомлинова (886555)61734 |
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Актуальность
Актуальность проблемы школьной неуспешности связана с представлениями о том, что способность системы справляться с учебной неуспешностью обучающихся в значительной степени характеризует ее качество. Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность.
Проблема школьной неуспешности гораздо шире проблемы школьной (учебной, академической) неуспеваемости. Если школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень (степень, показатель) усвоения знаний, то школьная неуспешность отражает определенное свойство личности, содержащее немало компонентов, имеющее свои характеристики.
Наука выделяет три основных фактора успеваемости обучающихся:
- требования к обучающимся, вытекающие из целей школы (основа для разработки контрольных заданий и критериев отметок). Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
- психофизические возможности обучающихся. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности (состояние организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к обучающимся учителя каждого учебного предмета должны ориентироваться на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста. Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности обучающихся.
- социальные условия — это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое.
Отставание и школьная неуспешность.
Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой успеваемости». (Цетлин В.С., доктор пед. наук, профессор).
Неуспешность – это несоответствие подготовки обучающихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения.
Диагностика обучающихся с трудностями в учебной деятельности позволила выявить причины затруднений:
- слабая сформированность читательских навыков и навыков работы с информацией;
- слабая сформированность элементарных математических представлений;
- слабая сформированность навыков самоорганизации, самокоррекции;
- конкретные проблемы в предметной подготовке (неосвоенные системообразующие - элементы содержания, без владения которыми невозможно понимание следующих тем; слабо сформированные предметные умения, навыки и способы деятельности).
Выше перечисленные факты подтверждаются учебными результатами и аналитическими данными деятельности школы.
Всего обучающихся (на конец года) | Окончили год на «5» | Окончили год на «4» и «5» | Оставлены на повторный курс обучения | Условный перевод | Всего обучающихся (на конец года) | Окончили год на «5» | Окончили год на «4» и «5» | Оставлены на повторный курс обучения | Условный перевод | Всего обучающихся (на конец года) | Окончили год на «5» | Окончили год на «4» и «5» | Оставлены на повторный курс обучения | Условный перевод |
2020-2021 | 2021-2022 | 2022-2023 |
44 | 11,36 | 43,18 | 0 | 0 | 43 | 6.9 | 44,86 | 0 | 0 | 43 | 9,3 | 44,9 | 0 | 0 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Цель Программы:
Разработать и внедрить систему профилактики учебной неуспешности обучающихся за счет повышения уровня профессионального мастерства педагогов, обеспечения индивидуализации образовательной деятельности, вовлечения родителей в обучение и воспитание детей, способствующую ежегодному снижению доли учеников с рисками школьной неуспешности на 1- 2 % к концу 2024 года.
Задачи Программы:
- выявить причины затруднений обучающихся по результатам мониторинга предметных и метапредметных результатов в рамках внутренней системы оценки качества образования;
- обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по ликвидации академической неуспеваемости для всех обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности;
- включить в систему наставничества не менее 20% обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся с рисками учебной неуспешности и их родителей (законных представителей);
- обеспечить охват обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями.
Целевые показатели (индикаторы достижения цели):
- доля обучающихся с рисками учебной неуспешности охвачены ВПР и ГИА составляет 100%;
- доля родителей, охваченных консультационной помощью составляет 100 %;
- доля обучающихся, которым учителя рекомендуют дополнительные занятия с целью ликвидации отставания от учебной программы повысится на 10%;
- доля обучающихся с высоким риском учебной неуспешности, охваченных дополнительными занятиями с целью ликвидации отставания по учебной программе - 100%.
