РАССМОТРЕНО на заседании ШМО педагогов начальных классов и дошкольного образования протокол от «___»___ 20__ г. №___ Руководитель ШМО _________ С.А. Громова | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УР __________________ Г.А. Козловская «____»____ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор МБОУ «Перенская средняя школа» ______________ М.В. Колпачкова «____»____ 20___ г. |
Промежуточная аттестация по литературному чтению за курс 2 класса
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Общие положения
Промежуточная аттестация проводится в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Содержание контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) промежуточной аттестации по литературному чтению в 4 классе определяется обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 31.05.2021 года №286), Федеральной образовательной программой начального общего образования (приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 18.05.2023г. №372).
КИМ ориентированы на проверку освоения предметных планируемых результатов Федеральной рабочей программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса.
В целях обеспечения возможности дифференцированной оценки учебных достижений обучающихся 2 класса, КИМ осуществляют проверку освоения основных на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком. Учебный материал, на основе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для обучающихся при последующем изучении литературного чтения.
Структура заданий для промежуточной аттестации
Вариант построен по единому плану: работа состоит из двух частей, включающих в себя 12 заданий.
Часть 1 содержит 8 заданий базового уровня сложности (порядковые номера заданий:1- 6, 8,9) и содержит 1 задание высокого уровня сложности (порядковый номер задания: 7). .
Часть 2 содержит 3 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера заданий:10 - 12).
Часть работы | Кол-во заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть 1 | 7 | 7 | С выбором одного верного ответа из предложенных |
1 | 1 | Задание с кратким ответом |
1 | 3 | Задание с развёрнутым ответом |
Часть 2 | 3 | 6 | Задания с кратким ответом |
Итого | 12 | 17 | |
Задания части 1 - 7 заданий (№1,2,3,4,5,6,8) с выбором одного верного ответа из предложенных, они проверяют усвоение элементов содержания, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования: работа с текстом - самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения, определение основной мысли произведения; произведения фольклора русского народа: колыбельная песня, небылица, пословица.
1 задание с кратким ответом (№10) проверяет усвоение следующих элементов содержания: взаимосвязь содержания книги с её заголовком.
1 задание с развёрнутым ответом (№ 7) проверяет усвоение следующих элементов содержания: умение высказывать собственное мнение о прочитанном произведении, оценивать поступки героев.
Задания части 2 - 3 задания с кратким ответом (№ 10,11,12) проверяет усвоение следующих элементов содержания: ориентирование в литературоведческих понятиях: литературное произведение, народное произведение, жанры литературного произведения: басня, рассказ, сказка,), характеристика героя произведения.
3. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
Базовый | 8 | 8 |
Повышенный | 3 | 6 |
Высокий | 1 | 3 |
Итого | 12 | 17 |
4. Продолжительность промежуточной аттестации по литературному чтению
Общая продолжительность выполнения работы составляет 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
− для каждого задания базового уровня сложности 2 - 3 минут;
− для каждого задания повышенного уровня сложности 3 – 4 минуты;
- для задания высокого уровня сложности 4-5 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительных материалов не требуется.
6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение заданий 1 – 6, 8 базового уровня в части 1 работы оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если указано согласно условию один вариант, соответствующий правильному ответу. За выполнение задания ставится 0 баллов, если:
а) указан вариант соответствующий неправильному ответу (при требовании всех правильных); б) ответ в бланке отсутствует.
Верное выполнение каждого из заданий повышенного уровня сложности в части 2 оценивается 2 баллами. Ставится 1 балл, если в ответе допущена одна ошибка. Ставится 0 баллов, если: а) в ответе допущено более одной ошибки; б) ответ в бланке отсутствует.
Верное выполнение задания высокого уровня сложности в части 1 оценивается 3 баллами.
