Пояснительная записка
Программа «Начальное техническое творчество» адаптированная, имеет базовый уровень освоения, составлена на основе учебного издания Министерство образования и науки Российской Федерации
Дополнительное образование выполняет компенсаторные функции, развивает интерес детей к познанию и творчеству, способствует всестороннему развитию личности ребенка. С учетом социальных условий и возможностей осуществляется индивидуальный подход к обучению учащихся, создание условий для творческого роста воспитанников.
Данная программа базируется на получении основных видов навыков:
сенсорные (навыки восприятия) - умение читать различные виды схем, определять расстояния на «глаз» и т.д.;
графические - владение приемами работы с чертежными инструментами: линейка, транспортир, лекало, циркуль, угольник и др.;
двигательные - развитие мелкой моторики пальцев;
волевые - привитие навыков дисциплины, скрупулезности в выполнении работы, внимания.
дизайнерские - обучение эстетическому и оригинальному оформлению поделки.
Актуальность программы: в современных условиях существуют проблемы недостатка компетентных рабочих технического профиля. Программа «Начальное техническое творчество» (НТТ) направлена на повышение общекультурного уровня учащихся, получение знаний в области конструирования и технологий, развитие действенно-практической сферы личности и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, архитектор. Инженер имеет дело с техникой, техническими объектами и технологической деятельностью. Поэтому, НТТ - первая ступень в подготовке детей в области конструкторской и изобретательской деятельности.
Направленность программы: техническая, художественная, социально-педагогическая.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она пробуждает интерес к познанию мира техники, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственное изображение и устойчивый интерес к технике.
Объединение «Начальное техническое творчество» расширяет знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использование в жизни. Это первая ступень в занятиях детей техническим творчеством.
В процессе работы дети создают различные по сложности, но доступные для выполнения макеты, пользуясь ручными инструментами и приспособлениями: линейкой, лекалом, транспортиром, циркулем и др. При изготовлении макетов, моделей, игрушек и сувениров закладываются базовые понятия о простейших геометрических фигурах, контуре, силуэте, размере.
Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. Для всего этого необходимы умения правильной работы с инструментами, знания правил техники безопасности.
Графическая подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежности, их назначение и правила пользования.
Технологические занятия по объемным моделям предусматривают самые распространенные технологические операции по изготовлению авиа, авто, судомоделей.
В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными предметами:
технология - закрепление методов работы с бумагой, ножницами, клеем;
изобразительное искусство - навыки раскрашивания разверток моделей;
история - небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
Обучение производится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы.
Главное - это выявление опыта детей, включение их в содружество и в активный поиск знаний.
Характеристика участников образовательного процесса
Занятия в объединении «Начальное техническое творчество» - групповые. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа 7-12 лет (1-5 класс). Учащиеся объединяются в группы 10-12 человек по годам обучения.
Программа состоит из двух модулей. I модуль - «Введение в начальное техническое творчество», рассчитан на два года обучения по 3 6 учебных часов (по одному часу в неделю) в каждом году. II модуль - «Углублённое изучение начального технического творчества», рассчитан на два года обучения: по 36 учебных часов (по одному часу в неделю) в каждом году.
В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования, дети и их родители.
Занятия проводятся в виде лекций, бесед, практических и комбинированных занятий. Для лучшего восприятия материала используются наглядные пособия: образцы готовых изделий, моделей, макетов, чертежей, схем, набросков, шаблонов и др.
К теоретическим и практическим занятиям организовываются экскурсии на выставку технического и декоративно-прикладного творчества.
Программа предполагает получение учащимися элементарных знаний по черчению, начертательной геометрии, техническому конструированию, изобразительному искусству и ДР-
Цель программы
Обучение воспитанников основам конструирования моделей из бумаги и ознакомление со способами моделирования; создание условий для развития творческих способностей и самостоятельной деятельности учащихся.
Задачи программы
обучить работе с бумагой, клеем, картоном, пластилином, природным материалом;
обучить навыкам технического творчества;
привить навыки работы с инструментами (ножницы, линейка, циркуль, угольник, лекала, и др.);
обучить технологической терминологии (развёртка, геометрические фигуры и тела, технический рисунок, чертёж, эскиз, масштаб, фальцевание и др.);
способствовать развитию смекалки и изобретательности детей;
способствовать развитию у воспитанников мотивации к творческому поиску;
развивать творческое мышление;
развивать способность к самостоятельному труду;
воспитывать бережное отношение к труду;
формировать умение работать в коллективе.
