Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Вальдиватская средняя школа
имени генерала-майора Г.А. Жукова
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР: _____________ Ф.А. Шигаев «___» ______________ 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы: _____________ Е.Е. Кулагина Приказ № _____ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Тропинками родного края»
в 1-4 классах
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Масленникова И.П.
Рассмотрено и одобрено на заседании ШМО учителей начальных классов. Протокол заседания № _____ от ________________________ Руководитель ШМО: _____________ С.С. Янина | Утверждено на заседании Педагогического совета школы. Протокол № ___ от __________________ Председатель педагогического совета: _____________ Е.Е. Кулагина |
с. Вальдиватское
Программа внеурочной деятельности
«Тропинками родного края»
Планируемые результаты освоения курса в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательных программ начального общего образования.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности ( социальная, учебно- познавательная и внешняя; самооценка на уровне критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработки общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно- следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации(структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе и с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и следовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержание учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Должны знать:
наиболее выдающиеся достопримечательности края
названия наиболее известных улиц;
названия рек Карсунского района;
животный и растительный мирУльяновской области;
профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
некоторых выдающихся людей – уроженцев области;
историко-культурные достопримечательности;
об истории и традициях родной школы;
малые жанры устного народного творчества (загадки, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки);
некоторые виды народных промыслов в сёлах Потьма и Вальдиватское Карсунского района;
краеведческий музей Карсуна;
Должны уметь:
находить своё село на карте области;
объяснять причины образования села;
объяснять изображение на гербе;
проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;
во время досуга и в праздники играть в народные игры и водить хороводы
Содержание курса
Содержание курса,1-II классы (33-34 ч.)
Введение в изучение родного края (1ч.). Знакомство с предметом «Введение в изучение родного края»: понятие «краеведение», его цели и задачи, связь с другими науками. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Родной край – частица родины (1ч.). Обзорная экскурсия по городу, знакомство с достопримечательностями города.
Улицы родного города (2ч.). Экскурсия по городу, знакомство с названиями улиц, чьё имя носят улицы, почему их так назвали. Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?»
«У природы нет плохой погоды» (4ч.). Сезонные экскурсии в парк. Осенние, зимние, весенние и летние изменения в природе. Отличительные признаки.
«Заглянем в кладовые Земли» (1ч.). Знакомство с полезными ископаемыми Карсунского района: торф, глина, песок. Практическая работа.
Как люди используют богатства земных кладовых (2ч). Экскурсия. Использование торфа, песка и глины в народном хозяйстве.
Основные водоёмы нашей местности (2ч.). Знакомство с происхождением названий водоёмов Карсунского района и их значением в жизни человека.
Экскурсия к водоёму (1ч.). Знакомство с растительным и животным миром водоёмов Карсунского района
Растения нашего края (2ч.). Знакомство с растительным миром Карсунского района.
Раннецветущие растения Ульяновской области. Красная книга РФ (2ч.). Знакомство с раннецветущими растениями Ульяновской области: какие растения обитают в районе, как сохранить численность растений, где растут. (экскурсия). Бережное отношение ко всему живому. Практическая работа по составлению Красной книги
Животные своей местности (2ч.). Знакомство с животным миром Карсунского района: какие животные обитают в районе, чем питаются, охрана.
Народные промыслы нашей местности (4ч.). Знакомство с народными промыслами Карсунского района, народными умельцами. Практическая работа: изготовление поделки.
Устное народное творчество (4ч.). Знакомство с устным народным творчеством: фольклором. Фольклор включает в себя пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки). Выполнение практической работы творческого характера: составление сказок, частушек, запись песен своих бабушек.
Основные предприятия нашего села(2ч.). Знакомство с предприятиями города Ульяновска. Экскурсия.
Профессии наших родителей (2ч.). Знакомство с профессиями родителей, бабушек и дедушек, приглашение их в школу.
Ими гордится наш район (1ч.). Знакомство с интересными и знаменитыми людьми нашего города
Игра по станциям «Путешествие по родному краю». (1ч.). Урок обобщения..
