СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Бумажное конструирование» 1-4 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Бумажное конструирование» 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Бумажное конструирование» 1-4 класс»



































































Пояснительная записка

Программа «Начальное техническое творчество» адаптированная, имеет базовый уровень освоения, составлена на основе учебного издания Министерство образования и науки Российской Федерации

Дополнительное образование выполняет компенсаторные функции, развивает интерес детей к познанию и творчеству, способствует всестороннему развитию личности ребенка. С учетом социальных условий и возможностей осуществляется индивидуальный подход к обучению учащихся, создание условий для творческого роста воспитанников.

Данная программа базируется на получении основных видов навыков:

  • сенсорные (навыки восприятия) - умение читать различные виды схем, определять расстояния на «глаз» и т.д.;

  • графические - владение приемами работы с чертежными инструментами: линейка, транспортир, лекало, циркуль, угольник и др.;

  • двигательные - развитие мелкой моторики пальцев;

  • волевые - привитие навыков дисциплины, скрупулезности в выполнении работы, внимания.

  • дизайнерские - обучение эстетическому и оригинальному оформлению поделки.

Актуальность программы: в современных условиях существуют проблемы недостатка компетентных рабочих технического профиля. Программа «Начальное техническое творчество» (НТТ) направлена на повышение общекультурного уровня учащихся, получение знаний в области конструирования и технологий, развитие действенно-практической сферы личности и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, архитектор. Инженер имеет дело с техникой, техническими объектами и технологической деятельностью. Поэтому, НТТ - первая ступень в подготовке детей в области конструкторской и изобретательской деятельности.

Направленность программы: техническая, художественная, социально-педагогическая.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она пробуждает интерес к познанию мира техники, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственное изображение и устойчивый интерес к технике.

Объединение «Начальное техническое творчество» расширяет знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использование в жизни. Это первая ступень в занятиях детей техническим творчеством.

В процессе работы дети создают различные по сложности, но доступные для выполнения макеты, пользуясь ручными инструментами и приспособлениями: линейкой, лекалом, транспортиром, циркулем и др. При изготовлении макетов, моделей, игрушек и сувениров закладываются базовые понятия о простейших геометрических фигурах, контуре, силуэте, размере.

Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. Для всего этого необходимы умения правильной работы с инструментами, знания правил техники безопасности.



Графическая подготовка представляет собой закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежности, их назначение и правила пользования.

Технологические занятия по объемным моделям предусматривают самые распространенные технологические операции по изготовлению авиа, авто, судомоделей.

В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными предметами:

  • технология - закрепление методов работы с бумагой, ножницами, клеем;

  • изобразительное искусство - навыки раскрашивания разверток моделей;

  • история - небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.

Обучение производится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы.

Главное - это выявление опыта детей, включение их в содружество и в активный поиск знаний.

Характеристика участников образовательного процесса

Занятия в объединении «Начальное техническое творчество» - групповые. Возраст учащихся, на которых рассчитана программа 7-12 лет (1-5 класс). Учащиеся объединяются в группы 10-12 человек по годам обучения.

Программа состоит из двух модулей. I модуль - «Введение в начальное техническое творчество», рассчитан на два года обучения по 3 6 учебных часов (по одному часу в неделю) в каждом году. II модуль - «Углублённое изучение начального технического творчества», рассчитан на два года обучения: по 36 учебных часов (по одному часу в неделю) в каждом году.

В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования, дети и их родители.

Занятия проводятся в виде лекций, бесед, практических и комбинированных занятий. Для лучшего восприятия материала используются наглядные пособия: образцы готовых изделий, моделей, макетов, чертежей, схем, набросков, шаблонов и др.

К теоретическим и практическим занятиям организовываются экскурсии на выставку технического и декоративно-прикладного творчества.

Программа предполагает получение учащимися элементарных знаний по черчению, начертательной геометрии, техническому конструированию, изобразительному искусству и ДР-

Цель программы

Обучение воспитанников основам конструирования моделей из бумаги и ознакомление со способами моделирования; создание условий для развития творческих способностей и самостоятельной деятельности учащихся.

Задачи программы


  • обучить работе с бумагой, клеем, картоном, пластилином, природным материалом;

  • обучить навыкам технического творчества;

  • привить навыки работы с инструментами (ножницы, линейка, циркуль, угольник, лекала, и др.);

  • обучить технологической терминологии (развёртка, геометрические фигуры и тела, технический рисунок, чертёж, эскиз, масштаб, фальцевание и др.);

  • способствовать развитию смекалки и изобретательности детей;

  • способствовать развитию у воспитанников мотивации к творческому поиску;

  • развивать творческое мышление;

  • развивать способность к самостоятельному труду;

  • воспитывать бережное отношение к труду;

  • формировать умение работать в коллективе.

