СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития одарённых детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос поддержки одарённых детей актуален всегда.ноособенно острым он становится в наше время

Просмотр содержимого документа
«Программа развития одарённых детей»

1







ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ







Пояснительная записка


Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда. Но особенно острым он становится в периоды, когда государство формулирует амбициозные задачи лидерства по ключевым позициям экономики.

В условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность сформировать новое качество человеческого капитала, новых лидеров развития страны и образовательной системы в частности.
ФГОС описывает социальный заказ общества, ориентированный
на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях, что взывает к созданию условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных и высокомотивированных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Это положение находит продолжение в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. «Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».
Фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития решались такими учеными, как А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн (об источниках развития способностей), Б. М. Теплов,
В. А. Крутецкий, (о структуре конкретных способностей), Б. Г. Ананьев
(о приоритете общих способностей, которые являются основой для развития социальных способностей). Исторический анализ изучения проблем одаренности предложен в трудах А. В. Жигайлова,А. И. Савенкова.

Большой вклад в развитие теории и практики работы с одаренными детьми внесли также Л. А. Венгер, Э. А. Голубева,Н. В. Гончаренко, В. Н. Дружинин, С. А. Изюмова, А. А. Мелик-Пашаев,М. А. Холодная, В. Э. Чудновский.
Важные методологические вопросы, связанные с целостным подходом к проблеме одаренности с учетом ее личностных составляющих, поставлены учеными А. К. Байметовым, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтесом,
В. С. Юркевич.
Наряду с теоретическими знаниями, активно развиваются практики
работы с одаренными детьми на уровне школы, муниципалитетов, регионов.
Работая в направлении выявления и поддержки одаренных детей, педагогические коллективы и отдельные педагоги разрабатывают инновационные программы, подбирают оптимальные технологические условия, выявляют эффективные психологические и методические инструменты при работе с одаренными детьми, однако подобный опыт часто
остается локальным, разрозненным, несистемным, несетевым.
В настоящий момент на уровне регионов не разработаны механизмы, согласующие:
- практики работы с одаренными детьми в предметных сообществах учителей;
- эффективный инновационный опыт образовательных учреждений;
- приращение инновационного опыта и присвоение его педагогами школ и учреждений дополнительного образования;
- активную диссеминацию успешных практик в общее образовательное пространство;
- апробацию лучших практик на уровне региона через региональные инновационные площадки (РИП) и выявление наиболее эффективных из них.
Среди всего многообразия понятия «одаренность» (их более 100)
остановимся на определении, которое было предложено еще в проекте
Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки
талантливых детей и молодежи в общенациональную систему: «Одаренность (талант) — это системное, развивающееся в течение жизни
качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»1.
Для создания условий развития и сопровождения детской одаренности также имеет значение то, что одаренность классифицируется с точки зрения:

1) особенностей возрастного развития (ранняя и поздняя);
2) степени сформированности (актуальная и потенциальная);

3) широты проявления (специальная (узкая) или общая (умственная).
Принципиальное значение для выстраивания направлений работы
с одаренными детьми имеет классификация одаренности, основанная
на виде деятельности и обеспечивающей ее сфере психики. Один из таких вариантов представлен в «Рабочей Концепции одаренности».

В практической деятельности выделяется одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.

В познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.

В коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность. И наконец, в духовно-ценностной деятельности – одаренность,
которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Учитывая каждое из проявлений одаренности (и их возможную совокупность на уровне развития одной личности), в российской системе
образования сложились определенные практики работы, обеспечивающие работу по поиску и поддержке одаренных детей. Они находят свою
реализацию на уровне инновационных практик педагога-предметника
(или педагога-психолога), на уровне инновационной деятельности учреждения (обычно это организация на базе школы, работы муниципальной
или региональной инновационной площадки). Усилия муниципальных и
региональных органов управления образования часто направлены на
координацию деятельности педагогов, школ, системы дополнительного
образования.
В рамках региональных систем образования накоплен некоторый опыт сопровождения одаренных детей:

