СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа: " Твой выбор"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Твой выбор" направлена на осознанный выбор подростков в соблюдении здорового образа жизни

Просмотр содержимого документа
«Программа: " Твой выбор"»

Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления ПАВ

(психоактивных веществ) «Твой выбор»


«Болезнь легче предупредить, чем лечить» — это золотое правило медицины

приобретает особое зна­чение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

Основная задача педагогической профилактики заключается не только в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Молодые люди должны успешно строить отноше­ния с окружающим миром — решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задача­ми воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дурманящих веществ.

Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкос­ти (усиление защитных факторов) - наиболее современный подход к профилактике.

Данная программа основана на концепции, которую можно без тру­да объяснить детям, учитывая их воз­растные особенности. Стержневым понятием является понятие «едино­го целого», т.е. здоровье следует по­нимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обяза­тельно влияет на все остальные части целого.

Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Программа сопровождает процесс становления и развития личности школьника и охватывает весь период обучения ребенка в школе.


Цели:

- привлечь внимание учащихся к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ);

- оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.


Основные задачи:

- предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;

- сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ);

- помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ.


В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты:


1.Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.


2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков «группы риска».

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.


3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.


Программа профилактики состоит из трех этапов. В ее основу положены возрастные периоды закладки аддиктивного поведения детей.


ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ЗАКЛАДКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У аддиктивного поведения есть несколько этапов закладки.

1 этап - познавательный (период ориентации). Он приходится на возраст 3-5 лет. Ребенок знакомится с ситуациями употребления алкоголя и табакокурения окружающими его взрослыми людьми. Кроме того, что он видит, как это делает взрослое окружение, часто сам становится пассивным курильщиком.

Промежуток между 1 и 2 этапами называется установкой на «первую пробу».


2 этап - этап тайного пребывания. Ребенок в 8-9 лет начинает четко анализировать ситуацию поведения окружающих. Он видит, как взрослые, выпив, становятся «детьми». Начинают его замечать, шутить с ним, играть в его игры, что им и в голову не придет делать в трезвом состоянии.

Вывод: попробовав алкоголь, стану взрослее.


3 этап импровизированного застолья. 12-14 лет - дни рожденья с алкоголем без присутствия родителей. Этот период совпадает с периодом полового созревания. Период неустойчивого гормонального выхода, когда все полученные эмоции особенно сильно запоминаются. Это период, когда дети одного класса делятся на отдельные группировки, и здесь очень важно, кто лидер этой группировки.

4 этап приходится на подростковый возраст 14-17 лет «формирования круга друзей». Здесь, как правило, и школа, и родители принимают самое активное участие, но, зачастую, не в нужном направлении. Детей переводят в другие школы, формируют спецклассы и, подчас, эти новые группировки вносят разнообразие в аддиктивное поведение. Если подросток из некурящей группы перешел в курящую, из непьющей в пьющую, то вероятность того, что он не начнет курить или употреблять алкоголь очень низка.


ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ


этапы

возраст

характеристика

I

6 -9 лет






9-11 лет

Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля.

Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.

II

11 – 13 лет

Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку

«не делай, как другие» по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).


III

14 – 17 лет

Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; «умей сказать – НЕТ!»



ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

этапы

класс

формы работы

I

1 - 2






3- 4

Игровые ситуации, инсценирование, сказкотерапия, контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов);тренинги «Загадки необитаемого острова», «Учимся быть внимательными»;


Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги «Правила доброты», «Я учусь владеть собой»;

(сценарии уроков здоровья в книге Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья, 1-4 классы »);

II

5 - 7

Тренинг «Уроки общения», ролевые игры, контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения;


III

8 – 9




10 - 11

Тренинг «Мир моих чувств», тренинг общения, ролевые игры, дискуссии, деловые игры; контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения;


Тренинг «Мой жизненный выбор», тренинг толерантности, дискуссии, деловые игры, презентации.



Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ:

Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффектив­ных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое развора­чивается в рамках так называемого «группового процесса», обеспе­чивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познава­тельной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.  

Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созда­нием на первом этапе тренинга «правил группы». В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д.  

Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.  

 

Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором участники объеди­няются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимо­действуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-рас­пределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать каче­ства социальной и личностной компетентности учащихся.  

 

Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построен­ных игр активно решать поставленные за­дачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значи­мых ситуациях.  

 

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.  

 

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и уста­4овки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с раз­ных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.  

 

Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обу­чение, получить удовольствия от учебы.

 

«Аквариум» – это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся.  

 

Сказкотерапия – Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных «антинаркотических барьеров», наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.

 

Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством.  

Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с «большим» миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир.  

Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку («я не хуже других»), адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.  

 

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин «психогимнастика» рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.  

Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.

 Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.  





Тренинговые программы, применяемые в профилактической работе


Возрастная группа

Название тренинговой программы

Основные цели и задачи тренинговой программы.

Младшие школьники

(1-2 класс)

«Загадки необитаемого острова»

  1. Создание благоприятных условий для развития личности.