Ожидаемые конечные результаты реализации:
- доля обучающихся, демонстрирующих индивидуальный прогресс по достижению учебных результатов снижается на 1-2 % (от количества учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности);
- доля обучающихся, которым оказана психолого - педагогическая помощь - 100% (от количества обучающихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности);
- доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, охваченных программами дополнительного образования в соответствии с их потребностями - 100% (от количества обучающихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности);
- доля обучающихся, имеющих риски учебной неуспешности, принявших участие в конкурсах увеличивается на 5% (от количества обучающихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности);
- доля педагогических работников, вовлеченных в мероприятия по внедрению и распространению успешного педагогического опыта по профилактике учебной неуспешности– 80%.
Механизмы реализации Программы
Проблема преодоления неуспешности может и должна решаться на создаваемом школой фундаменте отношений, обеспечивающих формирование у каждого ученика оптимистического взгляда на все, что с ним происходит, на жизнь как высшую ценность. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые являются неуспешными. Без эффективной комплексной работы невозможно решить данную проблему. Поэтому в работе по преодолению неуспешности каждого обучающегося должны быть задействованы все субъекты образовательной деятельности.
Урочная деятельность
Цель: достижение обучающимися образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
Задачи:
- формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;
- развитие коммуникативной компетентности;
- привитие обучающимся практических навыков;
- использование занимательных материалов по предмету;
- развитие интереса к предмету;
- развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации;
- формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления;
- повышение самооценки, уверенности, воспитание уверенности в себе и в своих знаниях;
- построение системы выявления группы «риска» через диагностику и создание банка данных об уровне развития способности и успешности.
Формы работы:
- творческие задания;
- эвристические задания;
- самостоятельная работа;
- ролевые игры;
- индивидуальные занятия;
- дифференцированная работа;
- элементы исследовательской и поисковой деятельности;
- диагностика.
Такая организация учебной деятельности способствует тому, что каждый урок удовлетворяет стремление ребенка к развитию способностей, желание раскрыть свою личность.
Внеурочная деятельность
Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
- формирование личности самосовершенствующейся, обладающей силой воли;
- формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки;
- обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование творческих качеств личности.
Формы работы:
- групповые и факультативные занятия;
- занятия предметных кружков, заседание клубов;
- предметные недели;
- дни наук;
- конкурсы;
- учебно-исследователькая деятельность;
- консультации;
- экскурсии;
- встречи;
- диагностика.
Социально-психологическая служба.
Цель: обеспечение каждого ребенка индивидуальной траекторией развития с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.
Причины неуспешности во многом зависят от индивидуальных психологических особенностей личности обучающегося.
Задачи:
- поиск и развитие индивидуальных особенностей ребенка;
- формирование положительной Я-концепции личности ребенка;
- формирование доминанты самосовершенствования личности;
- формирование умений управлять собой, саморегуляции;
- систематизация материала и результатов психолого-педагогической диагностики.
Формы работы:
- диагностика;
- групповые и индивидуальные занятия;
- консультации;
- тренинги;
- ролевые игры;
- консилиумы.
Успешность или неуспешность ребенка в дальнейшей деятельности напрямую связана с его психологическим здоровьем.
Родители.
Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится действительной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители.
Задачи:
- формирование высоконравственного отношения личности к себе;
-осуществление деятельностного подхода в организации жизнедеятельности ребенка, формирование его социальной активности;
- подготовка ребенка к жизненному самоопределению;
- самосовершенствующейся, обладающей силой воли;
- формирование веры ребенка в себя, повышение уровня самооценки через принятие его позиций.
Формы работы:
- собрания;
- консультации;
- праздники;
- семейные гостиные;
- тематические вечера;
- лектории;
- игровые программы;
- семейные конкурсы;
Такая работа необходима, она помогает предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении. Учитель, психолог, родители должны стать единомышленниками, объединенными единой целью - сделать жизнь обучающихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее, увереннее.