Совершенствуются формы поиска и поддержки талантливых детей, и прогнозирования путей их успешного развития;

создаются системы социально-педагогического сопровождения одаренных детей, реализуются традиционные и инновационные формы работы с ними; осуществляется интеграция образовательных учреждений разных типов в вопросах работы с детьми;

внедряются разнообразные формы мотивации общественности региона на работу с одаренными обучающимися;

создаются условия для организации базовых и экспериментальных площадок, разрабатываются и внедряются инновационные программы по работе с одаренными детьми и др.
На региональном уровне можно выделить несколько базовых форматов в поддержку идеи развития одаренных детей, инициация которых обеспечит более раннее и масштабное (начиная с начальной школы)выявление одаренных детей в различных видах деятельности, а значит их целенаправленную поддержку:

-формирование регионального банка данных интеллектуально
одаренных детей с целью систематического дальнейшего сопровождения этих детей с участием ведущих предприятий области в качестве заказчиков на интеллектуальные проекты детей;
- создание специализированных образовательных организаций
для интеллектуально, спортивно и творчески одаренных детей;
- организация областных научно-методических центров по работе с одаренными детьми;
- организация проектной группы для тиражирования опыта образовательного центра «Сириус» для системы дополнительного образования;
- создание на основе учреждений дополнительного образования регионов очно-заочных школ, интенсивных образовательных курсов, школ олимпиадной подготовки и т.д.
- создание специализированных учреждений для одаренных
детей при национально-исследовательских университетах;
- усиление центров предпрофильной подготовки и профориентации, с учетом разработок Сколковского университета в этом направлении (в частности, проекта «Атлас будущих профессий»).
Представляется, что формирование четкого заказа относительно
поддержки и сопровождения в регионе одаренных детей в контексте
обеспечения социального и экономического эффекта в инновационном развитии региона создаст условия для объединения усилий школы, колледжа, вуза и работодателя.
Отработанная система диагностических процедур и методов,
направленных на выявление одаренных детей в образовательном учреждении, также поможет выстроить соответствующую работу с одаренными детьми.
При создании системы работы с одаренными школьниками необходима продуманная программа мониторинга их успешностей в социуме, доступная потенциальным работодателям.
Межведомственная и внутриотраслевая координация деятельности в работе с одаренными детьми, грамотная организация тьюторского
сопровождения одаренных и высокомотивированных детей в индивидуальной траектории развития обеспечит успех в их сопровождении на уровне региона


В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов подчёркивается, что «современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, – необходимый элемент модернизации экономики России» [Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012].

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. Такие дети часто не могут реализовать свой интеллектуальный потенциал из-за отсутствия широкого кругозора и недостаточной общей осведомленности.

Раннее выявление, развитие и воспитание одарённых и способных детей является одним из приоритетных направлений совершенствования системы современного образования, решает насущную задачу формирования творческого и научного потенциала общества.

На современном этапе развития российская школа переживает серьёзные преобразования. На смену парадигме «знания-умения-навыки» приходит федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Данный подход предполагает «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития» [Основная образовательная программа . Это, безусловно, предоставляет одарённым детям большие возможности.

За последние годы в стране увеличилось число специализированных школ или специализированных классов, реализующих программы работы с одарёнными детьми. На наш взгляд, существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

В рамках введения ФГОС нового поколения такая задача решается на внеурочных занятиях. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе педагога, осуществляется глубокое погружение в материал. Данные занятия позволяют раскрыть у учащихся не только интеллектуальные и творческие, но и организаторские способности, развить коммуникативные умения, что играет немаловажную роль в духовно-нравственном развитии младших школьников.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными
детьми
В профессиональном стандарте педагога говорится о том, что
учитель должен уметь использовать специальные подходы к обучению,
для включения в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с возможностями и т.д.
Авторы «Рабочей концепции одаренности» (под ред. Богоявленской Д. Б.) проясняют необходимые в работе с одаренными детьми компоненты профессионально-личностной квалификации педагога:
- базовый компонент профессиональной квалификации педагогов, включающий общую профессиональную педагогическую
подготовку и основные профессионально значимые личностные качества педагога;
- специфический компонент профессиональной квалификации педагогов, касающийся психолого-педагогических знаний, умений и навыков по психологии и педагогике одаренности;

