СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир моих интересов" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Мир моих интересов" для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир моих интересов" для 1 класса»
















СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка 3

II. Цели и задачи 5

III. Отличительные особенности Программы 5

IV. Разделы Программы и режим занятий 6

V. Технологии и методы 9

VI. Образовательные результаты 10

VII. Мониторинг 11

VIII. Состав учебно-методического комплекта 11

IX. Тематические планы и содержание курсов 11

9.1. Образовательная программа первого года обучения «Мир моих интересов. Необычное в обычном» 11

Ресурсы для реализации Программы 15

10.1. Кадровые ресурсы: 15

10.2. Технические требования для реализации Программы 15

10.3. Аппаратное обеспечение 15

10.4. Программное обеспечение 16

Список литературы для педагога 16



















I. Пояснительная записка

Комплексная образовательная программа «Мир моих интересов» (далее Программа) предназначена для организации внеурочной деятельности и дополнительного образования по направлению общеинтеллектуального развития учащихся 1-4 классов средствами очнодистанционных технологий и может быть реализована педагогами образовательных учреждений.

Программа обеспечена учебно-методическим комплексом (УМК), который состоит из технологических карт занятий, интерактивного электронного учебника, рабочей тетради, методических рекомендаций, и системой сопровождения всех участников образовательного процесса.



Возрастающие требования к инновационной составляющей современного техникотехнологического развития России делают актуальными формирование мотивации детей и молодёжи к интеллектуальному развитию и научно-техническому творчеству, поддержку их исследовательской деятельности, реализацию собственных идей и задумок учащихся, формирование проектного и технического мышления.

Программа «Мир моих интересов» является начальным этапом комплексной образовательной программы интеллектуального развития учащихся 5-11 классов и базисом для последовательного развития проектного и технического мышления, начиная от стимулирования исследовательского интереса, развития понятийного мышления и когнитивных способностей (1 класс), развития абстрактно-логического и образного мышления (2 класс), развития системного мышления и навыков исследовательской деятельности (3 класс), к развитию творческого проектного мышления (4 класс).

Эффективным инструментом достижения поставленной цели представляется создание мотивирующей интерактивной информационно-образовательной среды, сочетающей разные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, творческую, и способствующей вовлечению детей в мир научных открытий и творчества, свободному выбору направления развития и удовлетворению своих познавательных потребностей в содержательном досуге.

Актуальность Программы обусловлена общественной необходимостью в поддержке в ребёнке любопытства и тяги к созиданию, творческого отношения к окружающей действительности, интереса к экспериментаторству и изобретательству, которые в будущем станут реальной профессией инноватора и приведут к формированию поколения инновационно-ориентированной молодёжи как базового ресурса развития страны.

Новизна. Многолетний опыт работы по созданию мотивирующей интерактивной информационно-образовательной среды для начальной школы позволил нам создать пространство, в которое вовлечены все участники образовательного процесса: родитель, обучающийся и учитель, — и для которого разработан полный комплект учебных, методических и сопроводительных материалов (интерактивный электронный учебник, рабочие тетради, планы конспектов занятий, кейсы для проведения конкурсов, экспериментов, образовательных экспедиций) и образовательно-игровые порталы. Программа «Мир моих интересов» состоит из содержательных блоков, обеспечивающих полное погружение обучающихся в игровую атмосферу Программы и позволяющих на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, раскрывать их интересы, развивать мышление, формировать навыки исследовательской деятельности и навыки решения открытых творческих задач, создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.

Направленность программы внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная.

Направленность программы дополнительного образования в форме внеурочной деятельности: художественное, техническое.

II. Цели и задачи

Целью Программы является побуждение и закрепление творческого отношения к окружающей действительности, выражающееся в активной исследовательской, а затем и научнотехнической (изобретательской) деятельности.

Задачи:

  1. Развитие познавательного и исследовательского интереса, формирование мотивации к исследовательской деятельности и научно-техническому творчеству.

  2. Развитие понятийного мышления и когнитивных способностей (1 класс).

  3. Достижение метапредметных результатов, освоение универсальных учебных действий через опору на предметные аспекты информационно-образовательной среды и практическое взаимодействие с её технологиями.

  4. Развитие у разных субъектов информационно-образовательной среды — детей, педагогов, родителей — навыков организации и осуществления сотрудничества в совместной деятельности.

III. Отличительные особенности Программы
  • программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждениях;

  • занятия проводятся в разнообразных формах, в которых новые знания детей возникают в результате совместной творческой деятельности обучающихся и педагога;

  • в основе программы — единый игровой сюжет, погружению в атмосферу которого способствует «общение» с озвученными персонажами, а также оригинальная графика интерактивного электронного учебника и портала. Погружение задаёт иной стиль общения и правильно организованное занятие может стать событием в жизни учащихся, шансом для многих проявить свои таланты и способности, не находящие выход в рамках обычного урока. Поэтому важно, чтобы в игру включились все — и дети, и учитель, и родители.