Таблица 1
Основные риски Программы и пути их минимизации
Основные риски | Пути их минимизации |
Неготовность коллектива школы к преобразованиям, направленным на устранение существующих проблем | Разработка реалистичной Программы |
Недостаточная квалификация педагогов школы, низкая мотивация на повышение профессионального уровня | Организация повышения квалификации, вовлечение в различные формы методической работы на разных уровнях. Организация эффективной работы с молодыми специалистами, системы наставничества. Применение методов материального и морального стимулирования педагогов. |
Высокий уровень педагогической нагрузки учителей-предметников | Оптимизация педагогической нагрузки учителей- предметников при составлении расписания уроков |
Недостаточная оперативность при корректировке плана реализации Программы | Оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы администрацией школы |
Отсутствие заинтересованности у родителей (законных представителей) обучающихся | Информирование родителей о деятельности школы по профилактике и преодолению учебной неуспешности. Привлечение родителей к планированию и проведению совместных мероприятий. Выявление уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) организацией образовательной деятельности школы |
Таблица 2
Дорожная карта профилактики учебной неуспешности
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1. «Повышение профессионального мастерства педагогических работников и руководителей МКОУ СОШ № 11 с. Белые Копани в части работы с отстающими». |
1 | Участие педагогов в методических вебинарах по преодолению рисков учебной неуспешности, организованных ФИС ОКО | В течение периода реализации программы | заместитель директора по УВР |
2 | Организация и проведение круглого стола «Как повысить качество знаний учащихся с рисками учебной неуспешности» | В течении года | заместитель директора по УВР |
3 | Организация повышения квалификации педагогов средствами формального, неформального, информального образования | В течение периода реализации программы | заместитель директора по УВР |
4 | Диагностика профессиональных дефицитов педагогов | В течение периода реализации программы | заместитель директора по УВР |
5 | Организация работы над ИППР | В течение периода реализации программы | заместитель директора по УВР, руководители ШМО |
6 | Создание информационно- образовательной среды педагогического мастерства | В течение периода реализации программы | Директор |
7 | Организация внутришкольного внедрения модели наставничества «педагог-педагог» | В течение периода реализации программы | заместитель директора по УВР |
8 | Организация методических семинаров. | каждый последний понедельник месяца | заместитель директора по УВР, руководители ШМО |
2. «Индивидуализация образовательного процесса» |
1 | Приведение в соответствие локальных нормативных актов | В течении года | Директор |
2 | Разработка и внедрение ИОМ для слабоуспевающих, неуспевающих, детей с особыми образовательными потребностями. | В течение периода реализации программы | Учителя-предметники |
3 | Внедрение моделей наставничества «ученик-ученик», «учитель- ученик». | В течение периода реализации программы | Директор |
4 | Разработка программ ВУД в поддержку учебных предметов / по работе над типичными ошибками | В течение периода реализации программы | Учителя-предметники |
5 | Разработка дополнительных общеобразовательных программ по формированию функциональной грамотности и т. д. | В течение периода реализации программы | Учителя-предметники |
6 | Внедрение в образовательную деятельность практик ЕМД; технологий формирующего оценивания, развивающего обучения, сотрудничества. | В течение периода реализации программы | заместитель директора по УВР |
3.«Создание благоприятного климата в МКОУ СОШ № 11 с. Белые Копани (в т. ч. с участием специалистов психолого-педагогической службы)» |
1 | Обеспечить участие специалистов психолого-педагогических служб (в т. ч. через сетевое взаимодействие) по оказанию психологической поддержки обучающихся с трудностями в обучении. | В течение периода реализации программы | Директор |
2 | Преобразование пространства учебных классов для групповой работы, интерактивных форм обучения | В течение периода реализации программы | заместитель директора по УВР |
3 | Вовлечение педагогов к использованию современного учебного оборудования. | В течение периода реализации программы | Директор |
4 | Проведение обучения учителей с низкими уровнем владения ИКТ (IT- компетенциями). | В течение периода реализации программы | Технический специалист_ |
4. «Работа с родителями». |
1 | Организация просветительской работы с родителями | В течение периода реализации программы | заместитель директора по ВР, руководитель ШМО классных руководителей, классные руководители |
2 | Обеспечение доступности и открытости (прозрачности) информации: стенды, баннеры, вкладки на сайтах реклама, информирование о реализуемых образовательных программах; актуальное обновление информационной среды | В течение периода реализации программы | Директор |
3 | Проведение совместных социокультурных событий для родителей и детей / реализация социальных проектов. | В течение периода реализации программы | заместитель директора по ВР, руководитель ШМО классных руководителей |
Приложение №1.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Этапы урока
Виды помощи в учении
1.В процессе контроля за подготовленностью обучающихся.
