СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Учимся составлять загадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа позволит: изучить теорию загадки, узнать, давно ли появились загадки и с чем связано их появление, узнать роль загадки в фольклоре и литературе, рассмотреть особенности построения, пути «рождения» загадки.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Учимся составлять загадки"»

Тема исследования

Таинственный мир загадок.

Цель исследования

Научиться сочинять загадки

Задачи исследования

  1. Изучить теорию загадки.

  2. Узнать, давно ли появились загадки и с чем связано их появление.

  3. Раскрыть роль загадки в фольклоре и литературе.

  4. Рассмотреть особенности построения, пути «рождения» загадки.

  5. Сделать вывод.

Гипотеза

Предположим, что загадка – это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.

План исследовательской работы

  1. Что такое загадка?

  2. История возникновения загадки.

  3. Роль загадок в фольклоре и литературе.

  4. Как «рождаются» загадки?

Результаты исследования

  1. Для того, чтобы ответить на вопрос, что такое загадка, мы обратились к словарям, справочникам, энциклопедиям, сборникам.

Мы выяснили, что загадка – самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества. В русском языке словом «загадка» обозначается всякая неизвестность, которую хочется человеку узнать, открыть, разгадать. Название жанра «загадка» произошло от старинного русского слова «гадати» - думать, рассуждать, угадывать, определять неизвестное. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого.

В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

В толковом словаре Ушакова загадка определяется, как «иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется - разумеется, крапива. Говорить загадками - говорить намеками, чего-то недоговаривая.

В новейшем справочнике школьника понятие загадка – это замысловатый вопрос, требующий ответа.

В детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.

В Большой Российской энциклопедии загадка определяется, как фольклорный жанр малой формы, словесная игра в виде замысловатого вопроса, требующего ответа (отгадки).

В сборнике В.А.Василенко «Русское народное поэтическое творчество» загадка - это краткое поэтическое произведение, в котором умышленно скрывается понятие об известном предмете или явлении. Слушатель должен определить, угадать это понятие.

В книге В.Бахтина «От былины до считалки» загадка – это полезная забава, игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве.

В сборнике Ю.Г.Круглова «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» загадка – это намёк на какой-либо предмет или явление, но не случайный, а подсказанный близким или далёким сходством.



  1. Из истории происхождения загадки.

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над предметами, явлениями, действиями.

У всех народов загадки возникли из древней условной магической речи, порождённой запретом называть вещи их именами.

Давным-давно, когда люди боялись и не могли объяснить явлений природы, им казалось, что всюду живут добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Люди верили, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык. Охотники, рыболовы и пастухи, чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Например, сибирские охотники во время охоты на медведицу называли её «коровой», а корову - «шикушей», коня – «долгохвостым». Со временем такие зашифрованные высказывания и превратились в загадки. Их широко использовали для выявления мудрости, смекалки.

Вот перед нами «живые» слова тайного языка. Как они созданы? Вместо животного названы его признаки, свойства: ворон – верховой, потому что летает; кошка любит побыть в тепле, за печкой и поэтому названа запеченкой.

Примеры слов-иносказаний

верховой - ворон;

худая - змея;

тонконогая - овца;

запеченка - кошка;

низкоглядая - свинья.



  1. Роль загадок в фольклоре и литературе.

Созданные народом на протяжении многовековой истории, загадки составляют неоценимое богатство языка. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке наблюдательность, догадливость, сообразительность. находчивость, любознательность, интерес к родному языку, способствует развитию речи, помогает узнавать мир, видеть его по-новому.

В устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: и о животных, и о растениях, и о явлениях природы, и о временах года, и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.

Загадки – важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учат загадки ребят. Они сближают далёкое с близким, неизвестное со знакомым, неведомое с привычным, заставляют ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами. У детей загадки вызывают положительные эмоции.

Загадка – необходимый атрибут волшебных сказок. Образами народных сказок пронизана русская поэзия. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.



  1. Последовательность составления загадки:

Первый шаг –придумать предмет, про который будет загадка.

Выбирается объект, например снег.



Второй шаг - «Видим в первый раз» – следует перечислить все признаки, качества, свойства, действия загаданного предмета, т.е.ответить на вопросы: какой? какая? что делает?

Признаки снега: белый, пушистый, серебристый, холодный.



Третий шаг - «Найдём близнеца»– следует каждый выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета, который надо назвать в загадке, т. е. ответить на вопросы:

кто такой же? на что похож?

Например, снег похож на звёздочку, на мел, на покрывало, на сахар, на мороженое и т. п

.

Четвертый шаг – составить загадку.

Вот что у нас получилось:

Белый, как чистый лист бумаги.

Пушистый, как пуховые варежки.

Холодный, но не мороженое.



Пушистое мороженое весной потекло.



Словно звёздочки сияет,

Покрывалом укрывает

Горы, поле и леса.

Ах, какая красота!



Белый, холодный

Для снеговика пригодный.



Летом журчит,

А зимой молчит.

В небе кружится,

На землю ложится.



Вывод

Проведя исследование, можно сделать следующий вывод, что

загадка учит нас открывать сходство между «далёкими» предметами. Сходство, которое мы обычно не замечаем. И радость отгадывания не только в том, что догадался, какой это предмет, но и в том, что по-новому его увидел. С помощью загадки мы учимся находить общие признаки в непохожих, казалось бы, предметах. Загадка поворачивает мир по-иному, раскрывает его таинственные стороны. И поэтому загадка не стареет. Сформулированная нами гипотеза подтвердилась. В ходе исследования мы открыли много разнообразных толкований понятия «загадка» и все они строятся на скрытом описании особенностей предмета. Создаются новые загадки про новые предметы, рождающиеся у нас на глазах. И опять человек ищет сходство в различном и не перестаёт этому удивляться. Об этом свойстве «похожести» написал Роман Сеф:

На свете всё

На всё

Похоже:

Змея –

На ремешок

Из кожи;

Луна –

На круглый глаз

Огромный;

Журавль –

На тощий –

Кран подъёмный;

Кот полосатый –

На пижаму,

Я – на тебя,

А ты –

На маму.