Содержание курса, III класс (34 ч)
Путешествие в прошлое Ульяновскойобласти (1ч.). Экскурсия в краеведческий музей.
В мире прекрасного (2ч.). Симбирская губерния глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры Ульяновскойобласти.
Исторические и памятные места земли Ульяновской(1ч.). Знакомство с памятными местами Ульяновской области. Обзорная экскурсия по Ульяновскойобласти.
Народные промыслы Ульяновской области (3ч.). Знакомство с промыслами и умельцами Ульяновская области. Проведение практической работы.
Устное народное творчество (3ч.). Знакомство с устным народным творчеством Ульяновской области. Сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Обрядовый фольклор. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Выполнение практической работы творческого характера: составление сказок, частушек, запись песен своих бабушек.
Ульяновская область сегодня (1ч.). Достижения Ульяновская области в области образования, экономики, туризма.
Наш район на карте Ульяновская области (1ч.). Чтение карты Ульяновская Города Ульяновская области (2ч.). Заочное путешествие по городам Ульяновская области.
Путешествие вглубь Земли (2ч.). Почвы Ульяновская области, рассматривание типов почв (практическая работа). Экскурсия.
Богатства подземных кладовых (2ч.). Полезные ископаемые области: бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, кирпичной и огнеупорной глины, строительного и формировочного песка и других строительных материалов, минеральных красок, торфа, марганца .
«Голубое богатство» Ульяновская области (2ч.). Вода, охрана воды от загрязнений, экономия воды в быту. Экологический десант к местному водоему, уборка водоемов от мусора.
Охраняемые природные территории Ульяновская области (3ч.).
Красная книга природы Ульяновская области (2ч.).
Труд красит Землю (4ч.). Основные отрасли промышленности Ульяновская области: металлургия, легкая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Мир профессий.
Люди земли Ульяновская (2ч.).
Экологическая тропа (2ч.). Практическая работа: посадка деревьев, кустарников, изготовление кормушек для птиц.
Игра – путешествие по земле Ульяновская (1ч.). Урок обобщения по материалу, изученному в 3 классе.
Содержание курса, IV класс (34 ч)
Ульяновская область на карте России (1ч.)
Страницы истории земли Ульяновской (10ч.). Историческая карта, «лента времени», всемирное наследие, Симбирск – исторический центр нашей страны. Творческие мастерские деятелей литературы, музыки, живописи, научные открытия и изобретения.
Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (8ч.). Летопись военного времени, «Дорога жизни», экскурсии по памятным местам Ульяновской области, встречи с ветеранами войны.
Что даёт наш край стране (5ч.). Символика Ульяновской области, Полезные ископаемые, сельское хозяйство, промышленность. Профессии людей. Встречи с людьми разных профессий.
Сохраним для потомков (8ч.). Заповедные места Ульяновской области
Защита проекта «Будущее нашего края» (2ч.). Урок – защита проектов: сохраним и защитим природу Ульяновской области.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные уроки, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как:
доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
фольклористика: курс краеведения включает в себя различные направления народного творчества. Самобытность, мудрость сохраняется и передается потомкам в многообразии малых жанров устного народного творчества – пословицах, поговорках, колыбельных песнях, пестушках – приговорах, считалках, загадках. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно – прикладным искусством современности.
уникальность: наш край по – своему уникален – историческая планировка города, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.
экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
тематические праздники, КТД;
художественное творчество учащихся;
экскурсии и походы по родному краю;
устные журналы, беседы;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
походы;
участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;
встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
музейные уроки.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, письменные самостоятельные и контрольные работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно Положения о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов (уроков) |
1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 1-4 классы |
| Введение в изучение родного края | 1 | 1 | - | - | 1 |
| Родной край – частица родины | 1 | 1 | - | - | 1 |
| 1) Экскурсия. Улицы родного села 2) Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?» | 3 | 2 | - | - | 2 |
| «У природы нет плохой погоды» Осенние изменения в природе. | 2 | 1 | - | - | 1 |
| «Заглянем в кладовые Земли». | 1 | 1 | - | - | 1 |
| Как люди используют богатства земных кладовых | 1 | 2 | - | - | 2 |
| Основные водоёмы нашей местности. | 1 | 2 | - | - | 2 |
| Экскурсия к водоёму | 1 | 1 | - | - | 1 |
| Растения нашего края. | 1 | 2 | - | - | 2 |
| «У природы нет плохой погоды». Зимние изменения в природе. | 1 | 1 | - | - | 1 |
| Раннецветущие растения Ульяновской области. Красная книга РФ. | 1 | 2 | - | - | 2 |
| Животные своей местности. | 1 | 2 | - | - | 2 |
| Народные промыслы нашей местности | | 4 | - | - | 4 |
| «У природы нет плохой погоды» Весенние изменения в природе. | 2 | 1 | - | - | 1 |
| Устное народное творчество | | 4 | - | - | 4 |
| Основные предприятия нашего города (села) | | 2 | - | - | 2 |
| Профессии наших родителей. | 1 | 2 | - | - | 2 |
| Ими гордится наш район. | | 1 | - | - | 1 |
| «У природы нет плохой погоды» Летние изменения в природе. | 2 | 1 | - | - | 1 |
| Игра по станциям «Путешествие по родному краю». | 1 | 1 | - | - | 1 |
| Путешествие в прошлое Ульяновской области | | - | 1 | - | 1 |
| В мире прекрасного. | 1 | - | 2 | - | 2 |
| Исторические и памятные места земли Ульяновской | | - | 1 | - | 1 |
| Народные промыслы Ульяновской области. | 1 | - | 3 | - | 3 |
| Устное народное творчество. | | - | 3 | - | 3 |
| Ульяновской область сегодня. | 1 | - | 1 | - | 1 |
| Наш район на карте Ульяновской области. | 1 | - | 1 | - | 1 |
| Города Ульяновской области. | 1 | - | 2 | - | 2 |
| Путешествие вглубь Земли. | | - | 2 | - | 2 |
| Богатства подземных кладовых. | | - | 2 | - | 2 |
| «Богатство» Ульяновской области. | 1 | - | 2 | - | 2 |
| Охраняемые природные территории Ульяновской области | 1 | - | 3 | - | 3 |
| Красная книга природы Ульяновской области. | 1 | - | 2 | - | 2 |
| Труд красит Землю. | 1 | - | 4 | - | 4 |
| Люди земли Ульяновской. | | - | 2 | - | 2 |
| Экологическая тропа. | 1 | - | 1 | - | 1 |
| Итоговая контрольная работа | | | 1 | - | 1 |
| Игра – путешествие по земле Ульяновской. | | - | 1 | - | 1 |
| Ульяновской область на карте России | | - | - | 1 | 1 |
| Страницы истории земли Ульяновской | | - | - | 10 | 10 |
| Ульяновской область в годы Великой Отечественной войны | 1 | - | - | 8 | 8 |
| Что даёт наш край стране. | 1 | - | - | 5 | 5 |
| Сохраним для потомков | | - | - | 8 | 8 |
| Защита проекта «Будущее нашего края» | | - | - | 2 | 2 |
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 | 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для обучающихся 1 класса
№п/п | Название темы | Количество часов я | Дата | Содержание и формы проведения |
По плану | Факт |
1 | Введение в изучение родного края . | 1 | | | Знакомство с предметом |
2 | Родной край – частица родины | 1 | | | Обзорная экскурсия |
3-5 | Улицы родного село. 1) Экскурсия 2) Игра – путешествие «Знаешь ли ты своё село?» | 3 | | | Экскурсия Путешествие в прошлое |
