ПРОЩАЙ, АЗБУКА!
Учитель.
Дорогие ребята! В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги – Азбуки. Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас добру и справедливости. Своим умением читать и писать мы благодарны книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара. Мы закончили первую школьную книгу «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька по лесенке знаний пройдена - это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
Машинист:
Здравствуйте, ребята! Я машинист весёлого паровозика. Привёз к вам на праздник гостью. Кто она? Угадайте! Пошли вы в школу первый раз, принесли ее вы в первый класс.
Дети: Азбука.
Здравствуйте, ребята! Я – Королева Азбука, а все буквы – мои подданные. Мы все – жители волшебной литературной страны. Сегодня я приглашаю вас в праздничное путешествие по этой стране. В путь!
Машинист:
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
Первая станция – «АЛФАВИТОВО».
Азбука:
Здесь нас должны встретить буквы. Что-то долго их нет. Пойду, посмотрю, не идут ли!
Уходит. Из-за шторы появляются Дед - Буквоед, Ошибка и Абракадабра.
Абракадабра:
Ну, вот! Слышали? У них праздник должен быть.
Буквоед:
Какая неприятность…
Ошибка:
Надо им помешать и АЗБУКУ схватить, а без нее буквы не смогут праздник начать. А с буквами мы легко разделаемся. В каждой школе есть свой “Незнайка”. Он обязательно сделает ошибки. Я их так люблю!
Буквоед:
Ага! Я тоже задам такие вопросы, что “Незнайка” обязательно ошибется. Тогда на обед у меня будет салатик из букв!
Абракадабра:
Вот и ладненько! Со всеми расправимся и устроим в школе маленькую абракадаброчку. Ха-ха-ха!!! Осталось схватить Азбуку и найти “Незнайку”. Вперёд!
Убегают. Выходит Азбука.
Азбука:
Странно, Букв нигде нет?!
Буквоед:
Скорей сюда! Я нашел ее!!!
Буквоед, Ошибка и Абракадабра хватают Азбуку и уводят со сцены.
Появляется Незнайка, идет через зал на сцену.
Незнайка:
Эх, что бы мне такое придумать, чтоб на уроки не пойти? Надоело эти буквы писать! Хочу гулять, хочу кино смотреть… Хочу, хочу, хочу!!! (Швыряет портфель).
Появляются Абракадабра, Ошибка и Буквоед.
Абракадабра:
Ты-то нам и нужен!!!
Ошибка:
Молодец!!! Делай как можно больше ошибок!
Буквоед:
Ты только не учись, и мы исполним все твои капризы. И ты будешь самым умным в школе.
Незнайка:
Вот здорово! Вот повезло! Прямо как в сказке “По щучьему велению”.
Учитель:
Незнайка, не слушай их. Если ты их послушаешь и не будешь учиться, то все буквы попадут в руки Абракадабре, Ошибке и Буквоеду. Азбука останется без букв, и все ребята будут неграмотные. Ребята не смогут, например, прочитать слова: “гулять”, кино”, и поэтому будут сидеть дома. Подумай об этом!
Незнайка (чешет затылок): Ну, уж нет! Лучше я выучу некоторые буквы, чем всю жизнь сидеть дома. Не годится мне ваше предложение. Пойду-ка я на урок. Где мой портфель? А, вот он.
Абракадабра:
Нет, просто так мы тебя не отпустим!
Ошибка:
Отгадаешь наши загадки про буквы – отпустим тебя и вернем Азбуку.
Буквоед:
Не отгадаешь… пообедаем буквами!!! Та буква, которая повторяется в стихотворении, является отгадкой.
Незнайка(растерянно):
Вот так история! И почему же я всегда влипаю? Что же теперь делать? Вдруг я не отгадаю загадки, и Буквоед съест буквы.
Учитель:
Ну что, ребята, поможем? Загадывайте свои загадки!
Ошибка:
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
Дети:
Буква Р.
Абракадабра:
Ох, негодные детишки! Отгадывайте следующую загадку. Эту уж вы наверняка не отгадаете!
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.
Дети:
Буква Ж.
Буквоед (свирепо):
А вот эту отгадаете?
С этой буквой – добрым другом
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.
Дети:
Буква Д.
Ошибка:
Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь...
Дети:
Букву У.
Абракадабра:
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Дети:
Буква Б.
Буквоед:
Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.
