Конспект урока по литературному чтению
в 3 «Б» классе по программе «Начальная школа XXI века»
Учитель: Брискина Наталья Леонидовна
Тема урока: Лев Николаевич Толстой сказка «Два брата» и басня «Белка и волк»
Цели и задачи:
1. Организовать учебную деятельность обучающихся по ознакомлению с краткой биографией Л.Н.Толстого
2. Создать условия для повторения знаний о сказке и басне
3. На основе материала урока учить детей работать с текстом, развивать речь учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята, давайте прочитаем девиз нашего урока. ( Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! В жизни это пригодится!) Слайд №1
-Проверьте всё ли у вас приготовлено к уроку.
2. Проверка домашнего задания .
На листочках в левом столбике записаны имя и отчество русских поэтов, со стихотворениями которых знакомились на предыдущих уроках, надо дописать фамилию. В правом столбике первые строчки стихотворений, которые нужно правильно соединить с поэтом.
На доске появляется кадр с правильными ответами. Дети сами оценивают свою работу по данным критериям (без ошибок –«5», 1-2 ошибки –«4», 3-4 ошибки –«3») Слайд №2
3. Основная часть урока.
Актуализация знаний.
- Прочитайте слова на карточках. Попробуйте разделить их на 2 группы. Дайте название каждой группе. (Бытовые, волшебные, о животных, авторские, народные, зачин, волшебство, трёхкратные повторы Герои – чаще животные. Имеет две части: основное повествование и мораль. Высмеиваются пороки людей)
Дети определяют две группы: сказки и басни.
- Посмотрите на эти картинки. Что их объединяет? (относятся к произведениям Л.Н.Толстого)
- Какие произведения узнали? Слайд № 3
Краткая биография писателя. Рассказывают заранее подготовленные дети.
4. Определение темы урока.
- Ребята, посмотрите на задание с карточками, посмотрите на портрет писателя и определите тему урока. (знакомимся со сказкой и басней Льва Николаевича Толстого)
- Сказка, которую мы сегодня будем читать называется «Два брата». Как вы думаете о чём может быть эта сказка ? (ответы детей)
5. Работа с учебником.
Чтение сказки про себя( карандашом дети отмечают непонятные им слова)
-Понравилась вам сказка?
-Какие непонятные слова встретились в тексте? ( Возможные варианты: любо было на них смотреть, подивились, на месте не застал, не убыло).
- Давайте проверим насколько внимательно вы прочитали сказку. Викторина. Слайд № 4
- Выберите из группы слов те, которые относятся к данному произведению (авторская, бытовая). Докажите, что сказка бытовая. (герои – люди, не происходит никакого волшебства, действие происходит в обычном селе)
- Почему же это произведение всё-таки относится к сказке ? (ответы детей)
- Давайте прочитаем теперь сказку по абзацам и в каждом абзаце выделим главное слово или часть предложения. (Дети читают по абзацам (вслух) и выделяют главные слова, учитель записывает на доске. Затем ученики делают вывод, что на доске записан план сказки)
1) Жили братья дружно
2) Поделили поровну зёрна
3) У брата семья большая. Подложу ему своих зёрен
4) Брат с женой одинокие. Надо ему хлеба прибавить
5) Несколько ночей друг другу хлеб перекладывали
6) Ещё крепче стала любовь между братьями.
Этот план поможет ответить на вопрос в учебнике : о чем Лев Николаевич Толстой заставляет задуматься читателя (как важно помогать и заботиться в семье друг о друге)
- Часто в сказках встречаются присказки, давайте вспомним что такое присказка (если затрудняются ответить открыть стр.42) Как нужно читать присказку ?
- Прочитайте выразительно присказку
Физминутка. Слайд № 5
- Отгадайте загадки:
1) Внешность собаки,
В сереньком фраке,
В лесу под кустами
Щёлкает клыками... (волк)
2) С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать. (белка)
- Что вы знаете об этих животных?( ответы детей) Слайд № 6
- Лев Николаевич Толстой написал басню «Белка и волк». Давайте проверим какими эти животные показаны в произведении.
Чтение басни вслух.
- Какими представил нам Л.Н. Толстой волка и белку?
- Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?
- В каких строках передается мораль басни?
Чтение сказки по ролям.
6. Работа в парах.
- Поработайте в паре. Собирите из слов пословицу и попробуйте объяснить ее значение.
( Худо тому, кто не делает добра никому)
- Как вы думаете, можно было назвать так басню? (ответы детей)
- С какими новыми произведениями Льва Николаевича Толстого мы сегодня познакомились? (ответы детей) Добавляем картинки этих произведений на слайд № 3.
7. Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки или басни на выбор.
8. Рефлексия
- Нарисуйте такой смайлик, который подходит к вашему настроению в конце урока. Слайд № 7
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд
Слайд
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7