7. Перевод набранных баллов в двух частях
Отметка по пятибалльной системе | Значение в % | Значение в баллах |
Отметка «2» | Менее 41% от максимально возможного балла | 0 - 6 |
Отметка «3» | От 41% до 65% от максимально возможного балла | 7 - 10 |
Отметка «4» | От 65% до 84% от максимально возможного балла | 11 -13 |
Отметка «5» | 85% и выше от максимально возможного балла | 14 - 17 |
Обобщенный план варианта промежуточной аттестации по литературному чтению во 2 классе
(Уровни сложности заданий: Б - базовый; П - повышенный; В - высокий)
Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Макс. балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
Умение понимать смысл прочитанного произведения, находить информацию, заданную в явном виде, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | Б | 1 | 2-3 |
Умение понимать смысл прочитанного произведения, находить информацию, заданную в явном виде, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | Б | 1 | 2-3 |
Умение понимать смысл прочитанного произведения, находить информацию, заданную в явном виде, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | Б | 1 | 2-3 |
Умение понимать смысл прочитанного произведения, делать на основе прочитанного несложные выводы. | Б | 1 | 2-3 |
Умение понимать смысл прочитанного произведения, по ключевым словам текста восстановить нарушенную последовательность происходящих событий План текста. | Б | 1 | 2-3 |
Главная мысль. | Б | 1 | 2-3 |
Умение высказывать собственное мнение о прочитанном произведении, оценивать поступки героев | В | 2 | 4-5 |
Жанры фольклора. Умение определять жанр фольклорного произведения. | Б | 1 | 2-3 |
Умение осуществлять выбор книги по заданной тематике. | Б | 1 | 2-3 |
Жанр произведения. | П | 2 | 3-4 |
Народные и литературные произведения. Знание литературоведческих понятий. | П | 2 | 3-4 |
Знание изученных произведений. Умение давать характеристику героя произведения. Определять героя по его характеристике. | П | 2 | 3-4 |
Всего заданий - 12; из них:
− по типу заданий: задания с выбором одного верного ответа из предложенных - 7, с кратким ответом – 4, с развёрнутым ответом - 1 ;
− по уровню сложности: Б – 8, П – 3, В - 1.
Максимальный первичный балл за работу 1 части – 13
Максимальный первичный балл за работу 2 части - 6
Общее время выполнения работы - 40 мин.
Демонстрационный вариант работы
Прочитайте произведение.
Услужливый
С. Михалков
Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
- Разбуди меня через полчасика!
Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
- Спи – спи! Разбужу! – пообещал он.
Лось потянулся и закрыл глаза.
- Может, тебе сена подстелить? – предложил Заяц.
Притащил стог сена и давай его Лосю под бока пихать.
- Спасибо, не надо! – сквозь сон сказал Лось.
- Может, тебе перед сном напиться принести? Я мигом сбегаю!
- Да нет, не надо… я спать хочу…
- Спи – спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу?
Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь.
- Куда же ты? – удивился Заяц. – Ведь ещё и двадцати минут не прошло!
Поразмышляй над вопросами. Отметь знаком + ответы, выполни задания.
1. Почему лось прилёг на поляне?
□ Лось заболел □ Лося остановил заяц □ Лось устал
2. Что делал заяц, когда лось спал?
□ Соблюдал тишину □ Готовил поесть □ Мешал лосю спать
3. Кого встретил лось?
□ Охотника □ Зайца □ Собаку
4. Почему лось проспал всего 20 минут?
□ Не дал поспать заяц □ Его ждали лосята □ Спугнули охотники
5. Пронумеруй пункты плана в нужной последовательности?
□ Заяц был очень заботлив □ Лось ушёл □ Лось хотел отдохнуть
6. Укажи, какой ещё заголовок подойдёт к тексту?
□ Случай в лесу □ Ленивый заяц □ Трудолюбивый
7. Подумай, почему лосю не удалось поспать. Обоснуй своё мнение.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
8. Отметь вид устного народного творчества. Обведи букву.
Не красна книга письмом, а) Колыбельная песенка
А красна умом. б) Небылица
в) Пословица
9. Рассмотри модели обложек книг. Определи тему, по которой собраны книги. Запиши.
А. Яким
Где ты живёшь, осень?
И.С.Соколов – Микитов
Осень в лесу
Осенние загадки
_________________________________________________________
10. Подпиши каждый отрывок, что это: сказка, рассказ или басня.
1) Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Передним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты. Это ________________________
2) Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала.
