Козловский филиал
муниципального образовательного учреждения
«Михайловская среднеобразовательная школа № 1»
Проектная работа
«Влияние мультфильмов
на детей»
Направленность исследования: психология.
Работу выполнили:
ученики 4 класса
Руководитель:
учитель начальных классов
Бондаренко О. Э.
2015 г.
Содержание
Введение
1.1 Актуальность исследования 3
1.2 Гипотеза 3
1.3 Цель исследования 3
1.4 Задачи исследования 3
2. Основная часть:
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Что такое мультфильм? 4
2.1.2 Какие бывают мультфильмы 4
2.1.3 Роль мультфильмов в воспитании детей – изучение
мнений психологов 5
2.2 Практическая часть
2.2.1 Анализ результатов анкетирования 9
2.2.2 Анализ результатов эксперимента 11
3. Заключение 14
Список использованных источников 16
Введение
Актуальность темы. СЛАЙД 1
Мы, как и все дети, очень любим смотреть мультфильмы. Количество просмотренных нами мультиков уже и не сосчитать.
В настоящее время по телевидению показывают множество мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет. По данным социологов, дошкольники 3-6 лет заняты просмотром телевизора, в частности мультфильмов в среднем 3-4 часа в день, а режим школьника вполне позволяет уделить просмотру его любимых мультиков пару часов в день, т.е. это составляет 20-40% всего свободного времени ребенка. Это на порядок превосходит время общения детей со сверстниками и взрослыми. СЛАЙД 2 Многие родители относятся к мультфильмам исключительно как к весёлому времяпрепровождению своих детей и мало интересуются смыслом показанного мультика. Также к мультфильмам относились и мы, но, после обсуждения этой темы в классе, пришли к мнению: если дети смотрят мультфильмы, то у них формируется эмоциональное состояние и нравственные качества, так как мультфильмы выполняют воспитательную функцию.
СЛАЙД 3
1.2 Гипотеза. Мультфильмы выполняют не только развлекательную функцию; они имеют непосредственное влияние на психику ребёнка.
СЛАЙД 4
1.3 Цель исследования. Изучение влияния мультфильмов на эмоциональное состояние и сознание детей.
1.4. Задачи исследования.
Выяснить, что такое мультфильм, и какие бывают мультфильмы.
Изучить мнения психологов о роли мультфильмов в воспитании детей.
Провести исследование, какие мультфильмы нравятся детям и их родителям.
Провести эксперимент: как влияет на эмоциональное состояние и сознание детей просмотр мультфильмов.
Основная часть
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Что такое мультфильм?
СЛАЙД 5
Термин "мультипликация" (в дословном переводе - размножение) употребляется исключительно в нашем кино как синоним термина "анимация". В переводе с латинского - "anima" означает "душа". Значит "анимация" не что иное, как "оживление" или "одушевление".
Мультфильмы - особый вид киноискусства, создаваемый мультипликаторами, которые используют для создания персонажей различные материалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров.
Чтобы создать иллюзию движения, на плёнку снимают множество рисунков или различных фаз движения персонажа. Если взять в руки такую плёнку, то видно, что в каждом кадре неподвижный рисованный или объёмный персонаж чуточку изменяет своё положение по отношению к предыдущему кадру, и когда кинолента проецируется на экран со скоростью двадцать четыре кадра в секунду, зрителям кажется, что персонаж начинает двигаться. Эта иллюзия основана на способности сетчатки глаза удерживать изображение в течение некоторого времени, пока на него не накладывается следующее.
2.1.2 Какие бывают мультфильмы? СЛАЙД 6
Мультфильмы можно разделить по способу выполнения:
СЛАЙД 7
Рисованные мультфильмы - самый популярный вид мультипликации по сей день. Меняются только технические приспособления. Если раньше мультики рисовались от руки, то теперь это делается на компьютере.
Перекладка - представляет собой достаточно простой способ создания анимации, в котором действующие персонажи (объекты) разрезаются на части, что позволяет легко ими манипулировать. Такие мультфильмы тоже относятся к рисованным.
Кукольная анимация — метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры.
СЛАЙД 8
Пластилиновые мультфильмы тоже можно отнести к кукольной анимации. Все фигурки во всех их действиях лепятся вручную. Фигурки делают из особого пластилина, который не плавится под лампами.
Шарнирная анимация – мультфильмы, где герои плоские фигуры с движущимися деталями, которые крепятся на шарнирах.
СЛАЙД 9
Силуэтная анимация – мультфильмы теней, где используется подсветка снизу.
