СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Тюменской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богородицкая средняя школа Смоленского района Смоленской области



РАССМОТРЕНА

Педагогическим советом

Протокол № ____

от «___» ______2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

__________ Заблоцкая Ю.В.

от «___» ______2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

___________ Гракова Л.Г.

Приказ №_____

от «___» ______2023 г.







Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Математическая грамотность»

для учащихся 2 классов

на 2023-2024 учебный год













Составитель: Агеева София Андреевна

учитель начальных классов









д. Богородицкое, 2023

Рабочая программа учебного курса «Математическая грамотность » для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые  приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

        

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Целью изучения курса «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих задач:

-  Освоение начальных математических знаний: понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

-  Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

- Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,  различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

-  Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных  навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:

-  понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования   окружающего мира, фактов, процессов  и  явлений,  происходящих  в  природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

-  математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

-  владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность  предположения).

Курс «Математическая грамотность учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание курса не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Программа данного курса представляет  занятия познавательного вида деятельности  для учащихся 2 класса,  34 часа в год  (1 час в неделю).





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание курса составлено на основе содержания предмета «Математика» и направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

1.Исторические сведения о математике (4ч)

Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика». Колумбово яйцо. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Как читать римские цифры. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. Сравнение римской и современной письменных нумераций

2.Числа и величины (6ч) 

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины

Время. Часы. Цифры и числа. Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение Запись равенства, неравенства Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. Игра «Цифры в буквах». Проект «Мир цифр» (Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов) повседневной  жизни.

Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Приемы, упрощающие сложение и вычитание. Симметрия. Особые случаи быстрого умножения  Деление. (Табличное умножение в пределах 50 Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления.).  Приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства.

3. Решение занимательных задач (9ч)

 Задачи-маршруты. Графический диктант. Задачи, связанные с нумерацией. Танграм.

Простейшие математические софизмы. Задачи с многовариантными решениями. Задачи на взвешивание. Конкурс знатоков. ( Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели.  План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Фиксация ответа к задаче и его проверка).  Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. Олимпиадные задачи. Старинные задачи. Задачи – смекалки Задачи со спичками.

4. Математические ребусы и головоломки (9ч)

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы. (Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения,  зависимости между числами/величинами Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице. Правила работы с электронными средствами обучения)

5.Геометрическая мозаика (6ч)

Точка, отрезок, прямая, луч,-измерение длин, сравнение. Нахождение длины. Знакомство с углом. Разные виды углов. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны.  Периметр и площадь составных фигур. Геометрическая мозаика. Закономерности в узорах. Решение задач с геометрическим содержанием. Оригами. Объемные фигуры. Моделирование из проволоки, пластилина, спичек


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Универсальные познавательные учебные действия:

-  наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем мире;

-  характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы (сантиметровая лента, весы);

-  сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию;

-  распределять (классифицировать) объекты (числа,  величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;

-  обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием);

-  воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия  сложения  и  вычитания (со скобками/без скобок);

-  устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием;

-  подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.

Работа с информацией:

-  извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы;

-  устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач;

-  дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

-  комментировать ход вычислений; объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения;

-  составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу;

-  использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации;

-  конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения;

-  называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством;

-  записывать, читать число, числовое выражение;

-  приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия;

 -  конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все».

Универсальные регулятивные учебные действия:

-  следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин, геометрических фигур;

-  организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом;

-  проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия;

-  находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности.

Совместная деятельность:

-  принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно;

-  участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа;

-  решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с помощью часов;

-  выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);

-  совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.






ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение курса «Математическая грамотность направлено на расширение кругозора учащихся,  на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

-  осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

-  развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;

-  применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

-  осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;

-  применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;

-  работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

-  оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

-  оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;

-  стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные  познавательные учебные действия:

1)  Базовые логические действия:

- устанавливать связи и зависимости между математическими объектами часть-целое; причина-следствие; протяжённость);

- применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

- приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;

- представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

2)  Базовые исследовательские действия:

-  проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;

-  понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

-  применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)

3)  Работа с информацией:

-  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

-  читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);

-  представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

-  принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.

Универсальные коммуникативные учебные действия:

-  конструировать утверждения, проверять их истинность;

-  строить логическое рассуждение;

-  использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;

-  формулировать ответ;

-  комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;

-  в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

-  создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);

-  ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;

-  составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.

Универсальные регулятивные учебные действия:

1)  Самоорганизация:

-  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

-  выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.

2)  Самоконтроль:

-  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;

- выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

-  находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

3)  Самооценка:

-  предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);

-  оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Совместная деятельность:

-  участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);

-  согласовывать  мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;

-  осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во 2классе  обучающийся научится:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

-  способность проводить математические рассуждения;

-  способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

-  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

-  читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;

-  находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);

-  устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;

-  выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;

-  называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное);

- находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие;

- определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;

- решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель);

- планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ;

- различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник;

- выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;

- на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон;

-использовать для выполнения построений линейку, угольник;

- выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);

- распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»;

- проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;

- находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур);

- находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);

- представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур);

- сравнивать группы объектов (находить общее, различное);

- обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;

- составлять (дополнять) текстовую задачу;

- проверять правильность вычислений.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Раздел 1.Исторические сведения о математике (4ч)

1.1.

Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика». Колумбово яйцо.

1

Оформление математических записей;

Учебный диалог: обсуждение возможности представления числа разными способами

1.2

Иероглифическая система древних египтян.