Задачи I года обучения
обучить правилам безопасной работы с ножницами;
познакомить с историей возникновения бумажной промышленности;
познакомить со свойствами бумаги и картона;
обучить простейшим операциям при работе с бумагой и картоном;
дать первоначальные понятия об объемных фигурах;
научить воспитанников виду работы с бумагой - аппликации;
обучить начальным навыкам работы с пластилином и природным материалом;
способствовать развитию художественного вкуса.
Задачи II года обучения
дать представление о создании механической игрушки и технологии её выполнения;
поддерживать стремление разобраться в устройстве выполняемых объектов;
привить навыки работы с наборами готовых деталей;
обучить работе с более сложными поделками из пластилина и природного материала;
дать первоначальные понятия о геометрических телах;
научить выполнению контурных моделей (авиа, судо, автомодели);
обучить технологии изготовления объёмных поделок;
способствовать развитию художественного вкуса.
№ | Тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля |
Теория | Практика | Всего | |
1 | Вводное занятие, инструктаж ТБ... | 1 | - | 1 | |
2 | Знакомство и работа с бумагой и картоном. | 1 | 3 | • 4 | |
3 | Плоские поделки. | 1 | 7 | 8 | |
4 | Объемные поделки. | 1 | 4 | 5 | |
5 | Аппликация на бумаге. | 1 | 3 | 4 | |
6 | Работа с пластилином и природным | 1 | 3 | 4 | |
| материалом. | | | | |
7 | Техническое моделирование | 1 | 3 | 4 | |
8 | Культурно-досуговая деятельность | | 5 | 5 | |
9 | Заключительное занятие. Итоговая аттестация. | | 1 | 1 | |
| Итого: | 7 | 29 | 34 | |
Содержание программы I года обучения
Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, инструктаж по антитеррористической безопасности. Режим работы в объединении и правила поведения на занятиях.
Демонстрация поделок, выполненных учащимися объединения.
Изготовление поделки на свободную тему: с целью ознакомления с умениями и навыками учащихся.
Знакомство и работа с бумагой и картоном
Сведения о производстве бумаги и картона. Виды и сорта бумаги и картона. Их назначение и свойства. Приемы обработки бумаги, изменяющие характер листа: разрывание, сминание, скручивание. Способы соединения бумаги: разъемное и неразъемное. Склеивание внахлест и в торец.
Инструменты для разметки и сборки изделий: линейка, угольник, карандаш, циркуль, ножницы, клей и т.д. Правила работы с ножницами: по прямой, кривой, вырезание отверстий; фальцевание линий сгиба.
Практическая работа 1. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Практическая работа 2. Работы с бумагой и картоном. Складывание - поделка «Звезда».
Практическая работаЗ. Складывание, разрезание, разметка и склеивание - поделка «Вертушка».
Плоские поделки
Знакомство с шаблонами и трафаретами, способами их применения. Разметка и изготовление плоских поделок с помощью шаблонов и трафаретов. Соединение деталей при помощи проволоки и клея.
Практическая работа 1. Вырезание изделий по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое или в несколько раз.
Объемные поделки
Знакомство с геометрическими фигурами: куб, конус, цилиндр. Первоначальные понятия об объемных геометрических телах, развертках. Правила и приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.
Практическая работа 1-2. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Ракета».
Практическая работаЗ. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Самолет»,
Практическая работа 4. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Танк».
Аппликация на бумаге
Аппликация - это художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Техника и порядок последовательного выполнения работы. Создание художественных композиций.
Практическая работа 1-3. Выполнение аппликационных работ из готовых геометрических фигур на листе бумаги: «Грузовик», «Автобус», «Поезд», «Лодка».
Пластилин и природный материал
Пластилин - пластичный материал, позволяющий скреплять и изготавливать недостающие детали в поделках. Природный материал: шишки, семена растений, орехи, желуди, ракушки, ветки, палочки, птичьи перья, хвоя и т.д. Формирование у детей умения анализировать природный материал, как основу будущей поделки.
Практическая работа 1. Знакомство со свойствами природного материала, правильная заготовка и хранение природных материалов. Освоение навыков работы с пластилином и природным материалом.
Практическая работа 2-3. Создание сюжетных композиций и объемных поделок с использованием пластилина и природного материала: «Плот», «Катамаран», «НЛО».
Техническое моделирование
Работа с наборами готовых деталей. Название и назначение крепежа, при помощи которого будут соединяться детали: болты, гайки. Правила, техника безопасности и приемы работы с монтажными инструментами: отверткой и гаечным ключом (при монтаже и демонтаже). Показ различных способов и методов соединения деталей: подвижные и неподвижные.
