Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брединская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР: директор МКОУ
«Брединская СОШ№1»
_________ Ерёмина Л.В. ___________ Ивашкова Т.А.
«____» __________2019 года «_____» _________2019 года
Программа внеурочной деятельности
«Художественная мастерская»
Программу разработал:
Рязанцева Галина Викторовна
Учитель технологии
2019 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация рабочей программы курса внеурочной деятельности «Художественная мастерская» обеспечивает достижение учащимися 5 – 8 -х классов следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
- способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
Ожидаемые результаты
В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижения которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества( человек, семья, природа, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружеской среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает ( или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний , начинает ценить их ( или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно настроены, юный человек действительно становится ( а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 -9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.
Показ презентации о декоративно – прикладном искусстве. Показ поделок из различных материалов.
Вышивка. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, крестообразных и косых ручных стежков.
Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами. Использование ПК в вышивке крестом. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Текстильная игрушка. История возникновения игрушки. Понятие о текстильных игрушках, их видах, конструкции. Этапы выполнения работы. Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива. Работа с чертежами и выкройками. Швы, способы набивки, инструменты.
Лоскутное шитьё. Сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.
Работа с бумагой. Знакомство с техниками изготовления изделий из бумаги. Техника «скрапбукинг», что это такое? История возникновения скрапбукинга. Инструменты и материалы, необходимые для скрапбукинга.
«Технологии творческой и опытнической деятельности».
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности.
Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол - во часов | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. План работы на год. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - |
| Вышивка. | 14 | 3 | 11 |
2 | Материалы, инструменты и оборудование для вышивки. Профессия вышивальщица | 2 | 2 | - |
3 | Счетная схема. Инструкция к вышивке крестом. | 2 | 1 | 1 |
4 | Вышивка крестом по схеме | 11 | - | 11 |
| Текстильная игрушка. | 16 | 2 | 14 |
5 | История игрушки. Материалы, инструменты и приспособления. Подбор материалов. | 2 | 1 | 1 |
6 | Изготовление Ангела | 6 | 0,5 | 5,5 |
7 | Изготовление Девочки - куклы | 8 | 0,5 | 7,5 |
| Лоскутное шитье. | 18 | 2,5 | 15,5 |
8 | Материалы, инструменты и приспособления. Ручные швы и их использование. | 2 | 1 | 1 |
9 | Соединение деталей разной формы. Подушка. | 10 | 1 | 9 |
10 | Тканевая аппликация | 6 | 0,5 | 5,5 |
| Работа с бумагой | 10 | 3 | 7 |
11 | Техника скрапбукинг. Материалы и инструменты. | 2 | 2 | - |
12 | Изготовление фотоальбома с блочным креплением | 6 | 0,5 | 5,5 |
13 | Оформление готового фотоальбома | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Технологии творческой и опытнической деятельности | 8 | 2 | 6 |
14 | Творческий проект | 8 | 2 | 6 |
| Итого: | 68 | 13,5 | 54,5 |
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения | Номер занятия | Тема занятия |
план | факт |
| | 1 | План работы на год. Инструктаж по ТБ |
| | 2 | Материалы, инструменты и оборудование для вышивки. |
| | 3 | Профессия вышивальщица |
| | 4 | Счетная схема. Инструкция к вышивке крестом. |
| | 5 | Технология выполнения шва |
| | 6 | Вышивка крестом по схеме |
| | 7 | Вышивка крестом по схеме |
| | 8 | Вышивка крестом по схеме |
| | 9 | Вышивка крестом по схеме |
| | 10 | Вышивка крестом по схеме |
| | 11 | Вышивка крестом по схеме |
| | 12 | Вышивка крестом по схеме |
| | 13 | Вышивка крестом по схеме |
| | 14 | Вышивка крестом по схеме |
| | 15 | Вышивка крестом по схеме |
| | 16 | Вышивка крестом по схеме |
| | 17 | История игрушки. Материалы, инструменты и приспособления |
| | 18 | Подбор материалов. |
| | 19 | Изготовление Ангела |
| | 20 | Изготовление Ангела |
| | 21 | Изготовление Ангела |
| | 22 | Изготовление Ангела |
| | 23 | Изготовление Ангела |
| | 24 | Изготовление Ангела |
| | 25 | Изготовление Девочки - куклы |
| | 26 | Изготовление Девочки - куклы |
| | 27 | Изготовление Девочки - куклы |
| | 28 | Изготовление Девочки - куклы |
| | 29 | Изготовление Девочки - куклы |
| | 30 | Изготовление Девочки - куклы |
| | 31 | Изготовление Девочки - куклы |
| | 32 | Изготовление Девочки - куклы |
| | 33 | Материалы, инструменты и приспособления |
| | 34 | Ручные швы и их использование. |
| | 35 | Соединение деталей разной формы |
| | 36 | Изготовление подушки |
| | 37 | Изготовление подушки |
| | 38 | Изготовление подушки |
| | 39 | Изготовление подушки |
| | 40 | Изготовление подушки |
| | 41 | Изготовление подушки |
| | 42 | Изготовление подушки |
| | 43 | Изготовление подушки |
| | 44 | Изготовление подушки |
| | 45 | Тканевая аппликация |
| | 46 | Тканевая аппликация |
| | 47 | Тканевая аппликация |
| | 48 | Тканевая аппликация |
| | 49 | Тканевая аппликация |
| | 50 | Тканевая аппликация |
| | 51 | Техника скрапбукинг |
| | 52 | Материалы и инструменты. |
| | 53 | Изготовление фотоальбома с блочным креплением |
| | 54 | Изготовление фотоальбома с блочным креплением |
| | 55 | Изготовление фотоальбома с блочным креплением |
| | 56 | Изготовление фотоальбома с блочным креплением |
| | 57 | Изготовление фотоальбома с блочным креплением |
| | 58 | Изготовление фотоальбома с блочным креплением |
| | 59 | Оформление готового фотоальбома |
| | 60 | Оформление готового фотоальбома |
| | 61 | Творческий проект |
| | 62 | Творческий проект |
| | 63 | Работа над проектом |
| | 64 | Работа над проектом |
| | 65 | Работа над проектом |
| | 66 | Работа над проектом |
| | 67 | Работа над проектом |
| | 68 | Защита проекта |
Учебно – методический комплекс
«Искусство вышивки: секреты мастерства», Кит Никол, Издательская группа Контэнт, 2004 г.;
Иголка волшебница, Т.И. Еременко, М.: Просвещение, 1988 г.;
Обучение мастерству рукоделия, 5-8 классы, Е.А. Гурбина, Волгоград, Учитель, 2008 г.;
Вышивка крестом. Новые схемы и орнаменты, Мара Антоначчо, М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2009 г.;
Креативное рукоделие. Лучшие вышивки, Анна Дэвидсон, М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2008 г.;
https://www.scraboo.ru/scrapbooking/
https://scrapodelie.ru/istoriya-skrapbukinga/
https://pustunchik.ua/online-school/history/istoriya-ihrashok
https://nasheditya.ru/eto-interessno/istoriya-myagkoi-igrushki
http://www.gorodmakoshi.ru/kofejnaja-igrushka-chto-jeto-takoe/
https://fb.ru/article/315145/kratkaya-istoriya-podushki