Песочная анимация - рисование сыпучим материалом, например песком, крупой, кофе
СЛАЙД 10
Компьютерная анимация это самое перспективное направление на сегодняшний день. В ней особо выделяются 3D мультфильмы. Они позволяют делать изображение объемным.
СЛАЙД 11
Также мультфильмы подразделяют на:
СЛАЙД 12 взрослые и детские
СЛАЙД 13 советские и современные
СЛАЙД 13 отечественные и зарубежные
СЛАЙД 15 развивающие или обучающие
2.1.3 Роль мультфильмов в воспитании детей – изучение мнений психологов
СЛАЙД 17
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие краски и впечатления. Мультфильмы по своим развивающим и воспитательным возможностям близки сказке, игре, живому человеческому общению, они формируют у ребенка представление об окружающем мире, о добре и зле, о дружбе и любви, о том, что хорошо, а что плохо. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность ребенка, развивать его мышление и воображение.
Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых.
Чем ярче мультфильм, чем чаще происходит смена фонов, мерцание и различные другие световые эффекты - тем больше будет внимание ребенка приковано к действию на экране, и тем сильнее он воспримет происходящее. В советские времена выпускали много добрых мультиков, которые говорили о дружбе, взаимовыручке, доброте, детям прививали навыки гигиены, хорошего тона и правила дорожного движения. Создавался волшебный мир, наполненный правильным мировоззрением, где плохие действия героев осуждались, а доброта вознаграждалась, где не было места драки и тем более убийству. Удивительный мир современной мультипликации может научить детей многим полезным знаниям, о работе приборов, составе вещества, строению человеческого организма и так далее.
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы, особенного зарубежного производства (американские, японские) построены психологически и педагогически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Теперь делать кому то больно весело, зло становиться всемогущим и побеждает добро, помогать другим и испытывать чувство сострадания не выгодно. Такое ощущение, что современные мультики целенаправленно формируют жестокость и ломают детскую психику.
Опираясь на мнения ученых и детских психологов Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой, перечислим несколько признаков «вредного мультфильма», от просмотра которого стоит оградить ребёнка.
СЛАЙД 17
Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствиями просмотра такого мультфильма могут стать либо страх, ночные кошмары и нервозность, либо равнодушное отношение к страданиям других людей, проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту.
Девиантное, то есть отклоняющееся от принятых норм поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
СЛАЙД 18
Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нельзя, глупо и даже просто опасно. Герои убивают друг друга, выпадают из окон, избивают и оскорбляют друзей, унижают слабых, совершают ограбления…. И эти действия рассчитаны на то, чтобы вызывать детский смех. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами.
В мультфильмах показывается неестественное поведение героев мужского и женского пола: мужчины и герои мужского пола, могут вести себя, как женщины. И – наоборот. Ребенок не знает, какую модель поведения «перенимать».
СЛАЙД 19
Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное издевательство, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.
Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.
СЛАЙД 20
По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой в выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. Потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И, оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Есть очень хорошие и полезные зарубежные мультфильмы. Среди них, например, «Бэмби», «Золушка», «Белоснежка», «Король Лев» Диснея. В этих мультфильмах нет агрессии и элементов насилия, герои дружелюбны и показывают правильные модели поведения.
СЛАЙД 21
Вывод. Мультфильм — это эффективное средство, в одном случае решения благородных задач воспитания ребенка, в другом — манипулирования, скрытого управления им. Долгое общение с героями вредных мультфильмов может стать причиной появления целого поколения моральных уродов.
2.2 Практическая часть
2.2.1 Анализ результатов анкетирования
СЛАЙД 22
Мы решили исследовать, какие мультфильмы предпочитают дети и их родители. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся, их родителей и учителей нашей школы (Приложение 1). В нем приняли участие 20 детей и 20 взрослых. Анализ анкет показал, что все дети и большинство взрослых любят смотреть мультфильмы.
СЛАЙД 23
В числе любимых большинство детей назвали современные мультфильмы такие как «Мадагаскар», «Смешарики», «Время приключений», «Фиксики», «Как приручить дракона», «Маша и Медведь» и другие, потому что они яркие, динамичные, смешные, интересные и в них много приключений и отличная графика. Большинство родители назвали любимыми старые советские мультфильмы – «Каникулы в Простоквашино», «Винни Пух и все, все, все», «Летучий корабль», «Ну, погоди!», «Крошка енот», «Цветик -семицветик», потому что они искренние, добрые, веселые, поучительные, в них много хороших песен, добро всегда побеждает зло. Также был отмечен мультфильм «Гора самоцветов», потому что он знакомит со сказками народов России и Диснеевские мультфильмы такие как: «Король Лев», «Красавица и чудовище», потому что они душевные и красочные.