Практическая работа1-3. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств и сооружений из наборов готовых деталей (по собственному замыслу) с планированием предстоящих действий. Дополнение собранйых моделей самодельными элементами (например, картонный кузов, катушка от ниток и др.).
Культурно-досуговая деятельность
Тематические беседы о праздниках: День учителя, Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта. Выполнение сувенирных поделок из бумаги, картона, природного материала. Начальные основы композиции, понятия формы и цвета. Приемы отделочных работ.
№ | Тема | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие, инструктаж ТБ. | | 1 | 2 |
2 | Работа с пластилином и природным материалом. | 1 | 1 | 2 |
3 | Суд о и авиамодели. | I | 6 | 7 |
4 | Механические игрушки. | 1 | 4 | 5 |
5 | Автомодели. | 1 | 3 | 4 |
6 | Техническое моделирование из наборов готовых деталей. | 1 | 1 | 2 |
7 | Объемные поделки. | 1 | 5 | 6 |
8 | Культурно-досуговая деятельность | 2 | 3 | 5 |
9 | Заключительное занятие, итоговая аттестация. | 1 | 2 | 3 |
Итого: 10 26 36 |
Содержание программы II года обучения
Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности, инструктаж по антитеррористической безопасности. Режим работы и правила поведения на занятиях.
Показ моделей предстоящих работ и образцов поделок, к качеству которых нужно стремиться.
Практическая работа. Выполнение поделки по собственному замыслу для проверки навыков и умений, полученных в предыдущем учебном году.
Работа с пластилином и природным материалом
Выполнение соединения деталей без клея, с использованием приёма вдавливания пластилина в природный материал.
Практическая работа. Изготовление картин методом «размазывания» пластилина по картону и создание законченной композиции по собственному замыслу.
З.Судо и авиамодели
Графическая подготовка - обозначение линий чертежа: линии видимого и невидимого контура, линии сгиба, осевая (штрих-пунктир) и вспомогательная линии.
Сведения о плавучих средствах. Значение авиации и судоходства в жизни людей. Виды транспорта, устройство судо, и авиамоделей, назначение деталей, их взаимозависимость.
Практическая работа 1-3. Изготовление авиамоделей: выполнение контурных моделей с крыльями по технологии симметричного вырезания, сборка и склеивание контурных моделей «Ракета», «Самолет «Сокол-9», «Вертолет», «Самолет» Юпитер».
Практическая работа 4-6. Изготовление судомоделей: выполнение контурных моделей по технологии симметричного вырезания: «Лодка с матросиком», «Лодка с парусом», «Катерок», «Баржа».
Механические игрушки
Механические игрушки - это игрушки с шарнирным соединением, в котором для подвижного соединения используется проволока.
Практическая работа 1-4. Изготовление механических поделок: «Собачка с лапкой», «Зайчик на колесиках», «Оленёнок», «Такса», «Слоник», «Лось» и др.
б.Автомодели
Беседа о машинах, их классификации и роли в жизни человека. Контурные автомодели - это простейшие виды автотранспорта.
Практическая работа 1-3. Основы создания контурных моделей на основе примера машины «Нива», «Грузовик», «Волга» и т.д.
б.Техническое моделирование из наборов готовых деталей
Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из наборов готовых деталей. Элементы предварительного планирования с определением последовательности сборки для создания данного объекта.
Практическая работа. Работа по образцу. Работа по технической инструкции.
Объемные поделки
Первоначальные понятия о разметке. Способы разметки. Понятия о шаблонах, трафаретах. Способы и приемы работы с ними.
Практическая работа 1-5. Изготовление поделок: «Шкатулка «Белочка», «Петрушка», «Слоник с бахромой», «Карандашница», «Павлин на основе конуса» и др.
№ | Тема | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие, инструктаж ТБ. | 1 | - | 1 |
2 | Оригами. | | 2 | 3 |
3 | Основы конструирования. | 1 | 2 | 3 |
4 | Авто, судо и авиамодели. | 1 | 8 | 9 |
5 | Первоначальные понятия о простейших геометрических фигурах. | 1 | 4 | 5 |
6 | Объемные поделки. | 1 | 4 | 5 |
7 | Культурно-досуговая деятельность | | 6 | 8 |
9 | Итоговое занятие, аттестация воспитанников. | I | 1 | 2 |
| Итого: | 9 | 27 | 36 |
Содержание программы III года обучения
Вводное занятие
Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учетом конкретных условий проведения занятий и интересов учащцхся. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ. Расписание занятий в текущем учебном году.