1

Учебный диалог: установление последовательности событий (действий) сюжета.

1.3

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

Учебный диалог: установление последовательности событий (действий) сюжета. Оформление математической записи.

Использование математической терминологии для формулирования вопросов, заданий, при построении предположений, проверке гипотез;

1.4

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

1

Учебный диалог: установление последовательности событий (действий) сюжета.

Раздел 2.Числа и величины. (7 ч)

2.1

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины

1

Обсуждение практических ситуаций;

Различение единиц измерения одной и той же величины, установление между ними отношения (больше, меньше, равно), запись результата сравнения;

2.2

Время. Часы.

1

Обсуждение практических ситуаций;

Различение единиц измерения одной и той же величины, установление между ними отношения (больше, меньше, равно), запись результата сравнения;

2.3

Игра «Цифры в буквах».

1

Оформление математических записей;

Игры-соревнования, связанные с подбором чисел, обладающих заданным свойством, нахождением общего, различного группы чисел, распределением чисел на группы по существенному основанию;

2.4

Проект «Мир цифр»

1

2.5

Решение выражений на нахождение пропущенных

разрядов.

1

Упражнения: различение приёмов

вычисления (устные и письменные). Выбор удобного способа выполнения действия;

Практическая деятельность: устные и письменные приёмы вычислений.

2.6

Приемы, упрощающие сложение и вычитание.

Симметрия

1

Упражнения: различение приёмов

вычисления (устные и письменные). Выбор удобного способа выполнения действия;

Практическая деятельность: устные и письменные приёмы вычислений.

2.7

Особые случаи быстрого умножения.. Деление.

1

Упражнения: различение приёмов

вычисления (устные и письменные). Выбор удобного способа выполнения действия;

Практическая деятельность: устные и

письменные приёмы вычислений. Прикидка результата выполнения действия;

Раздел 3. Решение занимательных задач (7ч)

3.1

Задачи-маршруты. Графический диктант.

1

Игровые упражнения: «Опиши фигуру»,

«Нарисуй фигуру по инструкции», «Найди модели фигур в окружающем» и т.п.;

3.2

Задачи, связанные с нумерацией. Танграм.

1

Устная и письменная работа с числами: чтение, составление, сравнение, изменение; счёт единицами, двойками, тройками от заданного числа в порядке убывания/ возрастания;

Оформление математических записей;

3.3

Простейшие математические софизмы

1

Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

3.4

Задачи с многовариантными решениями. Задачи на взвешивание.

1

Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

3.5

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1

Игры-соревнования, связанные с подбором чисел, обладающих заданным свойством, нахождением общего, различного группы чисел, распределением чисел на группы по существенному основанию;

3.6

Олимпиадные задачи. Экскурсия в компьютерный класс

1

Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

3.7

Старинные задачи. Задачи – смекалки Задачи со спичками

1

Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

Раздел 4. Математические ребусы и головоломки (9ч)

4.1

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

1

Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

4.2

Разгадывание магических квадратов

1

Игры-соревнования, связанные с подбором чисел, обладающих заданным свойством, нахождением общего, различного группы чисел, распределением чисел на группы по существенному основанию;

4.3

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1

Обсуждение практических ситуаций; Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

4.4

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1

Обсуждение практических ситуаций; Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

4.5

Математические фокусы.

1

Обсуждение практических ситуаций; Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

4.6

Числовые головоломки

1

Обсуждение практических ситуаций; Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

4.7

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1

Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др.;

4.8

Составление и решение математических ребусов и математических головоломок

1

Учебный диалог: установление

последовательности событий (действий) сюжета. Описание рисунка

4.9

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1

Учебный диалог: установление последовательности событий (действий) сюжета. Описание рисунка

Раздел 5.Геометрическая мозаика (7ч)

5.1

Точка, отрезок, прямая, луч. Сравнение. Нахождение длинны

1

Игровые упражнения: «Опиши фигуру»,

«Нарисуй фигуру по инструкции», «Найди модели фигур в окружающем» и т.п.;

Упражнение: формулирование ответов на вопросы об общем и различном

геометрических фигур;

5.2

Знакомство с углом. Разные виды углов.

1

Практические работы: определение размеров геометрических фигур на глаз, с помощью измерительных инструментов;

5.3

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

1

Практические работы: определение размеров геометрических фигур на глаз, с помощью измерительных инструментов;

Построение и обозначение прямоугольника с заданными длинами сторон на клетчатой бумаге;

5.4

Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны

1

Нахождение периметра прямоугольника, квадрата, составление числового равенства при вычислении периметра прямоугольника

5.5

Периметр и площадь составных фигур. Геометрическая

мозаика. Закономерности в узорах

1

Учебный диалог: установление
последовательности событий (действий) сюжета. Описание рисунка (схемы, модели) по заданному или самостоятельно составленному плану;

Упражнение: формулирование ответов на вопросы об общем и различном геометрических фигур;

5.6

Решение задач с геометрическим содержанием.

Оригами. Объемные фигуры. Моделирование изпроволоки, пластилина, спичек

1

Конструирование геометрической фигуры из бумаги по заданному правилу или образцу.

Творческие задания: оригами и т. п.;

Учебный диалог: расстояние как длина

5.7

Интеллектуальный марафон

1

Учебный диалог: установление последовательности событий (действий) сюжета. Описание рисунка


















Библиографический список:


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Волкова С. И Пчелкина О.Л. Математика  конструирование 2 класс./Пособие для учащихся общеобразовательных школ М. : Просвещение -2-13-96с.

  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  6. Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  8. Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (Диск СD), авторы С.И Волкова, С.П.Максимова единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school-collection.edu.ru)