СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произведения Льва Николаевича Толстого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с краткой биографией Л.Н. Толстого . Произведения сказка " Два брата", басня "Белка и волк"

Просмотр содержимого документа
«Произведения Льва Николаевича Толстого»















Конспект урока по литературному чтению

в 3 «Б» классе по программе «Начальная школа XXI века»

Учитель: Брискина Наталья Леонидовна































Тема урока: Лев Николаевич Толстой сказка «Два брата» и басня «Белка и волк»

Цели и задачи:

1. Организовать учебную деятельность обучающихся по ознакомлению с краткой биографией Л.Н.Толстого

2. Создать условия для повторения знаний о сказке и басне

3. На основе материала урока учить детей работать с текстом, развивать речь учащихся.



Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, давайте прочитаем девиз нашего урока. ( Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! В жизни это пригодится!) Слайд №1

-Проверьте всё ли у вас приготовлено к уроку.

2. Проверка домашнего задания .

На листочках в левом столбике записаны имя и отчество русских поэтов, со стихотворениями которых знакомились на предыдущих уроках, надо дописать фамилию. В правом столбике первые строчки стихотворений, которые нужно правильно соединить с поэтом.

На доске появляется кадр с правильными ответами. Дети сами оценивают свою работу по данным критериям (без ошибок –«5», 1-2 ошибки –«4», 3-4 ошибки –«3») Слайд №2

3. Основная часть урока.

Актуализация знаний.

- Прочитайте слова на карточках. Попробуйте разделить их на 2 группы. Дайте название каждой группе. (Бытовые, волшебные, о животных, авторские, народные, зачин, волшебство, трёхкратные повторы Герои – чаще животные. Имеет две части: основное повествование и мораль. Высмеиваются пороки людей)

Дети определяют две группы: сказки и басни.

- Посмотрите на эти картинки. Что их объединяет? (относятся к произведениям Л.Н.Толстого)

- Какие произведения узнали? Слайд № 3

Краткая биография писателя. Рассказывают заранее подготовленные дети.

4. Определение темы урока.

- Ребята, посмотрите на задание с карточками, посмотрите на портрет писателя и определите тему урока. (знакомимся со сказкой и басней Льва Николаевича Толстого)

- Сказка, которую мы сегодня будем читать называется «Два брата». Как вы думаете о чём может быть эта сказка ? (ответы детей)

5. Работа с учебником.

Чтение сказки про себя( карандашом дети отмечают непонятные им слова)

-Понравилась вам сказка?

-Какие непонятные слова встретились в тексте? ( Возможные варианты: любо было на них смотреть, подивились, на месте не застал, не убыло).

- Давайте проверим насколько внимательно вы прочитали сказку. Викторина. Слайд № 4

- Выберите из группы слов те, которые относятся к данному произведению (авторская, бытовая). Докажите, что сказка бытовая. (герои – люди, не происходит никакого волшебства, действие происходит в обычном селе)

- Почему же это произведение всё-таки относится к сказке ? (ответы детей)

- Давайте прочитаем теперь сказку по абзацам и в каждом абзаце выделим главное слово или часть предложения. (Дети читают по абзацам (вслух) и выделяют главные слова, учитель записывает на доске. Затем ученики делают вывод, что на доске записан план сказки)

1) Жили братья дружно

2) Поделили поровну зёрна

3) У брата семья большая. Подложу ему своих зёрен

4) Брат с женой одинокие. Надо ему хлеба прибавить

5) Несколько ночей друг другу хлеб перекладывали

6) Ещё крепче стала любовь между братьями.

Этот план поможет ответить на вопрос в учебнике : о чем Лев Николаевич Толстой заставляет задуматься читателя (как важно помогать и заботиться в семье друг о друге)

- Часто в сказках встречаются присказки, давайте вспомним что такое присказка (если затрудняются ответить открыть стр.42) Как нужно читать присказку ?

- Прочитайте выразительно присказку

Физминутка. Слайд № 5

- Отгадайте загадки:

1) Внешность собаки,

В сереньком фраке,

В лесу под кустами

Щёлкает клыками... (волк)

2) С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть -

Надо грибы

Для зимы собирать. (белка)

- Что вы знаете об этих животных?( ответы детей) Слайд № 6

- Лев Николаевич Толстой написал басню «Белка и волк». Давайте проверим какими эти животные показаны в произведении.

Чтение басни вслух.

- Какими представил нам Л.Н. Толстой волка и белку?

- Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

- В каких строках передается мораль басни?

Чтение сказки по ролям.

6. Работа в парах.

- Поработайте в паре. Собирите из слов пословицу и попробуйте объяснить ее значение.

( Худо тому, кто не делает добра никому)

- Как вы думаете, можно было назвать так басню? (ответы детей)

- С какими новыми произведениями Льва Николаевича Толстого мы сегодня познакомились? (ответы детей) Добавляем картинки этих произведений на слайд № 3.

7. Домашнее задание.

Подготовить пересказ сказки или басни на выбор.

8. Рефлексия

- Нарисуйте такой смайлик, который подходит к вашему настроению в конце урока. Слайд № 7















































Слайд №1



Слайд №2



Слайд №3

Слайд №4





Слайд

Слайд



Слайд №5

Слайд №6





Слайд №7