СЛАЙД 23а
Как видим, хотя в выборе старых и современных мультфильмов мнения разошлись, в числе любимых все родители и большинство детей назвали добрые позитивные мультфильмы.
СЛАЙД 24
Среди нелюбимых мультфильмов дети назвали такие как «Человек-паук», «Даша путешественница», потому что они скучные, «Спанч Боб», «Наруто» потому что они глупый, «Трансформеры», потому что он злой и бессмысленный, «Винкс», потому что он бессмысленный, «Барбоскины» из-за раздражающих героев и глупых сюжетных поворотов.
Родителей среди нелюбимых мультфильмов назвали «Симпсоны» - ведёт к деградации человечества, «Черепашки ниндзя»- агрессивный, не воспитывает моральных качеств, «Смурфики» - происходящие события непонятны, «Губка Боб» - непонятный герой, «Барбоскины» - примитивный.
15% детей и 10% родителей затруднились с ответом.
СЛАЙД 24а
Таким образом, и дети и родители сошлись во мнении, что мультфильм «Спанч Боб» глупый, «Винкс», - бессмысленный, «Барбоскины» - примитивный Опрошенным не нравятся мультфильмы, содержащие насилие и агрессию.
СЛАЙД 25
На вопрос: Какие мультфильмы вы любите смотреть больше: старые «советские» или современные? – 60% детей и 10% родителей ответили – современные, потому что они яркие, интересные, добрые и модные; 15% детей и 75% родителей ответили – старые, потому что они поучительные, добрые, смешные, искренние, учат добру, справедливости, в них нет насилия и полуголых героев (мнение родителей); 25% детей и 15% родителей ответили, что любят смотреть и те и другие мультфильмы, главное чтобы они были интересными, добрыми и со смыслом. Таким образом, дети отдают предпочтение современным мультфильмам, а родители старым «советским», но все опрошенные опять таки сходятся во мнении, что им нравятся мультфильмы интересные, добрые, веселые.
Тем не менее, на вопрос «Смотрите ли вы мультфильмы с большим количеством драк, «крутыми парнями», «ужастики»? «да» ответили 40% детей и 5% взрослых. И хотя 100% родителей хотят, чтобы их дети смотрели только хорошие мультфильмы, 15% родителей не следит за выбором детей.
Вывод: большая часть опрошенных детей предпочитает и смотрит мультфильмы иностранного производства, потому что они яркие, интересные, смешные и модные. В тот время как родители предпочитают и любят смотреть старые мультфильмы, потому что они учат добру, справедливости, в них нет насилия, они добрые, искренние и веселые. Большинству опрошенных не нравятся мультфильмы, в которых много насилия и агрессии, а также глупые мультфильмы, но некоторые их всё же смотрят.
2.2.2 Анализ результатов эксперимента.
Наш эксперимент состоял из двух частей.
СЛАЙД 26
Сначала мы решили проверить, как просмотр «добрых» и «страшных» мультфильмов влияет на эмоциональный настрой. Но так как «страшные» мультфильмы могут отрицательно сказаться на психике, мультики мы заменили кадрами из них (Приложение 2.1). СЛАЙД 27 В первой части эксперимента приняли участие ребята из группы дошкольного развития. Мы показали им кадры из добрых мультфильмов и попросили нарисовать картинки, соответствующие их настроению.
СЛАЙД 27а У всех детей остались положительные эмоции, рисунки яркие, выполненные тёплыми насыщенными тонами. СЛАЙД 28 Затем мы предложили им кадры из «страшных» мультфильмов и опять попросили сделать рисунки. СЛАЙД 28а Рисунки, сделанные после просмотра, сказали о том, что у детей возникло подавленное настроение: практически все для изображения выбрали чёрный цвет. СЛАЙД 29
Таким образом, эксперимент показал, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма.
СЛАЙД 30
Вторую часть эксперимента мы проводили на себе: мы хотели подтвердить влияние мультфильмов на эмоциональное состояние, а так же определить, как влияют некоторые мультфильмы на сознание детей. Ежедневно мы смотрели по одному мультфильму, фиксировали свои эмоции и воспитательный момент данного мультфильма.
Для просмотра были выбраны следующие мультфильмы:
«Маша и медведь» Россия
«Вовка в тридевятом царстве» СССР
«Красавица и чудовище» США
«Школа монстров» США
«Князь Владимир» Россия
«Время приключений» США
Были получены следующие результаты:
СЛАЙД 31
«Маша и медведь» Россия
Эмоции: 100% - замечательное настроение, позитив.