Изготовление поделки по собственному замыслу, с целью выявления интересов учащихся.
Оригами
Понятие оригами и киригами. История развития. Простейшие способы конструирования в технике оригами. Базовые формы.
Практическая работа 1-3. Выполнение игрушек-самоделок: «Лодочка», «Пароходик», «Самолетик», «Шапочка», «Кошелек» и др.
Основы конструирования
Закрепление и расширение знаний о некоторых чертежных инструментах и принадлежностях: линейка, циркуль, транспортир, лекало. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приемы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приемы работы с циркулем. Условные обозначения на графических изображениях: линия видимого и невидимого контура, осевая линия, сплошная тонкая (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Понятия об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение или уменьшение изображения плоских деталей при помощи клеток разной площади.
Практическая работа 1-2. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона модели самолета, корабля, автомобиля с применением знаний осевой симметрии, увеличение или уменьшение выкройки по клеткам.
Авто, судо и авиамодели
Понятия о моделях и их разновидностях: действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные, объемные, летающие, плавающие.
Изготовление объемных авто, судо и авиамоделей по самостоятельно построенной выкройке, по чертежам или эскизам. Технология изготовления моделей надстроек. Использование дополнительных материалов: проволоки, ниток и др. для улучшения внешнего вида моделей.
Виды самолетов, их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и т.д. Устройство модели самолета: фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное оперение, на которых располагаются рули. Космические летательные аппараты. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизатор.
Сведения из истории мореплавателей и великих географических открытий. Виды судов, их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские и др. Устройство корабля: нос, корма, борт, палуба. Особенности изготовления плавающих средств.
Практическая работа 1-2. Изготовление автомодели. Сборка отдельных деталей в единое целое. Раскрашивание и отделка деталей модели. Сборка модели.
Практическая работа 3-5. Изготовление поделок самолетов из бумаги: «Самолет «ЯК-3», «Ракета» из конуса и цилиндра. Проведение игр и соревнований с бумажными моделями самолетов на дальность полетов, точность посадки, скорости перелетов и т. д.
Практическая работа 6-8. Изготовление простейших судомоделей: «Плот», «Катамаран», «Лодочка», «Яхта». Изготовление простейшего летательного аппарата «Планер».
Понятия о геометрических фигурах
Понятия о контуре и силуэте технических объектов. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник и др. Сопоставление
№ | Тема | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие, инструктаж ТБ. | | 1 | 1 |
2 | Расширенные знания о геометрических телах. | 1 | 5 | 6 |
3 | Изготовление макетов и моделей. | 1 | 5 | 6 |
4 | Сложные объемные поделки. | 1 | 6 | 7 |
5 | Сложные механические поделки. | 1 | 5 | 6 |
6 | Культурно-досуговая деятельность | | 8 | 8 |
8 | Заключительное занятие, итоговая аттестация. | 1 | 1 | 2 |
| Итого: | ' 5 | 31 | 36 |
Содержание программы IV года обучения
Вводное занятие
Закрепление знаний о ТБ. Показ образцов игрушек и моделей. Задачи и содержание занятий в текущем учебном году с учетом конкретных условий и интересов учащихся.
Изготовление подарков первоклассникам.
Расширенные знания о геометрических телах
Повторение пройденного материала о простейших геометрических телах: куб, параллелограмм, конус, цилиндр. Элементы геометрических тел:'грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объемная основа предметов и объектов.
Практическая работа 1-5. Создание макетов и моделей из геометрических фигур и тел: грузовик, танк, ракета и др.
Изготовление макетов и моделей
Макет - разновидность модели. Модели подвижные и неподвижные. Процесс моделирования.
Практическая работа 1-2. Выполнение макета жилого дома, макета гаража, макета водонапорной башни
Практическая работа 3-5. Выполнение модели паровоза, модели автобуса с крутящимися колесами, модели катамарана, модели триплана и вертолета.
Сложные объемные поделки
Элементарные понятия о технической эстетике. Ознакомление с некоторыми элементами художественного оформления поделки. Первоначальные понятия о гармонии цветовых сочетаний. Оформление изделия в зависимости от его формы и назначения. Сложные объемные поделки с применением знаний о масштабе, нанесении размеров. Расширение знаний первоначальных понятий о сборочном чертеже.
Практическая работа 1-6. Изготовление различных объемных поделок по образцу, шаблонам, чертежу, техническому рисунку и собственному замыслу с применением знаний и умений графической подготовки в начальном техническом моделировании.
Изготовление поделки «Ладья».