Дети:
Буква А.
Буквоед:
Они все знают! Убегаем скорее отсюда!
Азбука:
Спасибо вам ребята! Своими знаниями вы меня спасли! Теперь ты понял, Незнайка: “Кто много читает, тот много знает.” А вот и мои буквы.
Машинист:
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
Все буквы написаны на карточках, дети собирают из них слово дружба.
Азбука:
Ребята, какое слово у нас получилось?
Дети:
Дружба.
Незнайка:
Так это слово Дружба!
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Всех ребят приглашаю на станцию «ДРУЖБА».
Ребята дружно поют песню «Дружба крепкая».
На этой станции нас встречает школьный библиотекарь.
Библиотекарь: Говорит поздравительные слова и показывает книгу Литературное чтение.
Машинист:
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И следующая станция « ПОЧИТАЙКОВО».
Литературное чтение.
Здравствуйте, ребята! Я – литературное чтение. Очень рада встрече с вами! К нам на праздник пришли телеграммы, только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, от героев каких сказок пришли телеграммы.
Незнайка:
О чем речь! Ребята надежные - что хочешь, отгадают и даже прочитают!
Чтение:
Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник.
Дети:
1 – а «Кот в сапогах» Шарля Перро
Чтение:
Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге потеряла туфельку.
Дети:
1 – б “Золушка” Шарля Перро
Чтение:
Нет возможности к вам приехать - я снова осталась у разбитого корыта.
Дети:
1 – в Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина
Чтение:
Прибуду к вам на праздник, если на улице будет мало машин.
Я ведь еду на печи и не нарушаю ПДД.
Дети:
1 – г Емеля из русской народной сказки «По-щучьему велению».
Чтение:
Извините, не могу попасть на ваш праздник. У меня сломался пропеллер.
Дети:
1 – д Карлсон из сказки «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Лингрен
Чтение:
Молодцы, ребята!
Машинист:
Ребятам объявляется, что поезд отправляется!
И станция конечная нас ждет!!!
Ученики 1-х классов:
1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
2. Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.
3. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
4. До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!
5. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
6. Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
И вот за это мы благодарим
Первую нашу книгу – Азбуку!
7. Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения:
Нам сегодня выдают
Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки! (Хором!)
Азбука: Закончена Азбука.
Буквы вы знаете.
Стихи и рассказы
Свободно читаете.
Добру вас учила
Русская речь.
Её будем вместе
Любить и беречь!
Вижу я, что свой первый учебник вы освоили хорошо. Молодцы! Я говорю всем ребятам «В добрый путь!»
Литературное чтение: Ребята, а сейчас слово для поздравления предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе Дерявко Маргарите Владимировне.
Детям вручаются удостоверения Финальная песня «Чему учат в школе»
Раздается стук в дверь, вбегает Человек-паук.
Я Человек-паук!
Не ведаю наук.
Пришел, ребята, к вам узнать,
Зачем учились вы читать?
Я вот читать не люблю, зато умею и знаю многое другое.
Классный руководитель. Если б вы жили среди нас, Человек-паук, то с вами могла бы приключиться примерно такая история, которая приключилась с котенком Яшей, не умевшим читать.
Дети инсценируют отрывок из рассказа Л. Каминского «Про котенка, который не умел читать».
Человек-паук. А что — трудно научиться читать? Ребята, а вы можете познакомить меня хотя бы с несколькими буквами?
ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ (Загадки про буквы – ДРУЖБА)
Человек-паук. Спасибо, друзья. Теперь я понял, как важно уметь и любить читать, бережно относиться к каждой страничке печатной. Сейчас же отправляюсь в книжный магазин и выберу себе парочку занимательных книг.
Ученики. Постой, мы отведем тебя в нашу школьную библиотеку, поможем выбрать книгу.
Азбука. Я приготовила вам еще одно задание — кроссворд. Попробуйте его разгадать.
Азбука читает задание, дети отгадывают, ответ пишется цветными мелками.
1. С виду черные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят. (Буквы.)
2. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка.)
3. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки,
А вопрос такой возник:
Кто же это ... (ученик).
4. Моря и океаны,
Материки и страны —
Все умещается на нем,
На этом шаре голубом. (Глобус.)
5. У каждой девчонки, у каждого мальчишки
Есть эта книжка, заветная книжка.
Читают и нынче, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем .. (букварь)
Посмотрите, какое слово у нас получилось. Прочитаем его.