-личностная позиция педагогов, призванная активизировать и развивать детскую одаренность;

профессионально значимые личностные качества педагогов.
Структурными компонентами профессионально-личностной готовности педагога к работе с одаренными детьми выступают:
- мотивационно-целевой (осознание необходимости и принятие личностно-ориентированного подхода к образованию как основного условия и фактора развития детской одаренности,
установка на поддержку творческой самореализации детей);
- аксиологический (гуманистические ценностные ориентации как
устойчивое ценностное отношение педагога к различным аспектам взаимодействия с одаренными детьми: к личности ребенка с признаками одаренности и к самому себе как субъектам саморазвития, к одаренности как потенциальным возможностям личности, к личностно-ориентированной деятельности как способу бытия в педагогической профессии);
- аутопсихологический (значимые для взаимодействия с одаренными детьми личностные характеристики педагога, позитивное восприятие себя как личности и профессионала, позитивная Я-концепция -как основа поведения и деятельности, высокий уровень личностной культуры);

- когнитивный (теоретические и практические знания, обеспечивающие конструктивное взаимодействие с одаренными детьми, освоение личностно-ориентированных технологий и техник личностного самоопределения);
- конструктивно-технологический (владение способами планирования, программирования, принятия решений в конкретных
личностно-ориентированных ситуациях взаимодействия с одаренными детьми, владение предметом на личностном уровне);
- рефлексивный (наличие развитого профессионального самосознания, личностной и педагогической рефлексии как основы конструктивного взаимодействия с одаренными детьми, позволяющих осуществлять осознанный выбор эффективных способов работы с ними).
В разработках Е. Е. Мерзон, А. Н. Панфилова, В. М. Панфиловой,
Р. Х. Шайморданова,
и др. созданы практические модели и проекты подготовки педагога к работе с одаренными детьми.

Учителю, работающему с одаренными детьми, часто приходится
работать с детьми, более знающими и способными, чем он сам, и поэтому должен обладать следующими качествами:
- конструктивно отвечать на вызовы, уметь реагировать на критику и не впадать в стресс;
- верить в свою компетенцию, способность решать появляющиеся проблемы, готовность отвечать за свои решения;
- уважать способность детей самостоятельно решать свои проблемы, верить в их положительные намерения, ценить и уважать их чувство собственного достоинства;

развивать потребность к интеллектуальному самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию, готовность изучать опыт работы других педагогов.

Педагогическим коллективом постоянно ведутся поиски содержания и форм внеурочной деятельности, в которой каждый ребёнок с первых дней пребывания в образовательном учреждении имеет право на самореализацию и может проявить свою уникальность, а также возможной интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Настоящая Программа развития одарённых детей разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы, а также на основе:

  1. Закона РФ «Об образовании»;

  2. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ 03.04.2012;

  3. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения)/Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011 г.;

  4. Примерных программ по внеурочной деятельности для начальной школы», основной(Из опыта работы по апробации ФГОС)/ Авт.-сост.: г.;

  5. Сборника программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе/Авт.-сост.: Казачкова С.П. – Волгоград, 2011 г.


Цель Программы развития одарённых детей - выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Цель Программы определяет следующие задачи:

  1. выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей, педагога-психолога и родителей;

  2. создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития; организация работы кружков по основным направлениям учебной деятельности;

  3. развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  4. стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

  5. развитие творческого и логического мышления учащихся;

  6. развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Работа строится в виде кружковой работы по направлениям:

Классы

Направление

Предмет

Название

1-4

общеинтеллектуальное

математика,русский язык

«Четыре путешествия в «Счисляндию», «Буквоешка»

1-4

общекультурное

окружающий мир, изо, технология

«Город мастеров»

1-4

интеллектуальное

математика, русский яык

«Эрудит»

5-9

духовно-нравственное

обществознание

«Из настоящего в будущее»

5-9

интеллектуальное

математика

«Решение практических задач»


Программа для обучающихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей от 6,5 -15 лет.

