СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы Школьного ученического самоуправления

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на развитие актива ученического самоуправления как одной из составляющих частей государственно-общественного управления образованием. Она является примером обобщения и систематизации различных программ по обучению школьников-активистов образовательных организаций.

Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении образовательной организацией, а основным принципом государственной политики и правового регулирования является демократический характер управления образованием, обеспечение прав, в том числе и несовершеннолетних обучающихся, на участие в управлении образовательными организациями. В целях учёта мнения участников образовательного процесса создаются советы обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы Школьного ученического самоуправления»

«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»



А.С. Макаренко 



 



  1. Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие актива ученического самоуправления как одной из составляющих частей государственно-общественного управления образованием. Она является примером обобщения и систематизации различных программ по обучению школьников-активистов образовательных организаций.

Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении образовательной организацией, а основным принципом государственной политики и правового регулирования является демократический характер управления образованием, обеспечение прав, в том числе и несовершеннолетних обучающихся, на участие в управлении образовательными организациями. В целях учёта мнения участников образовательного процесса создаются советы обучающихся.

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении (советах обучающихся) способствует формированию у них осознанной активной гражданской позиции, развитию критического мышления, социальной компетентности.

Программа обучения ученического актива призвана способствовать развитию лидерских качеств, навыков осознанного принятия решений, основных управленческих функций, технологиям эффективной работы в группе, которые будут полезны школьникам при работе в ученическом самоуправлении образовательной организации. Большое внимание уделяется обучению технологиям социального проектирования, как реализации системно-деятельностного подхода, предполагаемого в качестве основы системы организации образования согласно ФГОС. Кроме того, ребята ознакомятся с нормативно-правовой базой, регламентирующей работу ученического самоуправления в школе. Программа направлена на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Программа соответствует современным образовательным стандартам и принципам обучения – индивидуальности, преемственности, доступности и результативности.

Согласно требованиям ФГОС, у обучающихся формируются следующие метапредметные компетенции:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать внеурочную деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

4) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

5) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.

Программа работы ученического самоуправления Школы №70 рассчитана на год.

Программа рассчитана на учеников 5-11 классов





  1. Цели и задачи

Цель:

Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.

Задачи программы:

  1. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей;

  2. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;

  3. Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

  4. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учащихся.

  1. Принципы реализации программы

  • Добровольности, равноправия всех членов самоуправления, законности и гласности.

  • Приоритета интересов детей и подростков, общечеловеческих ценностей. - Неприятия социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной вражды и неприязни.

  • Открытости для всех учеников-членов самоуправления и для сотрудничества с другими молодёжными коллективами, разделяющими его цели и задачи.

  • Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.

  • Коллегиальность принятия решений.

  • Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.

  • Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.

  • Уважение мнений меньшинства и большинства.





  1. Участники реализации программы



  1. Педагог - организатор (курирует работу)

  2. Президент. Избирается на общешкольном голосовании, сроком на два года. В голосовании могут принять участие все ученики школы.

  3. Школьный парламент

  4. Активы классов

  5. Коллектив педагогов

  6. Коллектив родителей

  7. Коллектив общественных организаций





Первое направление - работа коллективом учеников



Работа с ученическим коллективом осуществляется по двум направлениям: взаимодействие с классными и общешкольным активами (собрание, сборы, семинары) и работа с учащимися, не входящими в школьные активы (общешкольные акции, выставки, концерты и т.д.).

Задачи работы с ученическим коллективом:

  • Активное вовлечение учащихся в деятельность ученического самоуправления.

  • Поддержание инициативы и самостоятельности учащихся.

  • Формирование ответственности за порученное дело.

  • Формирование и обучение актива школы.

  • Помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприятий различного направления.


Второе направление - работа с коллективом педагогов


Работа с коллективом педагогов школы является одним из важных направлений деятельности. Роль классного руководителя здесь очень важна, так как он должен создать атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу, к сотрудничеству.

Задачи работы с педагогическим коллективом:

  • Организация классного самоуправления на должном уровне.

  • Активное участие педагогов в общешкольных мероприятиях.

  • Диагностика, регулирование и коррекция планов работы и разработок мероприятий;

  • А анализ результативности работы органов ученического самоуправления.

  • Анализ знаний, умений и навыков, приобретаемых детьми в результате работы в органах ученического самоуправления.