6-7 | «У природы нет плохой погоды» | 2 | | | Осенние изменения в природе (сезонные экскурсии). |
8 | «Заглянем в кладовые Земли». | 1 | | | Практическая работа (полезные ископаемые своего района). |
9 | Как люди используют богатства земных кладовых | 1 | | | Полезные ископаемые(экскурсия). |
10 | Основные водоёмы нашей местности. | 1 | | | (Знакомство с происхождением некоторых названий водоёмов местности; значение водоёмов в жизни человека.) |
11-12 | Экскурсия к водоёму | 2 | | | Вода и ее свойства(растения и животный мир водоёмов). |
13-14 | Растения нашего края. | 2 | | | Растения Карсунского района |
15 | «У природы нет плохой погоды»). Зимние изменения в природе. | 1 | | | Зимние изменения в при роде (сезонные экскурсии) |
16=17 | Раннецветущие растения Ульяновскойй области. Красная книга РФ. 1) Экскурсия. 2) Практическая работа | 2 | | | Растения Карсунского района (составление Красной книги своей местности). |
18 | Животные своей местности. | 1 | | | Животные Карсунского района |
19 | Экологическая тропа. | 1 | | | Праздник |
20 | Города Ульяновской области. | 1 | | | |
21-22 | «У природы нет плохой погоды» (сезонные экскурсии). Весенние изменения в природе. | 2 | | | Весенние изменения в природе (сезонные экскурсии). |
23 | Ульяновской область сегодня. | 1 | | | |
24 | Ульяновской область в годы Великой Отечественной войны | 1 | | | |
25 | Наш район на карте Ульяновской области. | 1 | | | |
26-27 | Основные предприятия нашего (села)). | 2 | | | Экскурсии |
28 | Профессии наших родителей. | 1 | | | Профессии родителей |
29 | Ими гордится наш район. | 1 | | | Известные люди Ульяновской области |
30 | Что дает наш край стране | 1 | | | |
31-32 | «У природы нет плохой погоды» (сезонные экскурсии). Летние изменения в природе. | 2 | | | Летние изменения в при роде |
33 | Игра по станциям «Путешествие по родному краю». | 1 | | | История Карсунского района |
| итого: | 33 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для обучающихся 2 класса
№п/п | Название темы | Количество часов я | Дата | Содержание и формы проведения |
По плану | Факт |
1 | Введение в изучение родного края . | 1 | | | Знакомство с предметом |
2 | Родной край – частица родины | 1 | | | Обзорная экскурсия |
3-4 | Улицы родного село. 1) Экскурсия 2) Игра – путешествие «Знаешь ли ты своё село?» | 2 | | | Экскурсия Путешествие в прошлое |
5 | «У природы нет плохой погоды» | 1 | | | Осенние изменения в природе (сезонные экскурсии). |
6 | «Заглянем в кладовые Земли». | 1 | | | Практическая работа (полезные ископаемые своего района). |
7-8 | Как люди используют богатства земных кладовых | 2 | | | Полезные ископаемые(экскурсия). |
9-10 | Основные водоёмы нашей местности. | 2 | | | (Знакомство с происхождением некоторых названий водоёмов местности; значение водоёмов в жизни человека.) |
11 | Экскурсия к водоёму | 1 | | | Вода и ее свойства(растения и животный мир водоёмов). |
12-13 | Растения нашего края. | 2 | | | Растения Карсунского района |
14 | «У природы нет плохой погоды»). Зимние изменения в природе. | 1 | | | Зимние изменения в при роде (сезонные экскурсии) |
15-16 | Раннецветущие растения Ульяновскойй области. Красная книга РФ. 1) Экскурсия. 2) Практическая работа | 2 | | | Растения Карсунского Района (составление Красной книги своей местности). |
17-18 | Животные своей местности. | 2 | | | Животные Карсунского района |
19-22 | Народные промыслы нашего края | 4 | | | Промыслы Карсунского район(с проведением практической работы) |
23 | «У природы нет плохой погоды» (сезонные экскурсии). Весенние изменения в природе. | 1 | | | Весенние изменения в природе (сезонные экскурсии). |
24-27 | Устное народное творчество (с выполнением творческого задания). | 4 | | | Народное творчество (с выполнением творческого задания). |
28-29 | Основные предприятия нашего города (села)). | 2 | | | Экскурсии |