Основными принципами реализации программы являются:

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  2. принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  3. принцип научности и интегративности;

  4. принцип индивидуализации и дифференциации процесса образования, воспитания и развития обучающихся;

  5. принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития обучающихся.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщение - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

  • наглядные методы: демонстрация рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотографий, презентаций, видео- и аудиозаписей. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, подготовка презентаций, подготовка фотоколлажей, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

В ходе реализации Программы широко используются современные технологии и методы такие, как:

  • кооперативное обучение – метод, когда в небольших группах (от 5до 10 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить;

  • мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей;

  • групповая дискуссия – способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения;

  • метод придумывания – способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта;

  • метод проектов позволяет учащемуся проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции; и т.п.(информация по проектной деятельности вставить)

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях используются следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Формы работы:

  • групповые занятия в кружках;

  • предметные олимпиады;

  • творческие выставки;

  • исследовательские работы;

  • творческие мастерские;

  • предметные конференции и диспуты;

  • викторины, блиц-турниры, блиц-опросы;

  • занимательные игры;

  • экскурсии;

  • презентации;

  • индивидуальное консультирование учащихся.

Планируемые Результаты

Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

  • призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня.

В ходе освоения Программы учащиеся должны научиться:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.


Личностными результатами реализации Программы развития одарённых детей являются следующие умения и качества, приобретаемые обучающимися:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу родной страны;

    • осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;

    • умение проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

    • умение работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.;

    • стремление к самосовершенствованию;

    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Метапредметными результатами реализации Программы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно выявлять проблему, определять цель, формулировать учебную задачу, промежуточные этапы достижения цели;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достиже­ния результатов изучения темы занятия; если план одобрен, следо­вать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

  • адекватно оценивать свою работу в соответствии с заранее выработан­ными критериями и выбранными формами оценивания;

  • понимать значение работы над устранением ошибок;

  • находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

  • подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек, Интернет);

  • выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

  • извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

  • самостоятельно создавать алгоритм действий;

  • обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть общим рядом приемом решения задач;

  • выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

  • понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

  • использовать разные графические средства.

  • замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать в паре/группе;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • высказывать свою точку зрения по теме, проявлять активность и стремление высказываться, участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать во­просы, в том числе неожиданные и оригинальные, по изучаемому материалу;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­мер...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, при­ёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя ос­новные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (по­лилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон­фликтной ситуации;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, в том числе с использованием инструментов ИКТ;

  • грамотное построение устной и письменной речи.


Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, краевого, всероссийского и международного уровня;

  • проведение массовых мероприятий внутри объединения;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

  • просветительская работа с родителями обучающихся.


Примерный план работы по реализации программы

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций

в течение года

Зам. директора по УВР,

руководители кружков

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности

в течение года

Педагог-психолог гимназии

Создание банка данных по одарённым детям гимназии

сентябрь

Зам. директора по УВР

Проведение работы с родителями одарённых детей

в течение года

Классные руководители, педагог-психолог гимназии

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми

в течение года

Зам. директора по УВР, руководитель методического объединения учителей начальных классов

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам

в течение года

Зам. директора по УВР,

руководители кружков

Организация сети занятий по интересам

в течение года

Зам. директора по УВР,

руководители кружков

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся

октябрь-ноябрь

Зам. директора по УВР

Анализ критических замечаний и предложений по результатам школьных предметных олимпиад с выработкой рекомендаций

январь

Руководитель МО учителей начальных классов

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Китёнок», «Пегас»

в течение года

Классные руководители

Подготовка учащихся к городскому интеллектуальному конкурсу

сентябрь - апрель

Руководители кружков

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми

в течение года

Библиотекарь

Участие в городском турнире «Учись, твори, развивайся!»

