Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №1» Камышловского городского округа Имени Героя Советского Союза Бориса Самуиловича Семенова
Программа внеурочной деятельности
5 - 9 класс
Классный руководитель:
Метелева Т.В.
Камышлов 2019
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС ООО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся прежде всего должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Нормативным основанием для формирования программы внеурочной деятельности учащихся 5 – 9 класса являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт ООО.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
Письмо Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Устав МАОУ «Школа №1» КГО.
Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Основные задачи:
Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности на данном возрастном этапе;
Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями школы, семьями обучающихся;
Включение учащихся в разностороннюю деятельность;
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни;
Создание условий для эффективной реализации основных образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время;
Предполагаемые результаты
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Принципы организации внеурочной деятельности:
включение учащихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учёт возрастных особенностей учащихся;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
опора на ценности воспитательной системы школы.
Содержание внеурочной деятельности и механизмы её реализации
В школе для подростков создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, направлено на реализацию Образовательной программы школы. Набор внеурочных модулей формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, проектная деятельность и т.д.
Для реализации внеурочной деятельности составляются Рабочие программы внеурочных курсов в соответствии с целями и задачами, изложенными в Образовательной программе школы.
Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей:
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; социальной активности;
представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; приобщение к системе культурных ценностей;
трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств,
организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
навыков здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность в ОУ реализуется через:
- план внеурочной деятельности;
- программы внеурочной деятельности;
- классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);
- деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, библиотекаря, руководителя школьного музея) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.
Модель внеурочной деятельности школы включает в себя следующие компоненты:
1. Деятельность классных руководителей (в рамках разработанных и утвержденных программ: программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования ценностного отношения к здоровью и экологической культуры; других воспитательных программ и проектов, разработанных классными руководителями).
2. Деятельность других педагогических работников школы (заместителей директора по ВР, УВР, педагога-психолога, старшей вожатой, учителей-предметников, социального-педагога, библиотекарей) в рамках разработанных и утвержденных воспитательных программ).
3. Использование программ внеурочной деятельности.
4. Использование ресурсов учреждений культуры и спорта, других заинтересованных организаций (экскурсии, библиотечные уроки, выставки, социальные и творческие акции, концерты, соревнования, турниры т.п.).
Деятельность классного руководителя осуществляется в соответствии с его должностными обязанностями. В его задачи входит организация образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся, направленного на достижение планируемых воспитательных результатов. Классный руководитель организует систему отношений в классе через разнообразные формы и виды воспитывающей деятельности в соответствии с ключевыми направлениями внеурочной деятельности в рамках ФГОС; организует социально значимую и творческую деятельность учащихся. Выполняя координирующую роль, классный руководитель взаимодействует с педагогическими работниками школы, а также работниками учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта с целью расширения образовательного пространства, направленного на развитие и воспитание личности учащихся, создания условий для самовыражения и самореализации детей. Деятельность других работников школы (заместителей директора по УВР, педагога-психолога, учителей-предметников, социального педагога, библиотекаря) осуществляется в соответствии с их должностными обязанностями в рамках разработанных и реализуемых в образовательном учреждении воспитательных программ и проектов, представляющих собой единство учебного, воспитательного и развивающего процессов учащихся.
Направ ления развития личности | Направление внеурочной деятельности | Виды внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬ НОЕ | Спортивно-оздоровитель ное | Игровая деятельность Спортивно-оздоровительная Туристско-краеведческая деятельность Познавательная деятельность Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | Предметные недели. Библиотечные уроки. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры. Участие в научно-исследовательских конференциях. Участие в олимпиадах. Разработка проектов к урокам. |
ДУХОВНО-НРАВСТ ВЕННОЕ | Научно-познавательное | Проблемно-ценностное общение Художественное творчество | Организация походов, экскурсий, внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Участие в спортивных соревнованиях различного уровня. Обязанности дежурных по классу, субботники, акции добрых дел. |
Художественно-эстетическое |
Туристско-краеведческая деятельность |
Общественно-полезная деятельность | Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) |
Проектная деятельность | Трудовая (производственная) деятельность |
СОЦИА ЛЬНОЕ | Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность | Проблемно-ценностное общение. Социальное творчество (социально преобразующая деятельность. Трудовая (производственная) деятельность КТД | Беседы, экскурсии, наблюдения. Участие в творческих конкурсах, в акциях. Участие и подготовка к мероприятиям. Разработка проектов. Сюжетно-ролевые игры. |
ОБЩЕИНТЕЛЛЕК ТУАЛЬ НОЕ | Научно-познавательное | Познавательная деятельность Туристско-краеведческая деятельность | Беседы, экскурсии. Подготовка и участие в конкурсах. Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия |
Проблемно-ценностное общение |
ОБЩЕ КУЛЬТУР НОЕ | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение). Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. | Организация экскурсий, выставок рисунков, творческих работ обучающихся. Проведение тематических классных часов, встреч, бесед. Участие в конкурсах. |
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности;
кадровое обеспечение программы;
методическое обеспечение программы;
педагогические условия;
информационное обеспечение;
материально-техническое обеспечение.
Мониторинг эффективности программы внеурочной деятельности
Направления для диагностики:
Личность самого воспитанника
Компетенции ученика | Показатели | Методический инструментарий |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации. | 1.Познавательная активность учащихся. 2.Произвольность психических процессов. 3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности) | 1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка. 2.Педагогическое наблюдение. 3.Оценка уровня тревожности Филипса «Шкала тревожности». |
Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива. | 1.Коммуникабельность. 2.Знание этикета. 3.Комфортность ребёнка в школе. 4.Сформированность совместной деятельности. 5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами. 6.Соблюдение социальных и этических норм. | 1.Методика выявления коммуникативных склонностей уч-ся. 2. Педагогическое наблюдение. 3 Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью». 4.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе». |
Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося. | 1.Нравственная направленность личности. 2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. 3.Развитость чувства прекрасного. | Уровень воспитанности |
Детский коллектив
Цели и задачи | Ожидаемые результаты | Методы и методики мониторинга |
Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности | 1. Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.) 2.Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива 3.Сформированность коммуникативной культуры учащихся | 1. Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину) 2.Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов» 3.Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» 4.Методика «Сочинения учащихся» 5.Социометрия 6.Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности» 7.Методика определения уровня развития самоуправления Цветопись (по А.Н. Лутошкину) 8. Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину) |
Профессиональная позиция педагога
Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся (итоги учебного года);
Проектная деятельность учащихся;
Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;
Количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;
Посещаемость занятий, курсов;
Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса;
Посещение родителями обучающихся родительских собраний;
Участие родителей в мероприятиях;
Удовлетворенность учащихся жизнью школе;
Удовлетворенность родителей деятельностью педагога, школы;
Наличие благодарностей, грамот;
Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям
Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;
Презентация опыта на различных уровнях;
Наличие научно-педагогических и методических публикаций.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Готовность к производительному труду;
готовность к дальнейшему образованию;
сформированность мировоззрения;
сформированность общей культуры;
сформированность потребностей и умений творческой деятельности;
сохранение здоровья.