2.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
3.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
4.Предложения учащимся примерного плана ответа.
5.Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
6.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала.
1.Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
2.Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
3.Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
4.Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке.
1.Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
2.Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
3.Напоминание приема и способа выполнения задания.
4.Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
5.Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
6.Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
7.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
8.Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы.
1.Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
2.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях и спользование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Приложение № 2.
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников.
Необходима разработка технологий индивидуализации школьного образования. Говоря об индивидуализации обучения необходимо выделить два основных аспекта:
- учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
- оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов.
Обучение – это длительный процесс и складывается он из отдельных уроков. Урок, есть основное звено процесса обучения. Как любой трудовой процесс урок включает в себя работника (ученика), предмет его труда (получение знаний), необходимые средства и орудия. Совокупность трудовых операций, осуществляемых учеником, образует технологический процесс, который подчинен определенным требованиям. Концепция образования должна обуславливаться и строится на данных требованиях. Эти требования можно сформулировать следующим образом:
- отчетливая целенаправленность урока;
- оптимальный психологический режим;
- оптимальный темп и ритм работы;
- систематическая последовательность и преемственность учебных операций;
- завершенность операций;
- достаточное организационное и материальное обеспечение;
- непрерывный контроль и самоконтроль;
- восстановление делового равновесия при его нарушении (коррекция);
- закрепление и усовершенствование знаний и умений;
- экономия времени на уроке.
Исходя из этих требований к современному уроку, строится работа, создавая для каждой группы учащихся свою индивидуальную траекторию развития на каждый конкретный урок.
Приложение № 3.
Алгоритм работы с неуспешными обучающимися
Классному руководителю
Определить причину неуспеваемости обучающегося через:
- анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
- беседу с преподавателем, у которого обучающийся имеет «неудовлетворительную» оценку
Вести контроль за:
- посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику.
Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости обучающегося. Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику
Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, педагогом - психологом, родителями обучающихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.
Педагогу - психологу
Составить индивидуальный план по оказанию социально-психологической помощи неуспевающему ребенку.
Довести до сведения родителей и классного руководителя график проводимых занятий, бесед.
Заместителю директор по УВР
Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, педагога - психолога школы, родителями обучающихся в решении задач повышения успешности обучения детей.
Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости обучающегося через посещение уроков и собеседования.
Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими обучающимися не менее 1 раза в месяц.
Проводить собеседования с обучающимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.