Дети искали её везде. Это _______________________
3) Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись... Это ______________________
11. Запиши, какие произведения народные, а какие – литературные.
а) «Сказка о рыбаке и рыбке», «Страшный рассказ», «Филипок» . Это ____________________.
б) «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Каша из топора» - это_______________________________________________________________ .
12. Дополни предложение. Запиши верную характеристику героев произведения.
Ребята из рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» _________________________
_____________________________________________________________________ .
а) Трусливые, глупые, фантазёры
б) Глупые, несмышлёные, не умеющие сопереживать.
Ответы на задания демонстрационного варианта
№ задания | |
1. | Лось устал |
2. | Мешал лосю спать |
3. | Зайца |
4. | Не дал поспать заяц |
5. | 1. Лось хотел отдохнуть 2. Заяц был очень заботлив 3. Лось ушёл |
6. | Случай в лесу |
7. | Заяц так хотел услужить лосю, что мешал ему спать |
8. | в) Пословица |
9. | Произведения об осени |
10. | 1) сказка 2) рассказ 3) басня |
11. | а) литературные произведения б) народные произведения |
12. | б) |
10. Итоговая проверочная работа по литературному чтению за курс 2 класса
Вариант 1
Прочитайте произведение.
Кто кого?
С. Михалков
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Все вокруг прибрали, расчистили и размели. Осталось только большой камень с дороги убрать.
- Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! – предложила Зайчиха.
- А ну его! - ответил Заяц. - Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдет!
И остался камень лежать возле крыльца.
Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
- Давай уберем камень! - предложила опять Зайчиха. - Смотри, как ты разбился.
- Охота была! - отвечал Заяц. - Стану я с ним возиться!
В другой раз вечером выскочил Заяц по нужде, опять забыл про камень – в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.
- Говорила тебе, уберем этот проклятый камень! - взмолилась Зайчиха.
- Пусть лежит, где лежал! - ответил упрямый Заяц.
Лежит камень. Бьется об него Заяц, но камня не убирает. А Зайчиха смотрит: кто кого?
(133 слова)
Поразмышляй над вопросами. Отметь знаком + ответы, выполни задания.
1. Кто построил дом?
□ Заяц □ Зайчиха и зайчонок □ Заяц и Зайчиха
2. Что осталось у дома?
□ Лужа □Камень □ Клумба
3. О чём просила Зайчиха Зайца?
□ Обойти камень □ Перепрыгнуть камень □ Убрать камень
4. Почему заяц не послушал Зайчиху?
□ Заяц был упрямым □ Заяц был хитрым □ Заяц был смелым
5. Пронумеруй пункты плана в нужной последовательности?
□ Надо убрать камень □ Кто кого? □ Заяц и Зайчиха построили дом
□ Заяц расшибся о камень
6. Укажи, какой ещё заголовок подойдёт к тексту?
□ Смелый заяц □ Упрямый заяц □ Заяц бьётся о камень
7. Как ты относишься к поступку зайца, который не убрал камень с дороги. Что сделал бы ты на его месте? Запиши своё мнение.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Соедини линией строчки произведения и вид устного народного творчества.
Между небом и землёй а) Колыбельная песенка
Поросёнок рылся б) Небылица
И нечаянно хвостом в) Пословица
К небу прицепился.
9. Рассмотри модели обложек книг. Определи, в какой книге речь идёт о весне. Запиши.
Стихи русских поэтов
Славная осень
Александр Пушкин
Стихи о весне
Стихи русских поэтов
Родина
_________________________________________________________________
10. Подпиши каждый отрывок, что это: сказка, рассказ или басня.
1) Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял
шапку и хотел тоже идти… Это ________________________
2) Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись... Это _______________________
3) …Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»… Это ______________________
11. Запиши кратко , какие произведения называют народными, а какие - литературными
Народные произведения_____________________________________________.
Литературные произведения_______________________________________
12. Прочитай характеристику героя произведения. Запиши его имя и название произведения.
Она – героиня произведения К. Чуковского. Обычно её называют неряхой. Она никогда не мыла посуду, не ухаживала за кастрюлями и сковородками. Однажды посуда сбежала от неё. Хозяйка долго бежала за своей посудой и уговаривала вернуться её домой, обещала, что будет её чистить, мыть и любить.
