государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей начальных классов ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________Н.Л.Юрьева Протокол № ____________ «1» сентября 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________ Н.В.Бортникова «1» сентября 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________ И.Ф. Токарева Приказ № __________________ «1» сентября 2020 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Развитие речи»
на 2020 - 2021 учебный год
(2 а класс, учитель И.В.Горбунова)
Содержание
1.Пояснительная записка ............................................................................................................................................................................... 3
1.1.Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности....................3
1.2.Цели и задачи программы внеурочной деятельности.............................................................................................................................3
2.Содержание программы внеурочной деятельности..................................................... .............................................................................4
3.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………………………………………………..6
3.1.Личностные результаты. ...........................................................................................................................................................................6
3.2.Метапредметные результаты.....................................................................................................................................................................6
4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности..................................................................................................................8
5.Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности………………………………………………………...8
5.1.Технические средства ...............................................................................................................................................................................12
5.2.Список литературы...................................................................................................................................................................................12
5.3.Электронно-образовательные и Интернет-ресурсы..............................................................................................................................13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании и Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2.) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.
5. СанПин 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189.
6. СанПин 2.4.2.3286-15 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26.
1.2.Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель изучения :
формирование и систематическое совершенствование у обучающихся с ТНР полноценных языковых средств и форм общения с учетом их взаимодействия и актуальных знаний об окружающем мире.
Основные задачи курса:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Окружающая природа (5 ч)
Что такое природа? Природа живая и неживая. Место и роль человека в природе (человек – потребитель и созидатель). Почему человек должен охранять живую и неживую природу?
Что такое времена года? Название месяцев.
Как проводятся наблюдения в природе? Термометр и измерение температуры воздуха, воды.
Вспомним лето (4 ч)
Неживая природа летом: температура окружающей среды, характер облачности, летние дожди и грозы, роса, состояние почвы и водоемов.
Растения летом. Части растения.
Животные, птицы и насекомые летом.
Труд людей летом: уход за посадками и посевами, животными, сбор урожая. Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве (пастух, свинарка, доярка, птичница, комбайнер и др.).
Осень (15 ч)
Ранняя, золотая, поздняя осень. Неживая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, туманы, заморозки, состояние почвы и водоемов. Постепенность изменений. Зависимость сезонных изменений от географического положения местности. Знакомство с картой России.
Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Плоды и семена. Сравнение природы в разные периоды осени.
Изображение осенних пейзажей художниками. Художественная фотография. Цветочная палитра осени. Названия цветов и их оттенков. Устное рисование, обсуждение детских рисунков. Зарисовка (или обводка и раскрашивание) осенних листьев. Составление осенних букетов из сухих трав и опавших листьев. Овощи и фрукты (название наиболее распространенных в данной местности). Блюда из овощей и фруктов, их польза. Заготовки на зиму. Осенние работы в саду и огороде.
Осенние работы в городе. Посильное участие детей, их помощь взрослым.
Дикие и домашние животные. Подготовка домашних животных к зиме, условия их содержания. Названия животноводческих построек (коровник, свинарник, птицеферма). Подготовка диких домашних животных к зиме (линька, поиск убежища, накапливание жира, запасы и т.д.).
Исчезновение насекомых. Перелетные птицы и их отлет в теплые страны.
Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью.
Зависимость образа жизни животных от условий питания. Почему медведь спит всю зиму, а волк нет? Почему улетают на юг перелетные птицы? Можно ли обойтись без хищников? Влияние человека на условия питания животных. Красная книга.
Народные и литературные загадки о живой и неживой природе. Самостоятельное составление загадок. Рассказы отечественных и зарубежных авторов о жизни птиц, насекомых, животных.
Народные приметы и пословицы, их толкование.
Экскурсии на природу, в зоопарк, на ферму.
Охрана здоровья в осенний период. Предупреждение простудных заболеваний.
Зима (22 ч)
Неживая природа зимой: температура воздуха, характер облачности, осадки: снегопады, метели. Установление постоянного снежного покрова. Состояние водоемов и почвы.