Условия реализации Программы: занятия проводятся в одновозрастных группах, последовательно осваивающих программу в течение 4 лет. Занятия проводятся с детьми в возрасте 6-11 лет.

IV. Разделы Программы и режим занятий

Комплексная образовательная программа «Мир моих интересов» для учащихся 1-4 классов состоит из 4 разделов-курсов общим объёмом 429 часов:

  1. «Мир моих интересов. Необычное в обычном» (66 часов из расчёта 2 часа в неделю: 1 час — познавательная игровая деятельность в классе; 1 час — самостоятельная работа дома на портале).

В программе предусмотрены разные формы организации деятельности:

  • в классе:

  • занятия-исследования, занятия-путешествия, тематические (настольные) игры, викторины;

  • в школе, за пределами школы: внеклассные мероприятия, в том числе в формате посвящений, праздников, региональных телемостов; образовательные экспедиции.

  • дома: самостоятельная деятельность на портале.

Продолжительность занятия в классе для детей первого года обучения — 35 минут, для детей второго-четвёртого годов обучения — 45 минут.

Проведение внеклассных мероприятий: от 2 до 4 часов в месяц. Время работы на портале:

от 35 до 45 минут.

Занятия в классе

Занятие в классе предполагает чередование различных видов деятельности: выполнение заданий на бумажном носителе (рабочая тетрадь), выполнение заданий и работу с интерактивным электронным учебником, творческую деятельность. Выполнение заданий происходит индивидуально и в парах (1, 2 классы). С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения предусмотрены физкультминутки.

Игровая деятельность в классе реализуется в Программе с использованием интерактивного электронного учебника.

Самостоятельная деятельность учащихся на портале

Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется с использованием образовательно-игровых порталов:

  1. класс — «Кувырком» (Kuvirkom.com),

Контент порталов состоит из развивающих образовательных игр, где учащийся может закрепить знания, полученные на занятиях в классе, проверить свои силы в решении заданий повышенной сложности, посостязаться со сверстниками в получении электронных наград («ачивок»).

Чтобы учащийся следовал программе занятий и проходил игры последовательно, учитель самостоятельно открывает учащимся новые игры через свой личный кабинет (1, 2 классы). Для работы учащихся на портале важна помощь родителей, их активное включение в образовательный процесс является одной из целей программы.

В первом классе электронное портфолио состоит из двух основных частей: страницы интересов и страницы достижений (дипломы, грамоты, примеры работ и виртуальные награды («ачивки»)). Портфолио позволяет учителю и родителям увидеть, какие интересы преобладают у обучающихся в данный возрастной период и почему.

Связь Программы с учебными предметами

В содержании Программы рассматриваются аспекты из разных учебных предметов, таких как: «Окружающий мир», «Труд», «Изобразительное искусство», «Математика».

V. Технологии и методы

Реализация цели и задач программы достигается через использование инновационных педагогических технологий:

  • проблемного обучения;

  • игровых технологий;

  • технологий проектной деятельности;

  • технологий активного обучения;

  • технологии формирования индивидуальной образовательной траектории младшего школьника с помощью электронного портфолио и карты интересов;

  • здоровьесберегающих технологий;

  • информационно-коммуникативных технологий, в том числе технологий позитивного использования электронных устройств во внеурочной деятельности без вреда для здоровья;

  • технологий развития активной позиции родителя к процессу обучения и воспитания младшего школьника;

  • технологий тьюторского сопровождения познавательного интереса младшего школьника.

В программе используются следующие методы активного обучения:

    • методы, ориентированные на развитие системного мышления («Собери предмет», «Найди целое по его части», «Найди общее», «Тема в виде проблемного вопроса», «Проблемная ситуация», «Группировка», «Составь целое из частей», «Круглый стол», «Решение проблем»,

«Динамика системы», «Прогнозирование» и др.);

    • методы, ориентированные на развитие творческого мышления («Мозговой штурм», «Метод фокальных объектов», «Морфологический ящик», «Создание творческих работ», «Необычное использование предметов», «Ролевая игра», «Неоконченные предложения» и др.);

    • методы, ориентированные на развитие критического мышления («Дебаты», «Рефлексия», «Рассмотрение предметов и явлений с разных точек зрения», «ИДЕАЛ», «Ромашка вопро-

сов» и др.);

    • методы, ориентированные на развитие логического мышления («Вопросы с ключевыми словами», «Выведение алгоритма», «Самое существенное» и др.);

    • методы развития коммуникативных навыков («Броуновское движение», «Энерджайзеры», «Дискуссия», «Презентация идей», «Ролевая игра», «Учебный диалог» и др.).