Сложные механические поделки
Общее представление о процессе создания поделки: обдумывание, осмысление идеи, определение последовательности изготовления, подбор инструментов. Разработка и изготовление поделок развертками различной формы, с добавлением деталей, необходимых в
каждом конкретном случае. Определение способов соединения деталей: с помощью ниток, проволоки, клея, «щелевидного соединения; виды отделки и т.д.
Практическая работа 1-5. Изготовление поделок - дергунчиков: «Ослик», «Медвежата», «Белочка и зайчик», «Сова», «Пони».
Культурно-досуговая деятельность
Изготовление сувениров, открыток, елочных игрушек и украшенйй из различного материала.
Изготовление новогодних масок (картон, мишура); сосульки (фольга); открытки ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта (цветные бумажные салфетки, блестки); бусы (журнальные листки). Организация и проведение праздничных мероприятий. Посещение выставок, участие в конкурсах.
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы. Беседа на тему: «Чему мы научились и что узнали на занятиях объединения «Начальное техническое моделирование». Итоговая выставка работ учащихся. Итоговая аттестация.
Прогнозируемые результаты
воспитанники умеют работать с бумагой, клеем, картоном, пластилином, природным материалом;
имеют навыки технического моделирования;
владеют навыками работы с инструментами (ножницы, линейка, циркуль, угольник, лекала, и др.)
владеют технологической терминологией (развёртка, геометрические фигуры и тела, технический рисунок, чертёж, эскиз, масштаб, фальцевание и др.);
развивается смекалка и изобретательность;
появляется мотивация к творческому поиску;
развивается творческое мышление;
имеют навыки самостоятельной работы;
воспитанники бережно относятся к труду;
умеют работать в коллективе.
Прогнозируемые результаты I года обучения
умеют работать с ножницами;
знакомы с историей возникновения бумажной промышленности;
знают свойства бумаги и картона;
имеют навыки простейших операций при работе с бумагой и картоном; имеют первоначальное понятие об объемных фигурах; умеют работать с бумагой в технике «аппликация»;
имеют начальные навыки работы с пластилином и природным материалом; развивается художественный вкус.
Прогнозируемые результаты II года обучения
воспитанники имеют представление о создании механической игрушки и технологии её выполнения;
учащиеся стремятся разобраться в устройстве выполняемых объектов; имеют навыки работы с наборами готовых деталей;
умеют выполнять более сложные поделки из пластилина и природного материала;
имеют навыки выполнения контурных моделей (авиа, судо, автомодели);
знают технологию изготовления объёмных поделок, имеют первоначальные понятия о геометрических телах;
развивается художественный вкус.
Прогнозируемые результаты III года обучения
воспитанники знакомы с техникой работы с бумагой «оригами»;
владеют знаниями о чертежных инструментах и принадлежностях;
знакомы с разновидностью судо, авиа и автомоделей, владеют технологией склеивания движущихся, настольных, контурных, объемных, летающих и контурных моделей (авиа, судо, автомодели);
владеют понятиями «контур», «силуэт», различают геометрические фигуры; умеют изготавливать развертки; развивается художественный вкус.
Прогнозируемые результаты IV года обучения:
имеют углублённые знания о геометрических телах;
у воспитанников наблюдается устойчивый интерес к устройству технических объектов и поисковой творческой деятельности;
умеют выполнять работы по чертежам и схемам;
работают с различным материалом: ткань, фольга, вата, бумажные салфетки, нитки и ДР-
находят в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, уметь видеть и устранять дефекты.
Формы и способы проверки результатов усвоения программы:
Аттестация воспитанников проходит в форме:
промежуточная аттестация: поделка по окончанию каждой темы;
участие в выставках, соревнованиях, конкурсах, викторинах;
выполнение контрольной поделки в конце каждого учебного года.
Выставки - это завершающий этап творчества детей за определенный период, демонстрирующийрезультаты их труда.
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий: практическое, теоретическое или комбинированное занятие, беседа, конкурс, групповая, индивидуально-коллективная работа.
Вид организации работы детей на занятиях: фронтальный, коллективный, групповой, коллективно-групповой.
Методы организации занятий:
практический;
словесный;
наглядный;
метод релаксации;
динамические паузы.
моделирование по образцу. Детям предлагают образцы и, как правило, приемы их изготовления. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
моделирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие элементы, для того чтобы воспроизвести, подобрать и использовать те или другие элементы.
моделирование по простейшим чертежам и схемам. Это создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Такие возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, а затем практическому созданию поделки. В результате у детей развивается образное мышление и познавательные способности.