Вариант 2
Прочитайте произведение.
Кто кого?
С. Михалков
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Все вокруг прибрали, расчистили и размели. Осталось только большой камень с дороги убрать.
- Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! – предложила Зайчиха.
- А ну его! - ответил Заяц. - Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдет!
И остался камень лежать возле крыльца.
Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
- Давай уберем камень! - предложила опять Зайчиха. - Смотри, как ты разбился.
- Охота была! - отвечал Заяц. - Стану я с ним возиться!
В другой раз вечером выскочил Заяц по нужде, опять забыл про камень – в темноте на него налетел, так расшибся, что забыл, зачем вышел.
- Говорила тебе, уберем этот проклятый камень! - взмолилась Зайчиха.
- Пусть лежит, где лежал! - ответил упрямый Заяц.
Лежит камень. Бьется об него Заяц, но камня не убирает. А Зайчиха смотрит: кто кого?
(133 слова)
Поразмышляй над вопросами. Отметь знаком + ответы, выполни задания.
1. Кто построил дом?
□ Заяц □ Зайчиха и зайчонок □ Заяц и Зайчиха
2. Что осталось у дома?
□ Лужа □Камень □ Клумба
3. О чём просила Зайчиха Зайца?
□ Обойти камень □ Перепрыгнуть камень □ Убрать камень
4. Почему заяц не послушал Зайчиху?
□ Заяц был упрямым □ Заяц был хитрым □ Заяц был смелым
5. Пронумеруй пункты плана в нужной последовательности?
□ Надо убрать камень □ Кто кого? □ Заяц и Зайчиха построили дом
□ Заяц расшибся о камень
6. Укажи, какой ещё заголовок подойдёт к тексту?
□ Смелый заяц □ Упрямый заяц □ Заяц бьётся о камень
7. Как ты относишься к поступку зайца, который не убрал камень с дороги. Что сделал бы ты на его месте? Запиши своё мнение.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Соедини линией строчки произведения и вид устного народного творчества.
Между небом и землёй а) Колыбельная песенка
Поросёнок рылся б) Небылица
И нечаянно хвостом в) Пословица
К небу прицепился.
9. Рассмотри модели обложек книг. Определи, в какой книге речь идёт о весне. Запиши.
Александр Пушкин
Стихи о весне
Стихи русских поэтов
Родина
Стихи русских поэтов
Славная осень
______________________________________________________________________________
10. Подпиши каждый отрывок, что это: сказка, рассказ или басня.
1) Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял
шапку и хотел тоже идти… Это ________________________
2) …Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»… Это ______________________
3) Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись... Это _______________________
11. Запиши кратко , какие произведения называют народными, а какие - литературными
Народные произведения_____________________________________________.
Литературные произведения_______________________________________ .
12. Прочитай характеристику героя произведения. Запиши его имя и название произведения.
Она – героиня произведения К. Чуковского. Обычно её называют неряхой. Она никогда не мыла посуду, не ухаживала за кастрюлями и сковородками. Однажды посуда сбежала от неё. Хозяйка долго бежала за своей посудой и уговаривала вернуться её домой, обещала, что будет её чистить, мыть и любить
Ответы на задания
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | Заяц и Зайчиха. |
2. | Камень. |
3. | Убрать камень. |
4. | Заяц был упрямым |
5. | 1. Заяц и Зайчиха построили дом. 2. Надо убрать камень! 3. Заяц расшибся о камень. 4. Кто кого? |
6. | Упрямый заяц |
7. | Возможны разные варианты высказываний, осуждающие поступок зайца |
8. | Небылица |
9. | Александр Пушкин. Стихи о весне |
10. | 1) рассказ 2) басня 3) сказка | 1) рассказ 2) сказка 3) басня |
11. | Народные произведения созданы народом, нет конкретного (одного) автора. Литературные произведения созданы автором. (Возможны разные варианты построения предложений, содержащие верный ответ). |
12. | Федора. «Федорино горе» К. Чуковский. (Возможны разные варианты построения предложений, содержащие верный ответ). |
Учитель Чернышова И.И.