Задачи I года обучения

  • обучить правилам безопасной работы с ножницами;

  • познакомить с историей возникновения бумажной промышленности;

  • познакомить со свойствами бумаги и картона;

  • обучить простейшим операциям при работе с бумагой и картоном;

  • дать первоначальные понятия об объемных фигурах;

  • научить воспитанников виду работы с бумагой - аппликации;

  • обучить начальным навыкам работы с пластилином и природным материалом;

  • способствовать развитию художественного вкуса.

Задачи II года обучения

  • дать представление о создании механической игрушки и технологии её выполнения;

  • поддерживать стремление разобраться в устройстве выполняемых объектов;

  • привить навыки работы с наборами готовых деталей;

  • обучить работе с более сложными поделками из пластилина и природного материала;

  • дать первоначальные понятия о геометрических телах;

  • научить выполнению контурных моделей (авиа, судо, автомодели);

  • обучить технологии изготовления объёмных поделок;

  • способствовать развитию художественного вкуса.


Тема

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего


1

Вводное занятие, инструктаж ТБ...

1

-

1


2

Знакомство и работа с бумагой и картоном.

1

3

• 4


3

Плоские поделки.

1

7

8


4

Объемные поделки.

1

4

5


5

Аппликация на бумаге.

1

3

4


6

Работа с пластилином и природным

1

3

4




материалом.





7

Техническое моделирование

1

3

4


8

Культурно-досуговая деятельность


5

5


9

Заключительное занятие. Итоговая аттестация.


1

1



Итого:

7

29

34


Содержание программы I года обучения

  1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, инструктаж по антитеррористической безопасности. Режим работы в объединении и правила поведения на занятиях.

Демонстрация поделок, выполненных учащимися объединения.

Изготовление поделки на свободную тему: с целью ознакомления с умениями и навыками учащихся.

  1. Знакомство и работа с бумагой и картоном

Сведения о производстве бумаги и картона. Виды и сорта бумаги и картона. Их назначение и свойства. Приемы обработки бумаги, изменяющие характер листа: разрывание, сминание, скручивание. Способы соединения бумаги: разъемное и неразъемное. Склеивание внахлест и в торец.

Инструменты для разметки и сборки изделий: линейка, угольник, карандаш, циркуль, ножницы, клей и т.д. Правила работы с ножницами: по прямой, кривой, вырезание отверстий; фальцевание линий сгиба.

Практическая работа 1. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Практическая работа 2. Работы с бумагой и картоном. Складывание - поделка «Звезда».

Практическая работаЗ. Складывание, разрезание, разметка и склеивание - поделка «Вертушка».

  1. Плоские поделки

Знакомство с шаблонами и трафаретами, способами их применения. Разметка и изготовление плоских поделок с помощью шаблонов и трафаретов. Соединение деталей при помощи проволоки и клея.

Практическая работа 1. Вырезание изделий по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое или в несколько раз.

  1. Объемные поделки


Знакомство с геометрическими фигурами: куб, конус, цилиндр. Первоначальные понятия об объемных геометрических телах, развертках. Правила и приемы их вычерчивания, вырезания и склеивания.

Практическая работа 1-2. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Ракета».

Практическая работаЗ. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Самолет»,

Практическая работа 4. Выполнение объемных поделок с основами куб, цилиндр и конус: «Танк».

  1. Аппликация на бумаге

Аппликация - это художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Техника и порядок последовательного выполнения работы. Создание художественных композиций.

Практическая работа 1-3. Выполнение аппликационных работ из готовых геометрических фигур на листе бумаги: «Грузовик», «Автобус», «Поезд», «Лодка».

  1. Пластилин и природный материал

Пластилин - пластичный материал, позволяющий скреплять и изготавливать недостающие детали в поделках. Природный материал: шишки, семена растений, орехи, желуди, ракушки, ветки, палочки, птичьи перья, хвоя и т.д. Формирование у детей умения анализировать природный материал, как основу будущей поделки.

Практическая работа 1. Знакомство со свойствами природного материала, правильная заготовка и хранение природных материалов. Освоение навыков работы с пластилином и природным материалом.

Практическая работа 2-3. Создание сюжетных композиций и объемных поделок с использованием пластилина и природного материала: «Плот», «Катамаран», «НЛО».