Дети читают слово «книга», учитель показывает книгу для чтения.
Посмотрите, какая прекрасная книга. Это ваш новый учебник, которому я уступаю свое место. Теперь она вас дальше поведет по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь ее, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите.
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
А на память я дарю вам закладки для новой книги.
Дети. До свидания.
Азбука вручает подарки детям и уходит.
Классный руководитель
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению — пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения...
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки.
Так что в путь, дружок, не робей!
Не грусти, не жалей,
Что закончил Азбуку.
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
Научиться дружить
И в беде помогать,
И решительными быть.
4-й ученик 5 класса:
В 2014 году нашей азбуке исполнилось 1151год. Наши далёкие предки, предки русских, украинцев и белорусов – славяне-братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Её назвали кириллицей. Потом в неё вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.
5-й ученик 5 класса:
В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» — первый на Руси печатный букварь. Название книга получила от двух первых букв алфавита. В старину эти буквы назывались аз и буки. Отсюда и пословица: Сперва аз да буки, а там и науки.
Учитель:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все…АЛФАВИТ!
Дети строятся на сцене (каждый называет свою букву):
А, Б (бэ), В (вэ), Г (гэ), Д (дэ), Е, Ё — постираем мы белье,
Ж (жэ), 3 (зэ), И, Й, К (ка), Л (эль), М (эм) — апельсинку быстро съем.
Н (эн), О, П (пэ), Р (эр), С (эс), Т (тэ), У — погуляем по мосту.
Ф (эф), Х (ха), Ц (цэ), Ч (че), Ш (ша), и Щ (ща) – ах, какая чаща.
Ъ (твёрдый знак), Ы, Ь (мягкий знак) — не расстанутся никак.
Э, Ю, Я — буквы все — мои друзья.
Первоклассник:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Теперь смогу я их прочесть.
Первоклассница:
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придёт!
Нехочуха:
- Ой! Куда это я попал?
Ведущий:
- Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такой?
Нехочуха:
- Я – Нехочуха! Знаете такого? А вы что тут делаете?
Ведущий:
Мы – ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.
Нехочуха:
- Я тоже хочу на праздник.
Ведущий:
- Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?
Нехочуха:
-Я нигде не учусь!
Ведущий:
- Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!
Нехочуха:
- А зачем мне это надо? Я – Нехочуха!
Ведущий:
- Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу! Вот попробуй прочитать, что написано на экране.
Нехочуха:
- Не знаю и знать ничего не хочу!
Ведущий:
- Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?
Ученик:
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Ведущий:
-Нехочуха! Не хочешь ли ты поиграть с нами?
Шапокляк. Пропустите! Разойдитесь! Я буду жаловаться на вас Директору. Пропустите, у меня срочное дело! О! народу сколько! Здравствуйте детки и их родители! Надеюсь, вы меня узнали? Кто я? Правильно! Зовут меня Шапокляк! Я собираю, зло, хочу прославиться. Обычно я делаю пять зол в день, но сегодня день не простой, сегодня День первоклассников и зол, или злов, в общем. Злых дел придется сделать гораздо больше. Поэтому мне нужны помощники. Так! Кто из вас будет крокодилом? Ты? А ну, встань! Нет, ты не зеленый! А мне нужен зеленый и плоский, чтобы его в траве не было видно. Представляете: вы ложитесь в траву и бросаете на дорогу кошелек на веревочке. Когда похожий нагибается за ним, выдергиваете этот кошелек у него из-под носа. Здорово? Ну. Так кто будет крокодилом? Да. Я вижу, среди вас, нет никого подходящего. Пойду. Поищу там.
Ученики. (хором) За все, чему ты нас учила, спасибо, азбука тебе.
Шапокляк. Безобразие! Такая большая школа и ни одного крокодила! Все, как назло, добренькие, чистенькие, умненькие, - благоразумненькие! Ну, хотя бы одного двоечника найти! Есть среди вас двоечники? Ну да! Не может такого быть! Сейчас поверю. А ну, решите-ка одну хитроумную задачку. Росли 4 березы, на каждой березе – 4 большие ветки, на каждой большой ветке – 4 маленькие ветки, на каждой маленькой ветке – по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на березе не растут)
- Ой-ой-ой! Подумаешь, какие все грамотные! Не интересно с вами! Ухожу я от вас. Кстати, не зря я по вашей школе бегала. Не хотите мне помогать. Тогда я дам очень умные советы. Вам ещё не один год учиться в школе, так что они вам пригодятся.
