Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Родной (русский) язык»
3 класс
I. Спецификация
1. Назначение КИМ: работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации учащихся по учебному предмету «Родной (русский) язык».
2. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
3. Продолжительность выполнения работы учащимися: 40 мин, не включая время для инструктажа перед работой.
4. Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета
№ | Требования к уровню подготовки учащихся, достижения которых проверяется на промежуточной аттестации |
1 | Ученик научится: |
1.1 | Различать родственные (однокоренные слова и формы слова), Находить в словах с однозначно-выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
1.2 | Уметь находить части речи по их грамматическим признакам; определять падеж, в котором употреблено имя существительное. |
1.3 | Различать предложение, словосочетание, слово; |
1.4 | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; |
1.5 | Применять правила правописания: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; разделительные ъ и ь; раздельное написание предлогов с другими словами. |
1.6 | Подбирать антонимы для точной характеристики предметов; |
1.7 | Уметь восстанавливать правильную последовательность предложений в тексте; |
1.8 | Распознавать грамматические признаки частей речи; |
2 | Ученик получит возможность научиться: |
2.1 | Находить в тексте части речи; |
2.2 | Уметь объяснять значение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов); |
2.3 | Выбирать слова в прямом и переносном значении слова, из ряда предложенных. |
5. Характеристика структуры и содержания КИМ
Контрольная работа содержит 9 заданий базового уровня сложности, 2 задания повышенного уровня.
Для оценки достижения базового уровня используются задания 1-9.
Достижение уровней повышенной подготовки проверяется с помощью заданий
№ 10, 11.
Тестовые задания с выбором одного варианта ответа -3
Задания с кратким вариантом ответа - 8
6. Критерии оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Выполнение заданий № 2, №3, №4, №7, №8 оценивается в 1 балл.
Задания № 5, № 10, № 11оцениваются от 0 до 2 баллов в соответствии с критериями.
Задания №1, №6 оцениваются от 0 до 3 баллов в соответствии с критериями.
Задание № 9 оцениваются от 0 до 5 баллов в соответствии с критериями.
Максимальное количество баллов – 22
Перевод первичных баллов в отметки
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | до 11 | 11-15 | 16-20 | 21-22 |
7. Обобщенный план КИМ для промежуточной аттестации
№ задания КИМ | Планируемые результаты (из 1 таблицы) | Проверяемые умения (из кодификатора) | Уровень (базовый или повышенный) | Баллы |
1 | Находить в словах с однозначно-выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. | 1.1 | Б | 3 |
2 | Уметь находить части речи по их грамматическим признакам; определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | 3.2 | Б | 1 |
3 | Употреблять в речи имена прилагательные. | 3.1 | Б | 1 |
4 | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; | 2.1 | Б | 2 |
5 | Подбирать антонимы для точной характеристики предметов; | 2.2 | Б | 2 |
6 | Применять правила правописания: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; | 5.1 5.2 5.3 | Б | 3 |
7 | Применять правила правописания: непроизносимые согласные | 5.1 | Б | 1 |
8 | Уметь восстанавливать правильную последовательность предложений в тексте; | 4.2 | Б | 1 |
9 | Применять правила правописания: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; разделительные ъ и ь; раздельное написание предлогов с другими словами. | 5.2 5.3 5.4 5.5 | Б | 5 |
10 | Уметь объяснять значение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов); | 2.3 | П | 2 |
11 | Выбирать слова в прямом и переносном значении слова, из ряда предложенных. | 2.4 | П | 2 |
II. Кодификатор
Код элементов | Контролируемые элементы содержания, проверяемые на промежуточной аттестации | Уровень сложности |
1 | Состав слова (морфемика): | |
1.1 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами: окончания, корня, приставки, суффикса. | Б |
2 | Лексика: | Б |
2.1 | Определение значения слова по тексту; | Б |
2.2 | Лексический состав языка (антонимы); | Б |
2.3 | Лексический состав языка (устойчивые словосочетания: фразеологизмы) | П |
2.4 | Представление о прямом и переносном значении слова. | П |
3 | Морфология: | |
3.1 | Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. | Б |
3.2 | Имя существительное. Изменение существительных по падежам. | Б |
3.3 | Предлог. Отличие предлогов от приставок. | Б |
4 | Синтаксис: | |
4.1 | Различение предложения, словосочетания, слова | Б |
4.2 | Последовательность предложений в тексте; | Б |
5 | Орфография и пунктуация: | |
5.1 | Применение правил правописания: непроизносимые согласные. | Б |
5.2 | Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова. | Б |
5.3 | Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | Б |
5.4 | Применение правил правописания: разделительные ъ и ь. | Б |
5.5 | Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами. | Б |
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)
по родному (русскому) языку 3 класс
Вариант 1
Разбери слова по составу: вазочка, северный, переходы
Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в дательном падеже:
лететь через лес, ловить рыбу, жил у сестры, удивляться красоте.
Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к существительному семья.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое слово надо вставить в словосочетание
«Делать из … слона», чтобы получилось устойчивое выражение? Запиши его. __________________________
Подбери и запиши по одному антониму к каждому слову:
Холодный - ____________________
Смелый - _______________________
Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне:
Поздний, смешной, книжка, тропинка, травка, честный, мясной, редкий, звёздный.
Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву:
Учас..ник, чудес..ный, вкус..ный, окрес..ный.
Установи последовательность частей текста. Выбери правильный ответ.
Зимой лиса прислушивается к звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу.
Так лиса добывает себе еду.
У лисы великолепный слух.
А) 1,2,3 Б) 3,1,2 В) 3,2,1
Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни неверную букву и сверху напиши правильно). Спиши полученный текст.
Поздняя осень. Реский ветер сорвал сдеревьев последние листя. Целый ден льёт дождь. Скоро наступит пора марозов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10* Запиши, что обозначают фразеологизмы:
Кот наплакал ______________________________________
Рукой подать _____________________________________
11* Соедини слово с близким по значению сочетанием слов.
А) свежеиспечённый
А) Свежий ветер Б) чёрствый
Б) Свежий хлеб В) прохладный
Г) странный
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)
по родному (русскому) языку 3 класс
Вариант 2
1. Разбери слова по составу: козочка, цветной, походка
2. Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в дательном падеже:
встречать сестру, радоваться дождю, смотреть на картинку, бежать от волка.
3 Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к существительному облако:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое слово нужно вставить в словосочетание «Как … наплакал», чтобы получилось устойчивое выражение? __________________________
5. Подбери и запиши по одному синониму к каждому слову:
Очи- _________________________
Пламя- _____________________
6. Запиши данные слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне:
Вершина, сердце, грядка, поздно, дрожать, блузка, грустный, ножки, окно.
7. Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву:
чудес..ный, мес..ный, прекрас..ный, прелес..ный
Установи последовательность частей текста. Выбери правильный ответ.
В гнезде появились птенцы. За гнездом следил кот.
Ласточки собрались стаей. Они дружно налетели и прогнали кота.
Пришла весна. С юга к родным гнёздам вернулись ласточки. Одно гнездо совсем осыпалось. Птицы носили в клюве глину и поправляли его.
А) 1,2,3 Б) 3,2,1 В) 3,1,2
Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни неверную букву и сверху напиши правильно). Спиши полученный текст.
Светило сонце. Ольга была всаду. Она полевала грятки. Брызги воды упали на плате.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.* Запиши, что обозначают фразеологизмы:
Зарубить себе на носу____________________________________
Бить баклуши __________________________________________
11.* Соедини слово с близким по значению сочетанием слов.
А) свежеиспечённый
А) Свежий ветер Б) чёрствый
Б) Свежий хлеб В) прохладный
Г) странный
Ключи к работам:
№ | 1 вариант | 2 вариант | Оценивание в баллах |
1 | Вазочка, северный, переходы | Козочка, цветной, походка | 3б (1б за каждое правильно разобранное слово) |
2 | Удивляться красоте | Радоваться дождю | 1б |
3 | | | 1б |
4 | Делать из мухи слона. | Как кот наплакал. | 1б |
5 | Холодный –горячий Смелый - трусливый | Очи – глаза Пламя - огонь | 2б (1б за каждое слово) |
6 | Смешной, тропинка, мясной; Книжка, травка, редкий; Поздний, честный, звёздный. | Вершина, дрожать, окно; Сердце, поздно, грустный; Грядка, блузка, ножки. | 3б – слова правильно распределены по группам; 2б – при распределении допущено 1-2 ошибки; 1б – допущено 3 ошибки; 0б – допущено более 4 ошибок. |
7 | Участник, чудесный, вкусный, окрестный. | Чудесный, местный, прекрасный, прелестный. | 1б |
8 | Б) 3,1,2 | В) 3,1,2 | 1б |
9 | Поздняя осень. Резкий ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льёт дождь. Скоро наступит пора морозов. | Светило солнце. Ольга была в саду. Она поливала грядки. Брызги воды упали на платье. | Максимально - 5б А) 3б – исправлены все ошибки; 2б – исправлены 4 ошибки; 1б – исправлены 3 ошибки; 0б – менее 3 ошибок. Б) 2б – текст списан без ошибок; 1б – при списывании допущена 1 ошибка; 0б – допущено более 1 ошибки. |
10 | Мало; близко | Запомнить, бездельничать | 2б (1б за каждый фразеологизм) |
11 | А-В, Б-А | А-В, Б-А | 2б (1б за каждый правильный ответ) |
Максимальное количество баллов – 22
«5» - 21 – 22 балла
«4» - 16 – 20 баллов
«3» - 11 – 15 баллов
«2» - менее 11 баллов