Приложение 4
Технологическая карта педагогической программы работы с учениками, испытывающими затруднения в обучении
Виды работ | Когда? | Зачем? | Что? | Как? |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики | Для предотвращения отставания, своевременного усвоения предмета | 1.Создание микроклимата в классе. 2.Удержание интереса. 3.Формирование мотивации к обучению. 4.Стимулирование оценкой, похвалой | 1.Вести карту наблюдения. 2.Работа в группах, парах. 3.Индивидуальные консультации. 4.Уроки коррекции знаний. 5.Опорные конспекты, памятки. 6.Дидактические игры |
Внеурочная деятельност ь | При возникновении затруднений: в изучении нового материала; выявлении пробелов в знаниях | Для: предупреждения неуспеваемости; ликвидации выявленных пробелов в знаниях; формирования мотивации, интереса к учебе | Индивидуальноличностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися | 1.Индивидуальные и групповые консультации. 2.Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки- инструкции, помощь сильных учеников). 3.Творческие задания |
Воспитатель ная работа | Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников | Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе | Индивидуальноличностный подход, создание комфортной среды | 1. Вовлечение в кружки, КТД. 2. Проведение тематических классных часов, предметных недель. 3. Опора на хобби |
Работа с родителями | При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашнего задания | Для оказания профессионально- педагогической помощи | Определение типа ученика и причин неуспеваемости | Тематические родительские собрания. Индивидуальная и групповая работа |
Приложение 5
Этапы профилактики учебной неуспешности
| Этапы профилактики | Заместитель директора | Учитель- предметник | Классный руководитель | Педагог- психолог | Социальный педагог | Учитель логопед, учитель- дефекто лог |
| Выяв ление | Анализ устных заявлений и сигналов о выявленных обучающихся с трудностями в обучении. На основе предоставлен ной информации организация работы ППК с целью определения дальнейшей стратегии оказания помощи обучающемуся | Проведение диагностик и предметных результате в неуспевающ их обучающихс я. Информиров ание заместителя директора о результатах диагностики | Анализ успеваемости и посещаемости. Сбор информации от учителей- предметников. Информирует: - специалистов службы психолого- педагогического сопровождения (педагог- психолог, учитель- логопед и пр.) о выявленных обучающихся и вероятных трудностях; - родителей о выявленных проблемах и необходимости проведения углубленной психолого- педагогической диагностики с обучающимися специалистами службы психолого- педагогического сопровождения Информирование заместителя директора о результатах работы по выявлению | Проведение углубленно й психолого- педагогическ ой диагностик и обучающихс я, испытывающ их трудности в обучении (при согласии родителей). Информиров ание заместителя директора о результатах диагностики | Проведение комплексного обследования социально- психологическ их условий жизнедеятель ности обучающегося | Проведени е комплексн ой диагност ИКИ |
Засед ание психо лого- педаг огиче ского коней лиума | Определение дальнейшей стратегии оказания помощи обучающемуся, испытывающем у трудности в обучении | Представлен ие результате в диагностик и о проведенной работе с обучающимс я, испытывающ им трудности в обучении | Представление результатов анализа успеваемости и посещаемости обучающегося, испытывающего трудности в обучении | Представлен ие результате в диагностик и | Представлени е результатов диагностики | Представл ение результато в диагности ки | |
Реализа ция зация прогр аммы | Посещение уроков с целью контроля реализации решений консилиума. Организация обмена опытом педагогов. Проведение собеседовани й с классными руководителя ми по результатам работы с обучающимис я, испытывающ ими трудности в обучении | Индивидуали зация обучения в соответств ИИ с выявленны ми затруднени ЯМИ. Планирова ние и проведение уроков с использова нием интерактив ных методов. Развитие читательск ой грамотност и. Использова ние дифференц ированного обучения. Использова ние формирую щего оценивания Активное обучение (проекты, исследован ия) | Ведение журнала посещаемости. Разработка вместе с обучающимся ИОМ, подведение итогов по окончанию четверти. Помощь обучающемуся в реализации индивидуально го плана учебной деятельности. Уведомление родителей, заместителя директора о посещаемости и успеваемости обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразоват ельных программ | Ведение журнала посещаемости. Разработка вместе с обучающимся ИОМ, подведение итогов по окончанию четверти. Помощь обучающемуся в реализации индивидуально го плана учебной деятельности. Уведомление родителей, заместителя директора о посещаемости и успеваемости обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразоват ельных программ | Организация летней работы и отдыха обучающего ся, испытываю щего трудности в обучении. Вовлечение обучающего ся в кружки и секции. Посещение уроков с целью наблюдения за обучающимс я. Посещение семьи обучающего ся, испытываю щего трудности в обучении. Разработка рекомендаци й по воспитанию детей | | |