Если твой сосед по парте
Стал источником заразы,
Обними его - и школу
Две недели не придешь.
Если вы еще не твердо
В жизни выбрали дорогу
И не знаете, с чего бы
Трудовой свой путь начать,
Бейте лампочки в подъездах.
Люди скажут вам спасибо,
Вы поможете народу
Электричество беречь.
Классные советы! Кто их будет выполнять, станет моим другом.
Учитель: Ребята, вы согласны, что это правильные, полезные советы? По-моему, Шапокляк, не знает, что такое хорошо, что такое плохо
Шапокляк. Я не прощаюсь, пойду к другим ребятам искать себе друзей.
Учитель. Иди, иди!
А мы с ребятами споём для азбуки песню.
Шапокляк. Это опять я. Кстати, не зря я по вашей школе бегала. Нашла-таки себе помощника! Эй, малыш, иди-ка скорей сюда! Вот он! Знаете, как его зовут? Правильно, очень подходящее у него имя. А ну-ка, Незнайка, реши-ка одну задачку. У тебя в кармане 2 яблока. Некто взял у тебя 1 яблоко. Сколько яблок у тебя осталось?
Незнайка. Два.
Шапокляк. Почему?
Незнайка. А я не отдам Некту яблоки.
Шапокляк. Молодец! Настоящий двоечник! А стихи-дразнилки сочинять умеешь?
Незнайка. Как это?
Шапокляк. Очень просто. Знаешь, что такое рифма?
Незнайка. Нет, не знаю.
Шапокляк. Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка – шутка, свечка – речка. Понял?
Незнайка. Понял.
Шапокляк. А ну-ка, скажи рифму на слово «двойка»?
Незнайка. Селедка.
Шапокляк. Какая же это рифма, двойка- селедка? Никакой рифмы нет.
Незнайка. Почему это? Они же одинаково оканчиваются?
Шапокляк. Этого мало. Надо чтобы складно было. Вот послушай: двойка- головомойка. Первое сентября – наступило зря…
Незнайка. Понял, понял! Доска – тоска, стоишь – молчишь, Пару получишь!
Шапокляк. Молодец, Незнайка, беру тебя в помощники. Мы с тобой такое сотворим. А к вам, детки, я ещё вернусь, если вы будете плохо учиться.
Азбука. Молодцы первоклассники, хорошо потрудились. Ребята, сегодня мы с вами прощаемся. Теперь у вас появятся новые интересные книжки.
Ученица про Азбуку. Я с этой книжкой в первый раз
Пришла в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбила,
Я в ней все буквы изучила,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Тем, кто любит приключения,
Мы откроем свой секрет.
Хором: Увлекательнее чтения
Ничего на свете нет!
Нафаня: Как это нет? Чего вы врёте?
Учитель: Ой! Кто это сказал?
Нафаня: Это я сказал, Нафаня.
Учитель: Нафаня?! У нас такого ученика нет. Выходи, покажись нам. Ты из какого класса мальчик?
Нафаня: Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и не собираюсь. Зачем мне голову забивать ерундой?
Учитель: Что значит «ерундой»? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за 6 месяцев узнали – читать, писать научились!
Нафаня: Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочитаешь.
Учитель: Сказки – это хорошо! Но я уверенна, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабушка не знает.
Нафаня: Неправда. Давай поспорим, что знает, и я знаю! Сейчас я бабусю позову она вам покажет.
Учитель: Вот глупый. Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну и пусть идёт. Давайте праздник продолжать.
Баба Яга: Это кто тут моего внука обижает, а?
Учитель: Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А в третьих, никто вашего Нафаню не обижал.
Баба Яга: Как не обижал? Ребёнок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят дурачком назвала!
Учитель: Не свора, а класс! И ничего плохого мы о нём не говорили. Просто Нафаня учиться не хочет, читать и писать не умеет.
Баба Яга: Да я знаю! Сколько раз пыталась его читать научить, а он всё отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда.
Учитель: А вот наши ребята уже научились. И сегодня мы с Азбукой прощаемся. Кстати, а где же Азбука?
Баба Яга: Да погодите вы со своей Азбукой. Зато вот мой внучок сказок много знает, а ваши поди не то, что читать, но и слышать не слышали. А ну, проверим.
