СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности в 9 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности в 9 классе»




Программа


Внеурочной деятельности по математике


«Функция: просто, сложно, интересно»


9 класс


























2017г





Структура рабочей программы



  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Календарно-тематическое планирование .

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся .

5. Программно-методическое обеспечение.


































Пояснительная записка


Предлагаемый элективный курс посвящён одному из основных понятий современной математики – функциональной зависимости.

Начиная с 7 класса, в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются. В обязательной учебной программе по алгебре рассматриваются функции и их графики, но они включены отдельными блоками в разные темы. Практика выпускных экзаменов показывает, что для учащихся представляет особую трудность построение графиков, нахождение области определения функции. Школьная программа не предусматривает систематизацию и углубление этой проблемной области. В школьном курсе практически нет графиков функций, содержащих модули, мало заданий на преобразование усложнённых графиков. А ведь геометрические преобразования графиков, построение кусочно–заданной функции; графики, содержащие переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики. Поэтому более глубокое изучение этого материала возможно на занятиях элективного курса.

С другой стороны, авторы контрольно – измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.

Курс « Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по построению графиков функций, а также раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Цель: Создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о графиках, свойствах основных функций.

Задачи:

  1. Закрепление основ знаний о функциях, их свойствах и графиках.

  2. Расширение представлений о свойствах функций.

  3. Формирование умений « читать» графики и называть свойства по формулам.

  4. Вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

Курс предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку. Рассчитан на 17 часов аудиторного времени, по одному часу в неделю в первом полугодии.

Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путём использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала.

Развёртывание учебного материала чётко структурировано и соответствует задачам курса.

Формы работы соответствуют содержанию заданий. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории и решению математических задач. Значительное место отводится самостоятельной математической деятельности учащихся – решению задач, проработке теоретического материала, подготовке сообщений. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов производится на каждом занятии благодаря использованию практикумов, самостоятельных работ, тестов, консультаций.

Формами итоговой отчётности учащихся являются проекты «Графики улыбаются»






















Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

1

Общие сведения о функциях

9

2

Построение усложнённых графиков

5

3

Формы отчётности

3


итого

17

































Календарно-тематическое планирование



Темы

Занятия

Дата

теория

практика

проект

всего

план

факт

Раздел 1. Общие сведения о функциях (9 часов)



  1. Подготовительный этап: проверка владения базовыми навыками, постановка задач курса.




1



1



  1. Историко – генетический подход к понятию «функция»

1



1



  1. Чётные и нечётные функции


1


1



  1. Монотонность функции


1


1



  1. Ограниченные и неограниченные функции


1


1



  1. Исследование функции элементарными способами

1


1



  1. Исследование функции элементарными способами


1


1



  1. Исследование функции элементарными способами


1


1



  1. Построение графиков функций


1


1



Раздел 2. Построение усложнённых графиков (5 часов)



  1. Графики кусочно-заданных функций

1



1



  1. Графики кусочно-заданных функций


1


1



  1. Построение графиков функций, содержащих модуль


1


1



  1. Функционально-графический метод решения уравнений

1



1



  1. Функционально-графический метод решения уравнений


1


1



Раздел 3. Формы отчётности (3 часа)



  1. Работа над проектом «Графики улыбаются»


1


1



  1. Работа над проектом «графики улыбаются»


1


1



  1. Презентация проекта

« Графики улыбаются»



1

1



Итого

3

13

1

17











Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • Понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей.

  • Определение основных свойств функций (область определения, область значений, чётность, возрастание, экстремумы, обратимость и т.д.

  • Метод геометрических преобразований.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно употреблять функциональную терминологию.

  • Исследовать функцию и строить график.

  • Находить по графику функции её свойства.

  • Строить графики, содержащие модуль.


























Программно-методическое обеспечение

  1. М.Е. Козина . Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Волгоград: Учитель,2006.

  2. И. Н. Данкова, Т.Е. Бондаренко. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике. М.: « 5 за знания», 2006.

  3. Н.В. Бурмистрова, Н.Г. Старостенкова. Математика. Функции и их графики. Саратов: Лицей, 2013.

  4. З.Н.Альхова, А.В. Макеева . Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2002.

  5. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. Математика 5-11 классы. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. Волгоград: Учитель,2006.

  6. Н.Я.Виленкин. Функции в технике и природе. М., 1985.

  7. И.М. Гельфанд, Е.Г. Глаголева. Функции и графики. М., 1965.

  8. И.П. Гурский. Функции и построение графиков. М., 1968

  9. Е.С. Кочеков, О.С. Кочеткова. Алгебра и элементы функции. М., 1965

10. И.И. Лихолетов. Функции и их графики. Минск,1990.

11. Г.Е.Шилов. Как строить графики ? М., 1965