  1. Техническое моделирование

Работа с наборами готовых деталей. Название и назначение крепежа, при помощи которого будут соединяться детали: болты, гайки. Правила, техника безопасности и приемы работы с монтажными инструментами: отверткой и гаечным ключом (при монтаже и демонтаже). Показ различных способов и методов соединения деталей: подвижные и неподвижные.

Практическая работа1-3. Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств и сооружений из наборов готовых деталей (по собственному замыслу) с планированием предстоящих действий. Дополнение собранйых моделей самодельными элементами (например, картонный кузов, катушка от ниток и др.).

  1. Культурно-досуговая деятельность

Тематические беседы о праздниках: День учителя, Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта. Выполнение сувенирных поделок из бумаги, картона, природного материала. Начальные основы композиции, понятия формы и цвета. Приемы отделочных работ.


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие, инструктаж ТБ.


1

2

2

Работа с пластилином и природным материалом.

1

1

2

3

Суд о и авиамодели.

I

6

7

4

Механические игрушки.

1

4

5

5

Автомодели.

1

3

4

6

Техническое моделирование из наборов готовых деталей.

1

1

2

7

Объемные поделки.

1

5

6

8

Культурно-досуговая деятельность

2

3

5

9

Заключительное занятие, итоговая аттестация.

1

2

3

Итого: 10 26 36

Содержание программы II года обучения

  1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности, инструктаж по антитеррористической безопасности. Режим работы и правила поведения на занятиях.

Показ моделей предстоящих работ и образцов поделок, к качеству которых нужно стремиться.

Практическая работа. Выполнение поделки по собственному замыслу для проверки навыков и умений, полученных в предыдущем учебном году.

  1. Работа с пластилином и природным материалом


Выполнение соединения деталей без клея, с использованием приёма вдавливания пластилина в природный материал.

Практическая работа. Изготовление картин методом «размазывания» пластилина по картону и создание законченной композиции по собственному замыслу.

З.Судо и авиамодели

Графическая подготовка - обозначение линий чертежа: линии видимого и невидимого контура, линии сгиба, осевая (штрих-пунктир) и вспомогательная линии.

Сведения о плавучих средствах. Значение авиации и судоходства в жизни людей. Виды транспорта, устройство судо, и авиамоделей, назначение деталей, их взаимозависимость.

Практическая работа 1-3. Изготовление авиамоделей: выполнение контурных моделей с крыльями по технологии симметричного вырезания, сборка и склеивание контурных моделей «Ракета», «Самолет «Сокол-9», «Вертолет», «Самолет» Юпитер».

Практическая работа 4-6. Изготовление судомоделей: выполнение контурных моделей по технологии симметричного вырезания: «Лодка с матросиком», «Лодка с парусом», «Катерок», «Баржа».

  1. Механические игрушки

Механические игрушки - это игрушки с шарнирным соединением, в котором для подвижного соединения используется проволока.

Практическая работа 1-4. Изготовление механических поделок: «Собачка с лапкой», «Зайчик на колесиках», «Оленёнок», «Такса», «Слоник», «Лось» и др.

б.Автомодели

Беседа о машинах, их классификации и роли в жизни человека. Контурные автомодели - это простейшие виды автотранспорта.

Практическая работа 1-3. Основы создания контурных моделей на основе примера машины «Нива», «Грузовик», «Волга» и т.д.

б.Техническое моделирование из наборов готовых деталей

Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из наборов готовых деталей. Элементы предварительного планирования с определением последовательности сборки для создания данного объекта.

Практическая работа. Работа по образцу. Работа по технической инструкции.

  1. Объемные поделки

Первоначальные понятия о разметке. Способы разметки. Понятия о шаблонах, трафаретах. Способы и приемы работы с ними.

Практическая работа 1-5. Изготовление поделок: «Шкатулка «Белочка», «Петрушка», «Слоник с бахромой», «Карандашница», «Павлин на основе конуса» и др.


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие, инструктаж ТБ.

1

-

1

2

Оригами.


2

3

3

Основы конструирования.

1

2

3

4

Авто, судо и авиамодели.

1

8

9

5

Первоначальные понятия о простейших геометрических фигурах.

1

4

5

6

Объемные поделки.

1

4

5

7

Культурно-досуговая деятельность


6

8

9

Итоговое занятие, аттестация воспитанников.

I

1

2


Итого:

9

27

36

Содержание программы III года обучения

  1. Вводное занятие

Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учетом конкретных условий проведения занятий и интересов учащцхся. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ. Расписание занятий в текущем учебном году.

Изготовление поделки по собственному замыслу, с целью выявления интересов учащихся.