«Снежная принцесса», «Красная кепочка», «Илья царевич и белый волк», «Мальчик и Карлсон», «Стойкий железный солдатик», «Гадкий цыплёнок», «Луковый мальчик».
Учитель: Видишь, Баба Яга, вы даже названия сказок толком не знаете, а что говорить о содержании.
Азбука: Молодцы, первоклассники! Хорошо знаете сказки, и читать вы научились, и обращались со мной бережно. Мне с вами было хорошо. И подружка моя такого же мнения.
Игра "Угадай сказку"
"Снежная принцесса" ("Снежная королева")
"Илья-Царевич и Серый волк" ("Иван-Царевич и Серый волк")
"Мальчик и Карлсон" ("Малыш и Карлсон")
"Стойкий железный солдатик" ("Стойкий оловянный солдатик")
"Гадкий цыпленок" ("Гадкий утенок")
"Сказка о рыбаке и рыбачке" ("Сказка о рыбаке и рыбке")
"Конь-горбун" ("Конек-Горбунок")
"Луковый мальчик" ("Чипполино").
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
Учитель.
Кто стучится в дверь ко мне? С толстой сумкой на ремне,
С «АБВ» на медной бляжке, в новой форменной фуражке?
Это он, это он! Майкопский… (почтальон)
Почтальон. Получите! Вам письмо!
Очень срочное оно!
К вам я прибыл издалёка
Из волшебной стороны.
Ни минуты не теряя,
Вы в путь отправиться должны.
Учитель. В чем же дело? Объясните.
Почтальон. Королеве помогите!
Учитель (читает письмо)
Злой волшебник Звукомор
Налетел на нас, как гром!
Королеву он украл,
Буквы все заколдовал.
Учитель.
- Ребята, вы поможете справиться со злым волшебником и освободить королеву Азбуку? Почтальон, а ты нас проводишь?
Почтальон. К сожалению, я не могу. Дел много. Но я оставлю вам карту волшебной страны. Вам нужно найти Буратино и взять у него волшебный ключ. Этот ключ поможет освободить королеву.
Учитель. Тогда отправляемся в волшебную страну.
Дети исполняют песню «Маленькая страна»
Учитель.
Путешествовать по волшебной стране могут только литературные герои и те, кто хорошо их знает. Вот и первое испытание: угадайте имя литературного героя или название сказки.
1. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку и называется…. («Три поросёнка»)
Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает… («Золотая рыбка»)
Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!
Названье этой книжки… («Маша и медведь»)
Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…
Плачет дед, плачет баба, но их утешает… («Курочка Ряба»)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный, говорливый, простодушный
И румяный…(Колобок)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это Доктор … (Айболит)
Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил
Догадались это Гена,
Это Гена … (Крокодил)
Учитель.
Молодцы, с этим заданием справились.
Учитель.
Впереди пропасть. Чтобы через неё перебраться нужно вспомнить музыкальные ноты и отыскать их в словах.
Дорога, помидор, фасоль, лягушка, река, сито.
Учитель. Ноты нашли, но этого не достаточно, нужно их услышать.
Музыкальный номер (частушки или песня)
ЧАСТУШКИ
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Учитель.
Пропасть позади, можно двигаться дальше.
Учитель.
Посмотрите, на какую красивую поляну мы вышли. Здесь живут весёлые утята. Они знают много стихов, но злой Звукомор запутал их и теперь в стихах много ошибок. Давайте их исправим.
Уронили Зайку (мишку) на пол,
Оторвали зайке (мишке )лапу,
Всё равно его не брошу-
Потому что он хороший.
Наша Лена (Таня) громко плачет:
Уронила в печку (речку) мячик.
Зайку бросила лентяйка (хозяйка),
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Молодцы, стихи исправили, но только весёлые утята никого не отпускают без танца. Давайте вместе с ними исполним танец.
Танец маленьких утят.
Учитель.
Буратино сочинил стихотворение для Мальвины, но Звукомор убрал последние слова в строчках и перепутал. И сейчас Буратино не знает как поставить их на место.
Я нос уткнул в оконное….
Осенним утром муху…
Она снаружи на окне…
И на меня внимательно…
Я думаю, что мухе …
И интересно, и ногам….
Глядит, повезло, стекло, тепло, принесло, сидит
Учитель.