Снег и лед, их свойства. Свойства воды как жидкости. Три ее состояния. Переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры. Образование облаков и осадков. Значение воды, использование воды человеком. Охрана водоемов.
Уточнение представлений о реке, озере, море. Правила поведения на водоемах зимой. Помощь водным обитателям зимой.
Растения зимой: хвойные и лиственные деревья, кустарники. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений.
Комнатные растения и уход за ними.
Животные других стран и континентов. Их названия, внешние признаки, детеныши, условия их жизни, среда обитания. Знакомство с картой мира. Понятие о частях свет.
Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно-овощехранилищах. Уборка снега на улицах городов и поселков. Труд людей, связанных с охраной природы, зимой.
Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обморожениях, переломах.
Экскурсии: в лес, сад, парк с целью наблюдения за природой, измерение глубины снегового покрова.
Зима в произведениях писателей, художников, композиторов.
Весна (15 ч)
Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье. Оттаивание почвы, накопление влаги в почве. Ранняя весна, разгар весны, поздняя весна.
Растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у деревьев и кустарников. Распускание листьев. Цветение растений.
Размножение растений семенами, черенками, луковицами, клубнями и т.д. Весенние посадки деревьев и кустарников.
Животные весной: изменение условий питания животных; появление насекомых, возвращение перелетных птиц, гнездование; изменения в жизни животных и птиц; домашние животные весной.
Труд людей весной в парках, на улицах городов и сел.
Озеленение улиц – чистый воздух в городе и селе.
Растения-лекарства. Охрана растений. Красная книга. Обобщение занятия: связь живой и неживой природы. Единство человека и природы. Охрана природы и жизнь в единстве с природой – условие выживания человечества.
Скоро лето (9 ч)
Сезонные изменения в природе при наступлении лета.
Деревья, кустарники, травянистые растения.
Деревья лиственные и хвойные: сходство и различие (по 3-4 названия, характерные для данной местности). Внешний вид растений летом. Цветение растений, созревание плодов и семян.
Уточнение представлений о лесе, роще поляне, луге, опушке, поле. Культура сбора дикорастущих трав, цветов, грибов, ягод.
Жизнь птиц, рыб, насекомых, домашних и диких животных летом. Жизненные циклы животных и насекомых (головастик – лягушка; гусеница – бабочка).
Картины летней природы и труда в произведениях писателей, художников, композиторов.
Знакомство с местными видами деревьев, кустарников, цветов, а также посещение оранжереи, ботанического сада, теплицы (в зависимости от региональных условий).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Личностные результаты
- сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его в органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
- осознание роли своей страны в мировом развитии;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и развивающемся мире;
- самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- сформированность этических чувств, доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- сформированность чувства прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
- умение чувствовать красоту художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
3.2. Метапредметные результаты
- владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- умение понимать причины успеха – неуспеха в учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- владение знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широком спектром действий и операций решения практических и учебно- познавательных задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
- умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных учебно-познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
- умение организовать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема занятий | Количес-тво часов | Виды и формы организации внеурочной деятельности |
1 | Что такое природа? Природа живая и неживая | 1 | Мини – лекция, познавательная деятельность |
2 | Место и роль человека в природе (человек – потребитель и созидатель). Почему человек должен охранять живую и неживую природу? | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, природоохранная деятельность, ответы на вопросы |
3 | Что такое времена года? Название месяцев | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
4 | Как проводятся наблюдения в природе? | 1 | Беседа – размышление, мультимедийная презентация, познавательная деятельность |
5 | Термометр и измерение температуры воздуха, воды | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность, природоохранная деятельность, |
6 | Неживая природа летом: температура окружающей среды, характер облачности, летние дожди и грозы, роса, состояние почвы и водоемов | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
7 | Растения летом. Части растения. Экскурсия. Вспомним лето | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность, наблюдение |
8 | Животные, птицы и насекомые летом | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
9 | Труд людей летом: уход за посадками и посевами, животными, сбор урожая. Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве (пастух, свинарка, доярка, птичница, комбайнер и др.) | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