  1. Оригами

Понятие оригами и киригами. История развития. Простейшие способы конструирования в технике оригами. Базовые формы.

Практическая работа 1-3. Выполнение игрушек-самоделок: «Лодочка», «Пароходик», «Самолетик», «Шапочка», «Кошелек» и др.

  1. Основы конструирования

Закрепление и расширение знаний о некоторых чертежных инструментах и принадлежностях: линейка, циркуль, транспортир, лекало. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приемы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приемы работы с циркулем. Условные обозначения на графических изображениях: линия видимого и невидимого контура, осевая линия, сплошная тонкая (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Понятия об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение или уменьшение изображения плоских деталей при помощи клеток разной площади.

Практическая работа 1-2. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона модели самолета, корабля, автомобиля с применением знаний осевой симметрии, увеличение или уменьшение выкройки по клеткам.

  1. Авто, судо и авиамодели

Понятия о моделях и их разновидностях: действующие (движущиеся), настольные (стендовые), контурные, объемные, летающие, плавающие.

Изготовление объемных авто, судо и авиамоделей по самостоятельно построенной выкройке, по чертежам или эскизам. Технология изготовления моделей надстроек. Использование дополнительных материалов: проволоки, ниток и др. для улучшения внешнего вида моделей.

Виды самолетов, их назначение: пассажирские, грузовые, военные, спортивные и т.д. Устройство модели самолета: фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное оперение, на которых располагаются рули. Космические летательные аппараты. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизатор.

Сведения из истории мореплавателей и великих географических открытий. Виды судов, их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские и др. Устройство корабля: нос, корма, борт, палуба. Особенности изготовления плавающих средств.

Практическая работа 1-2. Изготовление автомодели. Сборка отдельных деталей в единое целое. Раскрашивание и отделка деталей модели. Сборка модели.

Практическая работа 3-5. Изготовление поделок самолетов из бумаги: «Самолет «ЯК-3», «Ракета» из конуса и цилиндра. Проведение игр и соревнований с бумажными моделями самолетов на дальность полетов, точность посадки, скорости перелетов и т. д.

Практическая работа 6-8. Изготовление простейших судомоделей: «Плот», «Катамаран», «Лодочка», «Яхта». Изготовление простейшего летательного аппарата «Планер».

  1. Понятия о геометрических фигурах

Понятия о контуре и силуэте технических объектов. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник и др. Сопоставление


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие, инструктаж ТБ.


1

1

2

Расширенные знания о геометрических телах.

1

5

6

3

Изготовление макетов и моделей.

1

5

6

4

Сложные объемные поделки.

1

6

7

5

Сложные механические поделки.

1

5

6

6

Культурно-досуговая деятельность


8

8


8

Заключительное занятие, итоговая аттестация.

1

1

2


Итого:

' 5

31

36

Содержание программы IV года обучения

  1. Вводное занятие

Закрепление знаний о ТБ. Показ образцов игрушек и моделей. Задачи и содержание занятий в текущем учебном году с учетом конкретных условий и интересов учащихся.

Изготовление подарков первоклассникам.

  1. Расширенные знания о геометрических телах

Повторение пройденного материала о простейших геометрических телах: куб, параллелограмм, конус, цилиндр. Элементы геометрических тел:'грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объемная основа предметов и объектов.

Практическая работа 1-5. Создание макетов и моделей из геометрических фигур и тел: грузовик, танк, ракета и др.

  1. Изготовление макетов и моделей

Макет - разновидность модели. Модели подвижные и неподвижные. Процесс моделирования.

Практическая работа 1-2. Выполнение макета жилого дома, макета гаража, макета водонапорной башни

Практическая работа 3-5. Выполнение модели паровоза, модели автобуса с крутящимися колесами, модели катамарана, модели триплана и вертолета.

  1. Сложные объемные поделки

Элементарные понятия о технической эстетике. Ознакомление с некоторыми элементами художественного оформления поделки. Первоначальные понятия о гармонии цветовых сочетаний. Оформление изделия в зависимости от его формы и назначения. Сложные объемные поделки с применением знаний о масштабе, нанесении размеров. Расширение знаний первоначальных понятий о сборочном чертеже.

Практическая работа 1-6. Изготовление различных объемных поделок по образцу, шаблонам, чертежу, техническому рисунку и собственному замыслу с применением знаний и умений графической подготовки в начальном техническом моделировании.

Изготовление поделки «Ладья».