Ребята, мы помогли Буратино, за это он вам дарит ключ от страны знаний. Королева Азбука освобождена!!!
Давайте, позовем Азбуку к нам.
Королева Азбука. Спасибо, ребята! Вы развеяли чары Звукомора, расколдовали меня и спасли нашу маленькую страну.
Чтоб умным быть и много знать
Нужно много книг читать.
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок –
Просит книжку показать.
Я вам желаю быть дружными, весёлыми и грамотными. На память о нашем празднике я хочу вам вручить подарки. Лучший подарок и друг – это книга.
Вручение книг. Музыка.
Учитель.
Вот вы и стали настоящими читателями, но для того чтобы быть принятыми в эту дружную семью, нужно дать клятву читателей. Для принятия клятвы прошу всех встать!
/Читает клятву:/
Брать книги только чистыми руками. Клянёмся!
- Клянемся!
Обернуть книгу, вложить в нее закладку. Клянёмся!
- Клянемся!
-Не перегибать книгу при чтении. Клянёмся!
- Клянемся!
-Вовремя возвращать книгу в библиотеку. Клянёмся!
- Клянемся!
Сценка "Буква Я»
Автор:
Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому
Отчего и почему?
Неизвестно?
Дети: Неизвестно!
– Интересно?
Дети. Интересно!
Автор.Ну, так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я" в строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я".
Буква я. – Я, – сказала буква "Я", – главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду, быть желаю на виду!
Автор. Тут вся Азбука пришла в страшное волнение.
– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул "Эф", от обиды покраснев.
– Срам! – сердито "эс" сказало.
"Вэ" кричит: – Воображала!
Проворчала "Пэ": – Попробуй, потолкуй с такой особой!
"Я" затопала ногами:
Буква я. – Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Автор. Говорят ей: Встань на место! Отвечает:
Буква я. – Не пойду! Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мною – недоразумение!
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
– Хорошо! Идем на спор.
Буква А. – Если сможешь в одиночку написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Буква я. – Чтобы я да не сумела, Я ж не кто-нибудь, а "Я"!
Автор:
Буква "Я" взялась за дело: целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела. Написать она сумела только:
– Я-я-я-я-я!
Как зальется буква "Ха":
Буква х. - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Автор. "О" от смеха покатилась!
"А" за голову схватилась!
"Б" схватилась за живот.
Буква "Я" сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква я. – Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
А. – Что ж, – решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит.
Ф. Дело ведь совсем не в месте,
В. Дело в том, что все мы вместе!
П. В том, что б все от А до Я
Жили как одна семья
А. Но советуем, друзья,
Помнить место буквы "Я"!
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательней чтенья
Ничего на свете нет!
Голос из-за угла: "Как это нет?! Обман!"
Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал?
Карлсон. Это я, лучший в мире Карлсон! Карлсон, который живет на крыше!
Учитель. Карлсон... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Карлсон выходит.) Ты из какого класса, мальчик?
Карлсон. Я не мальчик! Я мужчина в самом расцвете сил! Из какого класса? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Учитель. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за 7 месяцев узнали – читать, писать научились!
Карлсон. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне с крыши и так всё видно! И без ваших книжек и букварей я всё знаю. Я же лучший в мире Знаток!
Учитель. А давай мы с ребятами тебе игру предложим и проверим, как ты всё знаешь. Мы тебе сказки называть будем, но с ошибкой в названии, а ты эти ошибки исправлять будешь.
Карлсон. Это для меня пустяки! Дело житейское!
Учитель. «Снежная принцесса».
Карлсон. «Принцесса мороженого».
Учитель. Неверно! Кто из ребят ответит?
Учитель . «Илья Царевич и Серый волк».
Карлсон. «Царь Карлсон и жареный волк».
Учитель . «Стойкий железный солдатик».
Карлсон. «Сладкий железный солдатик».
Учитель. «Гадкий цыпленок».
Карлсон. «Сладкий утенок».
Учитель. «Сказка о бабке и рыбке».
Карлсон. «Сказка о жареной рыбке».
Учитель. «Луковый мальчик».
Карлсон. «Мальчик, запеченный в луке».
Карлсон. Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели Карлсона, лучшего в мире Знатока сказок!
Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился.
Карлсон. Я обязательно научусь! Теперь я понял, как важно уметь читать! Кто много читает, тот много знает. А пока я полетел к себе на крышу. До свидания, ребята!