апрель

Зам. директора по УВР,

руководители кружков

Анализ результатов участия в городском турнире «Учись, твори, развивайся!», в краевых, всероссийских и международных олимпиадах с выработкой рекомендаций.

Подведение итогов работы объединения

май

Руководитель методического объединения учителей начальных классов, руководители кружков



Показатели эффективности реализации практик по работе с
одаренными детьми
Индикаторами эффективности инновационной деятельности в регионе (муниципалитете) по работе с одаренными детьми могут быть:
На уровне региональной системы:
 наличие согласованного сетевого, межведомственного взаимодействия в сфере выявления и поддержки одаренных детей;
 разработанная и апробированная система мониторинга, которой
пользуются педагоги и психологи образовательных учреждений,
выявляющая талантливых учащихся начальной и основной школы
в естественном процессе обучения;
 действующая технология коучинга, поддерживающая и формирующая профессиональную компетентность педагогов в области
поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей;
 наличие сетевых смешанных форматов обучения: МЭШ (мобильная электронная школа), Универсариум, Лекториум, региональные
платформы для дистанционного образования и т.д.;
 разработанные методические рекомендации по реализации инновационных практик сопровождения одаренных школьников;
 разработанный механизм психологической поддержки одаренных
детей, способствующий развитию социального, эмоционального
интеллекта и психологической культуры школьника.
Индикатором успешности будет выступать повышение результатов
обучающихся в рамках оценочных процедур и конкурсных мероприятиях
(ГИА, ВПР, всероссийские олимпиады, конкурсы НТИ и т.д.)
На уровне организации
 наличие программ индивидуального сопровождения учащихся,
урочной и внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, тренинговых занятий для поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей в системе школьного и
дополнительного образования;
 наличие методических рекомендаций по реализации инновационных практик сопровождения одаренных школьников;
 создание мотивирующей творческой, комфортной среды для педагогов и обучающихся; Показатели эффективности реализации практик по работе с
одаренными детьми
Индикаторами эффективности инновационной деятельности в регионе (муниципалитете) по работе с одаренными детьми могут быть:
На уровне региональной системы:
 наличие согласованного сетевого, межведомственного взаимодействия в сфере выявления и поддержки одаренных детей;
 разработанная и апробированная система мониторинга, которой
пользуются педагоги и психологи образовательных учреждений,
выявляющая талантливых учащихся начальной и основной школы
в естественном процессе обучения;
 действующая технология коучинга, поддерживающая и формирующая профессиональную компетентность педагогов в области
поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей;
 наличие сетевых смешанных форматов обучения: МЭШ (мобильная электронная школа), Универсариум, Лекториум, региональные
платформы для дистанционного образования и т.д.;
 разработанные методические рекомендации по реализации инновационных практик сопровождения одаренных школьников;
 разработанный механизм психологической поддержки одаренных
детей, способствующий развитию социального, эмоционального
интеллекта и психологической культуры школьника.
Индикатором успешности будет выступать повышение результатов
обучающихся в рамках оценочных процедур и конкурсных мероприятиях
(ГИА, ВПР, всероссийские олимпиады, конкурсы НТИ и т.д.)

На уровне организации
 наличие программ индивидуального сопровождения учащихся,
урочной и внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, тренинговых занятий для поддержки и развития одаренных и высокомотивированных детей в системе школьного и
дополнительного образования;
 наличие методических рекомендаций по реализации инновационных практик сопровождения одаренных школьников;
 создание мотивирующей творческой, комфортной среды для педагогов и обучающихся;

сетевые форматы взаимодействия с вузами, другими школами,
предприятиями региона (города);
 наличие родительских инициатив и поддержки развития талантов.

На уровне личности обучающегося:
 выраженная способность обучающегося к самостоятельному, ответственному целеполаганию, планированию своей траектории
развития;
 осознанность в реализации своего личностного потенциала;
 умение формулировать жизненные перспективы и профессиональную карьеру в выбранной области деятельности по своим
способностям;
 повышение качественных и количественных показателей успешности, выражающихся в результатах оценочных процедур (ГИА,
ВПР) и показателях итогов конкурсов и олимпиад


1. Проблемная ситуация.