  1. Сложные механические поделки

Общее представление о процессе создания поделки: обдумывание, осмысление идеи, определение последовательности изготовления, подбор инструментов. Разработка и изготовление поделок развертками различной формы, с добавлением деталей, необходимых в


каждом конкретном случае. Определение способов соединения деталей: с помощью ниток, проволоки, клея, «щелевидного соединения; виды отделки и т.д.

Практическая работа 1-5. Изготовление поделок - дергунчиков: «Ослик», «Медвежата», «Белочка и зайчик», «Сова», «Пони».

  1. Культурно-досуговая деятельность

Изготовление сувениров, открыток, елочных игрушек и украшенйй из различного материала.

Изготовление новогодних масок (картон, мишура); сосульки (фольга); открытки ко Дню Защитника Отечества и 8 Марта (цветные бумажные салфетки, блестки); бусы (журнальные листки). Организация и проведение праздничных мероприятий. Посещение выставок, участие в конкурсах.

  1. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы. Беседа на тему: «Чему мы научились и что узнали на занятиях объединения «Начальное техническое моделирование». Итоговая выставка работ учащихся. Итоговая аттестация.

Прогнозируемые результаты

  • воспитанники умеют работать с бумагой, клеем, картоном, пластилином, природным материалом;

  • имеют навыки технического моделирования;

  • владеют навыками работы с инструментами (ножницы, линейка, циркуль, угольник, лекала, и др.)

  • владеют технологической терминологией (развёртка, геометрические фигуры и тела, технический рисунок, чертёж, эскиз, масштаб, фальцевание и др.);

  • развивается смекалка и изобретательность;

  • появляется мотивация к творческому поиску;

  • развивается творческое мышление;

  • имеют навыки самостоятельной работы;

  • воспитанники бережно относятся к труду;

  • умеют работать в коллективе.

Прогнозируемые результаты I года обучения

  • умеют работать с ножницами;

  • знакомы с историей возникновения бумажной промышленности;

  • знают свойства бумаги и картона;


имеют навыки простейших операций при работе с бумагой и картоном; имеют первоначальное понятие об объемных фигурах; умеют работать с бумагой в технике «аппликация»;

имеют начальные навыки работы с пластилином и природным материалом; развивается художественный вкус.

Прогнозируемые результаты II года обучения

воспитанники имеют представление о создании механической игрушки и технологии её выполнения;

учащиеся стремятся разобраться в устройстве выполняемых объектов; имеют навыки работы с наборами готовых деталей;

умеют выполнять более сложные поделки из пластилина и природного материала;

имеют навыки выполнения контурных моделей (авиа, судо, автомодели);

знают технологию изготовления объёмных поделок, имеют первоначальные понятия о геометрических телах;

развивается художественный вкус.

Прогнозируемые результаты III года обучения

воспитанники знакомы с техникой работы с бумагой «оригами»;

владеют знаниями о чертежных инструментах и принадлежностях;

знакомы с разновидностью судо, авиа и автомоделей, владеют технологией склеивания движущихся, настольных, контурных, объемных, летающих и контурных моделей (авиа, судо, автомодели);

владеют понятиями «контур», «силуэт», различают геометрические фигуры; умеют изготавливать развертки; развивается художественный вкус.

Прогнозируемые результаты IV года обучения:

имеют углублённые знания о геометрических телах;

у воспитанников наблюдается устойчивый интерес к устройству технических объектов и поисковой творческой деятельности;

умеют выполнять работы по чертежам и схемам;


  • работают с различным материалом: ткань, фольга, вата, бумажные салфетки, нитки и ДР-

  • находят в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, уметь видеть и устранять дефекты.

Формы и способы проверки результатов усвоения программы:

Аттестация воспитанников проходит в форме:

  • промежуточная аттестация: поделка по окончанию каждой темы;

  • участие в выставках, соревнованиях, конкурсах, викторинах;

  • выполнение контрольной поделки в конце каждого учебного года.

Выставки - это завершающий этап творчества детей за определенный период, демонстрирующийрезультаты их труда.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий: практическое, теоретическое или комбинированное занятие, беседа, конкурс, групповая, индивидуально-коллективная работа.

Вид организации работы детей на занятиях: фронтальный, коллективный, групповой, коллективно-групповой.

Методы организации занятий:

  • практический;

  • словесный;

  • наглядный;

  • метод релаксации;

  • динамические паузы.

  • моделирование по образцу. Детям предлагают образцы и, как правило, приемы их изготовления. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

  • моделирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие элементы, для того чтобы воспроизвести, подобрать и использовать те или другие элементы.

  • моделирование по простейшим чертежам и схемам. Это создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Такие возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, а затем практическому созданию поделки. В результате у детей развивается образное мышление и познавательные способности.