30-31 | Профессии наших родителей. | 2 | | | Профессии родителей |
32 | Ими гордится наш район. | 1 | | | Известные люди Ульяновской области |
33 | «У природы нет плохой погоды» (сезонные экскурсии). Летние изменения в природе. | 1 | | | Летние изменения в при роде |
34 | Игра по станциям «Путешествие по родному краю». | 1 | | | История Карсунского района |
| итого: | 34 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для обучающихся 3 класса
№п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | Содержание и формы проведения |
| план | факт |
1 | Путешествие в прошлое Ульяновской области (экскурсия в краеведческий музей ). | 1 | | | Экскурсия в краеведческий музей |
2-3 | В мире прекрасного | 2 | | | Симбирская губерния глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры Ульяновской области. |
4 | Исторические и памятные места земли Ульяновской | 1 | | | Путешествие в прошлое |
5-7 | Народные промыслы Ульяновской области. | 3 | | | В мире прекрасного |
8-10 | Устное народное творчество. | 3 | | | Народные промыслы(с выполнением творческих заданий) |
11 | Ульяновская область сегодня. | 1 | | | Исторические места Ленинградской области |
12 | Наш район на карте Ульяновской области. | 1 | | | Ленинградская область сегодня |
13-14 | Города Ульяновской области. | 2 | | | |
15-16 | Путешествие в глубь Земли. | 2 | | | Экскурсия. Почвы Ульяновской области. Практическая работа: Рассматривание типов почвы. |
17-18 | Богатства подземных кладовых. | 2 | | | Полезные ископаемые. (Предметный урок. Полезные ископаемые области. Охрана подземных богатств. Практическая работа по описанию гранита, песка, глины и др. ) |
15-16 | « Голубое богатство» Ульяновской области. (Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту). | 2 | | | Вода и ее свойства (Экологический десант к местному водоему, уборка берегов водоема от мусора.) |
17-19 | Охраняемые природные территории Ульяновской области (заповедники; заказники; памятники природы и др. ) | 3 | | | Понятия: заповедник, заказник, памятник природы. |
20-21 | Красная книга природы Ульяновской области. | 2 | | | Охраняемые природные территории .(Практическая работа. Продолжить работу по составлению Красной книги своего края.) |
22-25 | Труд красит Землю. | 4 | | | Профессии родителей. ( Основные отрасли промышленности Ульяновской области: металлургия, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Сельское хозяйство. Мир профессий.) |
26-27 | Люди земли Ульяновской. | 2 | | | Известные люди Ульяновской области |
28-29 | Экологическая тропа | 2 | | | Практическая работа: посадка деревьев, кустарников; изготовление кормушек для птиц и т.д. |
30 | Игра – путешествие по земле Ульяновской. | 1 | | | Правила посадки деревьев |
31 | Путешествие в прошлое Ульяновской области ( | 1 | | | Изученный материал в 3 классе. (экскурсия в краеведческий музей ). |
32-33 | В мире прекрасного.(Симбирская губерния глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры Ульяновской области.) | 2 | | | Симбирская губерния глазами художников, писателей, музыкантов. Памятники архитектуры Ульяновской области) |
34 | Исторические и памятные места земли Ульяновской. | 1 | | | Экскурсии |
| итого: | 34 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для обучающихся 4 класса
№п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения | сопутствующее повторение |
план | факт | |
| Ульяновская область на карте России. | 1 | | | Работа с картой. |
| Страницы истории земли Ульяновской. | 10 | | | Экскурсии по Ульяновской области |
| Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945гг.) | 8 | | | Экскурсия «По местам боевой славы » |
| Что дает наш край стране. | 5 | | | Встречи с ветеранами труда |
| Сохраним для потомков… | 8 | | | Поход (экскурсии на природу) |
| Защита проекта «Будущее нашего края» | 2 | | | Работа с картой. |
| итого: | 34 | | | |
16