В «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» указано на то, что миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Эффективная система образования для поиска и поддержки одаренных детей включает в себя кроме продуманных управленческих программ, профессиональное мастерство учителей и наставников, постоянно повышающих свою компетентность, системную работу школы и центров дополнительного образования, активное сетевое взаимодействие
всех участников образовательного процесса по выявлению и внедрению
лучших практик.
Работая сегодня в направлении выявления и поддержки одаренных детей, учителя и образовательные учреждения разрабатывают инновационные программы, подбирают оптимальные технологические условия, выявляют эффективные психологические и методические инструменты при работе с одаренными детьми. Однако подобный опыт часто остается локальным, разрозненным, несистемным, несетевым.
В настоящий момент на уровне региона пока не разработаны механизмы, согласующие:
- практики работы с одаренными детьми в предметных сообществах учителей;
- эффективный инновационный опыт образовательных учреждений;
- приращение инновационного опыта и присвоение его педагогами школ и учреждений дополнительного образования;
- активную диссеминацию успешных практик в общее образовательное пространство.



Риски, возникающие при работе над программой
- недостаточная включенность педагогов в конкурсные мероприятия;
- недостаточная мотивированность педагогов на приращение
опыта и модификацию «под себя» уже имеющихся практик.;
- недофинансирование конкурса по оплате работы привлеченных экспертов.
Пути преодоления: непосредственная работа с руководителями учреждений, усиление информационной составляющей,
продумывание «бонусов» для активных педагогов и организаций.
Образовательные результаты:
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при работе с одаренными детьми (критериями будут:
рост успешности обучающихся образовательных организаций, принявших участие в конкурсе: динамика результатов в
течение трех лет по ВПР, ГИА, численности учеников, принявших участие в ВсОШ, конкурсах; рост удовлетворенности
педагогов и руководителей школ региональной системой диссеминации инновационного опыта с одаренными детьми).
- Повышение уровня знаний и компетенций учащихся (критерий: рост успешности обучающихся образовательных организаций, принявших участие в конкурсе: динамика результатов в течение трех лет по ВПР, ГИА, численности учеников, принявших участие в ВсОШ, конкурсах).
- Освоение нового способа взаимодействия между высокомотивированными детьми региона и педагогами (удаленный формат работы).
- Освоение педагогами и управленческими кадрами эффективной формы выявления и диссеминации инновационного опыта по работе с одаренными детьми на уровне региона.


И все-таки :ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию одаренного ребенка, является педагог. Заинтересовать учителей в профессиональном развитии
– значит надолго обеспечить успех в развитии своей школы, в частности, и системы образования муниципалитета, региона, страны в целом.
Комплексное использование приемов мотивирования гарантирует эффективность управленческого влияния на готовность и желание учителя
работать с детьми, имеющими особые потребности в образовании.

Анкета по выявлению системообразующих компетенций
при работе с одаренными детьми

Компетенции

Умения

Степень
овладения
умениями
(от 0 до 5 баллов)

1.

Социально
прогностическая
компетенция

Умение прогнозировать результаты
обучения и воспитания


2.

Умение выявлять возможные склонно
сти у обучающихся



3.

На основе цели взаимодействия уме
ние определять методы, приемы и
средства работы



4.

Диагностическая
педагогическая
компетенция

Умение по анализу природы достиже
ний и неудач


5.

Умение по определению условий при
менения технологий обучения, воспи
тания и мотивации



6.

Тьюторская
компетенция

Знания по методам и приемам тьютор
ского сопровождения талантливых де
тей


7.

Умение определять оптимальное от
ношение руководства педагога и само
стоятельности учащихся в работе



8.

Компетенция
самосовершенство
вания

Умение по анализу собственной про
фессиональной деятельности


9.

Знание рефлексивных технологий для
оценки уровня своего профессиональ
ного и личностного развития



10.

Умение формировать траекторию соб
ственного самообразования и самосо
вершенствования