  2. Профилактика и коррекция социально-психологической дезадаптации

  3. Развитие эмоциональной сферы.

  4. Формирование навыков самопознания и эффективного общения.

1-2 класс

«Учимся быть внимательными»


1)Развитие основных свойств внимания (концентрации, распределения, переключения, объёма);

2)Формирование навыков самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;

3)Обучение ребят регулированию своего эмоционального состояния путём релаксации ( расслабления).

3-4 класс

«Правила доброты».

1)Обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.

2)Обучение ребят отреагированию своего гнева приемлемым способом (безопасным для себя и окружающих), а также отреагированию негативной ситуации в целом;

3)Формирование способности осознавать свои эмоции и чувства других людей (развитие эмпатии);

4)Обучение ребят техникам и способам управления собственным гневом.

5)Снижение уровня личностной тревожности;

6)Развитие позитивной самооценки.


2-4 класс

«Я учусь владеть собой»

  1. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

  2. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции.

  3. Обучение ребят ответственному отношению к своим поступкам.

  4. Развитие умения сказать «Нет».

  5. Повышение самооценки и уверенности в себе.

  6. Развитие коммуникативных навыков.

Среднее звено

(5-6 класс)

«Уроки общения»

1)Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

2)Развитие умения слущать других людей.

3)Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

4)Обучение способам внутреннего самоконтроля.

5)Формирование позитивной моральной позиции.

7-9 класс

«Мир моих чувств»

  1. Обучение подростков обозначению своих личных границ и уважению границ другого человека.

  2. Обучение способам выражения чувств.

  3. Формирование уважительного отношения к чувствам других людей.

  4. Повышение самооценки подростков.

  5. Отработка навыков взаимодействия и уверенного поведения.

8-9 класс

Тренинг общения

  1. Повышение общей социально- психологической адаптированности учащихся.

  2. Развитие коммуникативных навыков.

  3. Формирование навыков социально приемлемого самовыражения.

  4. Развитие самоконтроля.

Старшее звено

(9-11)

«Мой жизненный выбор»

  1. Профилактика и коррекция социально-психологической дезадаптации.

  2. Развитие личности старшеклассников.

  3. Развитие ценностно-смысловой сферы.

  4. Повышение общей успешности учащихся.

10-11 класс

«Жить в мире с собой и другими».

(Тренинг толерантности)

1)Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

2)Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций

3)Повышение самооценки.

4)Развитие коммуникативных навыков.

5)Формирование позитивного отношения к своему народу.

6)Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.


Ввиду загруженности учебного плана школы профилактические занятия планируется проводить один раз в две недели. Длительность занятия – 1 урок. Участие ребят в дискуссиях, обсуждениях является добровольным. Задача ведущего – не принуждать ребят, а всячески поощрять их участие.

Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления результатов входящей (в начале работы) и итоговой (по окончании этапа) диагностик. Для каждого звена рекомендуется отдельная анкета с учетом возрастных особенностей учащихся.

Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная задача. В этой связи особенно важным представляется консолидация всех структур, задействованных в системе школьного образования. Только путем согласованных действий можно избежать приобщения школьников к употреблению ПАВ.

Уровни и основные направления работы по профилактике употребления ПАВ среди учащихся

Районное управление образования

Педагогический коллектив

Медицинские работники

Родители

•  организация и проведение мероприятий по профилактике на муниципальном уровне

•  координация работ с другими заинтересованными министерствами и ведомствами по проблемам профилактики употребления ПАВ

•  запрет продажи и рекламы табачных и алкогольных изделий на территории школ и вблизи нее

•  мониторинг и контроль работы по профилактике

•  контроль запрета на употребление ПАВ в школе

•  проведение тематических классных часов, занятий и родительских собраний по профилактике (согласно программе «Твой выбор»)

• индивидуально- профилактическая работа с детьми «группы риска»

• организация работы Совета Профилактики

•координация работы с ПДН, КДН по проблемам профилактики

•  проведение лекций и бесед на тему ЗОЖ, профилактики вредных привычек

•  выявление лиц, употребляющих ПАВ и при необходимости направление их на консультацию или лечение

•  проявление интереса к поведению ребенка (признаки курения, употребления алкоголя, ПАВ)

•  контроль свободного времени ребенка (где и как его проводит)

•  знакомство с друзьями ребенка

•  контроль расходования ребенком карманных денег

•  извещение учителей и мед. работников о случаях подозрительного поведения ребенка или его друзей

•  участие в мероприятиях, направленных на профилактику вредных привычек



Литература:


Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитательно – профилактическая работа в системе образования: Сборник нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами /Под ред. С.А. Репина,

Н.И. Фуниковой.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». – 2001.


Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.


Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.


Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». – М.: Просвещение, 2003.


Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». – М.: Просвещение, 2003.


Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.,2003.


Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2006.


Шарапановская Е.В. Социально- психологическая дезадаптация детей и подростков. М., 2005.