Третье направление - работа с коллективом родителей


Цель данного направления работы – объединить усилия семьи и школы, скоординировать их деятельность для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья – школа»

Совместная работа всех участников образовательного процесса дает хорошую возможность для роста учащихся в личностном плане

Задачи работы с коллективом родителей:

  • Просвещение родителей по вопросам необходимости ученического самоуправления в школе.

  • Вовлечения родительского актива в управленческую деятельность школы на различных уровнях (класса, школы).

  • Совершенствование взаимодействия школы с учреждениями социальной сферы.


Четвертое направление – работа с коллективом общественных организаций


Очень часто школу№70 посещают общественные деятели. Они общаются ребятами, делятся советами, отвечают на все вопросы учеников.

Задачи работы с коллективом общественных деятелей:

  • Организация встреч с общественными деятелями;

  • Организация совместной деятельности (например, создание совместных проектов);

  • Совершенствование взаимодействия школы с различными общественными организациями.





  1. Этапы и сроки реализации программы



I этап (сентябрь - октябрь)

Цель: Создание условий для функционирования органов ученического самоуправления, утверждение плана работы на год

Задачи:

  • подготовительная работа со взрослыми участниками программы - педагогами, общественностью и учащимися школы:

  • изучение мнения педагогов, учащихся о необходимости развития ученического самоуправления в школе;

  • мотивирование всех участников образовательного процесса на реализацию данной программы;

  • формирование инициативной группы;

  • теоретическое обучение путем конкретизации функций и содержания деятельности органов ученического самоуправления;

  • выделение сферы деятельности, ответственности органов ученического самоуправления.

I I этап (октябрь – апрель)

Цель: Реализация и развитие системы ученического самоуправления.

Задачи:

  • формирование механизмов сотрудничества, совершенствование отношений между органами ученического самоуправления, педагогическим коллективом и администрацией школы;

  • участие органов ученического самоуправления в осуществлении мероприятий, социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни школы, общества;

  • выявление и воспитание лидеров с учетом индивидуальных возможностей и желаний ребенка.

I I I этап (май)

Цель: Подведение итогов работы ученического самоуправления.

Задачи:

  • мониторинг реализации программы;

  • организация и проведение социологического опроса с целью выявления результативности работы ученического самоуправления;

  • коррекция форм и методов включения учащихся в ученическое самоуправление.











  1. Структура программы



Ученическое самоуправление школы №70 включает в себя:

  • Ученическое самоуправление в классе (актив):

  • Школьный парламент

Вся деятельность ученического самоуправления школы №70 соответствует приоритетным направлениям воспитательной работы школы:

- Гражданско-патриотическое направление;

- Художественно-эстетическое направление;

- Общественно-полезное направление;

- Спортивно оздоровительное направление;

- Духовно- нравственное направление;

- Научно-познавательное направление.



  1. Содержание программы

Активы классов (самоуправление в классе)

Основой организации самоуправления в школе служит организация само­управления в классе.

Самоуправление класса, как и любого другого первичного коллектива, скла­дывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащими­ся, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

Общее классное собрание выбирает старосту класса. Староста класса ру­ководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты и творческий про­цесс, следит за дисциплиной и посещаемостью.

На общем собрании выбирается также актив класса и распределяются общественные поручения среди уча­щихся.

Классное самоуправление (актив)

1. Староста

2. Оформитель

3. Ответственный за учебу

4. Ответственный за трудовые дела

5. Ответственный за досуг

6. Физорг

7. Ответственный за дисциплину







Заседания актива класса проводятся еженедельно, на которых решаются следующие вопросы:

- обсуждение нарушителей дисциплины;

  • составление планов работы;

  • подведение итогов работы;

Ученическое самоуправление в классе

действует на основе следующих принципов:

  1. Выборность (все руководители и члены органов ученического самоуправления в классе избираются).

  2. Демократизм (практически все обучающиеся принимают участие в самоуправлении класса).

  3. Деятельностное функционирование (работа органов самоуправления наполнена конкретной деятельностью по улучшению жизни в классе и за его пределами).

  4. Согласие и единство (при подготовке и принятии решений органов самоуправления учитываются интересы и мнение каждого члена коллектива класса).

Создание в классах жизненного игрового пространства, наполненного полезной деятельностью способствуют обретению школьниками опыта самореализации и самоутверждения своей личности и построению в классах комфортных доброжелательных отношений



Школьный парламент



Координирует всю деятельность ШУС школьный парламент.