«Сказка про котенка, который не умел читать» (Леонид Каминский)
Автор: Жил-был котенок Яша. Однажды кошка Мурка, Яшина мама, сказала:
Мама: Пора тебе, Яша, научиться читать.
Яша: Успею еще!
Мама: Нечего лениться! Садись, я покажу тебе буквы. Начнем с самой простой буквы - буквы О.
Яша: Какой-то кружок.
Мама: Да, похоже на кружок, эта буква называется О.
Яша: А в каких словах есть эта буква?
Мама: Во многих. Например, в словах КОТ и КОШКА
Яша: А в слове КОТЁНОК?
Мама: А в этом слове даже две буквы О.
Яша: Вижу, вижу! А три буквы О бывает?
Мама: Конечно, есть такое хорошее слово - МОЛОКО.
Яша: Правда! Целых три кружочка! А в слове МОРОЖЕНОЕ есть эта буква?
Мама: Конечно. И тоже три.
Яша: Хорошее слово!
Мама: На сегодня всё. Иди гулять.
Автор: Котенок пошел на улицу. Он гулял и думал про букву О.
Яша: Хорошая буква! И бывает в хороших словах. И в самых вкусных!
Автор: Тут он увидел большой забор. На нем висела красивая табличка, на которой было написано три каких-то слова, а в первом…- раз, два, три, четыре! Целых четыре буквы О!
Яша: Вот это да! (радостно). Наверное, тут что-то очень приятное или вкусное.
Автор: Яша толкнул лапой калитку и с любопытством заглянул во двор. Вдруг раздался оглушительный лай и из кустов выскочил огромный пес.
Яша: Ой, мама!
Мама: Что с тобой? Что случилось? Почему ты дрожишь?
Автор: Котенок рассказал про табличку и собаку.
Мама: Так, все понятно. Вот что бывает, когда не умеешь читать. Знаешь, что было написано на табличке? «Осторожно, злая собака!»
Яша: Да, там было правильно написано. Знаешь, мама, давай учить остальные буквы.
Мама: Хорошо.
Ведущий: Котенок Яша выучил все буквы и больше не попадал в нелепые ситуации. Но бывают случаи, когда ученики ленятся и домашнее задание за них выполняют папы, мамы, бабушки.
Сценка Е. Смолина «Бабушки и внуки»
Первая бабушка. Здравствуй, голубушка моя. Пойдём гулять в парк.
Вторая бабушка. Да что ты, я ещё уроки не сделала.
Первая бабушка. Какие уроки?
Вторая бабушка. Сейчас модно делать уроки за внуков. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, непедагогично.
Первая бабушка. Почему это не педагогично? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю. Если что – меня спрашивай, у меня большой опыт.
Вторая бабушка. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»
Первая бабушка. Так, хорошо.
Вторая бабушка. «…И днём, и ночью пёс учёный…»
Первая бабушка. Какой ещё пёс?
Вторая бабушка. Ну, я не знаю, какая у него порода, может, доберман-пинчер?
Первая бабушка. Да не пёс, а кот учёный! Поняла?
Вторая бабушка. А-а, поняла, поняла! Ну, я тогда сначала начну: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём, и ночью кот учёный… с авоськой ходит в гастроном».
Первая бабушка. С какой авоськой? В какой гастроном? Учи стихотворение снова.
Вторая бабушка. Ой, у меня ещё столько уроков! Один внук в шестом классе, а другой – в первом. Его учительница просила в школу кассу принести.
Первая бабушка. Какую кассу? Из магазина, что ли? Ты меня в это дело не впутывай!
Вторая бабушка. Ну, при чём тут магазин? Касса – это алфавит. Ладно, я её сама сделаю, а ты помоги решить задачу.
Первая бабушка. Так… (берёт учебник, читает.) «С ванной соединены две трубы…» Запомни, чтобы решить задачу, нужно хорошенько представить себе то, о чём в ней говорится. «С ванной соединены две трубы» - ты представила?
Вторая бабушка. Да-да, представила.
Первая бабушка. «…Через одну трубу вода вливается, через другую выливается». Представила?
Вторая бабушка. Представила! (убегая.) Представила-а-а-а! Какой ужас!
Первая бабушка. Ты куда?
Вторая бабушка. В ванную убирать, чтобы соседей снизу не затопило!