СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Учимся создавать проекты"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется для организации проектной деятельности, подготовки презентаций,докладов,публичных выступлений

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Учимся создавать проекты"»



Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального, основного общего образования.

Актуальность программы данного курса обусловлена ее методологической и практической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный подход.

Цель программы :

формирование исследовательских  умений  учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение  и  самореализация.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обучить планированию (учащийся  должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели).

2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов.

3. Развить умение анализа. (креативность и критическое мышление).

4. Развить умение грамотно оформлять документацию по работе над проектом (составлять план работы, презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5. Формировать позитивное отношение к работе,пунктуальность (учащийся  должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом  и  графиком работы).


Содержание программы

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор областей знания.

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов (форма представления)

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии, книги, интернет-ресурсы,беседы,экскурсии.

Под беседами х понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы.


Специфика курса.


Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.


Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.


Рабочая программа «Учимся делать проекты» создана в соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ Зунгарская ООШ. На проектную деятельность в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.


Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д.


Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;


Программа предусматривает достижение результатов:

1.Получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали.
















Личностные результаты


результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать

разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия



Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– осуществлять сбор и обработку информации, составлять доклад, владеть навыками публичного выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать; наблюдать;

проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у учащихся должны быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).





Тематическое планирование материала 8 класс ( 0,5 часа в неделю)



занятия

Дата проведения

Содержание учебного материала

По плану

По факту

Введение (3,5 ч)

1

1 неделя


Формы представления исследовательских работ.

2

3 неделя


Типы и виды учебных исследований.

3

5 неделя


Выбор темы.

4

7

неделя


Организация исследования.

Работа с литературой (2ч)

5

9 неделя


Информационное обеспечение исследования. Конспектирование источников.

6

11неделя


Обработка содержания научных текстов.


Проектирование исследования (1ч)

7

13неделя


Проектирование исследования.

Графические материалы в исследовании (1ч)

8

15неделя


Размещение графических материалов.

Структура и написание различных форм исследовательских

работ (3ч)

9

17неделя


Структура исследовательских работ.

10

19неделя


Требования к оформлению исследовательских работ.

11

21неделя


Анализ результатов исследования.

Культура выступления (4ч)

12

23неделя


Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление

13

25неделя


Аргументация.

14

27неделя


Понятие информационной речи.

15

29неделя


Виды убеждающих выступлений.

Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ (2ч)

16

31неделя


Подготовка к защите исследования

17

33неделя


Защита научно-исследовательских работ.


































Содержание:

Раздел 1. Введение – 3,5 часов.

Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ – 1час.

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.


Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований – 1 часа.

Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.


Тема 1.3. Выбор темы – 1 часа.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.


Тема 1.4. Организация исследования– 1 час.

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Практическое занятие. Составление исследовательских операций.


Раздел 2. Работа с научной литературой – 2 часа.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования. Конспектирование источников – 1 час.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.

Тема 2.2. Обработка содержания научных текстов.

Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.


Раздел 3. Проектирование исследования – 1 часа.

Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.

Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).

Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.


Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 1 час.

Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.


Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 3 часа.

Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.

Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 1 час.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 1час.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.

Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.

Формирование выводов, обобщений.


Раздел 6. Культура выступления – 4 часа.

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 1 час.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.


Тема 6.2. Аргументация – 1 час.

Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.


Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.

Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.


Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.

Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.



Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 4 часа.

Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.

Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.


Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 1 час.


Этот курс может служить основой для творческого развития начинающих исследователей.

Результат: полученные знания способствуют самореализации учащихся в постоянно меняющихся социокультурных условиях.

Изучение факультативного курса поможет в грамотном выполнении научно-исследовательских работ и творческих проектов.






















Литература, используемая при составлении программы внеурочной деятельности


1. Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности/ В.И. Борзенко, А.С. Обухов// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.:Народное образование, 2001.-с.80-88

2. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения/ В.В. Гузеев//Директор школы. – 1995. - №6.

3. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии/ В.В. Гузеев.-М., 1996.

4. Гурвич, Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций/ Е.М.Гуревич// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.: Народное образование, 2001. – с. 68-80

5. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/ А.В. Леонтович// Народное образование.- 1999.-№10.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю. Пахомова.- М.:АРКТИ, 2003.-112с

7.Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.- 272с

8.Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе/ И. Д. Чечель.- М.: Сентябрь, 1998.

9. Цветкова, Г.В. Литература 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. -В.: Учитель, 2012. – 283с.

10. Данильцев, Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся / Г.Л.Данильцев// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.- с 127-134

11. Методология учебного проекта: материалы городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001. – 144с.