10 | Ранняя, золотая, поздняя осень. Неживая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, туманы, заморозки, состояние почвы и водоемов. Постепенность изменений. Экскурсия. Ранняя, золотая осень | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность, наблюдение |
11 | Зависимость сезонных изменений от географического положения местности. Знакомство с картой России. 11 октября - День Республики Башкортостан | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
12 | Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Плоды и семена. Сравнение природы в разные периоды осени | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
13 | Изображение осенних пейзажей художниками. Художественная фотография. Цветочная палитра осени. Названия цветов и их оттенков | 1 | Коллективное практическое занятие, мультимедийная презентация, творческая деятельность, игровая деятельность |
14 | Устное рисование, обсуждение детских рисунков. Зарисовка (или обводка и раскрашивание) осенних листьев. Составление осенних букетов из сухих трав и опавших листьев | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
15 | Овощи и фрукты (название наиболее распространенных в данной местности). Блюда из овощей и фруктов, их польза. Заготовки на зиму.4 ноября - День народного единства | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, игровая деятельность, чтение стихов |
16 | Осенние работы в саду и огороде. Осенние работы в городе. Посильное участие детей, их помощь взрослым. Экскурсия. Мой город (село) | 1 | Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность, рассматривание открыток |
17 | Дикие и домашние животные. Подготовка домашних животных к зиме, условия их содержания. Названия животноводческих построек (коровник, свинарник, птицеферма). Подготовка диких животных к зиме (линька, поиск убежища, накапливание жира, запасы и т.д.).Исчезновение насекомых | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
18 | Перелетные птицы и их отлет в теплые страны. Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью | 1 | Мини – лекция, познавательная деятельность |
19 | Зависимость образа жизни животных от условий питания. Почему медведь спит всю зиму, а волк нет? Почему улетают на юг перелетные птицы? Можно ли обойтись без хищников? | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
20 | Влияние человека на условия питания животных. Красная книга | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы, работа по инструкции |
21 | Народные и литературные загадки о живой и неживой природе. Самостоятельное составление загадок. Рассказы отечественных и зарубежных авторов о жизни птиц, насекомых, животных | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
22 | Экскурсии в природу, в зоопарк, на ферму | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции, наблюдение |
23 | Народные приметы и пословицы, их толкование | 1 | Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность, |
24 | Охрана здоровья в осенний период. Предупреждение простудных заболеваний | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
25 | Неживая природа зимой: температура воздуха, характер облачности, осадки: снегопады, метели. | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
26 | Установление постоянного снежного покрова. Состояние водоемов и почвы. 12 декабря - День Конституции Российской Федерации | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
27 | Снег и лед, их свойства. Экскурсия. Зима-красавица | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность |
28 | Свойства воды как жидкости. Три ее состояния. Переход воды из одного состояния в другое в зависимости от температуры | 1 | Мини – лекция, познавательная деятельность |
29 | Образование облаков и осадков. 24 декабря - День Конституции РБ | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
30 | Значение воды, использование воды человеком | 1 | Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
31 | Охрана водоемов. Уточнение представлений о реке, озере, море31 декабря – праздник Нового года | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
32 | Правила поведения на водоемах зимой | 1 | Мини – лекция, познавательная деятельность |
33 | Помощь водным обитателям зимой | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, природоохранная деятельность, ответы на вопросы |
34 | Растения зимой: хвойные и лиственные деревья, кустарники. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
35 | Особенности зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений | 1 | Беседа – размышление, мультимедийная презентация, познавательная деятельность |
36 | Комнатные растения и уход за ними | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность, природоохранная деятельность, |
37 | Животные других стран и континентов. Их названия, внешние признаки, детеныши, условия их жизни, среда обитания | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
38 | Знакомство с картой мира. Понятие о частях света. | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность, наблюдение |
39 | Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно-овощехранилищах | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
40 | Уборка снега на улицах городов и поселков | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