Воспитательный момент: ребёнку дозволено абсолютно всё, обращать внимание на настроение и желания окружающих не стоит.
СЛАЙД 32
«Вовка в тридевятом царстве» СССР
Эмоции: 82% - замечательное настроение, позитив
18% - скука
Воспитательный момент: без знаний человек пропадает. Ценится только то, что добыто своим трудом.
СЛАЙД 33
«Красавица и чудовище» США
Эмоции: 100% - сочувствие, радость.
Воспитательный момент: внешний облик не имеет значение, нужно ценить внутреннюю красоту.
СЛАЙД 34
«Школа монстров» США
Эмоции: 82% - отвращение
18% - безразличие
Воспитательный момент: устраивай подлости окружающим, хами друзьям и взрослым и будешь достоин уважения сверстников.
СЛАЙД 35
«Князь Владимир» Россия
Эмоции: тревога, сочувствие, радость.
Воспитательный момент: пробуждение интереса к прошлому нашей страны.
СЛАЙД 36
«Время приключений» США
Эмоции: 64% - отвращение
36% - замечательное настроение, позитив
Воспитательный момент: помогай всем, кому нужна твоя помощь
СЛАЙД 37
Вывод: наш эксперимент подтвердил не только нашу гипотезу о том, что мультфильмы выполняют не только развлекательную функцию, но и имеют непосредственное влияние на психику ребёнка, но и мнение В.С. Мухиной, об особом значении для ребенка внешности куклы-мультяшки (положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков).
СЛАЙД 38 Воспитательный момент мультфильма «Время приключений» «помогай всем, кому нужна твоя помощь» остаётся незамеченным из-за неприятия внешности персонажей, СЛАЙД 39 а ужасное поведение Маши радует не только детей, но и взрослых, потому что художники создали обаятельный образ.
Заключение
СЛАЙД 40
Рассматривая мультфильмы как культурное явление, можно сказать, что все они имеют свои особенности и характеристики, формирующиеся в зависимости от менталитета.
Результаты проведенного исследования показали, что современные школьники, любят смотреть мультфильмы и смотрят их довольно часто, отдавая предпочтения современным мультипликационным фильмам, потому что они ярче, динамичнее, с превосходной графикой. К сожалению, современные мультипликационные творения по своим воспитательным функциям сильно уступают советскому мультипликационному кинематографу. Дети смотрят мультики и неосознанно перенимают ценности и модели поведения, а их герои являются яркими объектами подражания.. И вряд ли родители проводят связь между агрессией ребёнка и недавним просмотром мультика.
К счастью, многие родители контролируют содержание просматриваемых ребенком мультфильмов и рекомендуют своим детям смотреть веселые, добрые, умные, познавательные мультфильмы, которые учат ребенка, как надо и как не надо поступать в разных ситуациях, как надо добиваться цели, учат сопереживанию, уважению, дружбе и, конечно, готовят ребенка ко взрослой жизни, показывая, что труд и усилия вознаградятся, а лень не приведёт ни к чему хорошему. На обсуждении подобных мультфильмов и строится весь воспитательный эффект.
СЛАЙД 41
Таким образом, наша гипотеза, о том, что мультфильмы влияют на эмоциональное состояние и сознание детей, подтвердилась.
Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека.
СЛАЙД 42
Список использованных источников
Интернет-ресурс http://www.baby.ru
Интернет-ресурс http://planetadetstva.net/
Интернет-ресурс http://myltia.com
Интернет-ресурс http://myltfilm.mybb.ru
Интернет-ресурс http://www.fastrackids.kz
Интернет-ресурс http://deti-i-my.ru/multfilmy-dlya-detej.html
Интернет-ресурс http://mama.passion.ru/rebenok-i-ukhod-za-nim/obuchenie-i-razvitie-detei/multfilmy-rekomendovano-k-prosmotru.htm
Интернет-ресурс http://sibmama.ru/
Интернет-ресурс http://smayls.ru/smile/animashki-multyashki-2772.html
Интернет-ресурс http://psycenter.by/articles/psiholog_o_myltfilmah
Интернет-ресурс http://bebiklad.ru/wospitanie/kakie-multfilmyi-sovetuyu-psihologi
Интернет-ресурс https://deti.mail.ru/news/psihologi-rasskazali-kakie-multfilmyi-polezno-s/
Интернет-ресурс http://licensingrussia.ru/post/1055
Интернет-ресурс http://www.kind-land.ru/detskay-psihologia/vlianie-multfilmov-na-rebenka/
16