VI. Образовательные результаты

Программа рассчитана на четыре года занятий с младшими школьниками и предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня (первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни) к результатам второго уровня в различных видах внеурочной деятельности (опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом) и далее к формированию предпосылок для достижения результатов третьего уровня — получения школьниками опыта самостоятельного социального действия.

К концу учебного года у выпускника программы «Мир моих интересов» (4 класса) предполагается развитие и формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные: готовность и способность к саморазвитию, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности по направлению научно-технического творчества, изобретательства; формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Регулятивные: формирование умения формулировать цель деятельности, планировать пути её достижения, соотносить свои действия с планируемыми результатами; формирование умений удерживать правила, инструкции во времени, следовать простейшим алгоритмам, прогнозировать возможные варианты ответа.

Познавательные: формирование умения осмыслять и интерпретировать информацию, выделять главное, фиксировать выводы в словесной, изобразительной, схематичной, модельной формах; умения решать проблемные познавательные задачи, видеть их в системе взаимосвязей с разными факторами; умения оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: формирование умения организовывать деятельность внутри группы с распределением между собой ролей, умения слушать и понимать собеседника, осознавать и аргументировать своё мнение.

В технологических картах всех форм занятий Программы указаны УУД, формируемые на этапах занятий.

VII. Мониторинг

Мониторинг образовательных результатов включает в себя формирование электронного портфолио на портале «Омурия», самооценку в рабочих тетрадях, педагогический мониторинг как формы комплексной оценки УУД.

VIII. Состав учебно-методического комплекта

В состав учебно-методического комплекта (УМК) Программы входит:

  • Интерактивный электронный учебник для работы в классе (4 шт.: один учебник на один курс).

  • Технологические карты занятий в классе, включая комплекты дидактических материалов и методические рекомендации для учителя.

  • Рабочие тетради для каждого учащегося (одна тетрадь на один курс).

  • Образовательно-игровые порталы (4 шт.).

  • Образовательная программа «Мир моих интересов».

IX. Тематические планы и содержание курсов 9.1. Образовательная программа первого года обучения «Мир моих интересов. Необычное в обычном»

Первый год обучения по программе «Мир моих интересов» является подготовительным. Основное внимание уделяется играм на развитие восприятия, памяти, логики, внимания. Знакомство с понятиями и явлениями из разных областей знаний ставит своей целью сформировать и поддержать интерес и мотивацию ребенка к исследованию окружающего мира. Важным является проведение занятий в увлекательной, игровой форме с применением игр из интерактивного электронного учебника, иллюстрациями в виде опытов и экспериментов и практическим выполнением простых изделий из бумаги, рисунков, других материалов.

Тематический план

Наименование разделов и тем


Количество часов



Занятия в классе

Самостоятельная работа в тетради, на портале

«Кувырком» ( С РОДИТЕЛЯМИ)

Всего

Дата

Введение в программу

1

1

06.09.18

Раздел 1. Природа и естествознание




1.1. Пузыри

1

1

2

13.09.18

1.2. Жизнь в океане

1

1

2

20.09.18

1.3. Мыши

1

1

2

27.09.18

1.4. Камни

1

1

2

04.10.18

1.5. Органы чувств

1

1

2

11.10.18

1.6. Собака — друг человека

1

1

2

18.10.18

1.7. Необычные природные явления

1

1

2

25.10.18


1.8. Океаны

1


1

2

08.11.18

1.9. Времена года

1


1

2

15.11.18

1.10. Стекло

1


1

2

22.11.18

1.11. Вода

1


1

2

29.11.18

1.12. Растения-экстремалы

1


1

2

06.12.18

1.13. Космос

1


1

2

13.12.18

1.14. Самые-самые

1


1

2

20.12.18

Раздел 2. Гуманитарная сфера



2.1. Леший и Ко

1

1


2

27.12.18

2.2. Книжки

1

1


2

17.01.19

2.3. Портфолио

1

1


2

24.01.19

2.4. Новогодние приключения

1

1


2

31.01.19

2.5. 8 марта

1

1


2

07.02.19

2.6. Бумага

1

1


2

21.02.19

2.7. Спортивные игры

1

1


2

28.02.19

2.8. Слова-иностранцы

1

1


2

07.03.19

2.9. Олимпийские игры

1

1


2

14.03.19

2.10. Фразеологизмы

1

1


2

24.03.19

2.11. Богатыри

1

1


2

28.03.19

2.12. Бюджет

1

1


2

11.04.19

Раздел 3. Математика и техника



3.1. Цифра 3

1

1


2

18.04.19

3.2. Система счёта

1

1


2

25.04.19

3.3. Головоломки

1



1

2

02.05.19

3.4. Время

1



1

2

16.05.19

Раздел 4. Художественно-изобразительное





4.1. Узоры


1



1

2

23.05.19

4.2. Мода Подведение итогов.