41 | Труд людей, связанных с охраной природы, зимой | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность, наблюдение |
42 | Охрана здоровья человека зимой | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
43 | Первая помощь при обморожениях, переломах. 23 февраля – День защитника Отечества | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
44 | Экскурсии: в лес, сад, парк с целью наблюдения за природой, измерение глубины снегового покрова | 1 | Коллективное практическое занятие, мультимедийная презентация, творческая деятельность, игровая деятельность |
45 | Зима в произведениях писателей, художников, композиторов | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
46 | Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, игровая деятельность, чтение стихов |
47 | Оттаивание почвы, накопление влаги в почве. 8 Марта – Международный женский день | 1 | Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность, рассматривание открыток |
48 | Ранняя весна, разгар весны, поздняя весна. Экскурсия. Март – первый месяц весны | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
49 | Растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у деревьев и кустарников | 1 | Мини – лекция, познавательная деятельность |
50 | Распускание листьев. Цветение растений | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
51 | Размножение растений семенами, черенками, луковицами, клубнями и т.д. Весенние посадки деревьев и кустарников | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы, работа по инструкции |
52 | Животные весной: изменение условий питания животных; появление насекомых, возвращение перелетных птиц, гнездование; изменения в жизни животных и птиц; домашние животные весной | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
53 | Труд людей весной в парках, на улицах городов и сел | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции, наблюдение |
54 | Озеленение улиц – чистый воздух в городе и селе | 1 | Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность, |
55 | Растения-лекарства. . 12 апреля – День космонавтики | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
56 | Охрана растений. | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
57 | Красная книга | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
58 | Обобщение занятия: связь живой и неживой природы | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность |
59 | Единство человека и природы. 1 Мая – Праздник Весны и Труда | 1 | Мини – лекция, познавательная деятельность |
60 | Охрана природы и жизнь в единстве с природой – условие выживания человечества. 9 мая – День Победы | 1 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
61 | Сезонные изменения в природе при наступлении лета. Деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья лиственные и хвойные: сходство и различие (по 3-4 названия, характерных для данной местности) | 1 | Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
62 | Внешний вид растений летом. Цветение растений, созревание плодов и семян | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
6364 | Уточнение представлений о лесе, роще, поляне, луге, опушке, поле. Культура сбора дикорастущих трав, цветов, грибов, ягод | 2 | Беседа с элементами рассказа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
6566 | Жизнь птиц, рыб, насекомых, домашних и диких животных летом. Жизненные циклы животных и насекомых (головастик – лягушка; гусеница – бабочка) | 2 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
6768 | Картины летней природы и труда в произведениях писателей, художников, композиторов | 2 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
6970 | Знакомство с местными видами деревьев, кустарников, цветов, а также посещение оранжереи, ботанического сада, теплицы (в зависимости от региональных условий) | 2 | Мини – лекция, познавательная деятельность |
5.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Технические средства
1. Интерактивная доска
2. Персональный компьютер с принтером
3. Мультимедийный проектор
5.2.Список литературы
1. Серия «Стандарты второго поколения» Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2019 г.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2019 г.
3. Примерные программы начального общего образования в 2 – х частях. М.: Просвещение, 2019 г.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида под ред. Чиркиной Г.В., Алтуховой Т.А., Вятлевой Ю.Е., М.: Просвещение, 2013 г.
5. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой, Логиновой, М.: Просвещение, 2017 г.
5. Пишем сочинения по картинам художников. 3 класс, в двух частях. Тикунова Л.И. М.: РОСТкнига 2018
6. Мисаренко, Г. Г. Развитие речи учащихся 2–4 классов: конструирование и анализ предложений / Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2018.
7. Учимся писать изложения и сочинения. Учебник. 3 класс, в двух частях. Тикунова Л.И.М.: РОСТкнига. 2019г.
8. Сборник уроков Кирилла и Мефодия. 3 класс: в 2 ч. – М.: КИМ, 2018
5.3.Электронно-образовательные ресурсы
1. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе
4. http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.
5. http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - Открытый класс.
6. http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)
13