Немного истории
- Название региона связано с залежами угля. Русский геолог Л. И. Лутугин писал: «Наиболее крупным каменноугольным бассейном европейской России является Донецкий бассейн. Под этим именем следует понимать всю ту площадь Юга России, где развиты осадки каменноугольного возраста прибрежно-морского типа с подчиненными пластами каменного угля. Подобные отложения выступают на поверхность в южной части Харьковской губернии, в восточной части Екатеринославской губернии и в западной части Области Войска Донского».
- Название Донецкий бассейн произошло от географического названия Донецкий кряж, которое в свою очередь утвердилось после работ Е. П. Ковалевского «Опыт геогностических исследований в Донецком горном кряже» (1827) и «Геогностическое обозрение Донецкого горного кряжа» (1829)
ДОНБАССКИЙ УГОЛЬНЫЙ РЕГИОН
Геологическое изучение Донецкого края
Еще при Петре І в Российской империи (на Урале и в Воронежской губернии) один за другим появляются железоплавильные и сталелитейные заводы, для бесперебойной работы которых требовалось большое количество топлива. Запасы древесины уже не могли удовлетворить потребностей бурно развивающей промышленность, и еще с петровский времен начинается процесс изучения и исследования запасов каменного угля.
Одним из первых регионов страны, на который обратил внимание царь, был Донецкий бассейн. В 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода, Петр І познакомился со здешним каменным углем. История хранит крылатую фразу, якобы произнесенную им во время отдыха на берегу реки Кальмиуса, когда правителю страны показали кусок черного, хорошо горящего минерала: « Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам зело полезен будет». Для изучения «горючего минерала» в 1700 году Петр І основывает приказ рудокопных дел, при котором создается специальная казенная команда рудознатцев (геологов-самоучек), в задачу которых входит обследование донецких степей и районов вдоль течения Донца.
Это интересно: Когда-то территорию нашего края покрывали тропические леса, которые затем были поглощены морем. В результате тления, продолжавшегося тысячелетия, эта пышная растительность превратилась в торф, каменный уголь, образовав Донецкий угольный бассейн.
Работы по исследованию месторождений «горючего камня» продолжили Семен Чирков, Никита Вепрейский, Евграф Ковалевский, Алексей Гурьев, внеся значительный вклад в изучение и исследование недр края.
Это интересно:
- * Каменный уголь дает тепла в три раза больше, чем самые хорошие дрова.
- * Горючий камень – ископаемый каменный уголь – был известен еще в античности. Его примитивная добыча велась в древних Китае и Греции, где он использовался как топливо. Древнеримские виллы отапливались углем, добытым на месторождениях в Италии и Греции.
- * В 315 г. до н. э. ученик Аристотеля Теофраст назвал уголь «горящим камнем» – «антраксом» (откуда и название «антрацит»).
- * Активное использование угля началось менее 270 лет назад. При нынешних темпах добычи разведанных запасов угля хватит примерно на 500 лет.
- * Обычно уголь залегает под землей, но иногда он выходит на поверхность, а дождевые и снеговые воды открывают все новые и новые пласты.
Зарождение промышленности Как из Дикого поля наш край превратился в промышленный центр империи? Подтверждая находки Г.Капустина, в 1723 году управитель городка Бахмута Никита Вепрейский и капитан Семён Чирков доносят правительству, что месторождения каменного угля разрабатываются в 25 вёрстах от их городка: « Оное уголье окопывано в горе по мере и длину 15 сажен в вышину 10 сажен и оное земляное уголье употребляеца ныне на Бахмутские соляные заводы, в казеные кузницы на латание солеваренных сковород и на прочие поделки». Уже тогда на местных шахтах работало 200 человек, а Вепрейский и Чирков просили прислать из России ещё людей для дальнейшей разработки каменного угля. Фактически с этого момента в крае зарождается угледобыча.
Лопата, кайло, молоток, ручной ворот с веревкой и кошелка для подъема угля – вот и вся используемая при этом техника. Заработная плата на рудниках была низкой — от 60 коп. до 1 руб. в месяц.
Это интересно: Уголь, превращённый в электроэнергию, приводит в действие машины, движет поезда, обеспечивает работу радио, телефона, освещает дома, улицы. При обжиге угля на кокс получают в качестве побочных продуктов светильный газ (метан), аммиачные воды и каменноугольную смолу. Метан используют в промышленности и в быту. Из аммиачных вод получают аммиак и нашатырный спирт.
Луганский литейный завод в конце ХІХ века
Еще одной важнейшей отраслью промышленности края становится металлургия. В 1795 году императрица Екатерина II подписала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля». Этот завод, главной задачей которого стало производство чугунных пушек для кораблей Черноморского флота, положил начало современному городу Луганску и стал первенцем металлургической промышленности Донбасса.
Среди металлообрабатывающих предприятий того времени известны, Дебальцевский механический завод (основан в 1896 г.), Харцызский трубный завод (основан в 1898 г.) и др. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство, среди заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроительных предприятий крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце ХІХ века немецким капиталистом Гартманом.
Строительство железных дорог Железные дороги всегда играли важную роль в истории населённых пунктов, регионов и государств. Не был исключением и наш край. Еще в 1856 г. один из «отцов» горной промышленности Алексей Гурьев в докладной штабу Корпуса горных инженеров писал, что нельзя ожидать значительного подъема каменноугольной промышленности на юге России без постройки железных дорог. Сама же история железных дорог Донбасса начинается с 1865 года, когда к правительству Российской империи обратились местные предприниматели с ходатайством о строительстве Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, задачей которой было стимулирование развития горнодобывающей промышленности, поскольку донбасский уголь в то время был уже жизненно необходим для любого производства.
В 1868 году разрешение на строительство магистрали было выдано коммерции советнику Самуилу Полякову, который, занявшись железнодорожным строительством, нажил огромный капитал. В рекордно короткие сроки (за 20 месяцев) дорога была построена и введена в эксплуатацию: торжественное её открытие состоялось 5 января 1870 г. В Донбассе появились первые станции, разъезды и полустанки: Бантышево, Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Никитовка, Горловка. Харцызск, Иловайск, Кутейниково, Амвросиевка, Успенская и др.
Менее чем за 20 лет практически все города современной Донетчины были связаны между собой железными дорогами, которые способствовали дальнейшему развитию промышленности в крае.
ПАНОРАМА ДОНБАССКОГО РЕГИОНА
ДОНЕЦКИЙ ПЕЙЗАЖ
Царь - пушка
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДОНЕЦКА – ЕГО ПАМЯТНИКИ
Памятник шахтерскому
труду
Пальма Мерцалова - еще одна визитная карточка г. Донецка
Пальма Мерцалова — выкованное из рельса в конце XIX века кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником-молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным изображение пальмы, награждённое на Парижской международной промышленной выставке 1900 года премией Гран-при. Изображена на гербе Донецкой области. Элемент имиджевой политики Донбасса. Существует проект по установлению копий пальмы Мерцалова в столицах ведущих государств мира.