Праздник «Портфолио».

Образовательное событие «Посвящение в исследователи»

1



1

2

16.05.19

1



1


ВСЕГО

33



32

66

33Ч

Содержание курса Введение в программу.

Знакомство с содержанием курса, интерактивный электронный учебник. Рабочая тетрадь.

Игровой образовательный портал «Кувырком».

Раздел 1. Природа и естествознание.

Природные явления и жизнь животных в различных условиях. Особенности человека и создаваемых им продуктов. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

Раздел 2. Гуманитарная сфера

Спортивные достижения и любимые литературные произведения. Персонажи сказок и русские богатыри. Традиции встречи праздников и их истоки. Как оформить и создать своё портфолио. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

Раздел 3. Математика и техника.

Особенности числа «3». Известные нам системы счёта и меры веса и длины. Что такое головоломки, для чего они нужны и кому полезны. Время и часы. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

Раздел 4. Художественно-изобразительное.

Знакомство с понятием «мода» и её историей. Какие узоры бывают и для чего служат. Занятие с помощью интерактивного электронного учебника и самостоятельная работа в рабочей тетради, на портале «Кувырком».

Праздник Портфолио

Сценарий включает: подготовку и проведение выставки творческих работ учеников, выполненных в течение учебного года; выполнение творческих заданий и присвоение номинаций; создание общего портфолио класса; чаепитие; вручение сертификатов ученикам.

Посвящение в исследователи

«Посвящение в исследователи» является связующим звеном между первой и второй ступенями Комплексной образовательной программы «Мир моих интересов» и представляет собой познавательную командную игру с участием главных героев программы 2 класса «Другой взгляд — другой мир».



Ресурсы для реализации Программы 10.1. Кадровые ресурсы:

— учитель начальных классов,

— педагог-психолог,

— тьютор.

10.2. Технические требования для реализации Программы

Занятия желательно проводить в компьютерном классе. При отсутствии данной возможности можно проводить занятия с помощью компьютера учителя, демонстрируя иллюстративный материал по теме занятия через проектор или электронную доску.

10.3. Аппаратное обеспечение

— IBM PC-совместимый компьютер, подключённый к сети Интернет.

— Процессор не ниже Pentium-400.

— Оперативная память не меньше 512 Мб.

— Проектор или интерактивная доска с разрешением экрана 1024×768 (подключается к компьютеру учителя).

— Монитор с разрешением 1280×1024.

10.4. Программное обеспечение

— Операционная система: Windows (XP или выше), Linux, Mac.

Установка программного обеспечения не требуется.

— Для работы с порталами необходим любой браузер версии не ниже:

Internet Explorer 9.0;

Mozilla Firefox 23.0;

Google Chrome 29.0; Opera 17.0; iOS Safari 3.2.

Скорость интернета для работы на порталах не ниже 512 Кбит/с.

Список литературы для педагога
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М..: Просвещение, 2011.

  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

  4. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М.: Просвещение, 2011. — 80 с. — (Работаем по новым стандартам).

  5. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // П. В. Степанов. URL: http://www.openclass.ru/node/221595.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. — 2-е изд., перераб. — М., 2010.

  7. М. К. Господникова, Н. Б. Полянина, Е. И. Самохвалова. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. — Волгоград: 2009.

  8. Теория развития познавательного интереса Г. И. Щукиной [Электронный ресурс] // Плашкова О. О. URL: http://rodtm.ucoz.ru/index/teorija_razvitija_poznavatelnogo_interesa_g_i_shhukinoj/0-41.

  9. Проект программы гуманитарного сопровождения образовательных инициатив «Мир моих интересов» [Электронный ресурс]. URL: http://gimnazia.tomsknet.ru/.

Интернет-ресурсы разработчика программы АНО ДПО «ОМУ»:

  1. http://vneurochka.ru/, https://www.facebook.com/MirMoihInteresov, https://vk.com/vneurochka — информационно-образовательные ресурсы.

  2. http://kuvirkom.com/ — Образовательно-игровой портал «Кувырком» для обучающихся 1 класса.

  3. http://omunit.ru — Образовательно-игровой портал «Омунит» для обучающихся 2 класса.

  4. http://omuria.ru/ — Образовательно-игровой портал «Омунит» для обучающихся 3 класса.

  5. http://exterium.ru/ — Первая продуктивная образовательная сеть.