Во главе школьного парламента стоит президент школы, избираемый на общешкольном голосовании сроком на два года и утвержденный на первом общем сборе школьного парламента в начале сентября.

Работа Школьного Парламента разделена на министерства (образования, культуры и СМИ, труда и заботы, здравоохранения и спорта, закона и порядка), которые координирует Президент Парламента. Руководителей министерств назначает президент сроком на год.

Министерствами руководят министры, которые обязаны выполнять все поставленные задачи президента и следовать программе деятельности.

Также в школьный парламент входят и члены. Членом парламента может стать ученик с 5 по 11 класс. Норма представительства от класса 1 – 2 человека.

Школьный Парламент работает в соответствии с направлениями воспитательной работой школы, в тесном контакте с администрацией и педагогами, родителями, а также ученическими коллективами.

Функции Школьного Парламента:



  • Участие в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы обучающихся.

  • Утверждение плана проведения ученических мероприятий.

  • Установление шефства старшеклассников над младшими школьниками.

  • Корректировка самообслуживания обучающихся, их дежурства; поддержание дисциплины и порядка в школе.

  • Взаимодействие с администрацией школы (вносит предложения в администрацию школы)

Документация и отчетность Школьного Парламента:

  • Заседания школьного парламента протоколируются

  • План работы школьного парламента составляется на весь учебный год, исходя из плана воспитательной работы школы.

  • Анализ деятельности школьного парламента представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года.



Обязанности президента школьного парламента:

- организация стратегического планирования деятельности ученического самоуправления.

-  определение повестки дня и председательство на заседаниях ученического самоуправления.

-  организация работы по согласованию деятельности ученического самоуправления с администрацией школы, методическими объединениями и другими органами, существующими в школе.

-  координация работы актива классов.

- оказание помощи старостам классов по организационным моментам.


Обязанности пресс – секретаря:

- Протоколирует заседания Парламента ученического самоуправления;

- Ведет информационную базу данных Школьного парламента;

- Взаимодействует со средствами массовой информации в школе;

- Представляет информацию о работе Школьного парламента по запросу любого ученика и педагога школы;

- Ведет регистрацию официальных писем и обращений, поступивших в адрес Школьного парламента.

Министерство образования:

  • участие в организации предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов и других внеклассных мероприятиях по учебным предметам;

  • работа с нарушителями учебной дисциплины, прогульщиками;

  • оказание помощи отстающим в учебе.



Министерство культуры и СМИ:

  • оформление различных мероприятий;

  • выпуск объявлений и сигнальных листов;

  • организация конкурсов классных тематических газет, выпуск школьной газеты

«Родник вдохновения»;

  • организация и проведение разнообразных культурно–досуговых мероприятий;

  • проведение школьных тематических дискотек, организация экскурсий и походов в театры, музеи, выставки.



Министерство здоровья и спорта:

- контроль за санитарным состоянием школьных помещений;

- контроль за внешним видом учащихся;

- контроль за порядком и дежурством в школьной столовой

- организация просветительской деятельности с целью пропаганды ЗОЖ

- организация школьных и участие в городских и районных соревнованиях

между другими школам



Министерство труда и заботы:

  • оказание моральной помощи ветеранам войны и трудам (по микро-участку школы) и детским домам, подшефным классам;

- помощь в подготовке и в проведении различных мероприятий, конкурсов

- привлечение к участию в мероприятиях учащихся школ

- привлечение учащихся школ к труду

- привлечение учащихся к бережному отношению к родной школе

- проведение классных часов «Урок чистоты»



Министерство закона и порядка:

- контроль за соблюдением правил, прописанных в уставе

- контроль за состоянием готовности к уроку, наличие школьной формы и второй обуви, а также проверяется санитарное состояние класса

- заслушивание отчетов ответственных за дисциплину в класс

- координация работы правоохнительного отряда.



Суть ученического самоуправления, основанного на работе школьного парламента, заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.





  1. Заключение

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Умение самостоятельно определять цели и планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать эффективные способы решения задач; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать внеурочную деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

  2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

  3. Владение навыками проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

  4. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, правовых норм, установленных российским законодательством;

  5. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  6. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.





  1. Библиографический список



  1. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.

  2. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.

  3. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.

  4. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.

  5. Прутченко А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.